Расширить определение национально-культурной автономии (С. Сомов, "Российская юстиция", N 9, сентябрь 2000 г.)

Расширить определение национально-культурной автономии


В настоящее время по инициативе Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации готовится для внесения на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О национально-культурной автономии" от 17 июня 1996 года". В свое время этот Закон сыграл значительную роль в национально-культурном самоопределении этнических групп в Российской Федерации, в развитии системы национального самоуправления и т.д. На сегодняшний день в России зарегистрировано 9 федеральных национально-культурных автономий, более 100 региональных и свыше 170 местных национально-культурных автономий.

Тем не менее четырехлетняя практика применения Закона выявила ряд его существенных недостатков. Необходимо упростить порядок учреждения национально-культурной автономии, уточнить используемые в Законе термины, разработать правовые основы государственной финансовой поддержки национально-культурной автономии.

Национально-культурная автономия существующим Законом определяется как общественное объединение граждан, относящих себя к определенным этническим общностям. Действуя на основе добровольной самоорганизации, такое объединение призвано участвовать в решении вопросов развития языка, образования и национальной культуры. При этом надо отметить, что право на учреждение национально-культурной автономии принадлежит в равной степени всем народам Российской Федерации, но наиболее оно актуально для национальных меньшинств.

В ст.3 главы 1 Закона говорится о том, что образование и деятельность национально-культурной автономии регулируются как законами России и субъектов Федерации, так и общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. А ч.3 ст.62 Конституции РФ особо подчеркивает, что "иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации". То есть Закон "О национально-культурной автономии" должен распространяться в равной степени как на российских, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства, законно проживающих на территории России. Конституция РФ гарантирует "права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права" (ст.17), в том числе и право на объединение (ст.30). На это также указано и в ст.1 Федерального закона "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г.

Набирают силу международные интеграционные, в том числе миграционные, процессы, расширяются контакты между государствами и народами, поэтому актуальным становится вопрос признания права каждого человека на свободу ассоциаций (объединений). Оно отражено в таких авторитетных и обязательных к исполнению Российской Федерацией международно-правовых документах, как Международный пакт о гражданских и политических правах (ст.ст.22 и 27), принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году, и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года (ст.11).

Достаточно отметить, что только в течение 1999 года (согласно данным Федерального государственного статистического наблюдения за внешней трудовой миграцией) в Россию привлечен 211361 иностранный рабочий и специалист, в том числе из них граждане: Украины - 62856 чел. (29,74%), Турции - 26708 чел. (12,64%), Китая - 24256 чел. (11,48%), Вьетнама - 10123 чел. (4,79%), КНДР - 10110 чел. (4,78%). Кроме того, многие иностранные граждане и лица без гражданства, проживая в нашей стране, вступают в браки с российскими гражданами, обучаются в российских образовательных учреждениях и т.п. На мой взгляд, им также должно быть гарантировано Российской Федерацией право на создание и участие в деятельности общественных объединений, в том числе и в виде национально-культурной автономии.

Национально-культурная автономия не относится ни к одной из организационно-правовых форм общественных объединений, перечисленных в ст.7 Федерального закона "Об общественных объединениях". Однако с учетом практики учреждения национально-культурных автономий их следует рассматривать как особый вид общественных организаций.

Необходимо упростить механизм создания национально-культурной автономии. Авторы законопроекта предлагают две процедуры ее учреждения: а) традиционная - делегатами национальных общественных объединений на общем собрании (конференции, съезде); б) упрощенная - собственно представителями данной этнической общности на общих собраниях (сходах).

Членами и учредителями национально-культурной автономии как особого вида общественной организации в соответствии со ст.ст.6, 8 и 18 Федерального закона "Об общественных объединениях" являются физические и юридические лица. При этом следует обратить внимание, что законодатель в ст.6 Федерального закона "О национально-культурной автономии", определяя порядок образования национально-культурной автономии, употребляет термин "национальные общественные объединения", не раскрывая его содержания. По моему мнению, исходя из смысла предмета регулирования указанного Закона, данный термин целесообразно было бы изменить на выражение "этнические общественные объединения", подразумевая под ними такие общественные объединения, в учредительные и программные документы которых включены положения о защите и (или) представительстве интересов определенных этнических общностей, к которым, как известно, относятся племя, народность, нация.

Исходя из изложенного, ст.1 Федерального закона "О национально-культурной автономии" мне видится в такой редакции: "Национально-культурная автономия в Российской Федерации - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой особый вид общественной организации проживающих на территории Российской Федерации представителей определенных этнических общностей на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры и консолидации на этой основе совместных усилий этнических общественных объединений.

Под представителями определенных этнических общностей, на которых распространяется действие настоящего Закона, следует понимать:

а) граждан Российской Федерации:

осознающих свою принадлежность к народам (национальностям), имеющим государственные образования за пределами Российской Федерации либо не имеющим таковых, но основная часть которых проживает вне Российской Федерации;

осознающих свою принадлежность к народам (национальностям), имеющим на территории Российской Федерации соответствующие республику, автономную область, автономный округ, но проживающих за их пределами;

относящих себя к иным этническим группам, проживающим в численном меньшинстве в инонациональной среде на территории Российской Федерации;

б) законно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, осознающих свою принадлежность к определенным этническим общностям и необходимость выражения и защиты их интересов на территории Российской Федерации".

Кроме того, отмечу, что национально-культурная автономия должна организовываться и осуществлять свою деятельность на принципах равенства прав и свобод человека, а также свободного волеизъявления человека при отнесении себя к определенной этнической общности.

Организационные основы национально-культурной автономии определяются спецификой расселения на территории Российской Федерации представителей этнических общностей и уставами национально-культурных автономий.

Местная национально-культурная автономия должна учреждаться на общем собрании (конференции) делегатами этнических общественных объединений, зарегистрированных в порядке, установленном Федеральным законом "Об общественных объединениях".

Под этническим общественным объединением следует понимать общественное объединение, учредительные и программные документы которого в качестве основных целей или направлений деятельности прямо предусматривают выражение, защиту и (или) представительство интересов определенных этнических общностей.

Местная национально-культурная автономия может учреждаться представителями этнической общности, проживающими на территории конкретного муниципального образования на общих собраниях (сходах).

Считаю, что внесение корректив в Федеральный закон "О национально-культурной автономии" могло бы стать еще одним важным шагом на пути проведения в нашей стране правовой реформы и послужить основой для возможной адекватной реакции законодателей зарубежных государств на решение проблемы создания и деятельности национально-культурных автономий наших соотечественников за пределами России.


С. Сомов,

начальник отдела законодательства

и правовой экспертизы

Управления юстиции

Калининградской области



Расширить определение национально-культурной автономии


Автор


С. Сомов - начальник отдела законодательства и правовой экспертизы Управления юстиции Калининградской области


"Российская юстиция", 2000, N 9, стр. 27


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение