Порядок применения льготы по НДС (И. Муравьева, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 42, 43 октябрь 2000 г.)

Порядок применения льготы по НДС


Согласно Федеральному закону от 30.11.95 г. N 188-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" (с учетом Федерального закона от 16.11.98 г. N 170-ФЗ "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах") п.1 ст.5 Закона Российской Федерации от 6.12.91 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" дополнен п.п."э", которым предусмотрено освобождение от налога на добавленную стоимость оборотов по реализации до 1 января 2002 г. продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также редакционной, издательской и полиграфической деятельностью по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции; услуг по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. При этом льготы, предусмотренные настоящим подпунктом, не распространяются на продукцию средств массовой информации рекламного и эротического характера и издания рекламного и эротического характера.

На основании ст.2 Федерального закона от 5.08.2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" действие указанного п.п."э" п.1 ст.5 Закона "О налоге на добавленную стоимость" в 2001 г. (т.е. до 1 января 2002 г.) не отменяется.

Для более четкого определения сферы распространения льготы по налогу на добавленную стоимость по продукции средств массовой информации и книжной продукции Госналогслужбой России были даны соответствующие разъяснения в письмах от 21.03.96 г. N ВГ-4-03/22н "О порядке применения налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции" и от 7.06.96 г. N ПВ-6-03/393 "Разъяснение о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции", которые зарегистрированы в Минюсте России соответственно 8.04.96 г. за N 1060 и 14.06.96 г. за N 1106.

При применении льготного налогового режима по НДС по продукции средств массовой информации и книжной продукции следует также руководствоваться следующими законодательными актами:

Законом Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации";

Федеральным законом от 1.12.95 г. N 191-ФЗ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации";

Федеральным законом от 18.07.95 г. N 108-ФЗ "О рекламе";

Федеральным законом от 25.09.98 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Понятия издательской и полиграфической деятельности приведены в постановлениях соответственно Совета Министров РСФСР от 17.04.91 г. N 211 "О регулировании издательской деятельности в РСФСР" и Совета Министров Российской Федерации от 22.09.93 г. N 960 "О регулировании полиграфической деятельности в Российской Федерации".

Редакции, издательства, полиграфические предприятия перечислены в Общесоюзном классификаторе "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ) под кодами: 87100 - редакции и издательства газет, журналов, словарей и прочих изданий и др.; 93180 - редакции телевидения и радиовещания; 52300 - радиотелевизионные передающие центры; 19400 - полиграфические комбинаты и фабрики, типографии и другие предприятия полиграфической промышленности.

Учитывая многообразие вопросов, возникающих у редакций, издательств, полиграфических предприятий и других организаций и предприятий при осуществлении производства и распространения продукции средств массовой информации и книжной продукции, рассмотрим некоторые из них на конкретных примерах.

Первая группа вопросов связана с понятием продукции средств массовой информации и понятием специфики ее реализации.

Ст.2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" определено следующее:

под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

под средством массовой информации понимаются периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;

под продукцией средства массовой информации понимаются тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы.

Следует отметить, что льгота по налогу на добавленную стоимость распространяется не на массовую информацию, а на продукцию средств массовой информации.

На основании Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ.


Ассоциация, пропагандирующая вопросы культуры, реализует художественные альбомы и календари по тематике культуры и искусства. Ассоциацией получена предоплата за реализацию этой продукции. Должны ли облагаться налогом на добавленную стоимость суммы полученной предоплаты?

Согласно п.п."э" п.1 ст.5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Закон "О налоге на добавленную стоимость") от этого налога освобождена реализация книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. С учетом положений Федерального закона от 16.11.98 г. N 170-ФЗ "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" данная льгота действует с 1996 до 2002 г. Порядок предоставления этой льготы по книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, приведен в нормативном письме Госналогслужбы России от 7.06.96 г. N ПВ-6-03/393 "Разъяснение о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции". В связи с этим реализация книг, брошюр, репродукционных изданий по культуре и искусству, альбомов по искусству, календарей отрывных ежедневных налогом не облагается.

Такой порядок в полной мере распространяется на суммы полученных предоплат за предстоящую реализацию указанной продукции.


Подпадает ли под льготный налоговый режим по НДС безвозмездное предоставление редакциями бесплатных контрольных экземпляров юридическим и физическим лицам (в том числе авторам)?

Согласно перечню освобождаемой от налога на добавленную стоимость книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, и печатной продукции средств массовой информации, предусмотренному нормативными письмами Госналогслужбы России от 21.03.96 г. N ВГ-4-03/22н и от 7.06.96 г. N ПВ-6-03/393, льгота по налогу на добавленную стоимость применяется и при безвозмездном предоставлении редакциями бесплатных контрольных экземпляров юридическим и физическим лицам (в том числе авторам).


Применяется ли льгота по НДС, предусмотренная для средств массовой информации, при реализации носителей аудио- и видеоинформации?

Реализация продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, нерекламного и неэротического характера не облагается налогом на добавленную стоимость в соответствии с п.п."э" п.1 ст.5 Закона "О налоге на добавленную стоимость". Реализация редакциям (издательствам) товарно-материальных ценностей для производства указанной продукции средств массовой информации и книжной продукции подлежит обложению НДС. Поэтому реализация предприятиями (организациями) носителей аудио- и видеоинформации редакциям (издательствам) продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, нерекламного и неэротического характера подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.


Освобождается ли от НДС деятельность издательств по уступке другим издательствам прав на издание произведений науки, литературы и искусства?

Согласно ст.3 Закона "О налоге на добавленную стоимость" реализация товаров (работ, услуг), в том числе нематериальных активов, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. Данный налоговый режим в полной мере распространяется на уступку издательствами другим издательствам прав на издание произведений науки, литературы и искусства (за исключением случаев, предусматривающих передачу авторских прав и отраженных в письме МНС России от 19.07.2000 г. N ВГ-6-03/547@ "О порядке применения льготы по налогу на добавленную стоимость при получении авторских прав").


Спортивная редакция осуществляет деятельность в средствах массовой информации вещательного характера. Распространяется ли льготный налоговый режим по НДС, предусмотренный для средств массовой информации, на эту редакцию и на ее рекламную деятельность?

При осуществлении деятельности в средствах массовой информации вещательного характера спортивной редакции может быть предоставлен льготный налоговый режим, предусмотренный п.п."э" п.1 ст.5 Закона "О налоге на добавленную стоимость", при отнесении в установленном порядке продукции, выпускаемой этой спортивной редакцией, к продукции средств массовой информации (нерекламного характера). В этом случае услуги спортивной редакции по размещению рекламы в продукции средств массовой информации (нерекламного характера) также подлежат льготированию по налогу на добавленную стоимость в соответствии с порядком, приведенным в нормативном письме Госналогслужбы России от 21.03.96 г. N ВГ-4-03/22н.


Льгота по НДС при производстве и реализации книжной продукции применяется с 1 января 1996 г. Распространяется ли она на книжную продукцию, произведенную до этой даты, а реализованную в 2000 г.?

Льготный налоговый режим, предусмотренный п.п."э" п.1 ст.5 Закона "О налоге на добавленную стоимость", применяется при реализации книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (нерекламного и неэротического характера), независимо от периода ее изготовления. Поэтому реализация в 2000 г. книжной продукции, перечисленной в п.1 нормативного письма Госналогслужбы России от 7.06.96 г. N ПВ-6-03/393, не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость у торгующих организаций, независимо от того, что данная продукция была произведена до 1 января 1996 г.


Правомерно ли не применять льготный налоговый режим по налогу на добавленную стоимость радиотелевизионным передающим центрам при оказании услуг организациям телерадиовещания по распространению (трансляции) продукции электронных средств массовой информации и выставлять к оплате счет за оказание этих услуг с НДС?

Согласно п.6 нормативного письма Госналогслужбы России от 7.06.96 г. N ПВ-6-03/393 порядок льготирования средств массовой информации, определенный п.п."э" п.1 ст.5 Закона "О налоге на добавленную стоимость" (в ред. Федерального закона от 30.11.95 г. N 188-ФЗ), распространяется на радиотелевизионные передающие центры, радиоцентры и иные организации электросвязи, предоставляющие услуги по распространению теле- и (или) радиопрограмм (нерекламного и неэротического характера), подготовленных организациями теле-, радиовещания.

Вместе с тем п.2 нормативного письма Госналогслужбы России от 21.03.96 г. N ВГ-4-03/22н предприятиям (организациям), реализующим продукцию средств массовой информации, а также услуги по ее распространению, предоставлено право не применять предоставленные Федеральным законом от 30.11.95 г. N 188-ФЗ льготы по налогу на добавленную стоимость. В связи с этим радиотелевизионные передающие центры, радиоцентры и иные организации электросвязи, оказывающие услуги по распространению теле- и (или) радиопрограмм (нерекламного и неэротического характера), подготовленных организациями теле-, радиовещания, имеют право (на основании нормативного письма Госналогслужбы России) как применять предоставленные организациям электросвязи льготы по НДС, так и не применять их в своей деятельности.

Таким образом, неприменение льготного налогового режима по налогу на добавленную стоимость радиотелевизионным передающим центрам при оказании услуг организациям телерадиовещания по распространению (трансляции) продукции электронных средств массовой информации и выставление к оплате счета за оказание этих услуг с учетом НДС правомерны.


Освобождается ли деятельность кабельного телевидения (ежедневный показ двух видеофильмов, поздравления и объявления) от НДС в соответствии с п.п."э" п.1 ст.5 Закона "О налоге на добавленную стоимость"?


Согласно п.п."э" п.1 ст.5 Закона "О налоге на добавленную стоимость" от этого налога освобождены обороты по реализации продукции средств массовой информации (за исключением рекламного и эротического характера).

Порядок реализации льготного налогового режима по продукции средств массовой информации предусмотрен нормативными письмами Госналогслужбы России от 21.03.96 г. N ВГ-4-03/22н и от 7.06.96 г. N ПВ-6-03/393. В связи с этим под освобождение от налога на добавленную стоимость подпадает реализация теле-, радио-, кинохроникальных программ, аудио- или видеозаписи программ телерадиовещательными компаниями, зарегистрированными в установленном порядке в качестве средств массовой информации (согласно ст.8 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (с последующими изменениями и дополнениями), с учетом ст.12 данного Закона и при наличии лицензии на вещание (выдача которых производится в соответствии со ст.31 этого Закона), реклама в которых не превышает 25% объема вещания.

При соблюдении указанных условий на кабельное телевидение распространяется льготный налоговый режим.


Благотворительный фонд за счет средств, полученных от спонсоров, разместил заказ на издание учебной литературы. Однако часть тиража не была использована для уставной деятельности фонда. По решению руководящих органов фонда оставшиеся книги реализованы через книжные магазины. Является ли благотворительный фонд плательщиком налога на добавленную стоимость при осуществлении неуставной деятельности - реализации оставшихся книг?

Реализация товаров (работ, услуг) подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии со ст.3 Закона "О налоге на добавленную стоимость", за исключением товаров (работ, услуг), перечисленных в п.1 ст.5 этого Закона. Данный порядок распространяется на реализацию благотворительным фондом товаров (работ, услуг).

Реализация книг (учебной литературы) подпадает под льготный налоговый режим, предусмотренный п.п."э" п.1 ст.5 указанного Закона.


Вторая группа вопросов связана с определением перечня печатной продукции, относящейся к книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.


Услуги религиозных объединений, в том числе реализация ими предметов религиозного назначения, освобождаются от НДС на основании инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость". Книжная лавка распространяет религиозные книги. Правомерно ли облагать ее НДС на том основании, что книжная лавка не относится к религиозным объединениям?

Порядок освобождения от НДС услуг религиозных объединений не распространяется на книжную лавку, распространяющую религиозные книги. Вместе с тем реализация религиозных книг может рассматриваться в льготном налоговом режиме, предусмотренном п.п."э" п.1 ст.5 Закона "О налоге на добавленную стоимость".


Студия вокального мастерства реализует учащимся вокальные сборники. Правомерно ли данная реализация осуществляется без НДС?

Реализация студией вокального мастерства вокальных сборников нерекламного характера осуществляется без НДС на основании п.1 нормативного письма Госналогслужбы России от 7.06.96 г. N ПВ-6-03/393, которым предусмотрено распространение льготного налогового режима по НДС согласно Федеральному закону от 30.11.95 г. N 188-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" (с последующими изменениями и дополнениями), на нотные издания, перечисленные под кодовым обозначением 95 6000 "Нотные издания" Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93. Вокальные сборники, приведенные под кодовым обозначением 95 6240 Классификатора, включены в вышеуказанную группу нотных изданий.


Освобождаются ли от НДС изоиздания?

Льготный налоговый режим, предусмотренный п.п."э" п.1 ст.5 Закона "О налоге на добавленную стоимость", по освобождению от этого налога книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, не распространяется на изоиздания, за исключением перечисленных под кодовыми обозначениями 95 4010, 95 4110, 95 4130 Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 и приведенных в нормативном письме Госналогслужбы России от 7.06.96 г. N ПВ-6-03/393.


Издательство реализует редакции книжной продукции обложки для книг, подпадающих под кодовое обозначение 95 3000 "Книги и брошюры" Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП). Какой налоговый режим по НДС должен применяться в этом случае?

На реализацию обложек для книжной продукции, перечисленной под кодовым обозначением 95 3000 "Книги и брошюры" Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП), распространяется действие налогового режима, предусмотренного п.п."б" п.1 нормативного письма Госналогслужбы России от 21.03.96 г. N ВГ-4-03/22н. Данным подпунктом предусмотрено, что расчеты с предприятиями (организациями), реализующими редакциям (издательствам) свои товары (работы, услуги), не освобожденные от уплаты налога на добавленную стоимость, осуществляются с учетом НДС. Реализация обложек для книг не является реализацией книжной продукции под кодовым обозначением 95 3000 "Книги и брошюры" Общероссийского классификатора продукции, так как обложки для указанной книжной продукции не подпадают под перечень книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, предусмотренной нормативным письмом Госналогслужбы России от 7.06.96 г. N ПВ-6-03/393, и поэтому реализуются с учетом НДС.


Освобождаются ли от НДС издание массовой литературы о физической культуре и спорте, в частности брошюр с комплексами физических упражнений, а также выпуск видеокассет с комплексом физкультурно-оздоровительных и спортивных программ?

Издательская деятельность по выпуску брошюр с комплексами физических упражнений и реализация этих брошюр освобождаются от налога на добавленную стоимость на основании п.п."э" п.1 ст.5 Закона "О налоге на добавленную стоимость" при отнесении данных брошюр к книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, нерекламного характера, перечисленных под кодовым обозначением 95 3000 Общероссийского классификатора продукции (ОК 005-93).

Вместе с тем деятельность по выпуску видеокассет с комплексом физкультурно-оздоровительных и спортивных программ и их реализация не подпадают под указанный режим льготирования, в связи с чем подлежат налогообложению в общеустановленном порядке. Предоставление видеокассет с комплексом физкультурно-оздоровительных и спортивных программ в прокат телевидению, населению и в иных случаях, предусмотренных п.п."н" п.12 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.


Издательство имеет большое количество экземпляров газет и брошюр, которые не были реализованы. Они не относятся к печатной продукции рекламного характера. Возникает ли облагаемый НДС оборот в том случае, если издательство сдает их соответствующим организациям в качестве макулатуры?

Льготный налоговый режим, предусмотренный п.п."э" п.1 ст.5 Закона "О налоге на добавленную стоимость", применяемый при реализации печатной продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (нерекламного и неэротического характера), не распространяется на реализацию макулатуры.


Организация реализует книгу "Медицина для вас". Подпадает ли эта реализация под действие льготы по налогу на добавленную стоимость согласно п.п."э" п.1 ст.5 Закона "О налоге на добавленную стоимость"?

На реализацию книги "Медицина для вас" может быть распространен льготный налоговый режим, предусмотренный п.п."э" п.1 ст.5 Закона "О налоге на добавленную стоимость" в том случае, если данная книга относится к книгам и брошюрам, приведенным под кодовым обозначением 95 3000 "Книги и брошюры" Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (на основании порядка, приведенного в п.1 письма Госналогслужбы России от 7.06.96 г. N ПВ-6-03/393).


Третья группа вопросов связана с предприятиями и организациями, работающими с редакциями и издательствами и помогающими им распространять продукцию средств массовой информации и книжную продукцию.

Под распространителем продукции средства массовой информации понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.


Организация реализует кассету с видеозаписью кинохроникальной программы. Предоставляется ли в этом случае льгота по НДС как по реализации продукции средств массовой информации?

Редакция (издательство), выпускающая кинохроникальную программу, зарегистрированную в установленном порядке как средство массовой информации, освобождается от налога на добавленную стоимость в соответствии с п.1 нормативного письма Госналогслужбы России от 21.03.96 г. N ВГ-4-03/22н в том случае, если реклама в отдельном выпуске этой программы (тираже или части тиража их видеозаписи) не превышает 25% объема вещания.

Данный льготный налоговый режим распространяется на организацию (за исключением организации, осуществляющей посредническую деятельность), реализующую кассету с видеозаписью указанной кинохроникальной программы.


Антикварный магазин приобретает и реализует книги. Может ли этот магазин при реализации книг применять льготный налоговый режим по НДС, предусмотренный п.п."э" п.1 ст.5 Закона "О налоге на добавленную стоимость"?

В соответствии с п.п."э" п.1 ст.5 Закона "О налоге на добавленную стоимость" этим налогом не облагается реализация книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (нерекламного и неэротического характера). Перечень книжной продукции, подпадающей под льготный налоговый режим, установлен нормативным письмом Госналогслужбы России от 7.06.96 г. N ПВ-6-03/393.

Если антикварный магазин реализует книжную продукцию, включенную в указанный перечень, то при наличии раздельного учета затрат и оборотов по реализации этой книжной продукции и иной продукции, облагаемой НДС, налог на добавленную стоимость не взимается.


Предприятие по договору комиссии реализует книжную продукцию. Освобождается ли от НДС сумма полученного предприятием комиссионного вознаграждения?

Согласно п.п."э" п.1 ст.5 Закона "О налоге на добавленную стоимость" от этого налога освобождена книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой. Вместе с тем в соответствии с п.3 ст.4 этого Закона посреднические услуги подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в части надбавок, вознаграждений и сборов. В связи с этим сумма комиссионного вознаграждения на балансе у предприятий (организаций) - комиссионеров за оказанные ими посреднические услуги по реализации указанной книжной продукции включается в облагаемый оборот в общеустановленном порядке.


Четвертая группа вопросов связана с осуществлением рекламной деятельности


Освобождаются ли от НДС на основании Закона "О налоге на добавленную стоимость" работы по изготовлению рекламных роликов и услуги по прокату и показу рекламных роликов?

Реализация работ по изготовлению рекламных роликов, а также услуг по прокату и показу рекламных роликов подлежит обложению налогом на добавленную стоимость на основании ст.3 Закона "О налоге на добавленную стоимость" в общеустановленном порядке.


Облагаются ли НДС услуги редакций, осуществляющих издание периодических средств массовой информации нерекламного характера, по размещению в них социальной рекламы?

В соответствии с п.п."а" п.1 нормативного письма Госналогслужбы России от 21.03.96 г. N ВГ-4-03/22н средства, поступающие от рекламодателей-заказчиков, не облагаются налогом на добавленную стоимость в том случае, если их получателями являются редакции или издательства периодических средств массовой информации (реклама в отдельном номере которых не превышает 40% объема этого номера).

При отнесении напечатанной информации к рекламе необходимо руководствоваться Федеральным законом от 18.07.95 г. N 108-ФЗ "О рекламе". На социальную рекламу распространяется действие данного Закона, поэтому денежные средства, поступающие редакциям или издательствам периодических средств массовой информации (нерекламного характера) от рекламодателей - заказчиков социальной рекламы, в указанном случае не облагаются налогом на добавленную стоимость.


Издательство, выпускающее справочник медицинской продукции, размещает на его страницах рекламу медикаментов. Должны ли услуги по размещению этой рекламы облагаться НДС?

Как уже указывалось, согласно п.п."а" п.1 нормативного письма Госналогслужбы России от 21.03.96 г. N ВГ-4-03/22н средства, поступающие от рекламодателей-заказчиков, не облагаются налогом на добавленную стоимость в том случае, если их получателями являются издательства книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (реклама в единице книжной продукции которой не превышает 40% объема единицы этой продукции). Данный порядок на основании п.1 нормативного письма Госналогслужбы России от 7.06.96 г. N ПВ-6-03/393 распространяется на издательства, выпускающие книжную продукцию (за исключением продукции рекламного и эротического характера), перечисленную под кодовым обозначением 95 3000 "Книги и брошюры" Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП).

Денежные средства, которые поступают издательству, выпускающему справочник медицинской продукции (не относящейся к рекламным изданиям), от рекламодателей-заказчиков, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в том случае, если данный справочник является литературой по здравоохранению и медицинским наукам, перечисленной под кодовым обозначением 95 3710 "Книги и брошюры" Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП).


Редакция периодического печатного издания (являющегося продукцией средств массовой информации) разместила в журнале информацию об опровержении рекламы. Влияет ли на объем рекламной площади данная информация? Каков порядок предоставления льгот по НДС?

В соответствии с п.1 нормативного письма Госналогслужбы России от 21.03.96 г. N ВГ-4-03/22н от налога на добавленную стоимость освобождены периодическая печатная продукция средств массовой информации (реклама в отдельном номере которой не превышает 40% объема этого номера), редакционная, издательская, полиграфическая деятельность по производству этой продукции, а также средства, поступающие от рекламодателей-заказчиков редакциям или издательствам, выпускающим такую продукцию.

При отнесении напечатанной информации к рекламе необходимо руководствоваться Законом "О рекламе". Учитывая то, что на информацию об опровержении ненадлежащей рекламы распространяется действие данного Закона, при определении объема рекламной площади необходимо учитывать эту рекламную информацию.

Таким образом, льготный налоговый режим по налогу на добавленную стоимость может быть использован редакцией периодического печатного издания - журнала в том случае, если рекламная информация с учетом рекламной информации об опровержении рекламы, размещенная в отдельном номере журнала, не превышает 40% объема этого номера.


Является ли "пилотный выпуск" журнала рекламной услугой, подлежащей обложению НДС?

Если на распространение "пилотного выпуска" журнала распространяется действие Закона "О рекламе" как на рекламную услугу и источником формирования затрат по изготовлению этого выпуска журнала служат затраты, связанные с рекламной деятельностью, то распространение "пилотного выпуска" журнала должно облагаться НДС как рекламная услуга.


Облагаются ли НДС спонсорские средства, полученные телерадиокомпанией?

Согласно ст.4 Закона "О налоге на добавленную стоимость" в облагаемый этим налогом оборот включаются любые получаемые организациями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

В соответствии со ст.19 Закона "О рекламе" спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - рекламодателем и рекламораспространителем.

На основании нормативного письма Госналогслужбы России от 21.03.96 г. N ВГ-4-03/22н услуги по размещению рекламы не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость только в том случае, если их оказывают телерадиокомпании, выпускающие и реализующие продукцию средств массовой информации нерекламного и неэротического характера. Поэтому спонсорские средства, полученные телерадиокомпанией, не будут включаться в облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот в том случае, если их получение связано с оказанием рекламных услуг по размещению рекламы в выпускаемых теле-, радио-, кинохроникальных программах, относящихся к продукции средств массовой информации нерекламного и неэротического характера.


Издательство выпускает нерекламную журнальную и книжную продукцию. Одно из изданий признано компетентными органами изданием эротического характера. Облагается ли НДС услуга издательства по размещению рекламы в данном издании?

На основании нормативного письма Госналогслужбы России от 21.03.96 г. N ВГ-4-03/22н "О порядке применения налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции" услуги по размещению рекламы не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость только в том случае, если их оказывают издательства, выпускающие и реализующие печатную продукцию средств массовой информации нерекламного и неэротического характера и книжную продукцию, связанную с образованием, наукой и культурой (нерекламного и неэротического характера). Если одно из изданий признано компетентными органами изданием эротического характера, то услуги издательства по размещению в нем рекламы подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Вместе с тем при осуществлении издательством облагаемой и не облагаемой налогом на добавленную стоимость деятельности право на получение льгот по НДС возникает только при наличии раздельного учета затрат по производству печатной продукции, не облагаемой этим налогом, и услугами по размещению рекламы в этой не облагаемой НДС печатной продукции и печатной продукции эротического характера, облагаемой НДС, и услугами по размещению рекламы в этой облагаемой НДС печатной продукции, а также при наличии раздельного учета реализации не облагаемой НДС печатной продукции и рекламных услуг и облагаемой этим налогом печатной продукции и рекламных услуг.


ТОО осуществляет розничную реализацию телефонного справочника, который приобрело без НДС. В справочнике содержится рекламная информация. Должно ли ТОО определять объем рекламы на страницах этого справочника и в том случае, если площадь рекламной информации превышает 40% от объема книги, платить НДС?

Согласно п.п. "э" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 6.12.91 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Закон "О налоге на добавленную стоимость") от этого налога освобождена реализация книжной продукции, связанной с образованием, наукой, культурой (нерекламного и неэротического характера).

В соответствии с нормативным письмом Госналогслужбы России от 21.03.96 г. N ВГ-4-03/22н обороты по реализации указанной книжной продукции не облагаются налогом на добавленную стоимость при реализации всем потребителям, в том числе через оптовую и розничную сеть. На основании этого письма книжная продукция не относится к изданиям рекламного характера в том случае, если реклама не превышает 40% единицы книжной продукции.

На основании нормативного письма Госналогслужбы России от 7.06.96 г. N ПВ-6-03/393 "Разъяснение о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции" телефонный справочник, подпадающий под кодовое обозначение 953000 "Книги и брошюры", не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость при его реализации всем потребителям, включая оптовую и розничную сеть, в том случае, если реклама не превышает 40% объема этого справочника.

В том случае, если в указанном справочнике содержится рекламная информация, площадь которой превышает 40% его объема, при осуществлении розничной торговли ТОО является плательщиком НДС в общеустановленном порядке независимо от того, что при приобретении справочника ТОО не был уплачен налог на добавленную стоимость.


Издательство выпускает и реализует журнал (нерекламного характера), зарегистрированный в установленном порядке как печатная продукция средств массовой информации, без НДС. Два раза в год (в феврале и в ноябре) издательство выпускает рекламное приложение к этому журналу. Означает ли это, что при реализации основного журнала в феврале и в ноябре издательство должно платить НДС с оборотов по реализации как самого журнала, так и рекламного приложения к нему?

Согласно п.п. "э" п. 1 ст. 5 Закона "О налоге на добавленную стоимость" печатная продукция средств массовой информации (нерекламного и неэротического характера) освобождена от этого налога. Данный льготный налоговый режим может применяться издательством и в том случае, если оно наряду с печатной продукцией средств массовой информации (нерекламного и неэротического характера) выпускает и продает рекламное приложение к этой продукции (являющееся самостоятельным видом печатной продукции с определенной ценой), при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации такой печатной продукции, как это предусмотрено п. 2 ст. 5 указанного Закона.


Рекламное агентство оказывает услуги по размещению рекламы в средствах массовой информации. В каком порядке исчисляется налог на добавленную стоимость при получении рекламным агентством предоплаты от рекламодателя?

В соответствии с нормативным письмом Госналогслужбы России от 21.03.96 г. N ВГ-4-03/22н обороты по реализации продукции средств массовой информации нерекламного характера налогом на добавленную стоимость не облагаются. Редакции и издательства, выпускающие нерекламную продукцию средств массовой информации, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость с услуг по размещению рекламных материалов в нерекламных периодических печатных изданиях, включая газеты и журналы, и нерекламных теле-, радио-, кинохроникальных программах, отнесенных к продукции средств массовой информации. Вместе с тем редакции и издательства, выпускающие рекламную продукцию средств массовой информации, являются плательщиками налога на добавленную стоимость как с оборотов по реализации продукции, так и с услуг по размещению рекламы в этих СМИ.

На основании нормативного письма Госналогслужбы России от 7.06.96 г. N ПВ-6-03/393 доходы рекламных агентств, полученные от оказания услуг рекламодателям по размещению рекламы в средствах массовой информации, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Таким образом, рекламное агентство, оказывающее услуги по размещению рекламы в нерекламных средствах массовой информации, исчисление налога на добавленную стоимость производит с суммы дохода, остающегося у этого агентства. При оказании рекламным агентством услуг по размещению рекламы в рекламных средствах массовой информации исчисление налога на добавленную стоимость производится с суммы денежных средств, полученных от рекламодателя.

При получении предоплаты от рекламодателя исчисление налога осуществляется в таком же порядке.


Согласно п.п. "э" п. 1 ст. 5 Закона "О налоге на добавленную стоимость" от этого налога освобождены обороты по реализации продукции средств массовой информации нерекламного и неэротического характера. Каковы критерии отнесения продукции к средствам массовой информации?

При рассмотрении вопросов о порядке отнесения продукции к средствам массовой информации, специализирующимся на сообщениях и материалах эротического характера, подлежащим обложению налогом на добавленную стоимость, следует руководствоваться ст. 37 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (с последующими изменениями и дополнениями), а также информацией, указанной в свидетельстве о регистрации или в лицензии на вещание.

Пятая группа вопросов связана с производством и доставкой продукции средств массовой информации и книжной продукции.


Частное полиграфическое предприятие осуществляет в основном изготовление печатей и штампов. Наряду с этим оно выполнило работу по набору брошюр для профсоюзной системы. Должна ли эта разовая работа освобождаться от НДС?

Полиграфическая деятельность по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (если реклама в единице этой продукции не превышает 40% объема), не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость на основании п. 1 нормативного письма Госналогслужбы России от 21.03.96 г. N ВГ-4-03/22н.

При отнесении брошюры (нерекламного характера) для профсоюзной системы к литературе о профсоюзах, перечисленной под кодовым обозначением 95 3230 "Литература о профсоюзах" Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП), данная брошюра на основании п. 1 нормативного письма Госналогслужбы России от 7.06.96 г. N ПВ-6-03/393 подпадает под понятие "книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой". В этом случае на работу по набору брошюр для профсоюзной системы, выполненную частным полиграфическим предприятием, осуществляющим в основном изготовление печатей и штампов, распространяется указанный льготный налоговый режим по НДС при условии, если данное предприятие соблюдает требования, предусмотренные п. 2 ст. 5 Закона "О налоге на добавленную стоимость".


Издательство негосударственной формы собственности осуществляет по договору с редакцией выпуск газеты. В том случае, если данная продукция редакцией не зарегистрирована в установленном порядке как продукция средств массовой информации, должно ли издательство платить НДС за работы, выполненные по договору с этой редакцией по выпуску ее печатной продукции (газеты)?

В соответствии с п.п. "э" п. 1 ст. 5 Закона "О налоге на добавленную стоимость" от этого налога освобождена продукция средств массовой информации и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой (нерекламного и неэротического характера). Льготный налоговый режим распространяется также на редакционную, издательскую и полиграфическую деятельность по производству этой печатной продукции.

Периодическая печатная продукция, являющаяся продукцией средств массовой информации, подлежит регистрации согласно ст. 8 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации", за исключением случаев, предусмотренных ст. 12 этого Закона. Выпуск печатной продукции, не прошедшей указанную регистрацию (за исключением случаев, предусмотренных ст. 12 Закона "О средствах массовой информации"), не подпадает под действие льготного налогового режима, предусмотренного для продукции средств массовой информации.


Облагаются ли НДС услуги изобюро по художественно-техническому оформлению периодических печатных изданий для редакций средств массовой информации?

Согласно п.п. "э" п. 1 ст. 5 Закона "О налоге на добавленную стоимость" этим налогом не облагается редакционная и издательская деятельность по производству периодической печатной продукции средств массовой информации нерекламного и неэротического характера.

Вместе с тем на сторонние организации, оказывающие услуги редакциям и издательствам по выпуску продукции средств массовой информации, этот льготный режим налогообложения не распространяется (за исключением услуг по транспортировке, доставке, погрузке, разгрузке, перегрузке периодической печатной продукции средств массовой информации нерекламного и неэротического характера).

Таким образом, услуги изобюро (являющегося самостоятельной организацией) по художественно-техническому оформлению периодических печатных изданий для редакций средств массовой информации подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.


Освобождаются ли от НДС услуги по техническому редактированию и перепечатке оригиналов, оказываемые одной редакцией другой редакции, выпускающей книжную продукцию?

Услуги по техническому редактированию и перепечатке оригиналов, оказываемые одной редакцией другой редакции, выпускающей книжную продукцию, связанную с образованием, наукой и культурой, нерекламного и неэротического характера не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость, так как являются редакционной деятельностью по производству не облагаемой НДС книжной продукции.


Освобождаются ли от НДС услуги фотоиздательств?

Льготный налоговый режим может быть применен фотоиздательствами только по услугам, оказываемым в рамках редакционной и издательской деятельности по производству периодической печатной продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, нерекламного и неэротического характера.


Подпадают ли под льготный налоговый режим по НДС, предусмотренный п.п. "э" п. 1 ст. 5 Закона "О налоге на добавленную стоимость", работы (услуги) переплетных фабрик и шрифтолитейных заводов?

Согласно Общесоюзному классификатору отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), утвержденному Госстандартом СССР 1.01.76 г., переплетные фабрики и шрифтолитейные заводы относятся к предприятиям полиграфической промышленности, предусмотренным под кодовым обозначением 19400 9. В связи с этим работы (услуги) предприятий полиграфической промышленности, в частности переплетных фабрик и шрифтолитейных заводов, могут рассматриваться в льготном налоговом режиме только в том случае, если эти предприятия наряду с основной деятельностью осуществляют типографскую деятельность, связанную с производством непосредственно периодической печатной продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, нерекламного и неэротического характера.


Подлежит ли обложению НДС приобретение прав на съемки и фотографирование спортивных мероприятий у организаторов этих мероприятий редакциями теле- и радиовещания?

Реализация прав на съемки и фотографирование спортивных мероприятий подпадает под налоговый режим, предусмотренный ст. 3 и 4 Закона "О налоге на добавленную стоимость". Поэтому реализация организаторами спортивных мероприятий прав на съемки и фотографирование спортивных мероприятий является объектом обложения налогом на добавленную стоимость (за исключением случаев, предусматривающих передачу авторских прав и отраженных в письме МНС России от 19.07.2000 г. N ВГ-6-03/547@ "О порядке применения льготы по налогу на добавленную стоимость при получении авторских прав").


Российская редакция печатает журнал за рубежом. Предоставляется ли льгота по налогу на добавленную стоимость при реализации этого журнала на территории Российской Федерации?

В соответствии с п.п. "э" п. 1 ст. 5 Закона "О налоге на добавленную стоимость" от этого налога освобождены обороты по реализации продукции средств массовой информации нерекламного и неэротического характера.

Российская редакция, реализующая на территории России журнал, являющийся печатной продукцией средств массовой информации нерекламного и неэротического характера, подлежит освобождению от НДС независимо от того, что полиграфические работы по изданию журнала выполнены за пределами территории Российской Федерации.


Организация осуществляет изготовление копий брошюр (нерекламного и неэротического характера) для их реализации с использованием копировально-множительной техники (ксерокса). Предоставляется ли в этом случае льгота по НДС?

Согласно ст. 3 Закона "О налоге на добавленную стоимость" реализация товаров (работ, услуг) облагается налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. Изготовление копий брошюр (нерекламного и неэротического характера) для их реализации с использованием копировально-множительной техники (ксерокса) подлежит налогообложению в общеустановленном порядке, так как это не полиграфическая деятельность.


В соответствии с Законом "О налоге на добавленную стоимость" услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, освобождены от налога на добавленную стоимость. На услуги какого вида транспорта распространяется эта налоговая льгота?

При применении льготного налогового режима, предусмотренного п.п. "э" п. 1 ст. 5 Закона "О налоге на добавленную стоимость", предусматривающего освобождение от НДС услуг по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (нерекламного и неэротического характера), освобождение от НДС предоставляется при оказании услуг на любом виде транспорта (в частности, железнодорожном, авиационном, автомобильном, морском, речном) в случае обеспечения раздельного учета, предусмотренного п. 2 ст. 5 указанного Закона.


Учреждение связи выполняет услугу по доставке книжной продукции населению. В рамках этой деятельности учреждение связи заключает договор с транспортной организацией о доставке книжной продукции до обусловленного договором места назначения. Учитывая, что договор заключен с транспортной организацией не издательством, а учреждением связи, должна ли в оплату включаться сумма НДС?

При освобождении от НДС услуг по транспортировке книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (нерекламного и неэротического характера), в соответствии с порядком, предусмотренным п.п. "э" п. 1 ст. 5 Закона "О налоге на добавленную стоимость", льготный налоговый режим предоставляется по транспортным услугам, оказываемым транспортными организациями как по договорам с издательствами, так и по договорам с учреждениями связи.


Организация (осуществляющая функции редакции) имеет свидетельство на выпуск общественно-политической телепередачи, являющейся продукцией средств массовой информации. Эта организация заключила договор с киностудией на производство данной телепередачи. Подлежит ли освобождению от НДС работа киностудии по производству телепередачи, отнесенной к продукции средств массовой информации?

Согласно п.п. "э" п. 1 ст. 5 Закона "О налоге на добавленную стоимость" от налога освобождены обороты по реализации продукции средств массовой информации (нерекламного и неэротического характера).

В соответствии с Федеральным законом от 1.12.95 г. N 191-ФЗ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск теле-, радио-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы.

Таким образом, под указанный режим льготирования подпадает реализация товарной продукции в виде отдельного готового выпуска теле-, радио-, кинохроникальной программы, тиража или части тиража аудио- или видеозаписи программы, а также трансляция теле-, радиопрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ.

На работы по производству телепередачи, выполненные для заказчика, указанный льготный налоговый режим не распространяется.

Шестая группа вопросов связана с иной хозяйственной деятельностью издательств, редакций и полиграфических предприятий.


Редакция радиовещания негосударственной формы собственности осуществляет операцию по безвозмездной передаче здания органам местного самоуправления. На основании Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства редакция радиовещания относится к числу учреждений культуры и искусства (код 931806). Распространяется ли на данную безвозмездную передачу здания льготный налоговый режим по НДС, предусмотренный п.п. "т" п. 1 ст. 5 Закона "О налоге на добавленную стоимость"?

Согласно п.п. "т" п. 1 ст. 5 Закона "О налоге на добавленную стоимость" от этого налога освобождена стоимость объектов социально-культурного назначения, передаваемых безвозмездно органам государственной власти или местного самоуправления.

При применении данной льготы согласно Классификатору отраслей народного хозяйства N 1-75-018 (переиздание 1987 г. Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства" с изменениями 9-17, утвержденными Госстандартом СССР в 1987-1991 гг. и Госстандартом России в 1992-1994 гг., г. Москва, ВЦ Госкомстата России, 1994 г.) к объектам социально-культурной сферы следует относить объекты культуры и искусства, образования, физкультуры и спорта, здравоохранения, социального обеспечения и непроизводственных видов бытового обслуживания населения.

Таким образом, безвозмездная передача органам местного самоуправления здания редакции радиовещания, отнесенной на основании Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства к учреждениям культуры и искусства (код по ОКОНХ 931806), подпадает под действие п.п. "т" п. 1 ст. 5 Закона "О налоге на добавленную стоимость".


Согласно п.п. "а" п. 2 ст. 3 Закона "О налоге на добавленную стоимость" реализация товаров своим сотрудникам облагается НДС. Возникает ли объект обложения НДС в том случае, если организация в качестве подарка вручила своим сотрудникам дорогостоящие книги?

Подпунктом "а" п. 2 ст. 3 Закона "О налоге на добавленную стоимость" обороты по реализации товаров (работ, услуг) своим работникам подлежат обложению налогом на добавленную стоимость. Однако реализация на безвозмездной основе своим сотрудникам книг (в том числе дарение дорогостоящих книг) не подпадает под указанный налоговый режим в том случае, если данная книжная продукция, перечисленная под кодовыми обозначениями, предусмотренными в п. 1 нормативного письма Госналогслужбы России от 7.06.96 г. N ПВ-6-03/393, не рассматривается в качестве книжной продукции рекламного характера.


Реализация книжной продукции освобождена от НДС. Распространяется ли льготный налоговый режим по НДС на такую продукцию, предоставленную в прокат или в краткосрочную аренду?

Льготный налоговый режим, предусмотренный п.п. "э" п. 1 ст. 5 Закона "О налоге на добавленную стоимость", на основании которого от НДС освобождена реализация книжной продукции, связанной с образованием, наукой, культурой (нерекламного и неэротического характера), не распространяется на услуги по прокату или предоставлению в аренду этой продукции.

Исключение составляют услуги по предоставлению в прокат книжной продукции в случае их оказания учреждениями культуры и искусства в порядке, предусмотренном п.п. "н" п. 12 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (далее - Инструкция N 39).


Организация передает на безвозмездной основе некоммерческой организации книжный фонд для использования в уставных целях. Согласно ст. 39 части первой Налогового кодекса Российской Федерации передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, не признается реализацией. Какими будут налоговые последствия в части налога на добавленную стоимость по данной операции с учетом ст. 39 части первой Налогового кодекса Российской Федерации? Возможно ли в этом случае применение льготного налогового режима по книжной продукции?

С момента вступления в силу Федерального закона от 9.07.99 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (с 13.08.99 г.) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, не признается реализацией. Соответственно в таких случаях не возникает объекта обложения налогом на добавленную стоимость. Поэтому безвозмездная передача организацией книжного фонда или иного имущества некоммерческой организации непосредственно на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, с 13.08.99 г. не рассматривается как объект обложения НДС.

Однако безвозмездная передача книжного фонда могла осуществляться в льготном налоговом режиме и до 13.08.99 г. Кроме того, указанный режим может быть применен и в том случае, если полученный некоммерческой организацией книжный фонд будет использоваться не на осуществление основной непредпринимательской уставной деятельности. Однако следует иметь в виду, что льготный налоговый режим по книжному фонду применяется на основании п.п. "э" п. 1 ст. 5 Закона "О налоге на добавленную стоимость", которым предусмотрено освобождение от этого налога периодической печатной продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (нерекламного и неэротического характера). Порядок и сфера применения этой налоговой льготы определены нормативными письмами Госналогслужбы России от 21.03.96 г. N ВГ-4-03/22н и от 7.06.96 г. N ПВ-6-03/393. На основании этого порядка под указанный льготный налоговый режим подпадают обороты по реализации периодической печатной продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (нерекламного и неэротического характера), всем потребителям, в том числе через оптовую и розничную сеть.

От налога на добавленную стоимость освобождаются обороты по реализации периодических печатных изданий, включая газеты и журналы, если реклама в отдельном номере такого издания не превышает 40% его объема. Данный порядок распространяется и на книжную продукцию, в которой реклама не превышает 40% единицы этой продукции.

К книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, освобождаемой от налога на добавленную стоимость, относится продукция (за исключением продукции рекламного и эротического характера), подпадающая под следующие кодовые обозначения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (том 2) (Москва, Изд-во стандартов, 1994):

95 3000 - книги и брошюры;

95 4010 - издания репродукционные, картографические, нотные;

95 4110 - альбомы по искусству;

95 4130 - альбомы, атласы;

95 6000 - нотные издания;

95 7310 - календари отрывные ежедневные;

95 9000 - издания для слепых.

К периодической печатной продукции следует относить продукцию полиграфической промышленности, подпадающую под кодовые обозначения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (том 2):

95 1000 - газеты;

95 2000 - периодические и продолжающиеся издания (журналы, сборники/бюллетени).

Под указанный льготный налоговый режим подпадают периодические печатные издания, зарегистрированные как средство массовой информации в соответствии со ст. 8 (с учетом действия ст. 12) Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (с последующими изменениями и дополнениями).

Таким образом, при безвозмездной передаче книжного фонда в льготном налоговом режиме независимо от целей дальнейшего использования этого фонда следует иметь в виду, что только перечисленная выше книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой (нерекламного и неэротического характера), подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость.


Можно ли редакции, выпускающей нерекламную периодическую печатную продукцию, не вести книгу покупок, так как суммы налога, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, из бюджета не возмещаются, а относятся на затраты, связанные с осуществлением этой деятельности?

В соответствии с порядком, предусмотренным Указом Президента Российской Федерации от 8.05.96 г. N 685, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.96 г. N 914 (с последующими изменениями и дополнениями) и ст. 7 Закона "О налоге на добавленную стоимость", требования по ведению книг покупок для регистрации в них счетов-фактур, полученных от продавцов товаров (работ, услуг), обязательны для всех предприятий (организаций, учреждений), зарегистрированных в налоговых органах в качестве налогоплательщиков (независимо от осуществления ими деятельности, освобожденной от уплаты НДС).

Седьмая группа вопросов связана с осуществлением хозяйственной деятельности по договорам с хозяйствующими субъектами государств - участников СНГ или по контрактам с иностранными лицами.


Облагается ли НДС реализация на территории Российской Федерации российскими предприятиями книжной продукции, произведенной хозяйствующими субъектами государств - участников СНГ?

При реализации на территории Российской Федерации (российскими оптовыми или розничными предприятиями) книжной продукции (нерекламного и неэротического характера), перечисленной в нормативном письме Госналогслужбы России от 7.06.96 г. N ПВ-6-03/393, льготный налоговый режим по НДС предоставляется независимо от того, что данная книжная продукция произведена редакциями (издательствами), являющимися хозяйствующими субъектами государств - участников СНГ.


Облагается ли НДС реализация на территории Российской Федерации российскими предприятиями газет и журналов, произведенных зарубежными издательствами?

Реализация на территории Российской Федерации российскими оптовыми или розничными предприятиями (организациями) газет и журналов, относящихся в соответствии с Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" (с последующими изменениями и дополнениями) к печатной продукции средств массовой информации (нерекламного и неэротического характера), не облагается налогом на добавленную стоимость независимо от того, что данная печатная продукция произведена зарубежными издательствами.


Российская редакция газеты передала право на издание этой газеты иностранной редакции (не состоящей на учете в налоговых органах Российской Федерации) на иностранном языке на определенное количество лет определенным тиражом. Какой порядок исчисления НДС применяется в этом случае?

В соответствии со ст. 3 Закона "О налоге на добавленную стоимость" реализация на территории Российской Федерации прав на издание газеты подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. Согласно п.п. 5 ст. 4 этого Закона местом реализации услуг по передаче авторских прав или иных аналогичных прав по договорам с иностранными организациями является место экономической деятельности покупателя услуг, если покупатель имеет место нахождения в одном государстве, а продавец - в другом. Поэтому если покупателем прав на издание российской газеты за рубежом является иностранная организация, а продавцом - российская организация, то налог на добавленную стоимость при соблюдении условий, предусмотренных п. 9 Инструкции N 39, не взимается.


Нужно ли вести раздельный учет затрат при реализации средств массовой информации рекламного и нерекламного характера при их реализации хозяйствующим субъектам государств - участников СНГ?

Согласно п. 2 ст. 5 Закона "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом редакции Федерального закона от 1.04.96 г. N 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную деятельность") предприятия, реализующие товары (работы, услуги), как освобождаемые от налога на добавленную стоимость, так и облагаемые этим налогом, имеют право на получение льгот, предусмотренных п. 1 ст. 5 данного Закона, только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг).

Средства массовой информации нерекламного характера в соответствии с п.п. "э" п. 1 ст. 5 указанного Закона (в ред. Федерального закона от 30.11.95 г. N 188-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах", действующего до 1.01.99 г.) не облагаются налогом на добавленную стоимость при их реализации на территории Российской Федерации, в то время как средства массовой информации рекламного характера при их реализации на территории Российской Федерации облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с п. 17 Инструкции N 39, а также письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 14.04.93 г. N 47, ВЗ-4-05/55н "О налоге на добавленную стоимость" (с последующими изменениями и дополнениями) реализация и средств массовой информации нерекламного характера хозяйствующим субъектам государств - участников СНГ, и средств массовой информации рекламного характера осуществляется с учетом НДС, то в данном случае не требуется обеспечения раздельного учета затрат по производству и реализации средств массовой информации рекламного и нерекламного характера для расчетов по налогу на добавленную стоимость.


Российская редакция средства массовой информации нерекламного характера оказывает услуги иностранным фирмам по размещению их рекламных материалов на страницах периодических печатных изданий, выпускаемых данной редакцией. Реклама в периодическом издании не превышает 40% объема отдельного номера. Каким образом исчислять НДС по суммам полученной предоплаты за оказание этих услуг, а также осуществлять зачет сумм НДС, уплаченных российским поставщикам товаров (работ, услуг), приобретенных для оказания рекламных услуг?

В соответствии с п.п. "а" п. 1 нормативного письма Госналогслужбы России от 21.03.96 г. N ВГ-4-03/22н средства, поступающие от рекламодателей-заказчиков редакциям, выпускающим нерекламные периодические печатные издания, налогом на добавленную стоимость не облагаются. Данный льготный налоговый режим распространяется на услуги, оказанные на территории Российской Федерации, по размещению редакциями, выпускающими нерекламную продукцию средств массовой информации, рекламных материалов на страницах нерекламных периодических печатных изданий. В том случае, если на основании порядка, приведенного в п. 9 Инструкции N 39 (с последующими изменениями и дополнениями), местом реализации услуг, оказанных российской редакцией инофирме по размещению рекламных материалов этой инофирмы на страницах периодических печатных изданий, выпускаемых данной редакцией, признается территория Российской Федерации, применяется указанная льгота по налогу на добавленную стоимость.

Предоплата за предстоящее оказание таких услуг российской редакцией средств массовой информации нерекламного характера инофирме не подлежит включению в облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот в соответствии с п. 9 Инструкции N 39. В этом случае суммы НДС, уплаченные российским поставщикам товаров (работ, услуг), приобретенных для оказания этих услуг (по размещению рекламных материалов инофирмы на страницах нерекламной периодической печатной продукции средств массовой информации), редакции средств массовой информации нерекламного характера относят на себестоимость этих рекламных услуг.


Детские книги покупаются в Англии головным предприятием, расположенным в Московской области, переводятся этим головным предприятием на русский язык и печатаются в Словении. Продаются эти книги через филиалы, расположенные как в этом, так и в других регионах России. Есть ли льгота по НДС в данном случае ?

Льгота, предусмотренная п.п. "э" п. 1 ст. 5 Закона "О налоге на добавленную стоимость", распространяется на реализацию книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, как головным предприятием, так и его филиалами. Этот порядок освобождения от НДС оборотов по реализации на территории Российской Федерации книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, применяется и в том случае, если данная продукция (приобретенная за рубежом и затем переведенная на русский язык) печатается в типографиях за рубежом.



(Продолжение следует)


И. Муравьева,

советник налоговой службы I ранга



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение