Комментарий к Приказу Минфина РФ от 15 июня 2000 г. N 54н "Об утверждении инструкции о годовой квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью" (И.Н.Токарев, "Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 17, сентябрь 2000 г.)

Комментарий к Приказу Минфина РФ от 15 июня 2000 г. N 54н
"Об утверждении инструкции о годовой квартальной
и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных
организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии
с бюджетной росписью"


Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 107н утверждена новая Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. Данной Инструкцией было внесено несколько изменений в систему бюджетного бухгалтерского учета. Одной из целей, преследуемых введением этой Инструкции, было приведение нормативной базы бюджетного учета в соответствие:

а) с новыми условиями хозяйствования бюджетных учреждений;

б) с другими нормативными актами, регламентирующими бухгалтерский учет в целом.

Логическим продолжением этих нововведений стало утверждение Инструкции о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью (утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 июня 2000 г. N 54н).

Ранее при составлении отчетности бюджетные учреждения руководствовались инструктивным письмом Министерства финансов Российской Федерации от 15 февраля 1993 г. N 12 "О порядке составления годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности учреждениями и организациями, состоящими на бюджете", в которое ежегодно вносились изменения и дополнения. Указанное Письмо содержало ссылки на другие нормативные акты, которые в настоящее время утратили силу. Таким образом, необходимость приведения в порядок нормативной базы, регламентирующей составление бухгалтерской отчетности бюджетными учреждениями, назрела давно. Кроме того, в связи с утверждением нового плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, введенного Инструкцией N 107н, требовалось принятие изменений в формы бухгалтерской отчетности.

Рассмотрим изменения, внесенные Инструкцией N 54н в порядок заполнения форм бухгалтерской отчетности.

Согласно принципу разделения отражения результатов хозяйственной деятельности по бюджетным и внебюджетным источникам вместо одного баланса исполнения сметы расходов учреждения ф.1 (код 0503001) сейчас необходимо составлять два отчета:

баланс исполнения сметы доходов и расходов - ф.1 (код 0503001);

баланс исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам - ф.1-1 (код 0503003).

Формы баланса по бюджетной и внебюджетной деятельности очень похожи, но ф.1 предполагает отражение остатков по всем субсчетам, а ф.1-1 - только по тем, на которых учитываются активы и пассивы по внебюджетным источникам. В результате, в ф.1-1 нет таких строк, как 0120 "Средства федерального бюджета на расходы учреждения (091)" или 0630 "Расчеты по финансированию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия (140)". В целом же формы заполняются одинаково.

Несколько поменялась структура баланса. Так, в активе появился раздел VIII "Выполненные и сданные заказчикам продукция, работы и услуги". Однако эти нововведения вызваны изменением не порядка составления отчета, а плана счетов бухгалтерского учета и технологией отражения хозяйственной деятельности на субсчетах.

Введены новые статьи баланса, такие, как стр.0230 "Прочие средства (130-132)", стр.0250 "Краткосрочные финансовые вложения (134)" и т.п., обусловленные также новым планом счетов.

Среди изменений, появившихся в самой ф.1, следует отметить появление в пассиве баланса ф.1 и ф.1-1 строки 0800 "Расчеты с подотчетными лицами (160)". Согласно правилам при завершении финансового года все расчеты с подотчетными лицами должны быть завершены. Суммы перерасхода возмещаются подотчетному лицу. Именно поэтому в пассиве баланса ранее не было строки для отражения кредитового сальдо по субсчету 160. Но на практике не всегда удавалось завершить расчеты к концу года, и сумму кредитового сальдо по этому субсчету либо включали в строку "Расчеты с прочими кредиторами (178)" (как требовалось по Инструкции), либо вычитали из суммы дебетового сальдо субсчета 160. Необходимо отметить, что сумма кредитового сальдо может возникнуть на конец отчетного периода и в том случае, когда аванс выдается на одни цели (согласно кодам экономической классификации), а тратится на другие. Также зачастую средства выдают по внебюджетной деятельности, а расход проходит по бюджету. Сейчас кредитовый остаток по расчетам с подотчетными лицами отражается отдельной строкой.

Как и ранее к ф.1 должна прилагаться справка о движении сумм финансирования из бюджета. Теперь она составляется по субсчетам 230 и 231 (140, 141 и 143). Прежде справка в полном объеме заполнялась на 1 октября и 1 января, а на 1 июля приводились лишь данные по полученному с начала года финансированию. Кроме того, списанные затраты по объектам капитального строительства и суммы восстановленного финансирования до принятия новой Инструкции отражались только в годовых отчетах. Теперь в квартальные отчеты не входят только суммы расходов за счет финансирования из бюджета и дополнительных источников финансирования. В целом же справка о движении сумм финансирования из бюджета стала более развернутой и содержательной.

Одним из важнейших отчетов остается отчет об исполнении сметы доходов и расходов. Раньше учреждения заполняли единую форму отчета об исполнении сметы расходов учреждений - ф.2 (код 0503008).

С введением Инструкции N 54н учреждения должны составлять:

отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам - ф.2 (код 0503004);

отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам в иностранной валюте - ф.2-в (код 0503018);

отчет об исполнении сметы доходов и расходов учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, - ф.1-мм (код 0503010);

отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам - ф.4 (код 0503055).

Согласно Инструкции N 54н в формах 2 и 2-в финансирование из бюджета будет показываться с учетом неиспользованных остатков финансирования, сложившихся на начало года. В этой же графе сейчас отражают средства бюджетного финансирования в пути. Неиспользованные остатки финансирования отражают только получатели средств федерального бюджета, а также получатели средств других бюджетов при условии, что они переведены на казначейское обслуживание.

Несколько изменился и принцип составления отчета об исполнении сметы доходов и расходов ф.2 и 2-в. Ранее строки по кодам экономической классификации объединялись в группы и подгруппы. Например, суммы финансирования и расходов по кодам экономической классификации 110111-110114 входили в подгруппу 110110, а подгруппы 110110, 110120 и др. входили в состав группы 110100. В результате отчет об исполнении сметы был информативнее, но требовал больших трудозатрат для его составления. Сейчас строки отчета не группируются, объемы финансирования и расходов по строкам в подгруппах не суммируются. Суммы строк входят только в итоговую статью отчета "Итого расходов" по строке 800000. Исключение составляет строка 111040 "Прочие текущие расходы", в составе которой отражают движение средств с кодом 111041 "Представительские расходы". Суммы по строке 111041 соответственно в итоговую строку 800000 не входят.

Одной из существенных проблем при составлении отчета об исполнении сметы доходов и расходов является распределение кассовых расходов по кодам экономической классификации. В случае если финансирование поступает без указания кода, бухгалтеру необходимо разбивать также суммы финансирования. В основном это касается средств, направляемых на заработную плату. Дело в том, что при начислении заработной платы учреждение до последнего момента не может определить сумму расходов в разрезе конкретных экономических кодов. После принятия Инструкции N 54н кассовые расходы по оплате труда гражданских служащих (коды 110111, 110112 и 110115) отражают в отчетности пропорционально фактическим расходам. Разбивка пропорционально фактическим расходам сумм финансирования а также кассовых расходов по иным кодам (в частности, по денежному содержанию военнослужащих) Инструкцией не предусмотрена.

Отчет об исполнении сметы доходов и расходов учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по ф.1-мм предполагает отражение доходов и расходов учреждений не только в разрезе кодов экономической классификации, но и в разрезе кодов функциональной классификации расходов бюджетов по перечню прямых получателей средств бюджета, классификации целевых статей расходов бюджетов и классификации видов расходов бюджетов. Фактические расходы в ф.1-мм не показывают. Суммы неиспользованных остатков финансирования отражают общими суммами без разбивки по статьям расходов.

Данная форма существенно отличается от формы 2, которую учреждения ранее составляли по средствам местных бюджетов.

Форма 4 (0503055) "Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам" также значительно изменилась по сравнению с действовавшей прежде. Сейчас отчет составляют раздельно по предпринимательской деятельности, целевым средствам и безвозмездным поступлениям, по средствам, поступившим во временное распоряжение учреждения. В отчете отражают плановые показатели, кассовые и фактические расходы. Ранее отчет содержал только два показателя - "Утверждено по смете на год" и "Исполнено".

Формы 5 (0503051) "Отчет о движении основных средств", 6 (0503053) "Отчет о движении материальных запасов", 15 (0503078) "Отчет о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей в бюджетных учреждениях" остались практически такими же. Единственное отличие - остатки и движение активов показывают не только общими суммами по всем источникам финансирования, как было раньше, но и раздельно по бюджетным и внебюджетным средствам.

Инструкцией N 54н предусмотрены еще некоторые отчеты. Среди них нет отчета о выполнении плана по штатам и контингентам и ряда других отчетов, которые необходимо было составлять в соответствии со старой Инструкцией. Однако необходимо отметить, что главные распорядители средств бюджета имеют право вводить по согласованию с Минфином России специализированные формы отчетности, отражающие специфику деятельности учреждения.


И.Н.Токарев,

президент компании

"Центр экономического анализа",

г.Нижний Тагил


Журналы издательства "ФБК-Пресс"


Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.


Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"


Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1


Телефон редакции: (495) 737-53-53


E-mail: fbk-press@fbk.ru

Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.