Вопрос: В ходе проведения выездной налоговой проверки организации налоговым органом в соответствии со ст.93 Налогового кодекса Российской Федерации истребованы документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями, в том числе контрольно-кассовые ленты, Z-отчеты. Организация указанные документы не представила. Возможно ли в данной ситуации применение к налогоплательщику штрафных санкций в соответствии со ст.120, 126 Кодекса? ("Финансовая газета", N 46, ноябрь 2000 г.)

В ходе проведения выездной налоговой проверки организации налоговым органом в соответствии со ст.93 Налогового кодекса Российской Федерации истребованы документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями, в том числе контрольно-кассовые ленты, Z-отчеты. Организация указанные документы не представила. Возможно ли в данной ситуации применение к налогоплательщику штрафных санкций в соответствии со ст.120, 126 Кодекса?


Статья 120 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) предусматривает ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения. При этом согласно п.3 ст.120 НК РФ под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Следовательно, квалификация деяния налогоплательщика, выразившегося в непредставлении в установленные сроки запрашиваемых документов, по ст.120 НК РФ возможна при наличии такого признака состава правонарушения как отсутствие первичной учетной документации или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, т.е. налоговый орган должен располагать документальным подтверждением отсутствия у организации указанных документов (объяснительная, акт проверки, подписанный руководителем организации или его представителем при отсутствии возражений по акту, и т.п.).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8.07.97 г. N 835 "О первичных учетных документах" функции по разработке и утверждению альбомов унифицированных форм первичной учетной документации возложены на Госкомстат России. При этом содержание и состав унифицированных форм первичной учетной документации согласовываются Госкомстатом России с Минфином России и Минэкономразвития России. Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 г. N 132 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин (ККМ). В перечень указанных унифицированных форм не включены контрольно-кассовые ленты и Z-отчеты. Следовательно, оснований для отнесения контрольно-кассовых лент и Z-отчетов к первично-учетным документам не имеется. Учитывая изложенное, непредставление организацией контрольно-кассовых лент и Z-отчетов не образует состава налогового правонарушения, предусмотренного ст.120 НК РФ.

В соответствии с п.2 ст.93 НК РФ непредставление в установленные сроки налогоплательщиком запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную п.1 ст.126 НК РФ. При этом п.1 ст.126 НК РФ устанавливает ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Пунктом 11 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 г. N 745 (далее - Положение), предусмотрено применение контрольных лент и хранение их, а также других документов, подтверждающих проведение денежных расчетов с покупателями (клиентами). Вместе с тем Положение не относится к законодательству о налогах и сборах.

Следовательно, поскольку законодательством о налогах и сборах не установлена обязанность налогоплательщика представлять контрольно-кассовые ленты и Z-отчеты, то для применения мер ответственности, предусмотренных п.1 ст.126 НК РФ, правовых оснований не имеется.


А. Волобуев,

инспектор налоговой службы I ранга

Юридический отдел Управления МНС России по г. Москве


15 ноября 2000 г.


Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.