Правовое регулирование совершения сделок с акциями открытых акционерных обществ (С.В. Харченко, "Законодательство", N 11, ноябрь 2000 г.)

Правовое регулирование совершения сделок с акциями открытых
акционерных обществ


Рынок акций представляет собой совокупность общественных отношений между участниками имущественного оборота, связанных с эмиссией (размещением) и обращением ценных бумаг - акций.

На сделки с акциями распространяются общие правила о сделках и их недействительности, установленные нормами главы 9 Гражданского кодекса РФ (естественно, с учетом специфики, связанной с особенностями правового режима, обращения и учета акций). Поэтому, рассматривая сделки с акциями, следует исходить из общего понятия сделки, которое приведено в ст.153 ГК РФ. В соответствии с ним под сделкой с акциями следует понимать правомерное юридическое действие юридических или физических лиц, выступающих в качестве участников рынка ценных бумаг, направленное на установление, изменение или прекращение акционерных правоотношений, опосредуемых владением акцией.

Таким образом, главным юридическим средством установления и определения содержания правовых связей между участниками рынка ценных бумаг (акций) являются сделки. Именно сделки - тот правовой инструмент, с помощью которого указанные субъекты устанавливают собственные права и обязанности, определяя тем самым юридические границы своих взаимоотношений.

Итак, заключение сделок с акциями приводит к возникновению соответствующих имущественных отношений с участием акционерных обществ (АО). При этом выделяются два уровня таких имущественных отношений. Первый из них отражает юридические связи между акционерами и самим обществом, образующие относительно замкнутую систему, являющуюся частью корпоративных отношений. Данный уровень опосредуется совершением сделок с акциями, которые допустимы только при определенных условиях и только в АО. Примером этому могут служить отношения, возникающие в случае приобретения или выкупа обществом размещенных им акций.

Второй уровень имущественных отношений включает в себя не только корпоративные связи, но и отношения между обществом и "внешним миром" - всеми прочими участниками гражданского оборота. Таким образом, данный уровень обусловлен в большей степени правовым статусом АО как полноправного участника гражданского оборота, заключающего сделки, отвечающего по своим обязательствам и т.д.

Соответственно и сами сделки с акциями АО подлежат регулированию и контролю на двух уровнях:

1) корпоративном:

а) в случае приобретения или выкупа обществом размещенных им акций (данный процесс закреплен в ст.72-76 Закона об АО*(1));

б) в отношении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность (ст.79-83 Закона об АО);

в) в случаях совершения сделок с акциями акционерами одного АО (на основании, например, соответствующего локального акта общества).

2) государственном:

а) в отношении сделок при вторичном обращении акций (на вторичном рынке);

б) при эмиссии (размещении) акций*(2);

в) опять же в отношении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, но уже с точки зрения антимонопольного законодательства;

г) при информационном обеспечении рынка ценных бумаг (см. напр., раздел IV Закона о рынке ценных бумаг*(3));

д) при совершении сделок с акциями при посредничестве профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемых организаций.

В целом же отношения, складывающиеся на рынке ценных бумаг, по своей природе составляют предмет гражданского права. Ценные бумаги являются разновидностью объектов гражданских прав (движимыми вещами или правами требования, если речь идет о бездокументарных ценных бумагах), а действия по их отчуждению или иной передаче - гражданско-правовыми сделками. Поэтому рынок (оборот) ценных бумаг, как и его предпосылки и результаты, регламентируются главным образом гражданским законодательством (как его общими правилами, так и нормами, специально посвященными ценным бумагам).

Тем не менее существует также необходимость определенного государственного (публичного) контроля за действиями участников рынка ценных бумаг, что и вызывает к жизни некоторые правила контрольного и организационно-технического характера, по своей юридической природе являющиеся административно-правовыми. Однако эти последние должны базироваться на общих положениях гражданского законодательства о ценных бумагах и корпорациях, устанавливая известные рамки поведения участников, но не определяя основное содержание этого поведения.

Остановимся на некоторых наиболее общих принципах правового регулирования эмиссии и обращения акций, и в первую очередь на тех из них, которые касаются открытого акционерного общества (ОАО) и определяют, по сути, особенности его правового статуса:

а) акционеры ОАО могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества (п.2 ст.7 Закона об АО), т.е. владелец акций вправе свободно передать (переуступить) свои акции любому лицу, даже и не акционеру общества;

б) ОАО может проводить открытую (т.е. среди неограниченного круга лиц) подписку на выпускаемые им акции и осуществлять свободную продажу акций с учетом требований Закона об АО и иных правовых актов РФ (ст.39 Закона об АО);

в) ОАО не лишено права проводить и закрытую подписку на выпускаемые им акции, кроме случаев, когда такая возможность ограничена его уставом или требованиями правовых актов РФ (п.2 ст.39 Закона об АО). Это право используется, когда общество заинтересовано, например, в привлечении конкретных инвесторов.

Безусловно, для России в современной ситуации - в период становления рынка ценных бумаг - интересен и полезен иностранный опыт, в частности, в вопросе регулирования обращения акций. И здесь одним из главных объектов рассмотрения является опыт США.

В этом государстве в соответствии с принципами общего права свободная передача акций всегда являлась одним из отличительных признаков корпорации. Поэтому в тех случаях, когда учредительные документы корпорации налагали ограничения на передачу акций, суды часто признавали такие положения незаконными. Мнение судов было основано на том, что, поскольку акционер обладает правом собственности на акцию как таковую, его право распоряжаться ею не должно ограничиваться. Однако в последнее время практика судов меняется. Более того, ст. 6.27 Примерного закона о предпринимательских корпорациях 1969 г. (в редакции 1984 г.) теперь признает правомерными ограничения на передачу акций, установленные в целях: а) поддержания статуса корпорации, если он зависит от числа или состава акционеров; б) сохранения положения, при котором корпорация не подпадает под действие законов об обращении ценных бумаг; в) в любых других разумных целях. Примечательно, что установление одного или нескольких из перечисленных ограничений на передачу акций само по себе не меняет статуса корпорации, не означает автоматического превращения открытой корпорации в закрытую. О наличии ограничения просто должно быть указано в сертификате акции, а если акции выпущены без сертификатов, то в информации, рассылаемой акционерам *(4).

Ограничения на свободную передачу акций в США могут налагаться несколькими путями. В частности, может быть предусмотрена обязанность акционера сначала предложить корпорации или другим лицам (обычно акционерам) приобрести ограниченные в обращении акции. При этом такие лица имеют право, подобное преимущественному праву покупки выпускаемых обществом акций. Также возможно введение запрета на отчуждение акций определенным лицам или группам лиц, если такое запрещение не является "демонстративно неразумным". "Разумность" и "неразумность" в этом случае устанавливаются судом в соответствии с принципами общего права. Например, будет признано законным запрещение продажи акций должностным лицам конкурирующих организаций, но незаконным - установление ограничения, носящего характер расовой дискриминации. Применение такого правила в континентально-правовой системе было бы затруднительно.

Теперь вернемся к российским реалиям.

Как было сказано, ОАО вправе проводить размещение акций и ценных бумаг общества, конвертируемых в акции, посредством открытой и закрытой подписки. Если в уставе или решении общего собрания акционеров отсутствуют указания относительно способа размещения акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, размещение может проводиться только посредством открытой подписки (п.2 ст.39 Закона об АО).

Однако Закон о защите прав инвесторов *(5) несколько изменил регулирование этого вопроса. Согласно п.4 ст.5, решение о размещении посредством закрытой подписки акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, принимается только общим собранием акционеров двумя третями голосов, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом АО. Общество по требованию акционеров, голосовавших против или не принимавших участия в голосовании при решении указанного вопроса, обязано выкупить у них акции в соответствии с Законом об АО.

Перечисленные требования не распространяются на размещение посредством закрытой подписки только среди акционеров акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, если акционеры имеют возможность приобрести размещаемые акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции, пропорционально количеству принадлежащих им акций (ч.3 п.4 ст.5 Закона о защите прав инвесторов).

Необходимо отметить, что п.4 ст.5 Закона о защите прав инвесторов действует до вступления в силу соответствующих изменений в Закон об АО (п.3 ст.20 Закона о защите прав инвесторов).

Правовыми актами могут быть установлены случаи обязательного размещения открытым акционерным обществом акций и ценных бумаг общества, конвертируемых в акции, посредством открытой подписки (п.3 ст.39 Закона об АО).

В последние годы в юридической литературе часто рассматривался вопрос о том, какие сделки должны и могут служить основанием для передачи акции и соответственно всех удостоверенных ею прав от одного лица к другому (договор купли-продажи и любая иная сделка, которая может опосредовать оборот движимого имущества, или же цессия в качестве самостоятельного вида сделки) *(6). Развивая эту тему применительно к сделкам с акциями при их дополнительном размещении, хотелось бы отметить следующее.

Уступка требования (цессия) по определению предполагает наличие двух кредиторов: первоначального, уступающего свое право (требование), и нового, к которому данное право (требование) переходит. В случае же размещения АО дополнительных акций первоначальный кредитор просто отсутствует, так как до момента приобретения акции подписчиком должник и кредитор по обязательству, удостоверенному этой акцией, совпадают в одном лице- в лице самого общества. Иными словами, указанное обязательство до момента фактического размещения акции не возникает, а раз нет обязательства- нет и кредитора. Следовательно, нельзя говорить и об уступке (передаче) прав по такому обязательству. Таким образом, единственным основанием возникновения прав, удостоверенных акциями, при их дополнительном размещении обществом является договор купли-продажи.

Согласно п.1 ст.27 Закона об АО, уставом общества должны быть определены количество и номинальная стоимость размещаемых акций. Кроме того, там же могут быть указаны количество и номинальная стоимость акций, которые общество вправе размещать дополнительно к размещенным акциям (объявленные акции). По мнению В.В.Чернышова, "объявленные акции" не являются акциями в традиционном понимании этого термина, поскольку они по своей природе не отвечают требованиям, предъявляемым к ценным бумагам. Дело в том, что они не могут удостоверять никаких имущественных прав. Их просто нет, и неизвестно, появятся ли они когда-нибудь в будущем. Правильнее было бы рассматривать "объявленные акции" как ограничение числа акций, которые общество вправе выпустить дополнительно без предварительного внесения соответствующих изменений в устав. Поэтому для обозначения данного ограничения следует употребить иной термин, исключающий смешение с понятием "акция" *(7).

С одной стороны, можно согласиться с выводом о некоторой некорректности рассмотренной формулировки Закона об АО, с другой - необходимо отметить, что нормативные акты часто регулируют отношения по поводу еще не созданных, реально не существующих объектов (институты права собственности, авторского права). Но от этого указанные объекты не перестают быть таковыми. Следовательно, говорить о том, что акцией можно назвать лишь размещенную акцию, вряд ли правомерно.

Нормы п.1 ст.27 Закона об АО дополняет Закон о рынке ценных бумаг: согласно ему, количество размещаемых акций не должно превышать количества, указанного в учредительных документах и проспектах о выпуске акций. Эмитент может разместить меньшее количество акций, чем указано в проспекте эмиссии. Фактическое количество размещенных акций указывается в отчете об итогах выпуска, представляемом на регистрацию. Доля неразмещенных акций из числа, указанного в проспекте эмиссии, при которой эмиссия считается несостоявшейся, устанавливается Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) (ст.24 Закона о рынке ценных бумаг). Однако в п.4.7 Стандартов эмиссии закреплено, что такая доля может быть установлена решением о выпуске и проспектом эмиссии акций, и она не должна быть ниже 75% акций выпуска.

Уставом общества должны быть определены права, которые предоставляются размещаемыми акциями каждой категории (типа) (абз.3 п.1 ст.27 Закона об АО). При отсутствии указанных положений в уставе общество не вправе размещать дополнительные акции таких категорий (типов). Следовательно, АО может выпускать привилегированные акции только при наличии в его уставе указаний на права, обеспеченные владельцам соответствующих акций, применительно к отдельным их типам. Выпуск привилегированных акций не предусмотренного уставом АО типа требует внесения соответствующих изменений (дополнений) в устав. Это же относится и к случаям отступления от включенных в указанный документ указаний о соотношении обыкновенных и привилегированных акций.

На создание гарантий прав будущих акционеров направлен п.2 ст.27 Закона об АО. Прежде всего речь идет о положении, в силу которого количество размещаемых обществом ценных бумаг, конвертируемых в акции определенной категории (типа), в течение сроков обращения указанных ценных бумаг должно превышать количество дополнительно выпускаемых акций соответствующей категории (типа) или, по крайней мере, быть равным ему. Еще одна гарантия состоит в запрещении обществу принимать решения, ограничивающие права держателей акций, конвертировавших свои ценные бумаги в акции, по сравнению с теми правами, которые были объявлены ранее. По указанной причине решение общего собрания, направленное на ограничение прав держателей новых акций, полученных в результате конвертации, является незаконным и может быть отменено в порядке, предусмотренном п.8 ст.49 Закона об АО.

В соответствии с п.35 Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденного постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 78*(8), эмитент, производящий продажу акций их первым владельцам, был обязан обеспечить им равные ценовые условия для приобретения акций, т.е. цена всех акций одного выпуска при их продаже первым владельцам должна была быть единой.

В действующем законодательстве аналогичный смысл имеет норма Закона о рынке ценных бумаг (ст.2), определяющая "выпуск ценных бумаг" как совокупность ценных бумаг одного эмитента, обеспечивающих одинаковый объем прав владельцам и имеющих одинаковые условия эмиссии (первичного размещения). Это положение соответствует общему запрету при публичном размещении или обращении выпуска акций предоставлять преимущество одним потенциальным владельцам перед другими при приобретении акций. Данное положение не применяется в следующих случаях:

а) при эмиссии государственных ценных бумаг;

б) при предоставлении акционерам преимущественного права выкупа новой эмиссии акций в количестве, пропорциональном числу принадлежащих им акций в момент принятия решения об эмиссии;

в) при введении эмитентом ограничений на приобретение акций нерезидентами (ч.7 ст.24 Закона о рынке ценных бумаг).

Схожую направленность имеет и п.2 ст.4 Закона о защите прав инвесторов *(9). Он гласит, что условия заключаемых с инвесторами (акционерами) договоров, которые ограничивают права инвесторов по сравнению с правами, предусмотренными законодательством России о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, являются ничтожными.

Относительно информационного обеспечения эмиссии (размещения) необходимо отметить, что Закон о рынке ценных бумаг (ст.23, 30) содержит требования о предоставлении информации о существенных корпоративных событиях, которые предшествуют эмиссии или происходят в период размещения акций. В Положении о порядке раскрытия информации о существенных фактах (событиях и действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг (утвержденном постановлением ФКЦБ РФ от 12 августа 1998 г. N 32) список таких существенных фактов несколько расширяется и детализируется (по сравнению с Законом о рынке ценных бумаг). Кроме того, ряд дополнительных требований по информационному обеспечению эмиссии акций содержат Стандарты эмиссии (п.11.2, 11.3).

Закон о рынке ценных бумаг (ч.6 ст.24) запрещает размещение акций нового выпуска ранее чем через две недели после обеспечения всем потенциальным приобретателям возможности доступа к информации о выпуске, которая должна быть раскрыта в соответствии с данным законом. Информация о цене размещаемых акций может раскрываться в день начала размещения акций. Если регистрация выпуска акций сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии, возможность ознакомления с проспектом эмиссии, в том числе со всеми зарегистрированными изменениями и дополнениями к нему, должна быть предоставлена каждому приобретателю размещаемых акций до их приобретения. С момента принятия эмитентом решения о внесении изменений и (или) дополнений в решение о выпуске акций и их проспект эмиссии и до регистрации таких изменений и дополнений, а в случае размещения акций путем открытой подписки - до опубликования сообщения об их регистрации размещение акций должно быть приостановлено (п.11.3 Стандартов эмиссии).

В соответствии с п.1 ст.4 Закона о защите прав инвесторов запрещается рекламировать и (или) предлагать неограниченному кругу лиц ценные бумаги эмитентов, не раскрывающих информацию в объеме и порядке, которые предусмотрены законодательством России о ценных бумагах для эмитентов, публично размещающих ценные бумаги.

Существенное значение для охраны прав акционеров (инвесторов) от недобросовестных действий эмитентов при эмиссии акций имеет реклама. В связи с этим законодательство многих стран, в том числе и России, устанавливает жесткие требования к рекламе, связанной с размещением ценных бумаг среди инвесторов. Требования к рекламе эмиссионных ценных бумаг, а также раскрытие информации об АО и выпусках ценных бумаг являются составными частями системы обеспечения "прозрачности" рынка ценных бумаг в целях своевременного предоставления инвесторам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг максимально полной и правдивой информации, касающейся ценных бумаг АО.

Реклама ценных бумаг должна соответствовать общим требованиям законодательства, в частности, Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе". Кроме этого, в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг дополнительно устанавливаются специальные требования к рекламе ценных бумаг (ст.34-37).

Реклама акций до государственной регистрации их выпуска запрещается. Реклама акций, государственная регистрация выпуска которых не сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии, а также публичное объявление цен их покупки и (или) продажи с обязательством покупки и (или) продажи по объявленным ценам могут осуществляться только при условии раскрытия для этого обществом (эмитентом) информации, предусмотренной Законом о рынке ценных бумаг и нормативными актами ФКЦБ России (п.10.7 Стандартов эмиссии).

В соответствии с ч.1 ст.24 Закона о рынке ценных бумаг эмитент имеет право начинать размещение выпускаемых им акций только после регистрации их выпуска (а закончить размещение он обязан по истечении одного года с даты начала эмиссии, если иные сроки размещения акций не установлены законодательством России). Аналогичные нормы содержатся в ст.18 того же акта (акции, выпуск которых не прошел регистрацию в соответствии с требованиями Закона о рынке ценных бумаг, не подлежат размещению), а также в п.1 ст.5 Закона о защите прав инвесторов (на рынке ценных бумаг запрещается публичное размещение, реклама и предложение в любой иной форме неограниченному кругу лиц акций, выпуск которых не прошел государственную регистрацию).

Не является исключением из этих норм и правило п.2 ч.2 ст.25 Закона об АО, согласно которому все акции общества должны быть размещены среди учредителей при его создании, т.е. до государственной регистрации общества и выпуска его акций. Очевидно, что акции не могут появиться, а следовательно, и быть отчуждены эмитентом до его создания. В данном случае допустимо говорить о возникновении у общества обязанности по размещению акций среди его учредителей на основании сложного юридического состава, включающего в себя:

а) договор учредителей о создании АО;

б) государственную регистрацию АО;

в) государственную регистрацию выпуска акций.

Согласно п.2 ст.5 Закона о защите прав инвесторов, совершение владельцем акций любых сделок с принадлежащими ему акциями до их полной оплаты и регистрации отчета об итогах их выпуска запрещается.

Как разъясняет ФКЦБ РФ в своем письме от 26 апреля 1999 г. N ИБ-2171, данные ограничения направлены на защиту инвесторов от риска признания выпуска акций несостоявшимся в случае отказа в регистрации отчета об итогах выпуска акций. Несоблюдение указанного требования может повлечь причинение убытков инвесторам, которые приобретут акции на вторичном рынке. Таким инвесторам может быть неизвестно, что акции при их размещении не были полностью оплачены, а также то, что процесс эмиссии таких акций еще не завершен и выпуск акций в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть признан несостоявшимся.


С.В. Харченко


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изм. и доп. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г.).

*(2) См., напр.: Постановление ФКЦБ РФ "О внесении изменений и дополнений в Стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденные постановлением ФКЦБ РФ от 17 сентября 1996 г. N 19" от 11 ноября 1998 г. N 472 (далее - Стандарты эмиссии).

*(3) Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г.).

*(4) Сыродоева О.Н. Акционерное право США и России (сравнительный анализ). М., 1996. С.83.

*(5) Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".

*(6) См., напр.: Суханов Е.А. Акционерные общества и другие юридические лица в новом гражданском законодательстве // Хозяйство и право. 1997. N 1. С.94-95; Бушев А.Ю., Скворцов О.Ю. Акционерное право. М., 1997. С.15-17; Юлдашбаева Л.Р. Правовое регулирование оборота эмиссионных ценных бумаг. М., 1999. С.113-117.

*(7) Чернышов В.В. Гражданский кодекс и Федеральный закон "Об акционерных обществах": коллизии общего и специального нормативно-правовых актов // Юрист. 2000. N 4.

*(8) Утратил силу согласно постановлению Правительства РФ от 17 декабря 1999 г. N 1402.

*(9) Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".




Правовое регулирование совершения сделок с акциями открытых акционерных обществ


Автор


С.В. Харченко


Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2000, N 11



Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.