Проблемы квалификации недобросовестного использования доменных имен в Интернете (Е.Н. Герцева, "Законодательство", N 11, ноябрь 2000 г.)

Проблемы квалификации недобросовестного использования
доменных имен в Интернете


О системе доменных имен


Основной функцией системы доменных имен является преобразование адресов IP*(1) в доменные имена для облегчения навигации пользователей в сети Интернет. Так, IP-адресу 194.226.80.160 поставлено в соответствие имя www.gov.ru - доменное имя сервера Правительства России.

Система доменных имен устроена иерархическим образом: читая доменное имя справа налево, мы переходим от верхнего уровня к нижнему. В приведенном примере .ru является доменом верхнего, или первого, уровня (это национальный домен Российской Федерации), gov.ru - доменное имя второго уровня, www.gov.ru- домен третьего уровня.

Доменные имена первого уровня разделены на две категории:

а) общие домены верхнего уровня (gTLD);

б) домены верхнего уровня по кодам стран (ccTLD) - национальные домены.

gTLD. В настоящее время существуют семь*(2) gTLD, три из которых являются открытыми (т.е. при регистрации в них доменов второго уровня отсутствуют какие-либо ограничения). Это домены .com, .net, .org.

Четыре оставшихся gTLD предназначены только для определенных объектов: международных организаций ( .int), высших учебных заведений ( .edu), правительственных организаций США ( .gov) и военных ведомств США (.mil). Указанные четыре gTLD до последнего времени находились в исключительном ведении американской компании Network Solutions, Inc. С 1998 г. контроль за открытыми gTLD перешел к Корпорации по распределению доменных имен и адресов Интернет (ICANN).

ccTLD. Сейчас существуют 243 домена верхнего уровня по кодам стран. Они соответствуют двухбуквенному коду страны, принятому Международной организацией по стандартизации (документ ISO 3166). Например, для России - это .RU, для Великобритании - .UK, для Германии - .DE.

Управление национальным доменом осуществляет его администратор. Администраторами ccTLD становятся работающие на соответствующей территории государственные или частные организации, физические лица. В исключительных случаях администратор может находиться и вне территории страны. Полномочиями по администрированию ссTLD указанные лица наделяются Internet Assigned Numbers Authority (IANA)*(3) по согласованию с Интернет-сообществом страны.


Администрирование российского национального домена


Россия получила возможность администрирования национального домена .RU в 1992 г. В то время три российские организации - операторы связи (которых принято называть провайдерами Интернет-услуг, или сервис-провайдерами) независимо друг от друга направили заявки в IANA с просьбой предоставить им право администрирования российского национального домена. IANA предложила решить вопрос о кандидатуре администратора российскому Интернет-сообществу.

4 декабря 1993 г. на собрании, в котором участвовали сервис-провайдеры Demos Plus, Techno, GlasNet, SovAm Teleport, EUnet/Relcom, X-Atom, FREEnet/ SUEARN/UNICOM-Russia, было подписано соглашение "О порядке администрирования зоны .RU". Администрирование и техническое сопровождение ccTLD .RU были поручены Российскому научно-исследовательскому Институту развития общественных сетей (РосНИИРОС). Данный Институт представляет собой некоммерческую организацию в форме учреждения, собственниками которого являются Министерство науки и технологий РФ, Министерство высшего и профессионального образования РФ, Российский научный центр "Курчатовский институт". РосНИИРОС занимается созданием и внедрением современных телекоммуникационных технологий развития общественных компьютерных сетей, в первую очередь для государственных, образовательных и научных организаций России.

Таким образом, РосНИИРОС с 1993 г. при финансовой поддержке своих учредителей осуществляет администрирование домена .RU и регистрацию в нем доменных имен второго уровня. Фактически РосНИИРОС является центром формирования и контроля адресного пространства домена .RU. Институт ведет базу данных зарегистрированных доменных имен, осуществляет ее техническую поддержку (под последней подразумеваются технические мероприятия для обеспечения функционирования домена .RU, поддержания работоспособности серверов доменных имен, внесение в базу данных информации, необходимой для обеспечения нормальной деятельности домена). Регистрация доменов второго уровня осуществляется по правилам, разработанным Координационной группой домена .RU. Это экспертная группа, созданная сервис-провайдерами в 1993 г. и насчитывающая в настоящее время 29 членов - операторов связи (ее адрес: http://www.cgroup.ru).

Домен .RU является открытым. Это означает, что регистрация в нем возможна как для резидентов, так и для нерезидентов Российской Федерации. Регистрация доменных имен в ccTLD .RU производится в заявительном (явочном) порядке. Закон не устанавливает специальных ограничений при регистрации. Такой порядок принят в подавляющем большинстве национальных доменов, а также в доменах первого уровня .com, .net и .org. Однако некоторыми государствами на законодательном уровне введены ограничения при регистрации в их национальных доменах доменов второго уровня.

По состоянию на сентябрь 2000 г. в домене .RU зарегистрировано почти 50000 доменов второго уровня. По данным Корпорации по распределению доменных имен и адресов Интернет за 1999 г., российский национальный домен занимает 28 позицию по количеству зарегистрированных доменов среди ccTLD всех стран.


Домен и его регистрация


Домен - это область пространства иерархических имен сети Интернет, которая обслуживается набором серверов доменных имен (DNS) и централизованно администрируется. Домен идентифицируется именем домена. Приведенное определение содержится в "Регламенте регистрации доменов второго уровня в домене .RU"*(4).

Регистрация домена - это занесение информации, содержащейся в поданной заявке, в базу данных доменов второго уровня зоны .RU, проверка правильности функционирования серверов доменных имен в рамках международной системы Интернет. В эту процедуру включено занесение в зону .RU информации о домене и соответствующих серверах. Таким образом, регистрация - это совокупность технических мероприятий, позволяющих домену существовать.

Регистрация доменов производится на основании договора и в соответствии с правилами, которые предусматривают заявительный порядок регистрации и самостоятельный выбор заявителем имени для регистрируемого домена.

Основания для отказа в регистрации сводятся к следующим. Регистрация не допускается, если в качестве доменного имени выбраны слова, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали (в частности, оскорбляющие человеческое достоинство либо религиозные чувства и т.д.). Не регистрируются домены с именами, уже зарегистрированными в базе данных. Отклоняются также заявки на регистрацию домена, не отвечающие установленным требованиям к оформлению заявки.


"Похожие" имена


Особенности домена состоят в том, что доменное имя уникально и доступно из любой точки земного шара, т.е. доменные имена идентифицируют адрес компьютера, подключенного в Сеть. В связи с проникновением Интернета во многие сферы жизни и деятельности то обстоятельство, что домен (доменное имя) приближается иногда к средствам индивидуализации, становится весьма актуальным. Вследствие этого сайт превращается в эффективнейший инструмент ведения дел. Так, с его помощью владелец имеет возможность предлагать товары и услуги, размещать необходимую информацию, которая будет доступна неограниченному количеству лиц.

Чтобы зарегистрировать домен, нужно придумать ему имя. Данный этап работы администратора домена можно сравнить с созданием товарного знака или выбором наименования для создающейся фирмы. Во всех этих случаях ставится одна и та же цель - добиться узнаваемости. Будущий владелец старается придумать что-то оригинальное или заимствует какие-то идеи (не ставшие чужим средством индивидуализации). Аналогия с поиском имени для юридического лица с правовой точки зрения ближе, так как до настоящего момента не создан соответствующий закон, устанавливающий ограничения при регистрации юридических лиц; сейчас необходимо лишь выполнить требование неповторяемости имен. Не создан и единый реестр фирменных наименований. Процесс выбора товарного знака сложнее, поскольку регистрация последнего обусловлена рядом специальных ограничений на уровне федерального закона. Предусмотрено и законодательное регулирование самого объекта "товарный знак". Кроме того, законом установлено соотнесение указанных двух средств индивидуализации уже при регистрации товарного знака.

Условно администраторов, которые намереваются зарегистрировать домен, можно разделить на две категории.

Представители первой выбирают для домена имя, близкое или совпадающее с собственным именем (фамилией, фирменным наименованием юридического лица, видом деятельности), порой творчески подходя к поиску решения. Такие доменные имена не вызывают проблем и потому нами не рассматриваются.

Администраторы второго типа используют в качестве названий своих доменов общеупотребительные слова либо уже существующие обозначения, которые по своему написанию или звучанию полностью или в части совпадают с написанием или звучанием объектов исключительных прав, т.е. с зарегистрированными товарными знаками (в основном общеизвестными), а также зарегистрированными наименованиями третьих лиц. Назовем подобные имена "похожими".

Доменные имена, представляющие собой общеупотребительные слова, до ознакомления с содержимым сайта ассоциируются у пользователей Сети с объектом, который это слово обозначает.

Имена же второго типа вызывают в памяти товары и услуги популярных производителей этих товаров и услуг (и это естественно, поскольку в свое время производители затратили для достижения всеобщей известности немало времени и средств) либо, если использовано имя известного по разным причинам юридического лица (международной организации, банка, суда и т.д.), возникает ассоциация с соответствующим лицом.

Далее. Администраторов доменов, которых мы условно отнесли ко второй категории, можно разделить еще на две группы. В первую входят, как правило, юридические лица, имеющие договорные отношения с известными производителями - владельцами товарных знаков. Эти юридические лица закупают у производителей товары оптом и предлагают их к продаже, размещая соответствующую информацию на своих сайтах. При этом, как правило, указывается, что владельцем сайта является администратор домена, не являющийся законным владельцем товарного знака, таким образом, потребитель не вводится в заблуждение.

Вторая категория администраторов доменов - это в основном физические лица, которые регистрируют "похожие" на товарные знаки домены с конкретной целью: продать их владельцу товарного знака, особенно если он широко известен. Суммы подобных сделок составляют миллионы долларов. Обычно на таких сайтах нет никакой информации за исключением координат администратора. К нему правообладатель может обратиться, если его заинтересовало предложение о продаже домена. Существует также практика регистрации доменов, "похожих" на имена известных людей, в целях их продажи.

Указанные факты не единичны, некоторые споры стали широко известны в мире, приобретя масштаб скандалов. Сложившееся положение вызывает ряд вопросов относительно нарушения прав правообладателей - владельцев товарных знаков и фирменных наименований в случаях, когда третьи лица регистрируют "похожие" домены. Вот лишь некоторые из них.

Является ли регистрация "похожего" домена введением в хозяйственный оборот товарного знака, отнесенным Законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-I "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" к исключительной компетенции его владельца, и соответственно нарушением прав последнего?

Является ли регистрация "похожего" домена использованием фирменного наименования (в соответствии с определением понятия "использование" в Положении о фирме, утвержденном ЦИК в 1927 г., и в отсутствие федерального закона о фирменных наименованиях и единого реестра фирменных наименований)?

Является ли регистрация "похожего" домена шиканой - злоупотреблением правом с исключительным намерением причинить вред правообладателю (в соответствии со ст.10 ГК РФ)?

Можно ли расценивать регистрацию "похожего" домена как нарушение принципов "добросовестности, разумности и справедливости", которыми должны руководствоваться участники гражданского оборота (в соответствии с п.2 ст.6 ГК РФ)?

Является ли регистрация "похожего" домена формой недобросовестной конкуренции (в соответствии со ст.10 Закона РФ от 22.03.91 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках")?


Рекомендации ВОИС


Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо изучить специальное национальное законодательство и специальные международные нормы, в которых определен как сам домен (доменное имя), так и нормы, регулирующие указанный объект, а также способы его использования и защиты. Однако такое законодательство до настоящего момента не создано.

В его отсутствие руководством к действию следует считать рекомендации Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Еще в 1997 г. ВОИС, членом которой является Россия, по просьбе Правительства США инициировала процесс выработки рекомендаций по разрешению споров между владельцами товарных знаков и администраторами доменов в доменах .com, .net, .org. В этой работе приняли участие представители 196 стран. В Итоговом отчете ВОИС, опубликованном 30 апреля 1999 г., содержатся советы, касающиеся порядка самой регистрации, введения единого порядка разрешения споров о доменных именах и создания новых доменных имен верхнего уровня, вопросов соотнесения интеллектуальной собственности и доменных имен.

Итоговый отчет ВОИС по проблеме доменных имен можно найти по адресу: http://ecommerce.wipo.int/domains/process/eng/processhome.html и бесплатно ознакомиться с ним.

Итоговый отчет ВОИС по доменным именам является результатом многолетней работы различных организаций и специалистов. Прежде чем появилась окончательная редакция документа, были созданы многочисленные промежуточные версии, отразившие мнения представителей различных государств, межгосударственных организаций, профессиональных ассоциаций, корпораций, частных лиц. Документ был представлен странам - членам ВОИС на Генеральной ассамблее ВОИС в сентябре 1999 г.

На основе Итогового отчета была разработана Единая политика разрешения споров, являющаяся обязательной и неотъемлемой частью договоров регистраторов с клиентами в доменах .com, .net, .org.

Единая политика разрешения споров была одобрена Корпорацией по распределению доменных имен и адресов Интернет 26 августа 1999 г. на совещании в Сантьяго. На сегодняшний день ICANN уполномочила четыре организации рассматривать подобные споры в доменах .com, .net, .org. Статьи 38-43 Итогового отчета и его Приложение VIII предусматривают возможность использования данных рекомендаций в национальных доменах (если в правилах предусмотрен заявительный порядок и не существует каких-либо ограничений по регистрации доменных имен) с учетом национального законодательства.


Домены и Международный классификатор товаров и услуг


Следует добавить, что еще до появления Итогового отчета ВОИС обсуждала возможность внесения класса доменных имен в Международный классификатор товаров и услуг (МКТУ). Домен в этом случае был бы признан товаром или услугой, каковыми он формально пока не является. Последствия такого решения очевидны: владельцы товарных знаков имели бы возможность регистрировать их по классу доменов, что влекло бы соответствующие правовые последствия.

Однако эта идея пока не реализована. Вероятность ее воплощения невелика по ряду причин. Вот лишь некоторые вопросы, которые возникли бы при помещении класса доменов в МКТУ. Как быть с администраторами доменов - физическими лицами, которые не являются предпринимателями и не смогут воспользоваться возможностью защитить свои домены? (Напомним, что в соответствии с законом "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.) Кому будет отдан приоритет при регистрации товарного знака по классу доменов, если есть несколько владельцев товарного знака, зарегистрировавших его по разным классам и представляющих свои товары или услуги в Интернете? Как внесение домена в МКТУ отразится на порядке регистрации доменов? Необходимо ли будет в этой связи вводить ограничения при регистрации? (следует заметить, что ограничения значительно удлинят сам процесс регистрации, и это заставит многих пользователей перейти в другие, свободные от ограничений домены.)

Но главная причина невостребованности рассмотренной идеи, похоже, все-таки в том, что домен если и является товаром, то лишь во вторую очередь, а прежде всего он представляет собой адрес или аналог почтового адреса. В последнее время все чаще высказывается мнение о том, что домен (доменное имя) является средством индивидуализации. Следует заметить, что действующим законодательством средства индивидуализации приравнены к результатам интеллектуальной деятельности и отнесены к интеллектуальной собственности. Исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности признается только в случаях и в порядке, установленных Гражданским кодексом РФ и законами России. Таким образом, домен, или доменное имя, для отнесения его к средствам индивидуализации - объекту исключительных прав должен быть определен, как и нормы, регулирующие этот объект, в законе или международной конвенции, участником которой является Российская Федерация. А до тех пор, пока этого не произошло, можно говорить лишь о его некоторой аналогии со средствами индивидуализации.


Судейские проблемы


Вопрос разрешения в суде, арбитражном суде споров, связанных с принадлежностью доменных имен, в силу сложности соотнесения доменных имен со средствами индивидуализации, приравненными к интеллектуальной собственности, и отсутствием специального законодательного регулирования решается неоднозначно. Практика решения подобных споров только вырабатывается, и ее анализ - тема для отдельного исследования. Приведу лишь один пример.

Почти два года назад возник спор по поводу принадлежности доменного имени между иностранной компанией - владельцем известного товарного знака, зарегистрированного в РФ, и администратором домена - предпринимателем без образования юридического лица, который зарегистрировал домен, совпадающий в его произвольной части с товарным знаком истца. В настоящий момент дело находится в Президиуме Высшего Арбитражного Суда РФ, и ввиду его сложности Президиум ВАС РФ отложил его рассмотрение. Заместитель Председателя ВАС РФ принес протест на вступившее в законную силу решение первой и постановления апелляционной и кассационной инстанций, которыми истцу - владельцу товарного знака было отказано в удовлетворении его требований. В протесте сказано, в частности, следующее. Как вытекает из п.2 ст.4 закона "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", нарушением прав владельца товарного знака признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров и услуг. Отсутствие в названных нормах закона прямого указания на то, что использование в доменном имени чужого товарного знака является нарушением прав владельца товарного знака, не препятствует признанию судом таких действий предпринимателя нарушением.

Возвращаясь к основаниям принесения протеста, хотелось бы отметить, что именно отсутствие четких норм в законодательстве о товарных знаках не позволило суду первой инстанции признать действия ответчика правонарушением. Не является исключением в этом смысле и зарубежное национальное законодательство о товарных знаках (торговых марках), и вряд ли этот подход неверен. Ведь товарный знак призван отличать товары и услуги (по классам которых он и регистрируется), а домен, как уже отмечалось, не относится к товарам или услугам и не внесен в Международный классификатор товаров и услуг.

Кроме того, данный спор возник и в связи с тем, что на сайте ответчика размещены товары, произведенные владельцем товарного знака. Они были куплены у него ответчиком и предложены неопределенному кругу лиц для продажи. В соответствии со ст.23 закона "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" регистрация товарного знака не дает его владельцу права запретить использование этого товарного знака другим лицам в отношении товаров, которые были введены в хозяйственный оборот непосредственно самим владельцем товарного знака или с его согласия. Налицо исчерпание прав владельца товарного знака в отношении использования знака на размещенных на сайте товарах.

Именно поэтому ВОИС рекомендует рассматривать проблему комплексно, учитывая все действия владельца домена, руководствуясь при рассмотрении споров скорее принципами добросовестности и справедливости. Особое значение имеет ст.171 Итогового отчета, в которой дается определение недобросовестной регистрации доменного имени и обстоятельств, которые могут рассматриваться как доказательства недобросовестности владельца домена. В случае признания регистрации недобросовестной следует передача домена.


Недобросовестная регистрация


Приводим перевод некоторых разделов Итогового отчета ВОИС.

"170. Перед тем, как перейти в следующем параграфе к рассмотрению определения недобросовестной регистрации: надо дать некоторые пояснения предложенной терминологии. Известный термин "спекуляция доменными именами" наиболее часто используется для описания преднамеренной, недобросовестной регистрации доменного имени с нарушением прав торговых марок и знаков обслуживания. Однако данный термин из-за своей популярности неодинаково понимается различными людьми. Некоторые, например, включают "складирование", или практику регистрации доменных имен с соответствующими торговыми марками с намерением продажи регистрации собственникам торговых марок, с целью "спекуляции доменными именами", в то время как другие различают эти два термина. Точно так же кое-кто полагает, что "киберпиратство" является синонимом термина "спекуляция доменными именами": Из-за описанной многозначности термина "спекуляция доменными именами" мы решили использовать другой термин - "недобросовестная регистрация доменного имени", имеющий более точное значение.

171. Определение недобросовестной регистрации, которую мы рекомендуем применять в административной процедуре, будет звучать следующим образом:

(1) регистрация доменного имени должна рассматриваться как недобросовестная, когда выполняются три следующих условия:

(i) доменное имя идентично или обманчиво подобно торговой марке или знаку обслуживания, на которые истец имеет права;

(ii) владелец доменного имени не имеет никаких прав или законных интересов в отношении доменного имени;

(iii) доменное имя было зарегистрировано и используется недобросовестно.

(2) для целей пункта (1) следующие действия, в частности, будут служить доказательством недобросовестной регистрации и использования доменного имени:

(A) предложение продать, арендовать или иначе передать доменное имя собственнику торговой марки или знака обслуживания, или конкуренту собственника торговой марки или знака обслуживания, для ценного рассмотрения;

(B) попытка привлечь пользователей Интернета к доменному имени владельца вебсайта или другого онлайного местоположения для получения финансовой прибыли, способствуя тому, чтобы пользователи спутали имя домена с торговой маркой или знаком обслуживания истца;

(C) регистрация доменного имени с целью помешать собственнику торговой марки или знака обслуживания отразить название данной марки в соответствующем доменном имени, при условии, что такое поведение владельца доменного имени доказано;

(D) регистрация доменного имени с целью разрушить бизнес конкурента.

172. Совокупные условия первого параграфа определения прояснят, что поведение невиновных или законопослушных регистрантов доменного имени не должно рассматриваться как недобросовестное. Например, мелкий бизнесмен, который зарегистрировал доменное имя, мог бы привлечь в качестве доказательств свои деловые планы, корреспонденцию, сообщения: и показать, что он имел честные намерения, хотел использовать имя добросовестно. Регистрация доменного имени, которая оправдана законными правами свободы слова или законными некоммерческими соображениями, не могла бы рассматриваться как недобросовестная. Споры о добросовестности между конкурирующими владельцами или о других конкурирующих законных интересах по поводу того, были ли два имени подобраны со злым умыслом, не рассматриваются в рамках такой процедуры.

173. Мы полагаем, что определение, данное в предшествующем параграфе, дает надежную основу для международного и внутригосударственного права и для прецедентного права".


Новый этап работы


В августе 2000 г. ВОИС объявила о начале нового этапа работы. Он был инициирован правительствами разных стран. Была поставлена цель разработать рекомендации для администраторов ccTLD с учетом национальных законодательств и обычаев делового оборота, поскольку первоначальные рекомендации для доменов .com, .net и .org были разработаны, опираясь в основном на законодательство США.

26-28 июня 2000 г. в Москве прошла международная конференция, организованная Коалицией в защиту прав интеллектуальной собственности, на которой, в частности, обсуждался вопрос о современном значении доменных имен и их соотношении с товарными знаками. На специальном заседании, целиком посвященном Интернету и доменным именам, выступила старший юрисконсульт организационно-правового отдела ВОИС, которая прокомментировала отношение ВОИС к разрешению споров по доменным именам на основе Единой политики разрешения споров. Упомянутая Единая политика на сегодняшний день принята всеми регистраторами в доменах .com, .net и .org, а также некоторыми администраторами национальных доменов верхнего уровня (список национальных доменов, споры в которых рассматриваются ВОИС на основе Единой политики разрешения споров, можно найти по адресу: arbiter.wipo.int).

Единая политика дает базисные тезисы для решения споров по доменным именам. Рекомендации охватывают лишь часть самых острых вопросов, а именно касающихся товарных знаков. В следующем году, судя по всему, будут рассмотрены вопросы регистрации аббревиатур международных организаций (ООН, ВОИС и др.).

Рекомендации ВОИС помогают найти выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Известен, например, случай, когда на домен претендовали владельцы двух идентичных товарных знаков, зарегистрированных по разным классам. Вопрос был решен путем предоставления домена в общее пользование: домашнюю страницу было предложено поделить надвое вертикально с возможностью дальнейшего перехода пользователя к интересующему виду товаров.

На сегодняшний день ВОИС разрешает споры по 650 делам. Около 300 дел уже рассмотрены, по части из них на сайтах ВОИС приводилась статистика.

Из 158 дел, касавшихся регистрации доменных имен, в 130 случаях зарегистрировавшие домен администраторы были признаны недобросовестными и в 28 - добросовестными.

В отношении регистраторов ВОИС занимает следующую позицию: регистратор в открытых gTLD не может быть вовлечен в спор, так как Единая политика разрешения споров не рассматривает регистратора как заинтересованное в споре лицо. В процессе участвуют администратор зарегистрированного домена и владелец товарного знака, считающий, что его права нарушены (у регистратора может быть лишь запрошена необходимая информация, которая должна быть представлена для разрешения конкретного спора).

Следует отметить, что административная процедура, предусмотренная Единой политикой разрешения споров для доменов .com, .net и .org, не может быть применена в домене .RU в том виде, в котором она существует в доменах .com, .net и .org. Причины юристам понятны, название "административная" говорит само за себя. В последнее время участились случаи отмены решений, принятых по процедуре UDRP судами и соответственно возросло число нареканий в адрес самой административной процедуры.

РосНИИРОС недавно официально подтвердил ВОИС свое желание участвовать в проекте разработки рекомендаций для ccTLD .RU, учитывающих российское законодательство и обычаи делового оборота. Однако, как показал опыт написания рекомендаций для открытых gTLD, процесс этот может растянуться на несколько лет, поэтому он не должен исключать попыток уже сегодня предложить возможные, хотя бы частичные, меры урегулирования сложившейся ситуации.


Проекты развития ccTLD .RU


После опубликования рекомендаций ВОИС и затем принятия Корпорацией по распределению доменных имен и адресов Интернет на их основе Единой политики разрешения споров по доменным именам группа российских юристов, имеющих опыт работы в сфере телекоммуникаций, инициировала проект создания третейского суда по информационным спорам. Уже разработаны документы, регламентирующие его деятельность, а также отдельный регламент для рассмотрения споров о доменных именах. Третейский суд будет руководствоваться в своей деятельности принципами добросовестности, разумности и справедливости, а также рекомендациями ВОИС, которые могут быть использованы в качестве обычаев делового оборота.

Учитывая действующее российское законодательство о третейских судах и их предназначение - альтернативный способ разрешения споров, основанный на третейском соглашении (третейской оговорке), указанный третейский суд будет разрешать споры по доменным именам только в том случае, если разрешение спора будет передано сторонами на его рассмотрение. Тем не менее разработчики проекта склонны полагать, что многие предпочтут разрешать спор именно в третейском суде. При рассмотрении споров по доменным именам необходимо иметь возможность основываться на обычаях делового оборота и применять те нормы права, которые использовать в суде пока практически невозможно.

Следует заметить, что вынесенные в последнее время решения арбитражных судов в пользу правообладателей весьма противоречивы в части оснований удовлетворения исковых требований последних, однако говорят о наличии самой возможности удовлетворения требований владельцев товарных знаков и фирменных наименований, предъявляемых к администраторам доменов.


Е.Н. Герцева,

адвокат МГКА


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Адрес IP (Internet protocol) - индивидуальный адрес компьютера, подключенного к Интернету.

*(2) Интернет-корпорация по присвоению доменных имен и адресов (ICANN), которая играет на международном уровне ведущую роль в координации политики формирования доменных имен и выработке единых принципов разрешения споров по доменным именам, объявила о том, что в 2001 г. будут созданы 6-10 новых gTLD (например, .shop, .web)

*(3) IANA - уполномоченная департаментом США организация по присвоению Интернет-адресов.

*(4) См.: http://www.ripn.net:8080/nic/dns/regl.txt.




Проблемы квалификации недобросовестного использования доменных имен в Интернете


Автор


Е.Н. Герцева - адвокат МГКА


Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2000, N 11



Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение