Вопрос: ООО "Объединение "Кисловодск-курорт" осуществляет на территории курорта лечебно-профилактическую деятельность. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству представил Объединению договор аренды на землю, несмотря на то что ранее оно уплачивало налог на землю. В каких случаях общество с ограниченной ответственностью платит налог на землю, а в каких случаях с ним заключается договор на аренду земли? Какой нормой регулируется размер ставки арендной платы и вправе ли комитет по земельным ресурсам курортного города установить ставку арендной платы выше ставки земельного налога? ("Финансовые и бухгалтерские консультации", N 9, сентябрь 2000 г.)

ООО "Объединение "Кисловодск-курорт" осуществляет на территории курорта лечебно-профилактическую деятельность, заключающуюся в оздоровлении граждан в санаторно-курортных организациях. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству представил Объединению договор аренды на землю, несмотря на то что ранее оно уплачивало налог на землю.

В каких случаях общество с ограниченной ответственностью платит налог на землю, а в каких случаях с ним заключается договор на аренду земли? Какой нормой земельного законодательства регулируется размер ставки арендной платы и вправе ли комитет по земельным ресурсам курортного города установить ставку арендной платы выше ставки земельного налога?


В соответствии с п.3 ст.36 Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются на основании федерального закона.

В настоящее время такими законодательными актами являются Земельный кодекс РСФСР и Закон РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-I "О плате за землю", которыми устанавливается, что использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов) облагаются ежегодным земельным налогом.

Основание для установления налога - документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком. До выдачи такого документа для привлечения налогоплательщиков к уплате земельного налога используются ранее выданные органами власти документы, удостоверяющие это право (решения соответствующих органов, имеющиеся у налогоплательщиков чертежи и планы, списки комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, налоговые декларации налогоплательщиков).

Таким образом, землепользователи, обладающие правоустанавливающими документами на землю и не имеющие права на льготы, уплачивают земельный налог в общеустановленном порядке.

Согласно Закону о плате за землю земельные платежи включают:

- земельный налог, взимаемый с собственников, пользователей земельных участков;

- арендную плату как форму платы за пользование землей, которую выплачивают лица, арендующие земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

- нормативную цену, по которой осуществляется выкуп земельных участков при совершении операций, в которых одной из сторон являются органы исполнительной власти того или иного уровня.

В отношении непосредственно арендной платы за землю ст.21 названного Закона определяется, что размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы как в денежной, так и в натуральной форме по видам использования земель и категориям арендаторов. Форма внесения арендной платы - товарами, услугами или комбинированная определяется дополнительным соглашением сторон. Если такого соглашения нет, арендатор выплачивает арендодателю арендную плату в денежной форме ежемесячно или ежеквартально. В тех случаях, когда объектом аренды являются не только земельные участки, но и строения, сооружения и иные объекты недвижимости, арендная плата за земли может взиматься как отдельно, так и в составе общей арендной платы за все арендуемое имущество. Освобождение отдельных категорий арендаторов земли от арендной платы за землю находится в компетенции соответствующих органов исполнительной власти, заключающих на подведомственной им территории договоры об аренде земель и устанавливающих базовые размеры арендной платы.

Подтверждением того, что к компетенции органов исполнительной власти относится право предоставления земельных участков в аренду, служит Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым органы местного самоуправления могут устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципальных образований.

Кроме того, Законом РФ от 6 июля 1991 г. N 1550-I "О местном самоуправлении в Российской Федерации" определяется, что городская администрация предоставляет в установленном порядке на основании генерального плана города и проектов планировки и застройки в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки в пределах городской черты, а также из других земель, переданных в ведение города, регистрирует права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоры на временное пользование земельными участками и договоры их аренды.

Таким образом, при выделении земельных участков в аренду администрация муниципального образования может заключить с арендатором договор аренды с взиманием арендной платы за период использования земли. Следовательно, органы исполнительной власти могут сдавать в аренду любой организации земельные участки посредством заключения договора аренды независимо от того, имеет ли организация правоустанавливающие документы на землю. Поэтому в том случае, когда заключен договор аренды земельных участков, арендная плата за них с юридических лиц взимается со дня, следующего за днем регистрации такого договора, если иное не предусмотрено этим договором.

Базовые ставки арендной платы по категориям арендаторов и видам целевого использования земель устанавливаются городской администрацией, могут пересматриваться ежегодно в сторону их увеличения или уменьшения и определяются в зависимости от вида деятельности хозяйствующих субъектов, их социально-экономических характеристик, политики администрации города, направленной на создание благоприятных условий для осуществления городских программ, поддержку социально значимых отраслей и др. Органы местного самоуправления исходя из целевого назначения и разрешенного использования земельных участков, политики местного самоуправления относительно вывода и перепрофилирования предприятий, стимулирования реализации городских программ могут устанавливать поправочные коэффициенты к ставкам арендной платы.

Как видим, порядок установления арендной платы, в том числе увеличение ее размеров, также находится в компетенции местных органов самоуправления, чего нельзя сказать о ставках земельного налога, которые устанавливаются на основе Закона о плате за землю. Право дифференцировать средние ставки земельного налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории предоставлено органам местного самоуправления. Поэтому полностью увязывать размер арендной платы со ставками земельного налога не следует. Споры по поводу арендной платы за землю рассматриваются в судебных инстанциях в соответствии с их компетенцией.

Статьей 18 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки арендной платы, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. для всех категорий земель с коэффициентом 1,2. Зачастую ставки арендной платы за землю по территориально-экономическим зонам пропорциональны соответствующим ставкам земельного налога, установленным для этих зон. В связи с тем что указанным выше Законом установлена индексация арендной платы, законодательные органы городов принимают решения об увеличении ставок арендной платы за землю на 2000 г.


Н.В.Голубева,

советник налоговой службы 1 ранга


1 сентября 2000 г.


Журналы издательства "ФБК-Пресс"


Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.


Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"


Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1


Телефон редакции: (495) 737-53-53


E-mail: fbk-press@fbk.ru

Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.