Отказ от алиментов на ребенка недопустим
Могу ли я отказаться от взыскания с мужа алиментов на содержание дочери?
У меня с мужем не сложилась семейная жизнь. Собираюсь подать в суд заявление о разводе. Муж не возражает, он согласен и на то, что наша маленькая дочка (ей 6 лет) останется со мной. При этом я не хочу ставить вопрос о взыскании с него алиментов на содержание дочери, поскольку мое самое большое желание - никогда больше мужа не видеть и не слышать, забыть о нем навсегда. Уверена, что сумею вырастить дочь без его финансовой помощи. Но некоторые мои родственники и знакомые считают, что я поступлю неправильно, если откажусь от алиментов. Кто из нас прав?
Позиция читательницы журнала продиктована отрицательными эмоциями, вызванными, как видно из ее письма, неудачным замужеством. Но такие эмоции - плохой советчик. Лучше все-таки обратиться к закону и поступить в соответствии с его нормами.
Статья 54 Семейного кодекса РФ устанавливает, что ребенок имеет право на обеспечение его интересов. Одним из них следует со всей очевидностью признать интерес в получении достаточного материального содержания.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" продолжил формирование нового законодательства о семье и детстве. В его нормах заложена необходимость контроля государства за "качеством жизни" каждого ребенка.
В ст.24 СК перечислены вопросы, разрешаемые судом при расторжении брака. Пункт 1 этой статьи гласит, что супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на их содержание, о размерах этих средств либо о разделе общего имущества супругов.
Когда нет соглашения между супругами по этим вопросам, а также если соглашение нарушает, в частности, интересы детей, то суд определяет сам, с кого из родителей и в каких размерах будут взыскиваться алименты на детей.
На практике нередки случаи, когда истица, подобно читательнице журнала М. Вергасовой, просит суд лишь расторгнуть брак и демонстративно заявляет об отказе взыскивать с бывшего мужа алименты в пользу остающегося с ней ребенка. Но есть ли у матери право отказаться от алиментов на ребенка? Разумеется, нет.
Статья 60 СК говорит об алиментах как о "причитающихся" ребенку суммах. Кроме того, данные средства имеют строго целевой характер - они должны расходоваться представителями ребенка на его содержание, воспитание и образование. Таким образом, право на алименты является субъективным правом самого ребенка как самостоятельного субъекта семейных правоотношений. Особенность данного права заключается лишь в том, что в силу недостаточной дееспособности несовершеннолетний осуществить его, как правило, не в состоянии. Именно по этой причине один из его родителей имеет возможность обратиться с требованием о взыскании указанных сумм.
Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с семейным законодательством такое взыскание вправе произвести и иные лица. Так, согласно п.3 ст.80 СК при отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов при непредоставлении содержания несовершеннолетним детям и при непредъявлении иска в суд орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них). Если ребенок передан опекуну, то требование о взыскании алиментов предъявит опекун. Разве в этом случае уплачиваемые средства принадлежат опекуну, а не ребенку?
Нельзя не учесть и соображений справедливости, которые могут быть сведены к следующему. Не требуя средств на содержание ребенка и надеясь на собственные силы, разведенная мать обрекает тем самым ребенка на материальную недостаточность. Ведь даже при самом благополучном ее финансовом положении ребенок, получая средства от отца, мог бы воспитываться в еще более благоприятных условиях. Кроме того, при освобождении отца от необходимости платить алименты он получает возможность не исполнять закрепленную ст.38 Конституции РФ обязанность заботиться о ребенке.
Если разведенные супруги договорились об алиментах сами, то их соглашение должно быть облечено в необходимую правовую форму. Ведь при отказе плательщика в дальнейшем от добровольных платежей у взыскателей могут возникнуть трудности с получением средств. Да и сам плательщик рискует при добровольной уплате подвергнуться взысканию алиментов в судебном порядке за предыдущий период (если не сможет доказать, что фактически предоставлял содержание ребенку).
Именно в связи с тем, что правом на содержание обладает сам ребенок, а не родитель, с которым он проживает, суд обязан инициировать решение данного вопроса. Но решить вопрос о том, кто из родителей обязан уплачивать средства на ребенка, невозможно без предварительного определения места его жительства. Этот вопрос регулирует п.3 ст.65 СК.
Относительно обязательности рассмотрения вопросов о детях в каждом судебном бракоразводном процессе говорится и в разъяснениях Верховного Суда РФ. Так, в п.7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" указывается, что в исковом заявлении о расторжении брака помимо сведений о регистрации брака должны быть сведения о том, имеются ли общие дети, их возраст; достигнуто ли супругами соглашение об их содержании и воспитании; при отсутствии взаимного согласия на расторжение брака - мотивы расторжения брака; имеются ли другие требования, которые могут быть рассмотрены одновременно с иском о расторжении брака.
В то же время в п.4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" записано: "В случае вынесения решения о расторжении брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, суд исходя из п.2 ст.24 СК РФ должен принимать меры к защите интересов несовершеннолетних детей независимо от того, возбужден ли спор о детях". Таким образом, интересы ребенка, заключающиеся в получении надлежащего воспитания, заботы и ухода, а также в получении требуемого содержания, подлежат судебной защите вне зависимости от соответствующей инициативы его родителей.
Л. Михеева,
эксперт "Российской юстиции",
кандидат юридических наук (г. Барнаул)