Исчисление и расходование средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве (Ю.Н. Коршунов, "Гражданин и право", N 3, сентябрь 2000 г.)

Исчисление и расходование средств на обязательное
социальное страхование от несчастных случаев на производстве


24 июля 1998 г. был принят Федеральный закон РФ N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Закон вступил в силу 6 января 2000 г.).

Закон от 24 июля принципиально изменил много лет существующую в стране систему урегулирования правоотношений по возмещению вреда, причиненного работнику при исполнении им трудовых обязанностей.

До вступления в силу Федерального закона от 24 июля 1998 г. вопросы возмещения вреда личности при исполнении трудовых обязанностей регулировались Правилами, утвержденными постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г. N 4214-1 (в ред. от 24 ноября 1995 г.), а также нормами гражданского законодательства. Новым Законом Фонду социального страхования РФ придан статус единого в России страховщика; в этой связи сняты возможные и многочисленные споры между работниками (пострадавшими) и работодателями (причинителями вреда) по поводу размеров и условий возмещения вреда.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г., страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа, т.е. ставки страхового взноса с начисленной по всем основаниям оплаты труда (дохода) застрахованных.

Размер страхового тарифа зависит от того, к какому классу профессионального риска отнесена данная отрасль (подотрасль) экономики.

Профессиональный риск - это вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в других установленных Федеральным законом случаях (см. ст. 3 и 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г.).

Класс профессионального риска - это уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся в отраслях (подотраслях) экономики. Наряду с заработками пострадавших сумма выплат в возмещение вреда определяется количеством травм и профессиональных заболеваний и их последствиями, что и отражает уровень травматизма и профессиональной заболеваемости.

Правила и условия отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска утверждены 31 августа 1999 г. постановлением Правительства РФ N 975 (См.: СЗ РФ. 1999. N 36. Ст. 4408.).

Эти Правила определяют порядок отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска для установления страховых тарифов, соответствующих уровню производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сложившемуся в отраслях (подотраслях) экономики.

Все отрасли (подотрасли) экономики дифференцируются по группам в зависимости от класса профессионального риска.

Существующая ныне классификация профессионального риска предусматривает четырнадцать классов профессионального риска.

Показатель профессионального риска определяется как отношение величины суммарных затрат в отрасли (подотрасли) экономики на возмещение в истекшем календарном году вреда, причиненного застрахованным в результате несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний при исполнении ими трудовых обязанностей.

Организации и физические лица, являющиеся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежат отнесению к отрасли (подотрасли) экономики, которой соответствует их основная деятельность.

Если страхователь осуществляет свою деятельность по нескольким отраслям (подотраслям) экономики, он подлежит отнесению к той из них, которая имеет наиболее высокий класс профессионального риска.

Структурные подразделения организации, осуществляющие внутренние перевозки, снабженческо-сбытовую деятельность, организации и пункты связи, машиносчетные станции, а также базы и склады организации, не выделенные в самостоятельные учетные единицы, учитываются по основной деятельности этой организации.

Подсобно-вспомогательные производства (подразделения) организации, осуществляющие независимую от специализации организации другие виды производственной деятельности и выделенные в ее структуре в самостоятельные учетные единицы (например, жилищно-коммунальные, медицинские, культурно-бытовые, промышленные, сельскохозяйственные, строительные, торговые и др.), являются самостоятельными классификационными единицами и подлежат отнесению к отраслям (подотраслям) экономики, которым соответствует их деятельность.

Класс профессионального риска страхователя определяется Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии с предусмотренной Правилами классификацией отраслей (подотраслей) экономики по классам профессионального риска.

Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска являются основой для Федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год".

Этот Федеральный закон принят 2 января 2000 г. и действует с 6 января 2000 г. (день официального опубликования - 6 января 2000 г.) (См.: СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 131.).

Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет: 1) обязательных страховых взносов страхователей; 2) взыскиваемых штрафов и пени; 3) капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей, а также иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации. Важнейшим источником средств на выплату страхового возмещения пострадавшим являются взносы страхователей.

Закон обязывает страхователя (работодателя) в определенные страховщиком (Фондом социального страхования РФ) сроки начислить и перечислять страховщику страховые взносы.

Здесь важно подчеркнуть, что уже c января 2000 г. лица, имеющие право на обеспечение в связи с несчастными случаями на производстве были гарантированы от того, что их права с введением нового налога нарушены не будут. 21 декабря 1999 г. Фонд социального страхования издал приказ N 93 "О формировании резерва денежных средств на осуществление выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (См.: Ваше право. 2000. N 7.). В связи с этим приказом образован резерв денежных средств, необходимых на начальном этапе для обеспечения страховых выплат пострадавшим. Этот резерв создается региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда в пределах трехмесячного запаса необходимых на это выплат.

2 марта 2000 г. Правительство РФ приняло постановление, которым утверждены Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (См.: СЗ РФ. 2000. N 10. Ст. 1131.).

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы) начисляются и уплачиваются страхователями:

юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы (в том числе иностранными организациями) и физическими лицами, нанимающими работников по трудовому договору (контракту);

юридическими и физическими лицами, обязанными их уплачивать на основании гражданско-правовых договоров, заключенных с физическими лицами.

Страхователи подлежат обязательной регистрации в Фонде социального страхования Российской Федерации (далее - страховщик) в установленные сроки и в порядке, определяемом страховщиком.

Страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.

Размер страхового взноса определяется по страховому тарифу, установленному федеральным законом, исходя из класса профессионального риска отрасли (подотрасли) экономики, к которой относится данный страхователь.

Страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 г. N 765 (См.: СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3681.), за исключением вознаграждения, выплачиваемого гражданам на основании гражданско-правового договора, если указанным договором предусматривается уплата страховых взносов.

Страхователи, выплачивающие застрахованным обеспечение по страхованию, перечисляют страховщику сумму, равную разнице между начисленными страховыми взносами (включая начисленные пени) и суммой расходов на выплату указанного обеспечения.

Страхователи, не выплачивающие застрахованным обеспечение по страхованию, перечисляют страховщику всю сумму начисленных страховых взносов.

Подлежащие уплате страховые взносы и другие платежи (пени, штрафы) перечисляются страхователями на единый централизованный банковский счет страховщика, открытый в установленном порядке.

Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний расходуются страхователями и страховщиками на цели, установленные федеральными законами.

Страхователи выплачивают застрахованным, состоящим в трудовых отношениях со страхователем, обеспечение по страхованию в виде:

1) пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием;

2) единовременных и ежемесячных страховых выплат (если страховой случай наступил в период работы застрахованного у данного страхователя), назначенных страховщиком в установленном порядке;

3) оплаты отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) в связи с предоставлением страховщиком застрахованному путевки на санаторно-курортное лечение вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Выплата застрахованным обеспечения по страхованию производится страхователем в счет начисленных страховых взносов (включая начисленные пени).

Расходы на выплату обеспечения по страхованию, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, не засчитываются страховщиком в счет уплаты страховых взносов.

При недостаточности у страхователя средств на выплату застрахованным обеспечения по страхованию, в том числе если расходы на указанную выплату превышают сумму начисленных страховых взносов (включая начисленные пени), страхователь обращается за возмещением недостающих средств к страховщику, который перечисляет страхователю недостающую сумму в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность страховщика.

Страховщик за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний производит единовременные и ежемесячные страховые выплаты застрахованным, не состоящим в трудовых отношениях со страхователем, и лицам, имеющим право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного, социальную и профессиональную реабилитацию, а также осуществляет иные расходы в случаях, установленных федеральными законами.

Нарушение правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 32 Правил от 24 декабря 1992 г. предусматривала, что при ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование организации) заявление о возмещении вреда передается правопреемнику. Если права и обязанности ликвидированной организации не переходят к правопреемнику, она обязана капитализировать и внести в органы государственного страхования суммы, подлежащие выплате в возмещение вреда. В состав ликвидационной комиссии включается представитель органа государственного страхования. Ликвидационный отчет утверждается лишь после капитализации сумм, необходимых для выплаты возмещения вреда в будущем, и перечисления их органам государственного страхования. Страховая организация выплачивает потерпевшим суммы в возмещение вреда в размере, установленном законодательством.

Если при ликвидации предприятия капитализация платежей в возмещение вреда не произведена, иск о возмещении вреда предъявляется органу государственного страхования.

Применение этой нормы на практике вызывало ряд трудностей, так как Правила четко не определили, какая именно страховая организация имеется здесь в виду. Не было должностного единообразия при рассмотрении конкретных дел в судах.

Теперь Федеральным законом от 24 июля 1998 г. этот вопрос решен четко (п. 4 и 5 ст. 28).

Платежи, капитализированные в связи с ликвидацией юридических лиц, ответственных за выплату пострадавшим возмещения вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей, внесенные в страховые организации до вступления в силу Федерального закона, перечисляются страховщику (Фонду социального страхования Российской Федерации) в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в размерах остатков этих сумм по состоянию на день вступления его в силу. При этом страховщику передаются документы, подтверждающие право пострадавших (включая лиц, имеющих право на возмещение вреда в связи со смертью застрахованного) на возмещение вреда.

Лицам, получившим до вступления в силу Федерального закона увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей, а также лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, обеспечение по страхованию предоставляется в соответствии с Федеральным законом в полном объеме независимо от того, была ли произведена капитализация платежей при ликвидации юридических лиц, ответственных за выплату пострадавшим возмещения вреда. Такой же позиции придерживается и Верховный Суд РФ (См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 2.).

И последнее. Закон от 24 июля 1998 г. (ст. 8) среди видов обеспечения по страхованию указывает "посторонний" (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным. При этом в Законе размер возмещения за указанный уход в отличие от Правил от 24 декабря 1992 г. определен не был. Подобная запись давала основание для вывода о том, что в отличие от Правил от 24 декабря 1992 г. Федеральный закон не знает такого вида ухода, как "обычный" уход. В нем речь идет только о постороннем (специальном медицинском и бытовом) уходе за застрахованным, в том числе осуществляемом членами его семьи. Иными словами, уход может быть только специальным медицинским, который подлежит оплате наряду с бытовым уходом.

В апреле 2000 г. Минтрудом РФ, Минздравом РФ и Фондом социального страхования был разработан временный порядок взаимодействия субъектов и участников системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, который, в частности, предусматривает, что учреждения МСЭ (медико-санитарной экспертизы) определяют нетрудоспособность пострадавшего в постороннем:

специальном медицинском уходе, если состояние здоровья пострадавшего требует постоянного медицинского наблюдения и специальных медицинских процедур (перечень и объем которых определяются врачами лечебно-профилактических учреждений);

постоянном уходе, если пострадавший по состоянию здоровья не может полностью осуществлять самообеспечение, передвижение, ориентацию или нуждается в постоянном систематическом уходе, помощи или надзоре;

бытовом уходе в случае, если пострадавший по состоянию здоровья частично ограничен в самообслуживании (уборка жилого помещения, стирка белья, приготовление пищи).

Временный порядок предусматривает также и условия оплаты по уходу за пострадавшим. Размеры оплаты ухода те же, что были предусмотрены еще Правилами от 24 декабря 1992 г. Оплата (возмещение) расходов на осуществление постороннего специального медицинского ухода производится в размере двух минимальных размеров оплаты труда. Оплата (возмещение расходов на осуществление постороннего постоянного ухода) производится в размере 60% двух минимальных размеров оплаты труда. Оплата (возмещение) расходов на осуществление бытового ухода производится в размере 50% одного минимального размера оплаты труда.

В районах и местностях, где установлены районные коэффициенты, размер оплаты труда (возмещение) расходов на посторонний уход (специальный медицинский, постоянный и бытовой) определяется с учетом этих коэффициентов.

Порядок предусматривает, что пострадавшему, имеющему право по заключению учреждения МСЭ одновременно на посторонний специальный медицинский и посторонний постоянный или посторонний бытовой уход, оплата (возмещение) расходов производится по двум видам ухода - по выбору потерпевшего. Для оплаты (возмещения) расходов на осуществление постороннего постоянного ухода за пострадавшим, являющимся инвалидом первой группы, соответствующее заключение МСЭ не требуется. Оно необходимо, когда речь идет о постороннем специальном медицинском уходе.

Дополнительные расходы на посторонний уход за пострадавшим возмещаются независимо от того, кем он осуществляется, в том числе членами его семьи, работником государственного или медицинского учреждения социального обслуживания, сверх территориального перечня гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам.

Оплата (возмещение) расходов пострадавшему (его доверенному лицу) на посторонний уход (специальный медицинский, постоянный и бытовой) производится исполнительным органом Фонда ежемесячно в согласованном с ним порядке.


Ю.Н. Коршунов,

заслуженный юрист РСФСР,

кандидат юридических наук


Исчисление и расходование средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве


Автор


Ю.Н. Коршунов - заслуженный юрист РСФСР, кандидат юридических наук


"Гражданин и право", 2000, N 3



Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.