Бухгалтерский учет новых средств связи (Е.Л.Камалова, "Финансовые и бухгалтерские консультации", N 9, сентябрь 2000 г.)

Бухгалтерский учет новых средств связи


Достижения научно-технического прогресса в области связи, которыми уже много лет пользуются практически во всем цивилизованном мире, дошли и до нашей страны. То, что еще не так давно казалось невероятным, а совсем недавно было очень дорогим и являлось предметом гордости для одних и предметом зависти для других, сегодня становится обыденностью. Уже никто не будет опровергать тот факт, что для деловой жизни такие предметы, как пейджер и сотовый телефон, если не становятся предметами первой необходимости, то перестают быть предметами роскоши.

Однако блага цивилизации приносят не только радости, но и огорчения. Возникает вечный бухгалтерский вопрос: что это такое и куда это списать?

В настоящей статье мы попытаемся ответить на этот вопрос, рассматривая новые виды связи и их сущность с точки зрения бухгалтерского учета.


Нормативная база


В соответствии с подп."и" п. 2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включается оплата услуг связи, которые являются затратами, связанными с управлением производством. В данном Положении не раскрывается понятие услуг связи.

Определение термина "услуги связи" дано в Федеральном законе "О связи" от 16 февраля 1995 г. N 15-ФЗ. Согласно ст.2 данного Закона услуги связи - это продукт деятельности по приему, обработке, передаче и доставке почтовых отправлений или сообщений электросвязи. При этом под электрической связью понимается всякая передача или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио-, оптической и другим электромагнитным системам. Проще говоря, под электрической связью понимается как обычная телефонная связь, так и связь, обеспечиваемая применением так называемых сотовых технологий.

Что касается услуг телефонной связи, то их перечень дан в Постановлении Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1235 "Об утверждении правил оказания услуг телефонной связи". В соответствии с п.13 этого Постановления основными услугами связи являются:

- предоставление доступа к телефонной сети;

- предоставление местного, междугородного телефонного соединения автоматическим способом или с помощью телефониста.


Бухгалтерский учет


Предприятия связи, фактически оказывая услуги по предоставлению доступа к телефонной сети, выставляют счета "за установку телефона" несмотря на то, что применяемое наименование услуги связи не предусмотрено Постановлением N 1235. Некорректность формулировки в таких случаях привела к тому, что бухгалтеры многих организаций суммы, уплаченные за установку телефонов, списывают на счет 08 "Капитальные вложения", а затем на счет 01 в качестве объекта основных средств. Этого же мнения придерживается и МНС России (см. письмо Госналогслужбы России от 14 мая 1996 г. N ПВ-6-13/325). Одной из причин такого мнения, возможно, является смысловая нагрузка ключевого слова "установка", которое практически всегда связано с процессом приобретения и ввода в эксплуатацию объектов основных средств.

Кроме того, МНС России, настаивая на учете расходов по установке телефонов как капитальных затрат, в качестве аргумента выдвигает долгосрочный характер таких затрат. Однако долгосрочность затрат является необходимым, но недостаточным условием для квалификации затрат в качестве капитальных вложений. Дело в том, что, получая доступ к телефонной сети, абонент не становится собственником сетей связи или какой-либо их части. А выделенный абоненту номер лишь идентифицирует подключенное к сети абонентское устройство, такое, как телефонный аппарат, факс и модем. Собственником сетей связи всегда остается предприятие связи. И только в том случае, когда организация, не являющаяся предприятием связи, проводит самостоятельно или оплачивает подрядчикам работы по прокладке кабельных линий или строительству иных сооружений связи (например, по причине их физического отсутствия в нужном месте), а такая возможность предусмотрена Правилами оказания услуг телефонной связи, можно с достоверностью утверждать, что организация осуществила долгосрочные капитальные вложения и в бухгалтерском учете должен появиться самостоятельный объект основных средств, например под наименованием "телефонная линия".

Не вызывает сомнений и разногласий вопрос об учете тех самых абонентских устройств, за подключение которых и взимается плата "за установку телефона", т.е. с помощью которых предприятием связи предоставляется доступ к телефонной сети. Организации, заключившие договор с предприятием связи, приобретают абонентские устройства (телефонные аппараты, факсы, модемы, мини-АТС, автоответчики и др.) самостоятельно. К таким устройствам применяются правила бухгалтерского учета имущества организации, в соответствии с которыми эти устройства учитываются или в качестве объектов основных средств, или в качестве объектов малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Не вызывает также сомнений вопрос об отнесении на себестоимость абонентской платы за услуги связи.

Что же касается долгосрочности расходов, связанных с установкой телефона, то организация вправе такие расходы списать не сразу в полном объеме на счета учета затрат, а отнести их сначала на счет 31 "Расходы будущих периодов", а затем постепенно, равными частями, исходя из обоснованного самой организацией срока списывать на себестоимость продукции (работ, услуг).

Таким образом, все затраты, связанные с услугами телефонной связи, можно классифицировать, опираясь на приведенные выше нормативные документы. Однако законодатель, давая определение электрической связи, установил довольно широкий спектр ее видов. В последнее время иные виды связи, в первую очередь сотовая и пейджинговая связь, становятся массовым явлением. Это значит, что организации, пользуясь этими новыми видами связи в своей производственной деятельности, прежде всего задаются вопросом: за счет каких источников покрывать новые для них виды расходов? К сожалению, новые технологии связи, а именно - сотовые и пейджинговые, не упоминаются ни в одном нормативном документе, кроме Закона о связи. Казалось бы, должен появиться документ, аналогичный по сути Правилам оказания услуг телефонной связи (по некоторым данным, такой документ готовится), однако в настоящий момент организациям приходится принимать решения на свой страх и риск.

Приобретаемые сотовые телефоны и пейджеры, как и в случае с обычной (проводной) телефонной связью, в соответствии с существующими правилами могут быть оприходованы на балансе организации в качестве основных средств или МБП. Следует заметить, что чехлы к сотовым телефонам можно оприходовать в качестве самостоятельного объекта бухгалтерского учета, поскольку, во-первых, они чаще всего выделяются на счетах отдельной строкой, а во-вторых, не являются неотъемлемой принадлежностью сотового телефона и пейджера, так как их рабочие качества не зависят от наличия или отсутствия чехла.

После принятия решения о приобретении сотового телефона в бухгалтерии организации появляются счета с наименованием услуг, суть которых неподготовленному человеку совершенно непонятна, например: регистрация SIM-карты, прямого городского номера, разрешение в УГСН (Управление Госсвязьнадзора), регистрация в УГСН, подключение к GSM.

Отметим, что со временем перечень таких наименований меняется. Так, в последнее время не взимается плата за разрешение и регистрацию в УГСН.

Не вдаваясь в технические детали сотовых технологий, можно утверждать, что все поименованные виды услуг фактически обеспечивают возможность пользования сотовым телефоном, т.е. по сути (если пользоваться терминологией Правил оказания услуг телефонной связи) являются предоставлением доступа к сети. Сразу встает вопрос о правомерности проведения аналогии между услугами телефонной и сотовой связи, ведь термины, определение которых дано в Правилах оказания услуг телефонной связи применяются для целей именно этих Правил, что особо и оговаривается в самих Правилах. Эти термины не всегда могут быть применены к другим видам связи, поскольку сотовая связь предполагает иные технологии, иные виды устройств и оборудования, а значит, и иные условия пользования и подключения.

Тем не менее, оплачивая названные услуги, как и в случае с телефонной связью, организация не становится собственником сетей связи, следовательно, вопрос об учете таких расходов в качестве капитальных вложений, как и в случае с телефонной связью, обсуждаться не может. Значит, у организации остается два варианта списания понесенных расходов:

1) на себестоимость;

2) за счет собственных источников средств.

Набравшись смелости и небольших технических знаний, можно списать указанные расходы, связанные с подключением сотовых телефонов к сети, на себестоимость в качестве услуг связи, осознавая, что, вероятно, придется отстаивать свою позицию только исходя из логических рассуждений о технической сути таких расходов. Оправданием данного варианта действий может послужить принцип "все так делают", хотя назвать это железным аргументом не решится никто. Вместе с тем, встав на формальную позицию и руководствуясь только буквой нормативного документа (в рассматриваемом случае - его отсутствием), можно утверждать, что пока не появится документ, подтверждающий, что поименованные выше статьи расходов действительно являются услугами связи, нельзя их считать таковыми. Следовательно, не может быть применен подп."и" п.2 Положения о составе затрат. Это означает одно: указанные расходы должны быть покрыты за счет собственных средств организации, т.е. списаны в дебет счета 80 , но без уменьшения налогооблагаемой прибыли.

Сказанное относится и к пейджинговой связи, разве что наименования предоставляемых услуг связи менее разнообразны и более понятны простому обывателю.

Еще раз отметим, что проблем с отнесением на себестоимость текущих услуг связи, таких, как абонентская плата и стоимость эфирного времени, которые взимаются в процессе пользования сотовыми телефонами и пейджерами, быть не может, поскольку сомнений в том, что это услуги связи, нет.


Арбитражная практика


Существует еще одна проблема, касающаяся отнесения стоимости услуг связи на себестоимость: необходимость доказывания того, что расходы на оплату таких услуг носят производственный характер. Особенно остро эта проблема стоит в связи с применением сотовых телефонов и пейджеров, поскольку именно эти устройства обычно находятся в индивидуальном пользовании работников, причем не только в рабочее время. Какими документами организация будет подтверждать производственный характер таких расходов, зависит от изобретательности управленческих работников, поскольку не существует документ, регламентирующий правила и объем документооборота и необходимый для деятельности организации, на все случаи жизни.

Когда речь идет об источниках покрытия расходов организаций по установке телефонов и подключению сотовых телефонов и пейджеров, арбитражные суды стоят на стороне налоговых органов. Имеющаяся на сегодняшний день, хотя и небольшая, арбитражная практика показывает, что суды считают достаточными аргументы налоговых органов (долгосрочный характер понесенных расходов) в пользу учета таких расходов в качестве капитальных вложений. Кроме того, не вдаваясь в правовую суть отношений между потребителями услуг связи и теми, кто их предоставляет, суды лишают налогоплательщика даже возможности применять немногие действующие нормативные документы. Так, в постановлении по делу от 3 декабря 1998 г. N Ф09-753/98-АК ФАС Уральского округа признал неправомерным применение Закона о связи и Правил оказания услуг телефонной связи для регулирования вопроса об отнесении затрат на себестоимость продукции (работ, услуг).


Выводы


Приведенные нами рассуждения являются одним из вариантов логических построений, опираясь на которые бухгалтер сможет аргументировать свою позицию в спорах с налоговыми органами. Бухгалтер-профессионал привык быть не только специалистом в дебете и кредите, но и химиком, технологом, закройщиком, застройщиком, электронщиком и программистом. Однако бухгалтеров нужно пожалеть: им необходимы четкие, детализированные, законодательно закрепленные указания. Ведь именно бухгалтерский и налоговый учет базируются в первую очередь на четком соблюдении буквы закона. Всем понятно, что нормотворчество - дело серьезное и непростое. Нельзя бежать впереди паровоза, создавая документы под некие будущие технологии и открытия, не отвечающие насущным проблемам текущего момента. Но когда проблема уже назрела, причем с уверенностью можно сказать, что ею озабочены не только финансовые работники, но и предприятия связи, очень хотелось бы стать свидетелями оперативной и конструктивной работы структур государственной власти, от которых зависит грамотность действий законопослушных граждан и юридических лиц на благо государства и каждого гражданина.


Е.Л.Камалова,

фирма "Аудитприватсервис",

г.Пермь


Журналы издательства "ФБК-Пресс"


Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.


Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"


Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1


Телефон редакции: (495) 737-53-53


E-mail: fbk-press@fbk.ru

Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.