Вопрос: В ноябре 1999 г. налоговая инспекция по факту проверки потребовала уплатить штраф и недоимки по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость. Для данного расчета торговая организация использовала показатель выручки. В декабре 1999 г. - январе 2000 г. организация уплатила штраф и недоимку. Возможно ли на данный момент оспорить в арбитражном суде правомерность штрафных санкций? (Вопрос возник в связи с Постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации М 6182/99 от 1 февраля 2000 г.) ("Финансовые и бухгалтерские консультации", N 9, сентябрь 2000 г.)

В ноябре 1999 г. налоговая инспекция по факту проверки потребовала уплатить штраф и недоимки по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость. Для данного расчета торговая организация использовала показатель выручки.

В декабре 1999 г. - январе 2000 г. организация уплатила штраф и недоимку. Возможно ли на данный момент оспорить в арбитражном суде правомерность штрафных санкций? (Вопрос возник в связи с Постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации М 6182/99 от 1 февраля 2000 г.)


Согласно Закону РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" объектом обложения данным налогом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями данного Закона.

Как следует из п.3 ст.2 этого Закона, "прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг)".

Для включения в себестоимость затраты на рекламу рассчитываются по нормативам, указанным в ответе на предыдущий вопрос.

Следовательно, организация при исчислении налога на прибыль должна была от выручки отнять затраты на рекламу, включенные в себестоимость.

Согласно абз.3 п.2 ст.7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" "сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет предприятиями, занимающимися закупкой и (или) продажей (перепродажей) товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения, определяется в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам и (или) таможенным органам по поступившим (принятым к учету) товарам, предназначенным для продажи, и материальным ресурсам (выполненным работам, оказанным услугам), стоимость которых относится на издержки производства и обращения".

Каких-либо ограничений в отношении НДС по рекламным услугам законодательство не содержит. Ограничения, установленные письмом Минфина России от 6 октября 1992 г. N 94, распространяются исключительно на расчет налога на прибыль. Налоговые органы настаивают на применении по аналогии правил исчисления налога на прибыль к порядку исчисления НДС. Однако в соответствии с п.7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 31 мая 1999 г. N 41 "налоговое законодательство не предусматривает возможности применять нормы закона по аналогии".

Решение Инспекции МНС России неправомерно. Однако организация оплатила штраф и недоимку на основании этого Решения.

Согласно п.1 ст.78 НК РФ "сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику". Поскольку Решение Инспекции МНС России противоречит законодательству, организация вправе обратиться в суд с иском о признании недействительным ненормативного акта государственного органа, не соответствующего закону или иным нормативным правовым актам и нарушающего права и законные интересы организаций и граждан (ст.22 АПК РФ).


И.В.Хаменушко,

заместитель директора

департамента налогов и

права фирмы "ФБК"


1 сентября 2000 г.


Журналы издательства "ФБК-Пресс"


Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.


Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"


Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1


Телефон редакции: (495) 737-53-53


E-mail: fbk-press@fbk.ru

Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.