Вопрос: Негосударственное образовательное учреждение обучает детей с 1 по 6 класс, имеет лицензию и свидетельство об аккредитации. По договору родители поддерживают учебный процесс материально. Взносы родителей как целевые приходуются на счете 96 "Целевые финансирование и поступления". При проверке налоговым инспектором вся сумма взносов была приравнена к выручке от реализации услуг. Кроме того, школа является плательщиком других налогов, объектом налогообложения по которым выручка от реализации товаров (работ, услуг) включена в налогооблагаемую базу. Правомерно ли это? ("Финансовая газета", N 45, ноябрь 2000 г.)

Негосударственное образовательное учреждение обучает детей с 1 по 6 класс основам наук в соответствии с государственным учебным планом и государственными программами основного неполного среднего образования, имеет лицензию и свидетельство об аккредитации, ведет свою уставную непредпринимательскую некоммерческую деятельность. По договору, заключенному между родителями и школой, родители обязуются поддерживать учебно-воспитательный процесс морально и материально. Взносы родителей как целевые в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкцией по его применению приходуются на счете 96 "Целевые финансирование и поступления". При проверке налоговым инспектором вся сумма целевых родительских взносов была приравнена к выручке от реализации услуг. Кроме того, школа является плательщиком налогов на пользователей автодорог, на содержание жилищного фонда, налога с продаж, объектом налогообложения по которым выручка от реализации товаров (работ, услуг) включена в налогооблагаемую базу. Правомерно ли это?


Негосударственное образовательное учреждение в соответствии с Федеральным законом от 12.01.96 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" является некоммерческой организацией. В соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с полученной от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами. Такие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. В составе доходов и расходов таких организаций не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание указанных организаций, поступившие от других предприятий и граждан, членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады участников этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств. Ведение учета доходов и расходов указанных средств, а также сумм доходов и расходов от предпринимательской деятельности производится раздельно. Таким образом, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций не облагаются налогом на прибыль.

К расходам, связанным с осуществлением основной уставной деятельности (расходам, связанным с содержанием организаций), относятся расходы по оплате труда административно-управленческого персонала, расходы по содержанию зданий, автомобилей, услуг телефонной связи и другие расходы, связанные с осуществлением основной уставной деятельности организации. Указанные расходы в полном объеме покрываются за счет целевых средств. Если средства, поступающие от родителей, направляются на обеспечение и развитие учебно-воспитательного процесса, то они не являются целевыми средствами и их следует рассматривать как доходы, полученные от оказания платных услуг.

В соответствии с п. 3 ст. 40 Закона Российской Федерации от 10.07.92 г. N 3266-1 "Об образовании" (в ред. Федеральных законов от 13.01.96 г. N 12-ФЗ, от 16.11.97 г. N 144-ФЗ) образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части их уставной непредпринимательской деятельности освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.

Согласно части 1 ст. 56 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов. Кроме того, в соответствии с п. 3 части 1 ст. 21 части первой НК РФ налогоплательщик вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, п. 3 ст. 40 Закона N 3266-1, предусматривающий, что образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части их уставной непредпринимательской деятельности освобождаются от уплаты всех видов налогов, включая плату за землю, не может являться нормой прямого действия.

Некоммерческие организации, оказывающие платные услуги по обучению по основным образовательным программам и по дополнительным образовательным программам и отражающие в бухгалтерском учете фактически поступившие суммы оплаты по кредиту счета 96 "Целевые финансирование и поступления" в корреспонденции со счетами учета денежных средств, должны признавать доходы и расходы от этой деятельности и выявлять финансовый результат. Признанные в бухгалтерском учете доходы и расходы подлежат отражению в Отчете о прибылях и убытках (форма N 2) как доходы от обычных видов деятельности.

Прибыль, полученная образовательным учреждением от оказания платных образовательных услуг, подлежит обложению налогом на прибыль в соответствии с Законом N 2116-1. При этом п.п. "г" п.1 ст. 6 этого Закона предусмотрена специальная льгота для образовательных учреждений, позволяющая направлять прибыль непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в данном образовательном учреждении.

Законом Российской Федерации от 18.10.91 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) установлено, что налог на пользователей автомобильных дорог уплачивается от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. При этом для образовательных учреждений льгот по уплате налога на пользователей автомобильных дорог этим Законом не установлено.

В аналогичном порядке данный вопрос рассматривается при исчислении налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.


Г. Зинькова,

главный специалист Департамента

налоговой политики Минфина России


8 ноября 2000 г.


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение