Осуществление предпринимательской деятельности на основании лицензии (Г. Титова, "Финансовая газета", N 42, октябрь 2000 г.)

Осуществление предпринимательской деятельности
на основании лицензии


Статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) установлено, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Этой же статьей (п.3) установлено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений. Поскольку ст.49 ГК РФ установлена ограниченная дееспособность для юридических лиц (т.е. отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения или лицензии), то можно сказать, что это же правило применяется и для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - предприниматели). Таким образом, в ряде случаев для осуществления деятельности предпринимателю требуется не только государственная регистрация, но и наличие соответствующей лицензии, т.е. разрешения (права) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданной лицензирующим органом индивидуальному предпринимателю.

В настоящее время основным законодательным актом, регулирующим лицензирование отдельных видов деятельности, является Федеральный закон от 25.09.98 г. N 158-ФЗ (в ред. от 12.05.2000 г.) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (до принятия названного Закона перечень видов лицензируемой деятельности и порядок ведения лицензионной деятельности регулировались постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.94 г. N 1418 (в ред. от 11.04.2000 г.) "О лицензировании отдельных видов деятельности", которое применяется в части, не противоречащей Закону). К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензирование.

Поскольку, как предусмотрено ст.1 Закона N 158-ФЗ, его действие распространяется и на индивидуальных предпринимателей, следует обратить внимание на следующее.

Лицензирующим органом (т.е. органом, которому предоставлено право выдавать лицензии) могут быть федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. И в зависимости от выдавшего органа определяется возможность осуществления деятельности на той или иной территории.

Так, деятельность, на осуществление которой лицензия выдана федеральным органом, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.

Если лицензия выдана органом субъекта Российской Федерации, то соответственно ограничивается и территория ее применения, а осуществление деятельности на территории другого субъекта Российской Федерации может быть только при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов данного субъекта, если иное не установлено вступившими в силу до момента вступления Федерального закона иными законами, регулирующими лицензирование.

Перечень видов деятельности, которые могут осуществляться на основании лицензии, определен ст.17 Закона N 158-ФЗ (но если на отдельные виды деятельности лицензирование было введено ранее принятыми законами, то они применяются в части, не противоречащей Закону N 158-ФЗ). Порядок осуществления конкретных видов деятельности определяется положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. При осуществлении предпринимателем нескольких видов лицензируемой деятельности лицензии необходимо получать на каждый из этих видов (при этом лицензии не могут быть переданы другому лицу для осуществления данного вида деятельности). Для получения лицензии в лицензирующий орган представляются соответствующие документы (ст.10 Закона N 158-ФЗ), принимаемые по описи, копия которой передается заявителю с отметкой о дате приема документов.

За рассмотрение документов взимается плата, максимальный размер которой не может превышать 3-кратный минимальный размер оплаты труда (МРОТ), установленный федеральным законом. Конкретный размер указанной платы определяется Правительством Российской Федерации при утверждении соответствующего положения о лицензировании конкретного вида деятельности. Представленные документы должны быть рассмотрены лицензирующим органом; решение по ним должно быть принято в срок, не превышающий тридцати дней со дня их получения; о принятом решении заявитель уведомляется в течение трех дней после его принятия. Поскольку помимо указанной платы за рассмотрение документов взимается лицензионный сбор, то при положительном решении лицензирующий орган должен сообщить получателю лицензии реквизиты банковского счета, на который перечисляется сумма сбора. В соответствии со ст.15 Закона N 158-ФЗ размер лицензионного сбора устанавливается Правительством Российской Федерации в положениях о лицензировании конкретных видов сборов, но максимальный его размер не должен превышать 10-кратный МРОТ. Так, гражданин-предприниматель для получения лицензии на право занятия аудиторской деятельностью в соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.99 г. N 472, должен внести плату за рассмотрение лицензирующим органом его документов в 3-кратном МРОТ на дату подачи заявления (п.12), а также лицензионный сбор, равный 10-кратному МРОТ на дату принятия решения о выдаче лицензии (п.25).

Срок действия лицензии, как правило, не может быть менее трех лет, если иное не установлено федеральными законами и положениями о лицензировании отдельных видов деятельности, а также не уменьшен по заявлению получателя лицензии. Установленный при выдаче срок лицензии может быть продлен в порядке, предусмотренном Законом N 158-ФЗ (ст.8).

Однако предпринимателям, получившим лицензии, следует иметь в виду, что Законом N 158-ФЗ предоставлено лицензирующим и другим органам право осуществления надзора за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий (ст.12), при этом лицензиат обязан обеспечивать условия для проведения проверок и предоставлять проверяющим необходимую информацию и документы.

По результатам проверок соответствующим органом может быть принято решение о приостановлении действия лицензии (в случае выявления нарушений лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также в случае невыполнения лицензиатом решений лицензирующего органа об устранении выявленных нарушений) либо об обращении в суд с иском об аннулировании выданной лицензии (в случае обращения в суд лицензирующий орган вправе принять решение о приостановлении действия лицензии) при обнаружении недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии; неоднократном или грубом нарушении лицензиатом лицензионных требований и условий. В случае принятия решения о приостановлении действия лицензии или о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии лицензиат ставится об этом в известность в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня принятия решения. В случае несогласия с принятым решением о приостановлении действия лицензии предприниматель может обжаловать его в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для устранения выявленных нарушений ему отводится определенный срок, который не может превышать шести месяцев. В том случае, если в указанный срок недостатки будут устранены, лицензирующий орган принимает решение о возобновлении ее действия, если нет - то должно последовать обращение в суд об аннулировании лицензии.

Следует также иметь в виду, что действующим законодательством может предусматриваться ответственность за осуществление лицензируемого вида деятельности без получения в установленном порядке лицензии. Так, п.25 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 г. N 2263 (который применяется до введения в действие федерального закона об аудиторской деятельности), предусматривается, что осуществление юридическим или физическим лицом аудиторской деятельности без полученной в установленном порядке лицензии влечет за собой взыскание с указанных лиц на основании решения суда по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции полученных в результате незаконной деятельности доходов в пользу введенных ими в заблуждение заказчиков в размерах понесенных этими заказчиками расходов, а также штрафа в пределах от 500- до 1000-кратного МРОТ.


Г. Титова

Минфин России


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение