Конфискация и реализация таможенными органами подакцизных товаров (Р.А. Шепенко, "Гражданин и право", N 2, август 2000 г.)

Конфискация и реализация таможенными органами
подакцизных товаров


1. Подакцизная продукция, товар или изделие в силу различных причин может быть конфискован. "Конфискация-это изъятие собственности в пользу государства без компенсации или без достаточной компенсации. С точки зрения конституционного права не разрешается. Особый случай: изъятие предметов, которыми было совершено наказуемое действие или которые приобретались посредством наказуемого действия" (Экономика и право. Энциклопедический словарь Габлера/ Сокр. пер. с нем; под общ. ред. А.П. Горкина, Н.Л. Тумановой, Н.Н. Шаповаловой, Ю.В. Якутина. М., 1998. С. 87.). В таможенном деле конфискация, наряду с предупреждением, штрафом, отзывом лицензии или квалификационного аттестата, взысканием стоимости товаров, является одним из видов взысканий, налагаемых за нарушения таможенных правил. Согласно ст.242 Таможенного кодекса РФ, за нарушения таможенных правил могут быть конфискованы следующие предметы:

товары и транспортные средства, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил;

товары и транспортные средства со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, с сокрытием от таможенного контроля;

транспортные средства, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.

Эту конфискацию, являющуюся мерой административной ответственности, следует отличать от уголовно-правовой конфискации. Первая применяется за таможенное правонарушение, а вторая - за преступление. В отличие от уголовно-правовой конфискации, которая состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства личного имущества осужденного (ст.52 Уголовного кодекса РФ), конфискация, предусмотренная п.4 и 6 ст.242 Таможенного кодекса РФ, производится только в отношении предметов, являющихся непосредственным объектом нарушением таможенных правил, либо орудием или средством совершения такого правонарушения. При этом, такая конфискация производится независимо от того, являются ли конфискуемые товары и транспортные средства собственностью лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил (ст.380 Таможенного кодекса РФ).

Конфискацию, применяемую в качестве меры ответственности за нарушение таможенных правил, следует отличать также от изъятия товаров и транспортных средств, что предусмотрено ст.337 Таможенного кодекса РФ.

Изъятие товаров, транспортных средств и иных предметов является мерой процессуального обеспечения по делу о нарушении таможенных правил.

Изъятые товары, транспортные средства и иные предметы хранятся до истечения сроков обжалования постановления по делу о нарушении таможенных правил, а затем, в зависимости от исхода дела, конфискуются или возвращаются владельцу либо уничтожаются.

Товары и транспортные средства, конфискованные за нарушения таможенных правил, а также товары и транспортные средства, от которых лицо отказалось, в соответствии со ст.105, 106 Таможенного кодекса РФ, в пользу государства, обращаются в федеральную собственность. Могут быть обращены в федеральную собственность и так называемыми бесхозяйные вещи.

По гражданскому праву бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался (п.1 ст.225 Гражданского кодекса РФ); движимые вещи, брошенные собственником или иным образов оставленные им с целью отказа от права собственности на них, могут быть обращены другими лицами в свою собственность.

2. Подакцизные товары, изделия и продукция, обращенные таможенными органами посредством конфискации или иным образом в федеральную собственность, подлежат реализации на аукционах, товарных биржах либо через торговые предприятия и организации, в том числе создаваемые Государственным таможенным комитетом РФ. Правила реализации закреплены в инструкции "Об условиях организации и порядке проведения таможенных аукционов" и в инструкции "О порядке реализации имущества, конфискованного и обращенного в собственность государства по решениям таможенных органов России, на товарно-сырьевых биржах". Обе инструкции были утверждены приказом ГТК России от 28 декабря 1992 г. N 648 "О порядке реализации имущества, конфискованного и обращенного в собственность государства по решениям таможенных органов" (с изменениями и дополнениями от 7 мая 1997 г.).

Реализация подакцизной продукции, обращенной в федеральную собственность, производится по рыночным ценам. Учитывая, что таможенными органами осуществляется первичная отгрузка (передача) конфискованных подакцизных товаров для продажи торговыми предприятиями и организациями, таможенные органы являются плательщиками акцизов по таким товарам (См.: Шереметьева Е.Н. Об исчислении и уплате акцизов по конфискованным и (или) бесхозяйным подакцизным товарам и по подакцизным товарам, от которых произошел отказ в пользу государства // Налоговый вестник. 1999. N 8. С. 42.). Исключение составляет реализация алкогольной и табачной продукции. Порядок реализации алкогольной и табачной продукции иностранного производства, конфискованной или обращенной в федеральную собственность иным способом, утвержден постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 824 (с изм. от 6 сентября 1998 г., 4 сентября и 17 декабря 1999 г.). Он состоит из трех этапов, а именно:

I. Проведение экспертизы, сертификация и отбор образцов

II. Оценка

III. Реализация

I. После обращения в федеральную собственность алкогольной и табачной продукции производится ее идентификация и сертификация, а по товарам, предназначенным для экспорта - независимая экспертиза. Отбор образцов на экспертизу качества и сертификацию осуществляется в соответствии с постановлением Госстандарта РФ от 21 сентября 1994 г. N 15 (с изм. и доп. от 25 июля 1996 г.). Экспертиза качества и сертификация производятся Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации с привлечением эксперта. По результатам экспертизы качества составляется акт или выдается сертификат. В случае выявления недоброкачественной и фальсифицированной алкогольной и табачной продукции она подлежит изъятию, утилизации или уничтожению. Оплата затрат, связанных с проведением экспертизы и сертификации, производится таможенным органом.

II. На следующем этапе (после проведения экспертизы качества и сертификации) таможенный орган производит предварительную оценку алкогольной и табачной продукции. Цена устанавливается с учетом:

оптимально приемлемых цен для таможенного органа и организации, принявшей товар на реализацию;

действующих ставок акцизов;

предстоящих затрат организации, принявшей товар на реализацию, по таким статьям, как хранение, сортировка, потеря качества, покупка марок, маркировка и транспортировка;

качества алкогольной и табачной продукции;

страны изготовителя продукции;

количества и способа реализации в зависимости от партии товара.

Для окончательной оценки алкогольной и табачной продукции, подлежащей реализации на внутреннем рынке, создается комиссия в составе представителей таможенного органа, торговой инспекции, финансовых органов и независимого специалиста (товаровед, эксперт учреждения, обладающего правом проведения оценки). При этом, согласно письму Минэкономики и ГТК России от 27, 30 марта 1998 г. N 7-287, 04-28/6262, в состав такой комиссии могут быть включены и специалисты органов ценообразования. По результатам оценки составляется акт, в котором отдельно выделяется сумма акциза.

III. В связи с запретом распространения в России немаркированной алкогольной и табачной продукции реализация такой продукции должна производиться за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Для этого продукция передается на реализацию в соответствии с договором комиссии, в котором предусматривается обязательный вывоз и реализация указанной продукции в установленный срок за пределами таможенной территории Российской Федерации. По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента; по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комитент, хотя бы комиссионер и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (п.1 ст.990 Гражданского кодекса РФ). По своей природе договор комиссии относится к числу договоров, направленных на предоставление юридических услуг. Предметом этого договора является совершение сделок. В случае с подакцизной продукцией комитентом является таможенный орган.

Оплата подакцизной продукции по договорным ценам производится с предоплатой, составляющей не менее 95%. Оставшаяся сумма денежных средств перечисляется комиссионером на депозитный счет таможенного органа в срок, установленный договором комиссии. Выполнением договорных обязательств является поступление денежных средств, вырученных от реализации, на депозитный счет таможенного органа через Фонд развития таможенной системы Российской Федерации.

Таможенное оформление немаркированной алкогольной и табачной продукции, предназначенной для вывоза с таможенной территории Российской Федерации, производится на складах временного хранения таможенных органов либо иных складах временного хранения, на которых разрешается хранить подакцизные товары, подлежащие маркировке. Подтверждением вывоза товаров является представление таможенному органу оригинала или заверенной копии документа контроля доставки с отметками о том, что указанные грузы в полном объеме досмотрены и вывезены с таможенной территории Российской Федерации.

Передача таможенными органами алкогольной и табачной продукции организациям, которые будут осуществлять первичную ее реализацию на территории Российской Федерации, также оформляется договором комиссии. Согласно п.1 распоряжения ГТК России от 13 ноября 1998 г. N 01-14/1174 "О реализации постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1069", в заключаемых таможенными органами с организациями-комиссионерами в договорах комиссии должна быть предусмотрена обязанность комиссионера по уплате в бюджет согласно установленному порядку всей суммы акциза по реализуемой партии подакцизных товаров. Размер комиссионного вознаграждения, которое комитент обязан уплатить комиссионеру за реализацию обращенной в федеральную собственность подакцизной продукции, устанавливается от цены договора комиссии, включающей сумму акциза.

Плательщиками акцизов являются организации - комиссионеры.

Соответственно перечисление суммы акциза и отчет перед налоговой инспекцией по этому вопросу производится по месту регистрации такого предприятия (абз.4 письма ГТК России от 30 октября 1998 г. N 04-28/22778 "Об уплате акциза по товарам, обращенным в федеральную собственность").

Это правило было введено постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 N 1069 "О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 1997 г. N 559 и внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Российской Федерации". Ранее в качестве плательщиков акцизов по алкогольной продукции иностранного производства, конфискованной или обращенной в федеральную собственность иным способом, являлись таможенные органы.

3. Алкогольная и табачная продукция, конфискованная или обращенная в федеральную собственность иным способом, как и в случае с импортом, подлежит маркировке, которая подтверждает право реализации этой продукции на российской территории. Цена одной марки для маркировки:

алкогольной продукции иностранного производства - 0,23 евро;

табачной продукции иностранного производства - 0,05 евро.

Образцы марок утверждены приказом ГТК России от 16 мая 1997 г. N 272 "Об утверждении марки для маркировки алкогольной и табачной продукции".

Изготовление, хранение и доставка марок осуществляются за счет средств, полученных за оплату марок от российских организаций и индивидуальных предпринимателей, принявших на реализацию алкогольную и табачную продукцию. Разница между средствами, полученными за оплату марок, и средствами, уплаченными за их изготовление, хранение и доставку, подлежит перечислению в Фонд развития таможенной системы Российской Федерации.

Акцизные марки выдаются контрагенту акцизным таможенным постом, в регионе деятельности которого товары были обращены в федеральную собственность.

Полученные марки не подлежат вывозу за пределы таможенной территории Российской Федерации, передаче или отчуждению иным лицам, а также иному распоряжению ими, за исключением их возврата как неиспользованных и/или поврежденных. Выдача марок контрагенту осуществляется до фактической передачи таможней ему товара по заключенному между ними договору комиссии при условии оплаты марок и перечисления предоплаты.

При реализации конфискатов сумма денежных средств для покупки марок, подлежащих внесению контрагентом на счета акцизного таможенного поста, определяется по формуле:


                        С = Стм x Кт x Кевро, где

С - сумма денежных средств, предназначенных для покупки марок;

Стм - стоимость марки;

Кт - количество товаров, подлежащих маркировке (для табачных изделий-количество пачек, для алкогольных напитков-количество бутылок или иных упаковочных емкостей);

Кевро - курс евро, действующий на дату поступления денежных средств на счет акцизного таможенного поста.


Для покупки марок контрагенту либо его представителю необходимо представить на акцизный таможенный пост следующие документы:

заявление о покупке марок, составленное в двух экземплярах (Заявление подается отдельно на каждый из видов продукции. Сведения, указанные в заявлении на покупку марок, должны быть заверены подписью руководителя и главного бухгалтера контрагента либо индивидуального предпринимателя.);

платежный документ, подтверждающий внесение на счет акцизного таможенного поста денежных средств, необходимых для покупки марок (В графе "Назначение платежа" должно быть указано: "Уплата за марки для товаров, обращенных в федеральную собственность" и исходящие данные договора. Денежные средства для покупки марок уплачиваются в рублях.);

оригинал и копию договора;

письменное подтверждение таможни о получении денежных средств, подлежащих уплате контрагентом в соответствии с договором до передачи товаров таможней контрагенту;

оригинал и копию акта экспертизы качества или сертификата соответствия на товары;

оригинал и копию лицензии на право хранения, оптовой и/или розничной реализации алкогольной и табачной продукции.

Оригиналы указанных документов сверяются с представленными копиями, проверяются и возвращаются контрагенту. Заверенные акцизным таможенным постом копии представленных документов хранятся в делах таможенного органа. Заявление о покупке марок после проверки регистрируются путем присвоения ему регистрационного номера и внесения соответствующей записи в специальный журнал. После фактического поступления денежных средств (которые уплачиваются в валюте Российской Федерации) на счет акцизного таможенного поста на двух экземплярах заявления о покупке марок должностным лицом акцизного таможенного поста ставится отметка "Денежные средства поступили", которая заверяется его подписью и личной номерной печатью с указанием даты поступления денежных средств. Аналогичная отметка делается в соответствующих графах специального журнала.

Один экземпляр заявления о покупке марок с отметкой акцизного таможенного поста возвращается контрагенту или его представителю, другой (находится в деле. Марки выдаются контрагенту или его представителю. При этом во втором случае, доверенность представителя приобщается к делу. При выдаче марок должностное лицо акцизного таможенного поста заполняет в двух экземплярах и выдает контрагенту экземпляр квитанции на получение марок.

Выдача марок производится единовременно или частями. Маркировка товаров производится на складах, под контролем таможни после их передачи контрагенту по акту сдачи-приемки. Акт сдачи-приемки товаров таможней контрагенту оформляется в трех экземплярах, два из которых передаются контрагенту, в том числе для его отчета перед акцизным таможенным постом об использовании приобретенных марок, и один - таможне.

Согласно п.3.2 инструкции "О порядке выдачи марок и маркировки алкогольной и табачной продукции иностранного производства, обращенной в федеральную собственность", утвержденной приказом ГТК России от 13 июня 1997 г. N 334 "О маркировке подакцизных товаров, обращенных в федеральную собственность" (с изм. от 24 мая 1999 г., 13 марта 2000 г.), нанесение марок на алкогольные изделия в зависимости от вида упаковки производится:

Упаковка, Плоскость

Жестяные упаковочные емкости и емкости объемом менее 100 мл, Любая поверхность емкости,, кроме ее дна

Другие виды упаковки, Место предполагаемого вскрытия упаковочной емкости способом,, исключающим повторное использование марки после откупоривания емкости

На табачную продукцию нанесение марок производится на любую плоскость табачной пачки, обеспечивающую повреждение марки при вскрытии пачки, за исключением ее нижней плоскости. После осуществления контрагентом маркировки всех товаров или их части уполномоченное должностное лицо таможни ставит отметки на всех экземплярах актов сдачи-приемки товаров, а также на оборотной стороне находящегося у контрагента заявления на покупку марок и на квитанции на их получение. Соответствующая отметка должна содержать сведения о количестве, серии и номерах марок, нанесенных на товары, и те же данные о неиспользованных и/или поврежденных марках, о наименованиях и количестве непромаркированных товаров из числа товаров, для маркировки которых контрагентом были приобретены марки. Сведения заверяются подписью и личной номерной печатью должностного лица таможни, сделавшего отметку. После маркировки товаров и проставления отметки таможня выдает контрагенту справку о происхождении товаров.

Контроль за использованием марок осуществляет акцизный таможенный пост.

Это производится путем проверки соответствия количества промаркированных товаров и/или возвращенных контрагентом неиспользованных (поврежденных) марок и/или возвращенных маркированных товаров таможне или иным лицам для последующего распоряжения количеству приобретенных контрагентом марок.

Контрагент не позднее чем по истечении трех месяцев после получения им марок отчитывается перед акцизным таможенным постом об использовании приобретенных марок путем представления:

актов сдачи-приемки маркированных товаров контрагенту с отметкой должностного лица таможни;

неиспользованных и/или поврежденных марок;

копий актов сдачи-приемки маркированных товаров таможне или другому лицу, указанному таможней, в случаях невыполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом договора либо внесения в него изменений, предусматривающих возврат маркированных товаров таможне или иным лицам для последующего распоряжения.

При возврате контрагентом на акцизный таможенный пост неиспользованных и/или поврежденных марок контрагентом представляются:

1) два экземпляра письменного заявления контрагента о возврате ранее полученных им марок с указанием причины их возврата;

2) документы, подтверждающие сведения, указанные в заявлении, в том числе экземпляр акта сдачи-приемки товаров таможней контрагенту с отметками;

3) экземпляр квитанции на получение марок;

4) экземпляр заявления о покупке марок.

Перечисленные документы и возвращенные контрагентом марки принимаются и регистрируются акцизным таможенным постом, о чем делается соответствующая отметка на первом экземпляре заявления, которое возвращается контрагенту.

Если контрагенту после его отчета о ранее приобретенных марках требуется покупка марок для маркировки продукции, оставшейся непромаркированной в связи с повреждением марок части товаров, экземпляр акта сдачи-приемки товаров, представленный контрагентом акцизному таможенному посту, возвращается контрагенту одновременно с выдачей ему дополнительно приобретенных им марок.

4. Средства, поступающие от реализации имущества, обращенного в федеральную собственность государства на основании решений таможенных органов по делам о нарушении таможенных правил, а также средства от внеплановых таможенных доходов зачисляются на депозитные счета таможен с последующим перечислением (в соответствии с приказом ГТК России от 19 декабря 1992 г. N 619 "О частичном изменении порядка перечисления денежных средств с депозитных счетов таможен в доход федерального бюджета Российской Федерации") их не реже трех раз в месяц на депозитный счет ГТК России и их зачислением в Фонд развития таможенной системы Российской Федерации, средства которого входят в состав федерального бюджета. Суммы, вырученные от реализации конфискатов, ГТК России использует на развитие материально-технической базы и социальной сферы таможенных органов. При этом, как разъясняется в письме ГТК и Госналогслужбы РФ от 31 мая 1994 г. N 01-13/5993, ВЗ-6-04/786 "О порядке перечисления средств от реализации товаров, обращенных в федеральную собственность по решениям таможенных органов", в случаях отмены таможенными органами или судами решения о конфискации имущества возврат сумм его стоимости производится таможенным органом с его депозитного счета, на который были зачислены средства, вырученные от его реализации, в десятидневный срок со дня подачи заявления о возврате.


Р.А. Шепенко,

кандидат юридических наук



Конфискация и реализация таможенными органами подакцизных товаров


Автор


Р.А. Шепенко - кандидат юридических наук


"Гражданин и право", 2000, N 2


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.