Вопрос: Иностранное предприятие, не имеющее постоянного представительства в России оказывает услуги российской организации по автомобильным перевозкам грузов с территории России на территорию иностранных государств и наоборот. В соответствии со статьей 10 Закона о налоге на прибыль российская организация обязана удерживать налог с суммы доходов от фрахта. Не противоречит ли требование по уплате налога пункту 2 статьи 4 Закона о налоге на прибыль, в соответствии с которым иностранные предприятия, не имеющие постоянных представительств, не являются налогоплательщиками по налогу на прибыль? ("Консультант бухгалтера", N 8, август 2000 г.)

Иностранное предприятие, не имеющее постоянного представительства в России оказывает услуги российской организации по автомобильным перевозкам грузов с территории России на территорию иностранных государств и наоборот. В соответствии со статьей 10 Закона о налоге на прибыль российская организация обязана удерживать налог с суммы доходов от фрахта.

При этом возникают вопросы:

1. Не противоречит ли требование по уплате налога пункту 2 статьи 4 Закона о налоге на прибыль, в соответствии с которым иностранные предприятия, не имеющие постоянных представительств, не являются налогоплательщиками по налогу на прибыль и пункту 1 статьи 17 НК РФ, в соответствии с которым налог считается установленным только тогда, когда установлен налогоплательщик и все элементы налогообложения?

2. Каким образом определяется сумма доходов от фрахта, если российская организация не располагает сведениями о расходах, произведенных иностранной организацией при оказании услуг?


В настоящее время (следует особо оговориться, что под "настоящим временем" здесь имеется в виду время подготовки ответа - конец июня 2000 г.), то есть до принятия части второй НК РФ, никакого противоречия между упомянутыми в вопросе нормативными актами нет.

Во-первых, что касается противоречия статей 4 и 10 Закона о налоге на прибыль: отдельные статьи федерального закона не могут противоречить друг другу по определению - подготовка и принятие закона довольно сложный и подробно обставленный юридически процесс. В принятии любого закона участвует несколько органов законодательной власти, в том числе и Минюст РФ. В данном случае, статьей 10 просто делается исключение из общего правила, установленного статьей 4, которое, кстати, не противоречит букве и духу данного закона.

Получение нерезидентами доходов от фрахта принципиально отличается от других видов деятельности тем, что данная услуга оказывается не только на территории государства, где данная организация зарегистрирована в качестве налогоплательщика, но и на территории других государств. При этом используются определенные ресурсы той страны, на территории которой оказывается услуга. Таким образом, взимание налога на прибыль с сумм доходов от фрахта не противоречит налоговому законодательству РФ и не является двойным налогообложением доходов организации, оказавшей эту услугу.

Во-вторых, требование об уплате российской организацией налога на прибыль сумм с доходов от фрахта не противоречит и части первой НК РФ. В данном случае обязанности российской организации регулируются статьей 24 части первой НК РФ - то есть российская сторона выступает в качестве налогового агента. Обязанности налогового агента установлены пунктом 3 статьи 24 части первой НК РФ. При этом следует обратить внимание на то, что большая часть из них является не строго определенными, а отсылочными. Так, подпунктом 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ установлена обязанность налоговых агентов правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты соответствующие налоги. То есть, ни перечень налогов, ни перечень объектов налогообложения здесь не определены. Предполагается, что эти элементы будут установлены в части второй НК РФ.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 147-ФЗ) до введения в действие части второй НК РФ в пунктах 1 и 2 статьи 24 ссылки на положения НК РФ приравниваются к ссылкам на Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и отдельные законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов.

Таким образом, до введения в действие части второй НК РФ российская организация, пользующаяся услугами иностранных предприятий, не имеющих постоянных представительств на территории РФ, должна выполнять обязанности налогового агента по исчислению и уплате налогов в порядке, установленном действующими законами (в том числе и Законом о налоге на прибыль).

Если говорить об элементах налогообложения, то, по нашему мнению, статья 10 Закона о налоге на прибыль определяет их полностью.

Что касается ответа на второй вопрос, то ответ на него также можно найти в соответствующих статьях НК РФ. Общие принципы определения доходов установлены статьями 41 и 42 НК РФ. При этом следует учитывать положения упомянутого Закона N 147-ФЗ, в соответствии со статьей 4 которого, до введения в действие части второй НК РФ ссылки в статьях 41 и 42 на разделы части второй НК РФ приравниваются к ссылкам на действующие федеральные законы, регулирующие порядок взимания конкретных налогов.

Таким образом, положения Закона о налоге на прибыль продолжают действовать.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона о налоге на прибыль МНС РФ предоставлено право издавать инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением. Таким образом, до изменения Закона о налоге на прибыль, положения Инструкции Госналогслужбы РФ от 16 июня 1995 г N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" обязательны к применению. А пункт 5.3. этой Инструкции четко определяет, что в расчет включаются суммы доходов, выплаченных иностранным юридическим лицам в прошедшем отчетном периоде. Возможно, именно этим обстоятельством и объясняется более низкая (впятеро) ставка налога - всего 6 процентов.


1 августа 2000 г.


Журнал "Консультант бухгалтера"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.

Издается с сентября 1993 г.

Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112

Телефоны редакции: (495) 963-19-26

Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru

Адрес в Интернете - www.dis.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.