Приостановление операций по счетам налогоплательщика как способ обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов (Т.Д.Гусева, "Финансовые и бухгалтерские консультации", N 9, сентябрь 2000 г.)

Приостановление операций по счетам налогоплательщика
как способ обеспечения исполнения обязанностей
по уплате налогов


Возложив на участников налоговых правоотношений ряд обязанностей, государство вправе осуществлять контроль и требовать безусловного их исполнения, прежде всего обязанности уплачивать налоги и сборы в полном объеме. Для этого за уполномоченными государством органами законодатель закрепляет право применять необходимые меры.

Спектр этих мер достаточно широк и определен Налоговым кодексом Российской Федерации: залог имущества (ст.73); поручительство (ст.74); пеня (ст.75); приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации, налогового агента - организации, плательщика сбора - организации или налогоплательщика - индивидуального предпринимателя (ст.76); арест имущества (ст.77).

Рассмотрим ситуацию, складывающуюся в правоприменительной практике налоговых органов при реализации такой меры обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, как приостановление операций по счетам налогоплательщика.

В соответствии со ст.76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данным счетам, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по ее счетам в банке выносит руководитель (его заместитель) налогового органа, направивший требование об уплате налога, в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога. Такое решение может быть принято только одновременно с решением о взыскании налога.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации и налогоплательщика - индивидуального предпринимателя руководитель (его заместитель) налогового органа может принимать также в случае непредставления этими налогоплательщиками налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока и при отказе от представления налоговой декларации. Приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налогоплательщиками указанных категорий налоговой декларации.

Решение налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика-организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком этого решения до его отмены. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих выполнение указанным лицом решения о взыскании налога.

На одну из возможных конфликтных ситуаций в связи с несовершенством правовой нормы ст.76 НК РФ указал признанный специалист по налоговому и гражданскому праву С.Д. Шаталов в своем комментарии к части первой Налогового кодекса Российской Федерации*(1).


Пример.

Налоговая инспекция при проверке исполнения банком решения инспекции о взыскании налога со счета предприятия-недоимщика в соответствии со ст.31, 135 НК РФ сделала вывод о необоснованном прекращении операций по списанию денежных средств, поступающих на расчетный счет предприятия, при наличии у банка решения о приостановлении операций по расчетному счету данного юридического лица.

Не соглашаясь с выводами, изложенными в акте проверки, банк отмечает сложившуюся парадоксальную ситуацию: с одной стороны, он не вправе не исполнить принятое уполномоченным органом решение о приостановлении расходных операций по счету, призванное обеспечить исполнение взыскания налога или сбора; с другой стороны, банку указано на необходимость совершения расходных операций по счету согласно предъявленным инкассовым распоряжениям налоговых органов на списание задолженности по налогам.

Таким образом, налоговая инспекция требовала первоначального исполнения инкассового распоряжения о списании налогов, после чего отозвала бы (отменила) решение о приостановлении операций по счету, а банк настаивал на отмене этого решения, вследствие чего он мог бы исполнить инкассовое распоряжение налогового органа.

Парадоксальность ситуации заключается в том, что после поступления в банк инкассового поручения (распоряжения) на перечисление средств в бюджетную систему необходимость в приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов или налогового агента) отпадает, поскольку соответствующий режим использования средств на банковском счете автоматически обеспечивается в силу этого инкассового поручения (распоряжения), однако ст.76 НК РФ не содержит прямого указания на отмену решения о приостановлении операций, чем и была вызвана разбираемая конфликтная ситуация.

С.Д.Шаталов, комментируя ст.76 НК РФ, обращает также внимание на следующие обстоятельства*(2). Решение о приостановлении операций по счетам в банке устанавливает такой режим операций, в соответствии с которым банк прекращает все расходные операции со счета, за исключением операций по осуществлению тех платежей, которые согласно гражданскому законодательству по срокам исполнения предшествуют исполнению обязанности по уплате налога. Вызывает удивление то, что норма п.1 ст.76 не позволяет банку выполнять поручения налогоплательщика относительно уплаты налогов, поскольку такая уплата по очередности, очевидно, не предшествует уплате налогов, т.е. самой себе. Получается, что законодатель в данном частном случае запретил налогоплательщику погашать налоговую задолженность и обязал всех участников этого процесса дожидаться инкассового распоряжения налогового органа на перечисление налогов, начисляя при этом пени на неуплаченные налогоплательщиком суммы.

Ситуация не проясняется и в случае наличия инкассового распоряжения налогового органа при имеющемся уже распоряжении (решении) о приостановлении расходных операций, поскольку в соответствии с п.6 ст.76 приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации отменяется решением налогового органа не позднее операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих выполнение указанным лицом решения о взыскании налога.

Значит, приходится признать неэффективной норму, касающуюся приостановления операций по счетам для понуждения налогоплательщика исполнить обязанность по уплате налога, поскольку, как следует из п.1 ст.45 НК РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок налоговыми органами производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст.46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика, в порядке, предусмотренном ст.47 и 48 НК РФ.

С.Д.Шаталов справедливо замечает, что юридическая чистота норм главы 11 "Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов" НК РФ далеко не достаточна. Зачастую легко угадываемое намерение законодателя не подкреплено точными формулировками норм, что оставляет ненужный простор для их интерпретации и соответственно конфликтности отношений сторон. Если в названную главу Налогового кодекса Российской Федерации не будут внесены поправки, уточняющие ее положения, решение многих спорных вопросов станет, по-видимому, возможно только через суд.


Т.Д.Гусева,

юрист Инспекции МНС России

по Советскому району г.Орла


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). - М.: МЦФР, 1999.

*(2) Шаталов С.Д. Указ. соч.


Журналы издательства "ФБК-Пресс"


Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.


Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"


Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1


Телефон редакции: (495) 737-53-53


E-mail: fbk-press@fbk.ru

Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.