Нематериальные активы: правовое регулирование (М. Киселев, Г. Иниятуллина, "Финансовая газета", N 44, 45 ноябрь 2000 г.)

Нематериальные активы: правовое регулирование


В соответствии со ст.128 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) к объектам гражданских прав относятся не только вещи, имеющие вещественно-натуральную форму, но и имущественные права, и результаты интеллектуальной деятельности.

В п.55 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н, указано, что к нематериальным активам, используемым в хозяйственной деятельности в течение длительного периода (свыше одного года) и приносящим доход, относятся права, возникающие из:

авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.;

из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;

из прав на ноу-хау и др.

Кроме того, к нематериальным активам могут относиться организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал), а также деловая репутация организации.

Согласно пояснению к счету 75 "Расчеты с учредителями" инструкции по применению Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности предприятий права пользования зданиями, сооружениями, оборудованием, предоставляемые вновь созданному предприятию учредителями в качестве вклада в уставный капитал, также учитываются на счете 04 "Нематериальные активы".

В виде исключения действующая методология бухгалтерского учета относит к нематериальным активам стоимость отдельных квартир в объектах жилого фонда, приобретаемых предприятиями. Соответствующие разъяснения по этому вопросу даны в письме Минфина России от 29.10.93 г. N 118 "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве".

Следует отметить, что в соответствии с п.2 ст.38 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) имущественные права для целей налогообложения больше не относятся к имуществу и, следовательно, не могут рассматриваться для целей налогообложения как товар (п.3 ст.38 НК РФ).

Поскольку положения НК РФ применяются только для целей налогообложения, то исключение имущественных прав из состава имущества в п.2 ст.38 НК РФ никак не изменяет действовавший до этого порядок бухгалтерского учета операций с имущественными правами.

Интеллектуальной собственностью в соответствии со ст.138 ГК РФ признается исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).

На основании действующих правовых актов в составе интеллектуальной собственности различают:

права на объекты промышленной собственности - интеллектуальной собственности в сфере производства;

права на объекты авторского права и смежных прав.


Объекты интеллектуальной собственности в сфере производства


К объектам интеллектуальной собственности в сфере производства относятся:

права, возникающие из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров;

права, возникающие из лицензионных договоров на использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, товарных знаков обслуживания.

Права на изобретение, полезную модель, промышленный образец охраняются в соответствии с Патентным законом Российской Федерации от 23.09.92 г. N 3517-1 (далее - Закон N 3517-1). Эти права подтверждают патент на изобретение, свидетельство на полезную модель или патент на промышленный образец. Статьей 3 этого Закона установлены сроки действия патентов и свидетельств. Патент на изобретение действует в течение 20 лет с даты поступления заявки в патентное ведомство, патент на промышленный образец - в течение 10 лет, свидетельство на полезную модель - в течение 5 лет.

На основании патента (свидетельства) права возникают у лица, создавшего нематериальный объект. Создание нематериального объекта возможно как собственными силами хозяйствующего субъекта, так и путем привлечения сторонних организаций. Отношения между предприятием, с одной стороны, и работником или другим предприятием - с другой, оформляются договором (см. ст.8 Закона N 3517-1).

В гражданском праве создание нематериального объекта оформляется договором о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и договором о создании (передаче) научно-технической продукции.

Патентообладатель (лицо, которому выдан патент или свидетельство) вправе уступить патент любому физическому или юридическому лицу. Согласие патентообладателя на использование объектов промышленной собственности, охраняемых патентом или свидетельством, третьими лицами оформляется гражданско-правовыми договорами: о передаче исключительных прав или предоставлении лицензии (исключительной, неисключительной) на использование объектов промышленной собственности (см. п.6 ст.10 Закона N 3517-1). Договоры о передаче прав и лицензионные договоры регистрируются в патентном ведомстве. Без этой регистрации они считаются недействительными.

По лицензионному договору патентообладатель (лицензиар) обязуется предоставить право на использование охраняемого объекта промышленной собственности в объеме, предусмотренном договором другому лицу (лицензиату). Лицензиат обязуется вносить предусмотренные договором лицензионные платежи за полученную лицензию и осуществлять другие действия, предусмотренные договором.

Различают исключительную и неисключительную лицензии (см. ст.13 Закона N 3517-1).

По исключительной лицензии лицензиату передается исключительное право на использование объекта промышленной собственности в пределах, оговоренных договором, с сохранением за лицензиаром права на его использование в части, не передаваемой лицензиату.

При неисключительной лицензии лицензиар, предоставляя лицензиату право на использование объекта промышленной собственности, сохраняет за собой все права, подтверждаемые патентом, в том числе и на предоставление лицензий третьим лицам.

Законом Российской Федерации от 23.09.92 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон N 3520-1) регулируются отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров. Товарный знак и знак обслуживания (далее - товарный знак) - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц (ст.1 Закона N 3520-1). В соответствии со ст.43 указанного Закона были изданы Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации, утвержденные приказом Российского агентства по патентам и товарным знакам от 17.03.2000 г. N 38. Для целей настоящих Правил под общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком понимается товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании государственной регистрации, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации без регистрации в силу международного договора Российской Федерации, а также обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, которые в результате интенсивного использования приобрели в Российской Федерации широкую известность среди соответствующих групп населения в отношении товаров определенного изготовителя.

В соответствии с законодательством товарный знак подлежит регистрации в Государственном патентом ведомстве. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство на товарный знак. Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, запрещать и уступать его использование другими лицами. Владелец вправе уступить товарный знак по договору об уступке товарного знака либо предоставить право на использование товарного знака другому лицу на основании лицензионного договора. Указанные договоры также подлежат регистрации в Государственном патентном ведомстве.

Правовая охрана наименования места происхождения товара в Российской Федерации возникает на основании его регистрации в порядке, установленном действующим законодательством. Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано одним или несколькими юридическими или физическими лицами. Лицо, зарегистрировавшее наименование места происхождения товара, получает право пользования им, если производимый данным лицом товар отвечает требованиям, установленным п.1 ст.30 Закона N 3520-1. Право на пользование этим же наименованием места происхождения товара, зарегистрированным в установленном порядке, может быть предоставлено любому юридическому или физическому лицу, находящемуся в том же географическом объекте и производящему товар с теми же свойствами. В соответствии с п.3 ст.40 Закона N 3520-1 обладатель свидетельства не вправе предоставлять лицензии на пользование наименованием места происхождения товара другим лицам.

Исключительные права на селекционные достижения (сорт растений, породу животных) оформляются патентом на селекционное достижение в соответствии с Законом Российской Федерации от 6.08.93 г. N 5605-1 "О селекционных достижениях". Патентообладатель (лицензиар) может передавать право использования селекционного достижения другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору (по исключительной и неисключительной лицензии).

Одним из объектов интеллектуальной собственности является ноу-хау. Изначально понятие "ноу-хау" было введено в ст. 151 Основ гражданского законодательства, которая действует сейчас в части, не противоречащей новому ГК РФ. Статья 139 ГК РФ повторяет ст. 151, но термин "ноу-хау" заменен на термин "служебная и коммерческая тайна". Под ноу-хау, или коммерческой тайной, понимается такая информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, в силу того что:

о ней не известно третьим лицам;

к ней нет свободного доступа на законном основании;

обладатель информации принимает меры для охраны ее конфиденциальности.

В отличие от изобретений информация, являющаяся ноу-хау, не подлежит регистрации, а охраняется путем установления запрета ее разглашения для лиц, получивших доступ к такой информации. Правовой формой передачи ноу-хау является договор о передаче ноу-хау. В отличие от лицензионного договора по договору о передаче ноу-хау передается само ноу-хау (информация), а не право на его использование. Права на ноу-хау часто передаются в комплексе исключительных прав по договору коммерческой концессии (франчайзинга). Договор коммерческой концессии подлежит регистрации органом, осуществившим регистрацию правообладателя - юридического лица или индивидуального частного предпринимателя. Если правообладатель зарегистрирован в иностранном государстве, то регистрация договора коммерческой концессии осуществляется органом, осуществившим регистрацию пользователя. По договору коммерческой концессии пользователем могут производиться как фиксированные разовые или периодические платежи.

Для того чтобы организация могла учитывать ноу-хау как объект нематериальных активов, необходимо соблюдать следующие условия:

1) участие в процессе производства, что должно быть подтверждено учетными документами;

2) использование этого объекта должно приносить доход;

3) срок полезного использования объекта должен быть более одного года.

В образцах форм бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 13.01.2000 г. N 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", предусмотрено по строке 113 актива баланса в составе нематериальных активов показывать деловую репутацию организации. Понятие "имидж фирмы", или "деловая репутация" (goodwill), упомянуто в п. 55 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, которым деловую репутацию организации разрешено включать в состав нематериальных активов. В денежном выражении деловая репутация фирмы равна положительной либо отрицательной разнице между покупной стоимостью (этот вид нематериального актива может быть у предприятия, которое купило другую фирму) и рыночной стоимостью приобретенного предприятия.


Объекты авторского права и смежных прав


Отношения, связанные с созданием и использованием объектов авторского права и смежных прав, регулируются Законом Российской Федерации от 9.07.93 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон N 5351-1). Согласие на использование произведений, охраняемых авторским правом, оформляется авторскими договорами (о передаче прав на готовые произведения или о разрешении их использовать определенным в договоре способом) или договором заказа на создание и использование нового произведения (см. ст. 30-33 Закона N 5351-1).

Передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав или на основе авторского договора о передаче неисключительных прав.

Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом.


М. Киселев,

к.э.н.,


Г. Иниятуллина


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.