Особенности исчисления налога на добавленную стоимость в 2001 г. (О. Горбатова, О. Лапшова, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 45, ноябрь 2000 г.)

Особенности исчисления налога на добавленную стоимость в 2001 г.


5 августа 2000 г. был принят Федеральный закон N 118-ФЗ, который определяет порядок и сроки введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации (глава 21 "Налог на добавленную стоимость", глава 22 "Акцизы", глава 23 "Налог на доходы физических лиц", глава 24 "Единый социальный налог (взнос)"). В соответствии с указанным Законом с 1 января 2001 г. утрачивает силу ряд нормативных актов, в том числе Закон Российской Федерации от 6.12.91 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость". С января следующего года налогоплательщики будут руководствоваться главой 21 части второй НК РФ, устанавливающей основные элементы налогообложения и льготы по налогу на добавленную стоимость, а также основания для их использования.

Плательщиками налога на добавленную стоимость, как и ранее, признаются организации и лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации. Согласно ст.11 части первой НК РФ, определяющей основные понятия и термины, используемые в Кодексе, к организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, различные корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, а также международные организации и их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации. Как известно, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций к числу налогоплательщиков в настоящее время не относятся, а лишь исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения.

Нововведением стало включение в состав плательщиков налога на добавленную стоимость индивидуальных предпринимателей, что, по мнению авторов Кодекса, позволит пополнить доходную часть федерального бюджета и бюджета субъектов Российской Федерации в 2001 г. за счет особо крупных налогоплательщиков из этой категории. Однако организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исчисления и уплаты НДС, если в течение предшествующих трех последовательных календарных месяцев налоговая база этих экономических субъектов (в общем случае это выручка от реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж) не превысила 1 млн руб. Указанная льгота не распространяется на плательщиков акцизов и операции, связанные с перемещением товаров на таможенную территорию Российской Федерации. В случае предъявления в налоговые органы необходимых подтверждающих документов организациям и индивидуальным предпринимателям будет предоставляться освобождение по налогу на добавленную стоимость сроком на 1 год.

Не изменился перечень объектов налогообложения. Это по-прежнему реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе предметов залога, по договорам отступного или новации, безвозмездная передача и передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе через амортизационные отчисления, ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления. Последняя операция в Законе "О налоге на добавленную стоимость" не выделялась отдельным пунктом и, по-видимому, входила в состав "оборотов по реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребления". В части второй НК РФ лишь учтены и несколько конкретизированы изменения и дополнения, внесенные Федеральным законом от 2.01.2000 г. N 36-ФЗ, которые также должны были вступить в силу с 1 января 2001 г. и согласно которым суммы налога на добавленную стоимость по вводимым в эксплуатацию законченным капитальным строительством объектам, уплаченные подрядным организациям или в бюджет при выполнении работ собственными силами, вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства. Действительно, суммы налога, учтенные в стоимости товарно-материальных ценностей, используемых для выполнения строительно-монтажных работ, перечисленные подрядным строительным организациям, уплаченные при приобретении объектов незавершенного капитального строительства, а также суммы налога, исчисленные при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, подлежат налоговому вычету согласно п.6 ст.171 НК РФ.

Напомним, что согласно предыдущей редакции закона суммы налога, уплаченные подрядчикам по вводимым в эксплуатацию законченным капитальным строительством объектам, относились на увеличение их балансовой стоимости.

Как и ранее, в перечень объектов налогообложения не включаются операции, указанные в ст.39 части первой НК РФ, а также передача на безвозмездной основе различных объектов основных средств органам государственной власти и органам местного самоуправления. Не признается реализацией выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций, в том случае, если обязательность выполнения этих работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

Несколько изменился перечень льгот по налогу, который приводится в ст.149 НК РФ "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" и ст.164 "Налоговые ставки" под грифом "Налогообложение по ставке 0 процентов", поскольку возможность предоставления таких льгот носит условный характер и напрямую увязывается с фактом представления всех установленных Кодексом подтверждающих документов.

Вот некоторые наиболее существенные изменения. Из списка льгот исключены туристско-экскурсионные путевки за пределы территории Российской Федерации. Теперь они будут освобождаться от налога по другому основанию - в связи с тем, что местом реализации таких услуг не признается территория Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.148 НК РФ.

Освобождение от НДС реализации продукции собственного производства в счет натуральной оплаты труда, а также для общественного питания работников будет предоставляться организациям, занимающимся производством сельскохозяйственной продукции, только в том случае, если удельный вес доходов от реализации этой продукции в общей сумме доходов составит более 70%. Уменьшена льгота, предоставляемая общественным организациям инвалидов и организациям, использующим труд инвалидов, в части увеличения необходимой для использования льготы среднесписочной численности инвалидов среди работников до 80% и их доли в фонде оплаты труда, которая должна будет составлять не менее 25% (для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов). С другой стороны, освобождение от уплаты НДС предоставляется учреждениям, созданным для достижения различных социальных целей и находящимся в исключительной собственности общественных организаций инвалидов с численностью инвалидов более 80%. Причем получение льготы не ставится в зависимость от использования в деятельности этих учреждений труда инвалидов и размеров его оплаты.

Отменяется освобождение от НДС услуг, выполняемых профессиональными аварийно-спасательными службами, а также пожарно-технической продукции, работ (услуг) в области пожарной безопасности, за исключением работ по тушению лесных пожаров, патентно-лицензионных операций, платежей малых предприятий по лизинговым сделкам.

Льгота по лекарственным средствам, изделиям медицинского назначения и медицинской технике, а также по реализации продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, услуг по ее транспортировке, погрузке, разгрузке будет по-прежнему регламентироваться п.п."у" и "э" п.1 ст.5 Закона Российской Федерации от 6.12.91 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", которые утрачивают силу с 1 января 2002 г.

Что касается медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, то при определении необходимости уплаты по таким услугам налога на добавленную стоимость в 2001 г. следует руководствоваться закрытым перечнем, приведенным в п.2 ст.149 НК РФ, в который включены ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета. Услуги, оказываемые населению медицинскими и санитарно-профилактическими учреждениями, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты, протезно-ортопедические изделия, технические средства, используемые исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, линзы и оправы для очков (за исключением солнцезащитных) будут освобождаться от налогообложения по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

До 1 января 2002 г. будет действовать также п.п."т" п.1 ст.5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в части освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость работ по строительству жилых домов, производимому с привлечением средств бюджетов всех уровней при условии, что такие средства составляют не менее 50% от стоимости этих работ.

Услуги в сфере образования (за исключением консультационных, а также услуг по сдаче в аренду помещений) будут льготироваться только для некоммерческих образовательных организаций. Причем реализация товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и приобретенных на стороне будет облагаться налогом независимо от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию для нужд обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса или нет.

Начиная с 2001 г. не будут облагаться налогом услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, работы (услуги) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания (лоцманская проводка, все виды портовых сборов, услуги судов портового флота, ремонтные и другие работы (услуги). Ранее эти льготы применялись только в отношении иностранных судов.

Несколько расширен перечень льгот по банковским операциям (выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы "клиент - банк"). Льготироваться будут также операции, осуществляемые клиринговыми организациями, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами, осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе их совершать без лицензии Центрального банка Российской Федерации, а также оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами.

От налогообложения будет освобождаться реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), упомянутых в п.2 ст.149 НК РФ.

С 1 января 2001 г. при определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте будут пересчитываться в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации соответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов. В настоящее время аналогичный порядок действует только в отношении расходов, а уплата налога в бюджет осуществляется в рублевом эквиваленте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день уплаты налога в соответствии с п.25 Инструкции Госналогслужбы России N 39.

При осуществлении товарообменных операций, реализации предметов залога залогодержателю, натуральной оплате труда, а также безвозмездной передаче стоимость передаваемых товаров (работ, услуг) будет определяться на основании положений, зафиксированных в ст.40 НК РФ. До 1 января 1999 г. методика определения облагаемого оборота по указанным выше операциям содержалась в п.1 ст.4 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость". Однако третий-девятый абзацы этого пункта были признаны утратившими силу Федеральным законом от 31.07.98 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации". В результате налоговая база по этим операциям фактически не была установлена в течение двух последующих лет в нарушение ст.17 НК РФ "Общие условия установления налогов и сборов".

В НК РФ гораздо более подробно, чем в Законе "О налоге на добавленную стоимость", рассмотрены вопросы определения налоговой базы в зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг). Впервые отдельные статьи посвящены договорам факторинга и цессии, реализации предприятия в целом как имущественного комплекса, налоговым агентам, передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Нововведением стало определение налоговой базы по деятельности на основе договоров поручения, договоров комиссии и агентских договоров как суммы дохода, полученной в виде вознаграждений "при исполнении любого из указанных договоров". Напомним, что в настоящее время порядок исчисления налога на добавленную стоимость при реализации товаров по договорам комиссии ставится в зависимость от того, принимает ли комиссионер участие в расчетах (п.3 ст.4, п.2 ст.7 Закона "О налоге на добавленную стоимость" и п.19 Инструкции N 39). Облагаемым оборотом по договорам комиссии с участием в расчетах является стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых покупателям, а сумма налога, подлежащая взносу в бюджет, определяется в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей товаров, и суммами налога, уплаченными комитенту:

Д-т 004 - 120 000 руб. - оприходованы товары, поступившие по договору комиссии;

Д-т 62, К-т 76 - 144 000 руб. - комиссионные товары отгружены покупателю;

К-т 004 - 120 000 руб. - списаны отгруженные товары;

Д-т 51, К-т 62 - 144 000 руб. - получена оплата за товар;

Д-т 76, К-т 68 - 24 000 руб. (144 000 х 20 : 120) - начислен к уплате в бюджет НДС с продажи товаров покупателю;

Д-т 68, К-т 51 - 24 000 руб. - уплачен в бюджет НДС.

В следующем налоговом периоде:

Д-т 76, К-т 51 - 132 000 руб. - перечислена комитенту выручка от реализации товара;

/--------------\
|Д-т 76, К-т 68| - 24 000 руб. - сторнируется    ранее   начисленный  НДС
\--------------/                 с продажи товаров покупателю;

Д-т 76, К-т 46 - 12 000 руб. - начислена сумма комиссионного вознаграждения;

Д-т 46, К-т 68 - 2000 руб. - отражена задолженность бюджету по НДС с комиссионного вознаграждения.

В соответствии с п.3 ст.154 НК РФ при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества с учетом НДС, акцизов и без включения в нее налога на реализацию горюче-смазочных материалов, налога с продаж и остаточной стоимостью реализуемого имущества с учетом переоценок. В Законе "О налоге на добавленную стоимость" возможность использования в целях налогообложения восстановительной стоимости имущества не предусмотрена.

По-прежнему будут облагаться налогом на добавленную стоимость авансы и суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Кроме того, налоговая база будет теперь определяться с учетом сумм, полученных в виде процента (дисконта) по векселям, процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В отношении коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, с 1 января 2000 г. налог на добавленную стоимость исчисляется со всей суммы процентов, которые включаются в выручку от реализации товаров (работ, услуг) на основании п.6.2 ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 6.05.99 г. N 32н.

В ст.164 части второй НК РФ приводится перечень объектов, налогообложение которых производится по ставкам - 0, 10 и 20%, расчетным ставкам - 9,09, 16,67 и 13,79%. По ставке 0% облагаются, например, товары, экспортируемые за пределы таможенной территории Российской Федерации, работы (услуги), непосредственно связанные с производством, реализацией, перевозкой и погрузкой таких товаров, товары (работы, услуги) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств. Ранее указанные льготы были зафиксированы в п.п."а" и "б" ст.5 "Перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога" Закона "О налоге на добавленную стоимость". Новым здесь является то, что по указанным операциям налогоплательщикам теперь придется представлять в налоговые органы отдельную налоговую декларацию вместе с документами, подтверждающими право применять нулевую ставку налога на добавленную стоимость.

Список продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых по ставке 10%, практически не изменился по сравнению с действующим в 2000 г. Только в состав группы "молоко и молокопродукты" с 2001 г. официально будет включено мороженое, произведенное на их основе, кроме выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда (разъяснения относительно применения с 1 июля 2000 г. ставки НДС в размере 10% в отношении реализации на территории Российской Федерации мороженого, произведенного на молочной основе, даются только в одном документе ненормативного характера - письме МНС России от 14.09.2000 г. N ВГ-6-03/741).

Ввиду того что ценные сорта живой рыбы и дикорастущие плоды, ягоды, орехи не попали под гриф "Налогообложение по ставке 10%", в следующем году они будут облагаться по общей ставке (20%).

В соответствии со ст.166 НК РФ общая сумма налога исчисляется, как и ранее, по итогам каждого налогового периода (в 2001 г. - один календарный месяц) по товарам (работам, услугам), дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду. Однако определение даты реализации изменилось для налогоплательщиков, применяющих учетную политику для целей налогообложения "по отгрузке". Теперь она будет определяться как наиболее ранняя из следующих дат:

день отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) либо день передачи права собственности на него, если товар не отгружался и не транспортировался;

день оплаты товаров (работ, услуг);

день предъявления покупателю счета-фактуры.

В 2000 г. датой совершения оборота для таких налогоплательщиков считаются отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг) и предъявление покупателям расчетных документов (п.2 ст.8 Закона "О налоге на добавленную стоимость").

С 2001 г. требование начислить в бюджет налог на добавленную стоимость в случае неисполнения покупателем до истечения срока исковой давности обязательства оплатить отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) закреплено на законодательном уровне (ст.167 НК РФ). При этом датой оплаты неистребованной дебиторской задолженности будет признаваться наиболее ранняя из следующих дат:

день истечения срока исковой давности (в соответствии со ст.196 и 197 Гражданского кодекса Российской Федерации - три года);

день списания дебиторской задолженности.

В Законе "О налоге на добавленную стоимость" такого указания не было, поэтому налоговым органам приходилось истолковывать его нормы с целью доказать необходимость уплаты в этом случае НДС. Например, в письме ГНИ по г. Москве от 26.02.99 г. N 12-14/6898 "О налоге на добавленную стоимость" указывалось, что при наличии решения судебного органа о признании сделки недействительной либо по истечении общего срока исковой давности списание на убытки организации-кредитора невостребованной (непогашенной) дебиторской задолженности в целях обложения налогом на добавленную стоимость рассматривается как безвозмездная передача согласно ст.8 Закона Российской Федерации от 6.12.91 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость".

Статья 167 НК РФ определяет также дату реализации экспортируемых товаров (работ, услуг), товаров, переданных на хранение по договору складского хранения с выдачей складского свидетельства, услуг финансирования под уступку денежного требования, дату выполнения строительно-монтажных работ и передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) для собственного потребления.

В ст.169 НК РФ регламентируется порядок применения и оформления счетов-фактур как документов, служащих основанием для принятия сумм НДС к вычету или возмещению из бюджета. Теперь в счетах-фактурах нужно будет дополнительно указывать сумму налога с продаж и номер расчетно-платежного документа в случае получения авансов. Ведение журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в 2001 г. по-прежнему будет осуществляться в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.96 г. N 914.

Согласно ст.168 НК РФ "Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю" несколько сокращается срок, в течение которого налогоплательщик обязан выставить покупателю соответствующий счет-фактуру. В 2001 г. это необходимо будет делать не позднее пяти дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). Порядок ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.96 г. N 914, предоставлял налогоплательщикам несколько больший срок - 10 дней с даты отгрузки товара или получения аванса. Постановление N 914 не устанавливало также каких-либо ограничений относительно составления счетов-фактур в условных единицах. Согласно главе 21 НК РФ суммы, указанные в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте только при осуществлении внешнеэкономических сделок.

На основании п.5 ст.173 НК РФ организациям, осуществляющим льготируемые виды деятельности либо освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, в соответствии со ст.145 НК РФ теперь придется уплачивать НДС в бюджет в общем порядке в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. Такая норма была зафиксирована в НК РФ в связи с тем, что в настоящее время получила достаточно широкое распространение ситуация, при которой счета-фактуры выставляются по просьбе покупателей с НДС и указанный налог принимается ими к зачету из бюджета. В то же время сами организации, реализующие освобожденные от налога товары (работы, услуги), пользуются льготой и налог на добавленную стоимость не исчисляют и не уплачивают.

Суммы "входного" налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), использованным при производстве товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, а также освобождаемым от налогообложения, как и ранее, будут включаться в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы. Кроме того, в ст.170 НК РФ содержатся достаточно четкие указания относительно того, что должны делать налогоплательщики в случае частичного использования приобретенных товарно-материальных ценностей при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость, а частично - при производстве продукции, операции по реализации которой освобождены от налогообложения. Теперь по выбору организации суммы входного налога будут либо полностью включаться в ее затраты, либо приниматься к вычету в пропорции, определяемой исходя из стоимости товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость, в общем объеме выручки от реализации за отчетный налоговый период. Исключением будут те налоговые периоды, в которых доля товаров (работ, услуг), используемых для производства и (или) реализации продукции, не подлежащей налогообложению, не превысит 5% общей стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг). При этом все суммы налога, предъявленные продавцами указанных товаров (работ, услуг) в таком налоговом периоде, будут приниматься к вычету на общих основаниях.

Ввиду того что в главе 21 НК РФ не упоминаются отдельно служебные легковые автомобили и микроавтобусы, как это было в п.2 ст.7 Закона "О налоге на добавленную стоимость", с 2001 г. суммы налога, уплаченные при их приобретении, будут приниматься к вычету в общеустановленном порядке.

С 2001 г. вычету будут также подлежать суммы налога, уплаченные налогоплательщиком в сумме санкций за нарушение условий договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары, выполнение работ, оказание услуг. При этом санкции за просрочку надлежащего исполнения обязательства и (или) за неисполнение денежного обязательства будут учитываться при определении налоговой базы, а налог на добавленную стоимость в их составе приниматься к вычету в части превышения полученных (уплаченных) сумм соответственно над суммами, исчисленными исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Ранее суммы налога на добавленную стоимость по штрафным санкциям учитывались в составе внереализационных расходов организации и налоговому вычету не подлежали на основании пп.18 и 19 Инструкции N 39.

Несколько изменились порядок и сроки уплаты налога на добавленную стоимость в бюджет (ст.174 НК РФ). Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не превышающими 1 млн.руб., получат право представлять налоговую декларацию и уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи, в том числе для собственных нужд) товаров за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Остальные организации и индивидуальные предприниматели будут отчитываться и уплачивать НДС ежемесячно. Подекадная уплата налога на добавленную стоимость Налоговым кодексом не предусмотрена.

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 31.07.98 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" до введения в действие части второй Кодекса филиалы и представительства, которые в соответствии с Законом "О налоге на добавленную стоимость" являются самостоятельными плательщиками налога на добавленную стоимость, исполняя обязанность головной организации по уплате НДС, исчисляют и уплачивают налог в порядке, предусмотренном Законом "О налоге на добавленную стоимость".

Статья 175 части второй НК РФ посвящена особенностям исчисления и уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений организации. С 2001 г. сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения организации, будет определяться по методике, используемой в настоящее время для распределения сумм налога на прибыль, - как одна вторая произведения общей суммы налога, подлежащей уплате организацией, на величину, исчисленную как сумма удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) обособленного подразделения в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) по организации в целом и удельного веса стоимости основных производственных фондов обособленного подразделения в стоимости основных производственных фондов по организации в целом.

В ст.176 НК РФ приведен механизм зачета (возврата) налога на добавленную стоимость в случае превышения суммы налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной с выручки от реализации. Возникшая разница будет в первую очередь направляться на уплату налога, а также пени и санкций в течение отчетного периода и трех следующих за ним месяцев. По истечении этого периода сумма, которая не была зачтена, будет возвращаться налогоплательщику по его заявлению.

При нарушении налоговыми органами или органами федерального казначейства сроков возврата налога на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, будут начисляться проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.


О. Горбатова

Профессиональная бухгалтерская компания "Главный бухгалтер",


О. Лапшова

Консалтинговая группа

"2К Аудит - Деловые консультации"



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.