Порядок исчисления и уплаты сбора за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний (А. Борисов, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 44, ноябрь 2000 г.)

Порядок исчисления и уплаты сбора за использование
наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных
на их основе слов и словосочетаний


Министерством Российской Федерации по налогам и сборам в соответствии со ст.4 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и ст.6 Закона Российской Федерации от 2.04.93 г. N 4737-1 "О сборе за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний" (далее - Закон) была разработана новая инструкция от 29.06.2000 г. N 63 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет сбора за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний" (далее - сбор).

Плательщиками сбора согласно ст.1 Закона являются предприятия, учреждения и организации, использующие эти наименования, слова и словосочетания в своих названиях. Причем наличие в названиях организаций имен учредителей (собственников), использовавших в них указанные наименования и образованные на их основе слова и словосочетания, не являются основанием для взимания с этих организаций сбора (например, строительно-монтажное управление какого-либо министерства Российской Федерации, Московский банк Сбербанка России, организации, входящие в систему Росгосстраха).

Организации, созданные с участием иностранного капитала, являются плательщиком сбора в общеустановленном порядке в том случае, если слово "российское" или его сокращение присутствуют в официальном (фирменном) названии, приведенном в учредительных документах (устав организации, договор учредителей или решение о его создании). Например, Российско-швейцарская организация "Комсак" является плательщиком сбора; предприятие "Комсак", учредителем которого с российской и швейцарской сторон выступают соответствующие лица, не является его плательщиком.

Не являются плательщиками сбора:

федеральные органы государственной (законодательной, исполнительной и судебной) власти;

Центральный банк Российской Федерации и его учреждения;

государственные внебюджетные фонды Российской Федерации;

бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федерального бюджета;

редакции средств массовой информации (кроме рекламных и эротических изданий);

общероссийские общественные объединения, а также религиозные объединения;

сельскохозяйственные товаропроизводители. К сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся организации, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкие артели (колхозы), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которых составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции (Федеральный закон от 8.12.95 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (с изменениями от 7.03.97 г., 18.02.99 г.).

Статьей 2 Закона установлено:

I. Предприятиями (в том числе бюджетными, включая финансируемые из федерального бюджета), учреждениями и организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность (кроме заготовительных, снабженческо-сбытовых и торгующих, в том числе оптовой торговли, предприятий и организаций), сбор уплачивается в размере 0,5% от стоимости реализованной продукции (выполненных работ, предоставленных услуг). При исчислении сбора необходимо учитывать следующие особенности:

Банками и другими кредитными организациями сбор уплачивается от стоимости реализованных услуг.

Под стоимостью реализованных услуг понимается следующая сумма доходов (раздел I Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными организациями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 г N 490 "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями"):

1. Суммы начисленных и полученных процентов по кредитным ресурсам, размещенным банком, включая доходы, полученные банком от увеличения на три пункта процентов (маржи) по централизованным кредитам, предоставляемым через банк предприятиям и организациям Центральным банком Российской Федерации.

2. Комиссионные и иные сборы (плата) за переводные, инкассовые, аккредитивные и другие банковские операции, в том числе за услуги по осуществлению корреспондентских отношений.

3. Плата за услуги, оказываемые банком клиентам за открытие и ведение их расчетных, текущих, валютных, ссудных и иных счетов, выдачу (получение) наличных денег, а также за оказание информационных, консультационных, экспертных и других услуг.

4. Доходы, полученные банком от проведения форфейтинговых, факторинговых, доверительных (трастовых) операций.

5. Доходы, полученные банком по гарантийным и акцептным операциям.

6. Плата за услуги, оказываемые банком населению.

7. Плата за инкассацию, за перевозку денежных средств, ценных бумаг, иных ценностей и банковских документов.

8. Доходы, полученные банком за работу по размещению государственных ценных бумаг и резервов федерального казначейства Российской Федерации и его территориальных органов.

9. Доходы, полученные банком по операциям с ценными бумагами, включая операции по их размещению и управлению, и иным операциям на фондовом рынке.

10. Доходы от проведения банком операций с иностранной валютой, драгоценными металлами и с иными валютными ценностями, включая комиссионные сборы по операциям, связанным с покупкой и продажей валюты за счет и по поручению клиентов. Доходы, полученные банком в иностранной валюте, подлежат налогообложению вместе с доходами, полученными в рублях. При этом доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на день получения доходов. Плата, получаемая банками от экспортеров продукции, за выполнение функции агентов валютного контроля.

11. Доходы от сдачи в аренду имущества, принадлежащего банку, включая доходы от проведения лизинговых операций.

12. Разница между продажной и номинальной стоимостью акций, выпускаемых банком (за исключением продажи акций при формировании уставного капитала банка, когда сумма такой разницы рассматривается в качестве добавочного капитала банка).

13. Разница между ценой реализации и ценой приобретения ценных бумаг, принадлежащих банку, включая государственные ценные бумаги.

14. Денежные и основные средства, материальные и нематериальные активы, безвозмездно передаваемые банку юридическими и физическими лицами.

15. Доходы от приобретенных или арендуемых банком брокерских мест на биржах.

16. Суммы, перечисленные банку клиентами, в счет возмещения телеграфных, почтовых и иных услуг связи.

17. Проценты и комиссионные сборы, полученные банком по операциям за прошлые годы, а также востребованные проценты и комиссионные сборы, излишне уплаченные банком клиентам в прошлые годы.

18. Излишки кассы банка.

19. Прочие доходы, включаемые банком в облагаемую прибыль в соответствии с законодательством, а также полученные в результате осуществления иной деятельности; суммы восстановительных резервов на возможные потери по ссудам и под обеспечение ценных бумаг.

Страховыми организациями уплачивается сбор от стоимости реализованных услуг.

Под стоимостью реализованных услуг у страховых организаций понимается сумма, полученная от реализации страховых услуг, которая определяется в соответствии с разделом I Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 г. N 491 "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками":

1. Выручка страховщика, формируемая за счет:

а) поступлений страховых взносов по договорам страхования, сострахования и перестрахования за вычетом страховых выплат, отчислений в страховые резервы и страховых взносов по договорам, переданным в перестрахование. В состав указанных поступлений не включаются поступления по видам обязательного страхования, осуществляемым за счет бюджетных ассигнований, которые учитываются в качестве средств, предназначенных на целевое финансирование. В выручку включаются только средства, направляемые в соответствии с установленным порядком на покрытие расходов страховщика по проведению указанных видов страхования;

б) сумм возврата страховых резервов, отчисленных в предыдущие периоды;

в) комиссионных вознаграждений и тантьем по договорам, переданным в перестрахование;

г) комиссионных вознаграждений, полученных за оказание услуг страхового агента, страхового брокера, сюрвейера и аварийного комиссара;

д) возмещения перестраховщиками доли страховых выплат по договорам, переданным в перестрахование;

е) экономии средств на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию.

2. Прочие поступления от страховой деятельности:

а) доходы, полученные от размещения страховых резервов и других средств (кроме доходов от инвестирования средств резервов по обязательному медицинскому страхованию);

б) доходы, полученные от инвестирования средств резервов по обязательному медицинскому страхованию, за вычетом сумм, использованных на покрытие расходов по оплате медицинских услуг и пополнение соответствующих резервов по нормативам, устанавливаемым территориальным фондом обязательного медицинского страхования;

в) суммы полученных процентов, начисленных на депо премий по рискам, принятым в перестрахование;

г) суммы, полученные в порядке реализации права требования страхователя по страхованию имущества к лицу, ответственному за причиненный ущерб;

д) прочие доходы от осуществления страховой деятельности.

Строительные, проектные, научно-исследовательские, опытно-конструкторские организации уплачивают сбор от суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной от выполнения работ собственными силами.

Биржи уплачивают сбор от выручки, полученной в виде комиссионного сбора, вознаграждений со сделок, совершаемых на биржевых торгах, а также выручки, полученной от продажи и предоставления на ограниченный срок брокерских мест, платы за право участия в торгах, оказанных информационно-коммерческих и других платных услуг.

II. Заготовительными, снабженческо-сбытовыми и торгующими (в том числе оптовая торговля) предприятиями и организациями сбор уплачивается в размере 0,05% от оборота. Под оборотом следует понимать фактическую выручку, полученную от заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности, определяемую по данным бухгалтерского учета.

Примечание. Организации, указанные в п. I и II, не включают в налоговую базу:

1) дивиденды по акциям;

2) проценты по счетам банковских вкладов;

3) проценты (дисконт) по ценным бумагам, в том числе:

а) доходы, определенные эмитентом в условиях выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления, по которым условиями обращения предусмотрено получение владельцем дохода в зависимости от времени нахождения ценной бумаги на его балансе, в том числе в виде дисконта;

б) доходы по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, в условиях выпуска которых не предусмотрено получение процентного дохода.

При исчислении такими организациями сбора из налоговой базы исключаются налог на добавленную стоимость и акцизы.

III. Другими предприятиями, учреждениями и организациями сбор уплачивается в размере стократного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Причем для отдельных категорий плательщиков ставки могут быть понижены, но не более чем на 50%. Эта льгота предоставляется по решению Правительства Российской Федерации.

Сумма сбора определяется плательщиками на основании данных бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно.

Организации, указанные в п. I и II, уплачивают сбор ежеквартально из прибыли (дохода), остающейся в их распоряжении, исходя из фактически полученной выручки от реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в срок до 20 числа месяца, следующего за последним месяцем истекшего квартала. Одновременно плательщик представляет в налоговую инспекцию расчет по форме, приведенной в приложении N 1 к инструкции МНС России "О порядке исчисления и уплаты в бюджет сбора за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний".

Организации, указанные в п. III, уплачивают ежегодный сбор единовременно не позднее 25 марта года, следующего за отчетным. При этом в налоговую инспекцию представляется платежное поручение (копия), удостоверяющее факт уплаты сбора.

Организациям, прекратившим свою деятельность или изменившим наименование, возврат (зачет) уплаченных (начисленных) сумм сбора не производится. Ответственность за неуплату или неполную уплату сбора юридическое лицо несет в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.


А. Борисов,

инспектор налоговой службы III ранга




Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.