Динамика законодательства Российской Федерации в сфере налоговых льгот (О.А. Красноперова, "Гражданин и право", N 3, сентябрь 2000 г.)

Динамика законодательства Российской Федерации
в сфере налоговых льгот


В соответствии с п. 1 ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) льготы по налогам и сборам - это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере.

Налоговые льготы являются одним из инструментов реализации регулирующей функции налогообложения, суть которой состоит в том, что налоги "...как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения"(Общая теория финансов / Под ред. Л.А. Дробозиной. М., 1995. С. 94.).

Будучи элементом осуществляемой государством фискальной политики, налоговые льготы могут оказывать влияние на развитие производства, совершенствование его отраслей и территориальной структуры, создание нужных инфраструктурных объектов и т.д. С их помощью решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных социальных групп населения, освобождаются от обложения лица, находящиеся за чертой бедности, учитываются требования демографической политики. Во внешнеэкономической сфере налоговые льготы наиболее широко применяются для поощрения иностранных инвестиций.

По видам налогов и сборов, установленных п. 1 ст. 12 НК РФ, налоговые льготы можно классифицировать на льготы по федеральным налогам и сборам, льготы по региональным налогам и сборам и льготы по местным налогам и сборам.

В российской законодательной практике постоянно предпринимаются попытки предоставить законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации право устанавливать дополнительные льготы по федеральным налогам и сборам и основания для их использования в пределах сумм налогов и сборов, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ.

Действительно, ряд федеральных налогов относится к числу регулирующих налоговых доходов (Понятие "регулирующие доходы бюджетов" содержится в ст. 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации. К ним относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.). По этим налоговым доходам устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Например, налог на прибыль предприятий и организаций является регулирующим налоговым доходом на основании ст. 10 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год". Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, составляет 11%. В бюджеты субъектов РФ данный налог направляется по ставкам, устанавливаемым законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Вместе с тем федеральный законодатель определяет предельный размер этих ставок - 19%, а по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, страховщиков, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций, - 27%.

Органы государственной власти субъектов РФ не вправе устанавливать льготы по федеральным налогам и сборам. Это утверждение имеет конституционную основу. В ст. 71 Конституции Российской Федерации закреплена норма о том, что федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации.

Следовательно, только федеральный законодатель полномочен принимать по ним какие-либо решения. Данное конституционное положение получило развитие в НК РФ. В п. 2 ст. 12 НК РФ федеральные налоги и сборы определяются как устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 12 ч. 1 НК РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ наделены правом устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками лишь по региональным налогам и сборам.

Таким образом, в отношении федеральных налогов и сборов налоговые льготы могут предусматриваться только на федеральном уровне: НК РФ, а до введения в действие части второй НК РФ - федеральными законами об отдельных налогах. Норма, предусматривающая установление федеральных налогов федеральными законами, закреплена и в ныне действующем Законе Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (п. 5 ст. 19).

В целом для законодательства Российской Федерации характерна тенденция расширения перечня налоговых льгот. В Государственную Думу РФ постоянно вносятся законопроекты о предоставлении новых льгот по федеральным налогам и сборам. Так, в апреле 2000 г. депутатами Государственной Думы был инициирован проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Этим законопроектом предполагалось исключить из налогооблагаемой базы банков сумму положительных курсовых разниц, образовавшихся при переоценке в рублях задолженности по инвестиционным кредитам, выданным банками в иностранной валюте на срок свыше двух лет, в рамках межправительственных соглашений, правительственных программ и инвестиционных проектов, одобренных Министерством экономики Российской Федерации с единственным ограничением: названная сумма не должна быть больше, чем превышение положительных курсовых разниц над отрицательными курсовыми разницами.

Другим законопроектом, также посвященным внесению изменений в Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", предусматривалось уменьшение налогооблагаемой базы для исчисления налога по фактической прибыли предприятий и организаций, включая кредитные организации, на сумму превышения положительных курсовых разниц над отрицательными курсовыми разницами, образовавшуюся при переоценке в рублях средств в иностранной валюте, внесенных в уставный капитал, независимо от применяемой учетной политики отражения этих курсовых разниц на счетах бухгалтерского учета.

Аналогичная тенденция наблюдается и в зарубежном налоговом законодательстве. В частности, в отношении американского налога на прибыли корпораций четко прослеживается снижение обеспечиваемой им доли в доходах федерального бюджета США, что объясняется рядом факторов, и в том числе введением ряда льгот корпорациям при уплате данного налога, а также снижением ставок обложения. Американские специалисты из Национального бюро экономических исследований отмечают, что только законодательное снижение ставок обложения прибылей корпораций в последние 25 лет способствовало сокращению объема поступлений налога на прибыли корпораций почти на 50% (См.: Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира: Справочник. М., 1995. С. 32-33.).

В Австрии приняты законодательные положения, согласно которым от корпоративного налога освобождается доход, полученный компаниями от капитальных вложений. Эта льгота позволяет на практике освобождать от налогообложения любую долю дохода, а также дивиденды, выплачиваемые одной австрийской корпорацией другой. Если же компании участвуют в капитале иностранных фирм, то получаемые ими от национальных корпораций дивиденды, доходы от прироста капитала и доходы от так называемого неявного распределения прибыли зарубежных фирм также не подлежат обложению корпоративным налогом (См.: Налоговые системы зарубежных стран. М., 1997. С. 61.).

Важнейшей чертой подоходного налогообложения физических лиц являются налоговые льготы в виде так называемых скидок, которые могут быть, согласно терминологии, применяемой налоговыми экспертами Организации экономического сотрудничества и развития, стандартными и нестандартными.

Перечень этих льгот постоянно расширяется. Получение стандартных скидок не связывается с какими-либо фактическими расходами, понесенными налогоплательщиком. Они предоставляются всем без исключения налоговым субъектам, отвечающим требованиям, установленным налоговым законом (налоговым кодексом). Стандартные скидки выражаются либо в твердой сумме, либо в процентах (долях) полученного дохода.

Помимо скидок плательщикам подоходного налога с физических лиц могут предоставляться такие налоговые льготы, как налоговые кредиты, обложение по нулевой ставке, а также льготный режим налогообложения в связи с семейным статусом. Заметим, что в налоговом законодательстве РФ налоговые кредиты рассматриваются как форма изменения срока уплаты налога (сбора), а не в качестве разновидности налоговых льгот (п. 3 ст. 61 НК РФ).

Тщательно разработанная система разнообразных налоговых льгот, действующая в развитых государствах, во многом обусловливает эффективность их налогового механизма. В этой связи использование зарубежного опыта льготного налогообложения представляется полезным при формировании рациональной налоговой системы в России.


О.А. Красноперова,

кандидат юридических наук



Динамика законодательства Российской Федерации в сфере налоговых льгот


Автор


О.А. Красноперова - кандидат юридических наук


"Гражданин и право", 2000, N 3



Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.