Пособие по безработице как одна из основных социальных гарантий (Т.А. Цыганкова, "Гражданин и право", N 3, сентябрь 2000 г.)

Пособие по безработице как одна из основных
социальных гарантий


Перечень гарантий социальной поддержки, предоставляемых гражданам, признанным в установленном порядке безработными, определен ст. 28 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральными законами от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ, от 30 апреля 1999 г. N 85-ФЗ, от 17 июля 1999 г. N 175-ФЗ, от 20 ноября 1999 г. N 195-ФЗ) и включает в себя:

выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе и в период временной нетрудоспособности безработного;

возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

Темой настоящей статьи является одна из основных гарантий социальной поддержки безработных граждан - выплата пособия по безработице.

Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон) установлено, что гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется с первого дня признания их безработными, за исключением тех безработных, которые с последнего места работы уволены из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата.

Выплата пособия по безработице данной категории граждан начинается по истечении периода предоставления гражданам в соответствии с КЗоТ РФ (ст. 40.3) льгот и компенсаций в виде выходного пособия и сохраняемой средней заработной платы по прежнему месту работы, т.е. через два, либо три месяца, а в отдельных местностях (в районах Крайнего Севера) - через шесть месяцев.


Каков порядок определения размера пособия
по безработице?


Размер пособия по безработице и продолжительность его выплаты каждому конкретному безработному напрямую зависят от того, к какой категории граждан применительно к законодательству Российской Федерации о занятости населения он может быть отнесен.

Как определено в ст. 30 Закона, гражданам, потерявшим работу и заработок и имевшим в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, оплачиваемую работу не менее в течение 26 календарных недель на условиях полного рабочего времени (либо на условиях неполного рабочего времени с перерасчетом на 26 календарных недель) пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы; во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности), стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также гражданам, не имевшим в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, оплачиваемой работы в течение 26 календарных недель, пособие по безработице устанавливается не ниже размера минимальной оплаты труда (в настоящее время - 83,5 руб.).

При этом пособие по безработице начисляется в следующем порядке:

в первые три месяца безработицы - в размере 75% среднемесячного заработка (денежного довольствия) безработного за последние три месяца по последнему месту работы;

в следующие четыре месяца - в размере 60%;

в дальнейшем - в размере 45%, но во всех случаях не выше средней заработной платы, сложившейся в субъекте Российской Федерации и не ниже минимального размера оплаты труда.

Такой порядок, при котором предельные размеры стипендии и пособия по безработице ограничиваются средней заработной платой, сложившейся на территории, позволяет отдельным категориям безработных граждан получать предельно высокие пособия по безработице, что, естественно, не стимулирует их к активному самостоятельному поиску работы и трудоустройству.

Так, максимальные пособия по безработице в январе 2000 г. в отдельных регионах составили: Москва - 3,1 тыс. руб., Тюменская обл. - 4,5, Ханты-Мансийский автономный округ - 5,6, Ямало-Ненецкий автономный округ - 7,9 тыс. руб.

Именно поэтому Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 175-ФЗ в Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" были внесены изменения, предусматривающие, что предельные размеры пособия по безработице (стипендии в период обучения по направлению службы занятости) ограничиваются величиной прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации. Одновременно предусматривалось повысить минимальный размер пособия по безработице до 20% величины прожиточного минимума, т.е. приблизительно в 3 раза.

Данный Федеральный закон устанавливал, что нормы, связанные с величиной прожиточного минимума, вступают в силу со дня установления Правительством Российской Федерации величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2000 г. N 421 установлена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за I квартал 2000 г. в расчете на душу населения, для трудоспособного населения, пенсионеров и детей.

К сожалению, в субъектах Российской Федерации нормы законодательства о занятости, связанные с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения, в настоящее время применяться не могут, так как определение его величины в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" не обеспечено.

Таким образом, максимальный размер пособия по безработице, как и прежде, ограничивается уровнем средней заработной платы, сложившимся в субъекте Российской Федерации, а минимальный размер пособия - не ниже минимального размера оплаты труда.

Отметим, что Законом предусмотрено увеличение размера пособия по безработице:

1) гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях.

В этих районах пособие по безработице, установленное в соответствии с Федеральным законом в размере минимальной оплаты труда, выплачивается с учетом районного коэффициента;

2) при наличии лиц, находящихся на содержании безработного.

В соответствии с Законом в данном случае размер пособия по безработице увеличивается на половину минимального размера оплаты труда на каждого из указанных лиц. Максимальный размер доплат не может превышать полуторакратной величины минимального размера оплаты труда. Таким образом, доплаты могут производиться не более чем на трех лиц. Закон предусматривает, что в случае, если оба родителя являются безработными, такие доплаты производятся каждому из родителей.

При применении данной нормы на практике нередко возникает вопрос: кого можно отнести к лицам, находящимся на содержании безработного?

К лицам, находящимся на содержании безработного, относятся лица, не достигшие 18 лет (учащиеся - 24 лет), проживающие на средства безработного гражданина, не имеющие самостоятельных источников дохода и состоящие с ним в родстве (п. 1 ст. 36).

В первую очередь к указанным лицам относятся дети безработного (родные или усыновленные).

Факт проживания на средства безработного и отсутствия самостоятельных источников дохода у лиц, находящихся на содержании безработного, в данном случае подтверждается:

свидетельством о рождении ребенка (по которому устанавливается возраст, степень родства);

справкой из учебного заведения (о форме обучения, об отсутствии стипендии).

В случае если ребенок нигде не работает и не учится, возможно подтверждение его нахождения на содержании безработного справкой из жилищно-эксплуатационного органа по месту жительства.

В соответствии с семейным законодательством к лицам, находящимся на содержании безработного, с учетом условий, определенных п. 1 ст. 36 Закона, могут быть отнесены:

супруги, если они проживают совместно (факт проживания на средства супруга подтверждается свидетельством о браке, справкой из жилищно-эксплуатационного органа о совместном проживании, а также справкой из учебного заведения - (о форме обучения, об отсутствии стипендии);

братья, сестры, племянники, внуки, если они остались без родителей и безработный гражданин не назначен их опекуном (попечителем) в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ (факт проживания на средства безработного подтверждается свидетельством о рождении, справкой из органов опеки и попечительства о том, что над данным лицом не установлена опека (попечительство), справкой из жилищно-эксплуатационного органа о совместном проживании, а также справкой из учебного заведения о форме обучения, об отсутствии стипендии).

Ребенок, не достигший 18 лет (учащийся - 24 лет), проживающий (прописанный) отдельно от родителей, но находящийся на их содержании и не имеющий других самостоятельных источников дохода, также считается лицом, находящимся на содержании. В этом случае необходимо предъявление всех вышеперечисленных документов, кроме справки из жилищно-эксплуатационного органа.

Законодательство о занятости не содержит каких-либо особенностей ограничения при начислении пособия по безработице безработным гражданам, исполняющим алиментные обязательства (по соглашению сторон или по решению суда), в отношении лиц, находящихся на их содержании. В связи с этим гражданам, признанным в установленном порядке безработными и исполняющим алиментные обязательства по решению суда (на основании исполнительного листа), пособие по безработице устанавливается с учетом указанных доплат (в данном случае исполнительный лист является документом, свидетельствующим, что нахождение на содержании гражданина установлено судом).

Если на содержании безработного гражданина находится лицо, возраст которого не превышает 18 лет и которое само является безработным, но не получает пособия по безработице по основаниям, предусмотренным Законом, то безработному гражданину, на чьем содержании данное лицо находится, также может быть установлена доплата к пособию по безработице на период до появления у лица, находящегося на содержании, самостоятельных источников дохода.

Как отмечено выше, гражданам, признанным в установленном порядке безработными, гарантируется выплата пособия по безработице и в период временной нетрудоспособности.

Указом Президента РФ "О социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными" от 2 июня 1992 г. N 723 органам службы занятости было предоставлено право оплачивать период временной нетрудоспособности гражданам, потерявшим работу и заработок (доход) и признанным безработными, в размере установленного для данной категории граждан пособия по безработице, исходя из фактического количества дней временной нетрудоспособности, но не свыше 30 календарных дней за счет и в пределах средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации.

Впоследствии данная норма была включена в Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ; ст. 28, 35).

Однако Конституционным Судом РФ положение Закона, устанавливающее ограничение оплаты периода временной нетрудоспособности безработных граждан 30 календарными днями в течение 12-месячного периода безработицы или всего периода обучения по направлению органов службы занятости, было признано не соответствующим ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, поскольку в федеральном законодательстве отсутствуют надлежащие гарантии предоставления безработным иного источника средств к существованию (минимального материального обеспечения) в рамках системы социального обеспечения при продолжении временной нетрудоспособности свыше указанного срока.

Учитывая постановление Конституционного Суда от 16 декабря 1997 г. N 20-П, Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. N 85-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" изменен порядок оплаты временной нетрудоспособности безработных граждан выплата пособия по безработице в период их временной нетрудоспособности гарантируется всем категориям безработных граждан (без ограничения 30 календарными днями).

Если в период получения пособия по безработице у безработного гражданина наступает период временной нетрудоспособности, выплата пособия по безработице производится при условии документального подтверждения болезни листком временной нетрудоспособности, который медицинские учреждения обязаны выдавать безработным гражданам в том же порядке, как и работающим.

Продолжительность выплаты пособия по безработице также зависит от того, к какой категории относится данный безработный гражданин.

Для граждан, потерявших работу и заработок и имевших в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, оплачиваемую работу в течение менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего времени (либо на условиях неполного рабочего времени с перерасчетом на 26 календарных недель), продолжительность выплаты пособия по безработице не может превышать 12 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Для данной категории безработных граждан Законом предусмотрено право на повторное получение пособия по безработице в размере минимальной оплаты труда (если иное не предусмотрено настоящим Законом) в случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы (абз.1 п. 5 ст. 31).

Следует отметить, что безработным гражданам, общий трудовой стаж которых в соответствии с пенсионным законодательством РФ дает им право на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, но которые не достигли пенсионного возраста, продолжительность выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж.

При этом, общий период выплаты пособия по безработице также не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва в работе, уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, а также для граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, продолжительность выплаты пособия по безработице не может превышать в каждом периоде безработицы 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев с максимальной продолжительностью 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Утрата безработными гражданами права на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты не является основанием для снятия их с учета в качестве безработных.

С безработными гражданами, утратившими право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, органы службы занятости вправе работать по другим целевым программам (материальная помощь, профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка по направлению органов службы занятости и т.п.).

Необходимо учитывать, что в соответствии с п. 3 ст. 7 Закона законодательством субъектов Российской Федерации, решениями органов местного самоуправления, а также коллективными договорами и соглашениями могут предусматриваться иные, не противоречащие настоящему Закону условия и порядок выплаты пособия по безработице, усиливающие социальную защищенность граждан, включая продление сроков выплаты и увеличение размеров пособия по безработице за счет средств субъектов Российской Федерации.

В заключение отметим, что в случае, если период официальной безработицы гражданина прекращался (выплата пособия по безработице была прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного по основаниям, предусмотренным ст. 35 Закона), при повторном обращении гражданина в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве его регистрация вновь в качестве безработного и выплата пособия по безработице производятся на общих основаниях.


Т.А. Цыганкова,

начальник отдела социальных гарантий

и компенсаций Департамента государственной

службы занятости населения Минтруда России



Пособие по безработице как одна из основных социальных гарантий


Автор


Т.А. Цыганкова - начальник отдела социальных гарантий и компенсаций Департамента государственной службы занятости населения Минтруда России


"Гражданин и право", 2000, N 3



Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.