Вопрос: В городе имеются Служба заказчика и Центр расчетного обслуживания по начислению и сбору платежей за жилищно-коммунальные услуги. Наше муниципальное унитарное предприятие в расчетах за жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению, по счету-фактуре без НДС реализует жилищную услугу ЦРО. По мере поступления оплаты от квартиросъемщиков и средств из бюджета ЦРО рассчитывается с нами за жилищную услугу и оставляет себе сумму за сбор платежей в зависимости от фактически оказанных нами услуг. Какие следует делать бухгалтерские проводки? Какие отражать налоги? Жилищный фонд находится на балансе МУП ("Финансовая газета. Региональный выпуск", N 44, ноябрь 2000 г.)

В нашем городе имеются Служба заказчика и Центр расчетного обслуживания по начислению и сбору платежей за жилищно-коммунальные услуги и оплате субсидий (далее - ЦРО). На основании договора наше муниципальное унитарное предприятие (МУП) в расчетах за услуги, предоставляемые населению по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, по счету-фактуре без НДС реализует жилищную услугу ЦРО. По мере поступления оплаты от квартиросъемщиков и финансирования из бюджета ЦРО рассчитывается с нами за жилищную услугу. Оно оставляет себе сумму за сбор платежей в зависимости от фактически оказанных нами услуг. На наш взгляд, сумма сбора должна исчисляться только от фактически собранных средств от населения. Какие следует делать бухгалтерские проводки, отражать ли НДС, налог на пользователей автомобильных дорог (от какой суммы его исчислять)? Жилищный фонд находится на балансе МУП.


Между МУП, ЦРО и Службой заказчика заключены договоры, которые нарушают порядок предоставления услуг по содержанию и ремонту жилья, их оплаты населением, установленный действующим законодательством и нормативными актами. Нарушен и порядок возмещения из местного бюджета убытка организации, оказывающей эти услуги. МУП не может по счету-фактуре реализовывать жилищные услуги ЦРО. ЦРО не может рассчитываться с МУП за жилищные услуги, самостоятельно оставляя себе сумму за сбор платежей, и тем более фактически рассчитывать объем оказанных МУП услуг. В отношениях этих трех предприятий МУП - заказчик, а ЦРО и Служба заказчика - исполнители.

Жилищный фонд находится на балансе МУП. МУП он был передан органом местного самоуправления - собственником в хозяйственное ведение (ст.294 ГК РФ). Поэтому МУП, до тех пор пока с согласия собственника не сдаст в аренду, не отдаст в залог или иным способом не распорядится жилищным фондом, имеет право им владеть, пользоваться и распоряжаться (ст.294 и п.2 ст.295 ГК РФ). Переданное собственником право владеть жилищным фондом означает, что МУП реально им обладает - он находится у него на балансе, и в его обязанности входит его надлежащая эксплуатация (п.2 ст.676 ГК РФ). МУП должно определять размер затрат, связанных с поддержанием жилищного фонда - основных средств, находящихся на его балансе в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение всех видов ремонта) (п.4 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 20.07.98 г. N 33н).

Право пользования жилищным фондом означает, что собственник управомочил МУП заключать договоры найма и на обслуживание с нанимателями, которым собственник по ордеру передал в постоянное пользование жилые помещения, находящиеся на балансе МУП, и с собственниками жилых помещений, находящихся в жилом доме, эксплуатацию которого осуществляет МУП. Собственники жилых помещений, находящихся в жилом доме, эксплуатационное ведение которого осуществляет МУП, не имеют права заключать договоры на их обслуживание с какой-либо другой организацией, кроме МУП, так как жилой дом может эксплуатироваться только одной жилищно-эксплуатационной организацией (ст.22 Жилищного кодекса РСФСР). Таким образом, собственник предоставил МУП возможность извлекать выгоду и получать доходы от эксплуатации жилищного фонда. Доходами МУП является выручка от оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома - квартплата. Вывод об идентичности понятий "квартирная плата" и "оплата жилья", которые отражают лишь стоимостную оценку услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда, подтверждается в письме Госстроя России от 1.07.94 г. N 01-04-89 "О льготах по оплате жилья и коммунальных услуг", где сказано, что понятие "квартирная плата", введенное постановлением ВЦИК и CHK РСФСР от 14.05.28 г. и инструкцией НКВД и НКЮ РСФСР от 23.06.28 г. N 220, предусматривало платежи населения за пользование жилым помещением и включало в себя расходы по организации технического обслуживания домовладения (содержание мест общего пользования и придомовой территории, эксплуатация ограждающих конструкций и инженерных систем здания, затраты на содержание аппарата жилищно-эксплуатационных организаций, другие расходы), за исключением внутриквартирных расходов, которые осуществлялись проживающими. В связи с введением института "аренды" и "частной собственности" в отношении жилых помещений в многоквартирных домах Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" было введено новое понятие "оплата жилья" применительно ко всем видам жилищного фонда, которое по своему содержанию предполагает также возмещение затрат на организацию обслуживания домовладения.

В соответствии с п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 2.08.99 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" сбор платы за жилье должен осуществлять МУП или уполномоченная им организация - Служба заказчика через МУП. В соответствии с п.5 положений по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99), утвержденного приказом Минфина России от 6.05.99 г. N 32н, и "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина России от 6.05.99 г. N 33н, квартплату и расходы по содержанию и ремонту жилья должно отражать МУП.

Квартплата при условии ведения МУП раздельного учета затрат по производству и реализации жилищных и других услуг как освобождаемых от налога на добавленную стоимость, так и облагаемых им освобождается от НДС (п.п."г" п.1 и п.2 ст.5 Закона N 1992-1).

Поскольку оплата населением жилья включена в Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 7.03.95 г. N 239 (в ред. от 28.12.98 г.) "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", для целей налогообложения принимается цена услуг согласно конкретным договорам найма и на обслуживание (п.13 ст.40 НК РФ). Цена договоров устанавливается исходя из ставок и тарифов на жилищные услуги, утверждаемых органом местного самоуправления (п.8 постановления Правительства Российской Федерации от 2.08.99 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения"), и количества проживающих в изолированном жилом помещении.

МУП для получения бюджетного финансирования на возмещение планируемых убытков от оказания услуг по содержанию и ремонту жилья должно заключить с органом местного самоуправления муниципальный контракт - договор. На основании этого договора МУП будет являться участником бюджетного процесса (ст.152 БК РФ) и получателем бюджетных ассигнований в соответствии со ст.130130 "Убытки организаций, возникающие при продаже товаров (работ, услуг)" (Порядок применения Бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденный приказом Минфина России от 25.05.99 г. N 38н).

Из сказанного следует, что за МУП органом местного самоуправления закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения. Бремя его содержания лежит на МУП. По отношению к гражданам, заключившим с ним договоры найма или на обслуживание, оно является жилищно-эксплуатационной организацией. Ему на праве хозяйственного ведения принадлежат суммы квартплаты и бюджетные ассигнования, направленные ему органом местного самоуправления на покрытие убытков, возникающих при эксплуатации этого жилья. МУП получает от жильцов квартплату с расчетного счета ЦРО в соответствии с порядком, установленным в договоре с ЦРО. ЦРО по отношению к МУП является подрядной организацией. Оплата услуг ЦРО для МУП является затратами, которые вместе с НДС включаются в его производственную себестоимость, так как п.п."б" п.2 ст.7 Закона N 1992-1 установлено, что суммы налога, уплаченные поставщикам по товарам (работам, услугам), использованным при осуществлении операций, освобожденных от налога в соответствии с п.п."в" - "ш", "я" и "я.1" п.1 ст.5 настоящего Закона, относятся на издержки производства и обращения.

МУП может также оплачивать услуги Службы заказчика, которая в соответствии с подрядным договором осуществляет работу с жильцами, ведет лицевые счета. Затраты по этому договору также относятся МУП вместе с НДС на его производственную себестоимость.

Поскольку для МУП квартплата является выручкой, то оно обязано уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог по ставке 2,5%, которая устанавливается в соответствии с п.2 ст.5 Закона Российской Федерации от 18.10.91 г. N 1759-1 "О дорожных фондах Российской Федерации" от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг). МУП должно уплачивать этот налог от суммы выручки, исчисленной им для целей налогообложения. Вариант определения выручки для целей налогообложения устанавливается МУП в учетной политике "по оплате" или "по отгрузке" (п.13 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. N 552).

Хозяйственные операции в бухгалтерском учете по отражению квартплаты, расходов по содержанию и ремонту жилья и затрат по договорам подряда должны быть оформлены оправдательными документами в соответствии с пп.1, 2 ст.9 Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Плательщики НДС ЦРО и Служба заказчика по оказываемым для МУП услугам должны оформлять счета-фактуры. МУП, несмотря на то что квартплата освобождена от НДС в соответствии с п.6 Закона N 1992-1, должно вести журналы учета счетов-фактур, книги покупок и книги продаж в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Порядок ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.96 г. N 914 (далее - постановление N 914). МУП полученные от ЦРО и Службы заказчика счета-фактуры должно регистрировать в книге покупок. Следует иметь в виду, что счет-фактура не является первичным документом, на основании которого предприятие имеет право относить какие-либо затраты на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг. Он служит исключительно для определения суммы НДС и дает право на его возмещение из бюджета. В книге продаж МУП должно регистрировать первичные учетные документы (квитанции), на основании которых ведется бухгалтерский учет, вместо счетов-фактур (п.9 Порядка ведения журналов учета счетов-фактур).

Для целей налогообложения доходы от возмещения причиненных убытков, поскольку они поименованы в п.14 Положения о составе затрат, принимаются в суммах, учтенных при определении финансовых результатов по правилам бухгалтерского учета (пояснение к приложению N 4 к инструкции МНС России от 15.06.2000 г. N 62 "Справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли", далее - справка). Поступления в возмещение причиненных организации убытков являются внереализационными доходами (п.8 ПБУ 9/99). Они признаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником (п.16 ПБУ 9/99). Если МУП для целей налогообложения определяет выручку "по оплате", оно не должно допускать, чтобы под налогообложение попали бюджетные ассигнования, т.е. их нецелевого использования. В этом случае бюджетные ассигнования МУП направляет только на покрытие убытков, возникающих при оплате квартиросъемщиками услуг по содержанию и ремонту жилья.

На основании Плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина СССР от 1.11.91 г. N 56 (с последующими изменениями и дополнениями), в бухгалтерском учете МУП будут производиться следующие записи (см. таблицу, цифры условные).


/-----------------------------------------------------------------------\
|  Дебет     |   Кредит   |   Сумма,    |    Хозяйственная операция     |
|            |            |   тыс.руб.  |                               |
|------------+------------+-------------+-------------------------------|
| 62 (76),   |     46     |     100     | Начислена          квартплата |
| субсчет    |            |             | (основание - договоры найма и |
| "Расчеты   |            |             | на обслуживание,  акт  сверки |
| с квартиро-|            |             | со   Службой     заказчика по |
| съемщиками"|            |             | начисленной        квартплате |
|            |            |             | согласно подрядному договору) |
|------------+------------+-------------+-------------------------------|
|     51     |    76,     |      50     | Поступила        квартплата с |
|            |  субсчет   |             | транзитного         счета ЦРО |
|            |  "Расчеты  |             | (платежное поручение,  где  в |
|            |   с ЦРО"   |             | назначении            платежа |
|            |            |             | указывается,              что |
|            |            |             | перечисляется  квартплата  за |
|            |            |             | такой-то   период    согласно |
|            |            |             | договору от такого-то числа)  |
|------------+------------+-------------+-------------------------------|
|    76,     |  62  (76), |     100     | Проведена  сверка  с   ЦРО по |
|  субсчет   |   субсчет  |             | оплаченной  квартплате   (акт |
|  "Расчеты  |  "Расчеты  |             | сверки     по      оплаченной |
|   с ЦРО"   | с квартиро-|             | квартплате           согласно |
|            | съемщиками"|             | подрядному договору)          |
|------------+------------+-------------+-------------------------------|
|     60     |     51     |     120     | Оплачены   услуги   подрядных |
|            |            |             | организаций                   |
|------------+------------+-------------+-------------------------------|
|     20     |  02,   10, | 200,  в том | Списаны      производственные |
|            |  19,   60, | числе налог | затраты          (основание - |
|            |  67 и др.  | на пользова-| первичные          документы, |
|            |            |    телей    | оформленные  в  установленном |
|            |            |автомобильных| Законом N 129-ФЗ порядке)     |
|            |            | дорог 2,5%  |                               |
|------------+------------+-------------+-------------------------------|
|     19     |     60     |     20      | Выделен  НДС   на   основании |
|            |            |             | первичных документов          |
|------------+------------+-------------+-------------------------------|
|     20     |     19     |     20      | НДС                 списан на |
|            |            |             | производственную              |
|            |            |             | себестоимость                 |
|------------+------------+-------------+-------------------------------|
|     46     |     20     |     220     | Списана   себестоимость    на |
|            |            |             | реализованные услуги          |
|------------+------------+-------------+-------------------------------|
|     80     |     46     |    -120     | Получен финансовый результат  |
|------------+------------+-------------+-------------------------------|
|     80     |     68     |     1,5     | Начислен налог на  содержание |
|            |            |             | жилищного  фонда  и  объектов |
|            |            |             | социально-культурной сферы    |
|------------+------------+-------------+-------------------------------|
|     55     |     76,    |     50      | Поступили           бюджетные |
|"Специальные|  субсчет   |             | ассигнование   на    покрытие |
| счета    в |  "Расчеты  |             | убытков  МУП  с   транзитного |
|  банках",  |  с ЦРО"    |             | бюджетного счета ЦРО согласно |
|  субсчет   |            |             | муниципальному контракту      |
| "Бюджетный |            |             |                               |
|   счет"'   |            |             |                               |
|------------+------------+-------------+-------------------------------|
|     76,    |     77,    |    121,5    | Проведена  сверка  с   ЦРО по |
|  субсчет   |  субсчет   |             | перечисленным  на  транзитный |
|  "Расчеты  | "Расчеты   |             | счет бюджетным ассигнованиям  |
|  с ЦРО"    |     по     |             |                               |
|            | выделенному|             |                               |
|            | имуществу" |             |                               |
|------------+------------+-------------+-------------------------------|
|     77,    |     80     |    121,5    | Покрыт убыток (в случае, если |
|  субсчет   |            |             | МУП  определяет  выручку  для |
|  "Расчеты  |            |             | целей   налогообложения   "по |
|     по     |            |             | отгрузке")                    |
| выделенному|            |             |                               |
| имуществу" |            |             |                               |
\-----------------------------------------------------------------------/

Следует иметь в виду, что в соответствии с п.6 (ПБУ 9/99) выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности (с учетом положений п.3 настоящего Положения). Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, то выручка, принимаемая к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением).

Если на счет МУП поступают суммы квартплаты от квартиросъемщиков и бюджетные ассигнования от органов местного самоуправления до того момента, когда наступает время реализации услуг по содержанию и ремонту жилья, в бухгалтерском учете МУП эти денежные средства должны рассматриваться как доходы будущих периодов.

В том случае, если МУП для целей налогообложения выручку от реализации продукции (работ, услуг) определяет по мере ее оплаты, корректировка налогооблагаемой прибыли, уплата налога на пользователей автомобильных дорог и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы должны им производиться исходя из суммы квартплаты, поступившей на транзитный счет ЦРО.


Н. Станкевич

ООО "Аудиторская фирма "АЛЬТАИР"


1 ноября 2000 г.



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.