Единый налог на вмененный доход: налогообложение организаций и индивидуальных предпринимателей (Д. Бурцев, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 47, ноябрь 2000 г.)

Единый налог на вмененный доход:
налогообложение организаций и индивидуальных предпринимателей


Федеральным законом от 31.07.98 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" был установлен новый региональный налог (далее - единый налог). В настоящее время он введен в 77 субъектах Российской Федерации. Однако до сих пор не приняты региональные законы о едином налоге на вмененный доход в ряде субъектов Российской Федерации, в частности в г. Москве и Санкт-Петербурге, Московской, Калининградской, Новгородской, Тверской и других областях. Здесь еще предстоит его установить.

К уплате единого налога на вмененный доход привлекаются организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся предпринимательской деятельностью в тех сферах, где налоговый контроль затруднен: в розничной торговле, общественном питании, бытовом и транспортном обслуживании, т.е. такие налогоплательщики, которые значительную часть расчетов с покупателями и заказчиками осуществляют в наличной денежной форме.

С введением в действие Закона N 148-ФЗ не отменяются Федеральные законы от 14.06.95 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и от 29.12.95 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". Эти Законы применяются в части, не противоречащей Закону N 148-ФЗ.

Плательщиками единого налога обязаны стать все юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица независимо от формы собственности и других отраслевых признаков, осуществляющие виды деятельности в пределах перечня, предусмотренного законодательством.

В соответствии с п.1 ст.3 Закона N 148-ФЗ оказание бытовых услуг физическим лицам, в частности ремонт машин, оборудования и приборов, сервисное обслуживание автотранспортных средств и иные бытовые услуги населению, являются видами предпринимательской деятельности, при осуществлении которого организации и индивидуальные предприниматели обязаны перейти на уплату единого налога.

Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению (ОК 002-93) к техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования относятся уборочно-моечные, контрольно-диагностические, смазочно-заправочные работы, регулировка фар, углов установки управляемых колес, топливной аппаратуры бензиновых и дизельных двигателей, ремонт тормозной системы и сцепления, рулевого управления, системы зажигания, замена агрегатов, ремонт двигателей, коробки передач, тормозной системы, кузовов, подготовка к окраске и окраска, ремонт радиаторов, работы по защите от коррозии, противошумовая обработка, ремонт электрооборудования, шиномонтажные работы, балансировка колес, ремонт местных повреждений шин и камер и другие работы по ремонту и сервисному обслуживанию легковых, грузовых автомобилей, автобусов, мотоциклов, мотоколясок и мотоприцепов.

Услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств (в экономическом смысле) - это комплекс работ, проводимых исполнителем с целью удовлетворения потребности потребителя в техническом обслуживании и ремонте принадлежащего ему автомототранспортного средства. С точки зрения нормативно-правового регулирования данные отношения регламентируются нормами, приведенными в параграфе 2 "Бытовой подряд" главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации. В частности, в ст.730 ГК РФ определено, что по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу. Кроме того, к договору бытового подряда применяются положения ст.426 ГК РФ, т.е. такой договор является публичным.

Законом N 148-ФЗ предусмотрено, что введение этого налога на территории конкретного субъекта Российской Федерации - исключительное право законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Кроме того, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает решение:

1) об установлении конкретного перечня сфер деятельности, переводимых на уплату единого налога на территории этого субъекта Российской Федерации;

2) о размере вмененного дохода и иных составляющих формулы расчета сумм единого налога;

3) о перечне налоговых льгот;

4) о порядке и сроке уплаты единого налога;

5) об иных особенностях взимания единого налога в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход на очередной календарный месяц. Таким доходом признается потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода. Данные о потенциально возможном валовом доходе от того или иного вида деятельности могут быть получены путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также в результате оценки независимыми организациями.

Правительство Российской Федерации в соответствии с п.4 ст.5 Закона N 148-ФЗ письмом от 7.09.98 г. N 4435п-П5 довело до сведения законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуемые формулы расчета суммы единого налога, а также перечень рекомендуемых их составляющих. Так, при оказании бытовых услуг физическим лицам, в том числе ремонте машин, оборудования и приборов, сервисном обслуживании автотранспортных средств дана рекомендация по определению базовой доходности в размере 18 000 руб. в год на единицу оборудованного рабочего места.

Однако установление размера вмененного дохода для конкретного вида деятельности и иных составляющих суммы вмененного дохода для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по ремонту и сервисному обслуживанию автомототранспортных средств, - право законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Так, Законом Республики Мордовия от 30.11.98 г. N 49-З "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (с последующими изменениями и дополнениями) плательщиками единого налога при осуществлении сервисного обслуживания автотранспортных средств будут являться организации и индивидуальные предприниматели. Базовая доходность для этого вида деятельности на единицу физического показателя - каждого работающего - составит 25 000 руб. в год.

Иной физический показатель, характеризующий данный вид деятельности, выбран в Ростовской области (закон Ростовской области от 30.11.98 г. N 14-ЗС "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (с последующими изменениями и дополнениями) - оборудованное рабочее место. Оно определяется как место, оснащенное оборудованием, необходимым для выполнения определенной работы (услуги), независимо от сменности. Базовая доходность на единицу физического показателя установлена в размере 16 500 руб. в год.

Законодательная Дума Хабаровского края законом от 25.11.98 г. N 78 "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае" (с последующими изменениями и дополнениями) в качестве физического показателя, характеризующего данный вид деятельности, выбрала площадь занимаемой территории или помещения. Площадью занимаемой территории признается площадь, на которой непосредственно осуществляются ремонт и (или) техническое обслуживание транспортных средств, а под площадью помещения при ремонте и (или) техническом обслуживании автомототранспортных средств - общая площадь одного помещения, в котором производятся ремонт и (или) техническое обслуживание транспортного средства. В площадь помещений не включается площадь обособленных складских, административных и бытовых помещений. Базовая доходность установлена в размере 11 500 руб. в год на единицу указанного физического параметра. К тому же установлены корректирующие коэффициенты в зависимости от размера занимаемой территории или помещения, увеличивающие базовую доходность.

Ставка единого налога устанавливается в размере 20% вмененного дохода.

Расчет суммы единого налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по ремонту и сервисному обслуживанию автомототранспортных средств, производится с учетом ставки, значения базовой доходности и числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, которые определяются в зависимости от:

типа населенного пункта, в котором осуществляется указанная предпринимательская деятельность;

места осуществления деятельности внутри населенного пункта (центр, окраина, транспортная развязка и др.);

характера местности (тип автомагистрали и др.), если деятельность осуществляется вне населенного пункта;

удаленности места осуществления предпринимательской деятельности от транспортных развязок;

удаленности места осуществления предпринимательской деятельности от остановок пассажирского транспорта;

характера и качества оказываемых услуг, производимых работ;

суточности работы;

качества занимаемого помещения;

производительности используемого оборудования;

возможности использования дополнительной инфраструктуры;

инфляции;

количества видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиками.

Таким образом, налогоплательщик рассчитывает конкретный размер единого налога в зависимости от установленного вмененного дохода и значения иных составляющих формулы расчета единого налога.

Налоговый период по единому налогу устанавливается в один квартал. Уплачиваться единый налог должен ежемесячно путем осуществления авансового платежа в размере 100% суммы единого налога за календарный месяц, в котором организация (индивидуальный предприниматель) будет осуществлять деятельность в сроки, определенные нормативными правовыми актами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Если налогоплательщик перечисляет авансовые платежи единого налога за 3, 6, 9, 12 месяцев предстоящей предпринимательской деятельности, то сумма единого налога, подлежащая уплате, может быть уменьшена соответственно на 2, 5, 8, 11%.

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны не позднее одного месяца со дня официального опубликования регионального нормативного правового акта об установлении единого налога представить в налоговый орган по месту налогового учета расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде, произведенный ими в соответствии с принятым нормативным правовым актом. При наличии у налогоплательщиков нескольких мест осуществления деятельности расчет сумм единого налога должен быть представлен по каждому из них.

Органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по месту постановки налогоплательщика на налоговый учет после получения и проверки представленных расчетов в течение месяца официально уведомляют налогоплательщика о переводе его на уплату единого налога с указанием в уведомлении конкретных сумм вмененного дохода, установленного налогоплательщику на очередной налоговый период, в целом и по каждому месту осуществления деятельности.

После получения уведомления налогоплательщик обязан в срок, установленный региональным законодательным актом, уплатить сумму единого налога за месяц или за весь налоговый период (квартал). Только после уплаты единого налога (в течение 3 дней со дня уплаты) ему выдается свидетельство об уплате единого налога по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, являющееся единственным документом, дающим право беспрепятственно осуществлять предпринимательскую деятельность.

Свидетельство выдается на каждый вид деятельности, налогообложение которого производится по вмененному доходу. Если у налогоплательщика несколько мест осуществления деятельности (несколько станций технического обслуживания, мастерских и т.п.), то свидетельство выдается на каждое место осуществления такой деятельности. Кроме того, организация или индивидуальный предприниматель, как правило, занимаются не только сервисным обслуживанием автомобилей, но и торговлей сопутствующими товарами. Так как указанный вид деятельности также переводится на уплату единого налога, то для занятия ею необходимо получить свидетельство об уплате единого налога.

При утрате свидетельства взамен его плательщику выдается новое свидетельство с отметкой "взамен ранее утерянного", за которое устанавливается плата в размере до 20% стоимости свидетельства на оставшееся время налогового периода. При повторной утрате свидетельства оно возобновляется с уплатой 100% стоимости свидетельства на оставшееся время налогового периода.

Если помимо видов деятельности, с доходов от занятия которыми организации уплачивают единый налог, они занимаются и другими видами деятельности (например, сервисным обслуживанием автомобилей не только физических лиц, но и организаций, сдают имущество в аренду и т.п.), то по этим видам необходимо уплачивать налоги в общеустановленном порядке.

Налогоплательщики (независимо от места регистрации), осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства иную предпринимательскую деятельность, ведут раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе деятельности на основе свидетельства и иной деятельности. Деятельность на основе свидетельства подлежит налогообложению исключительно в соответствии с Законом N 148-ФЗ.

Обязанность стать плательщиком единого налога на вмененный доход в настоящее время может не коснуться только общественных организаций инвалидов, их региональных и территориальных организаций, организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вклада общественной организации инвалидов, а также предприятий и учреждений, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов.

Переход налогоплательщиков на уплату единого налога не является основанием для неисполнения налоговых обязанностей, возникших ранее, т.е. они обязаны будут уплачивать установленные налоги и представлять в налоговые инспекции декларации по тем налогам и сборам, которые обязаны были уплачивать до перехода на уплату единого налога, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Статьей 4 Закона N 148-ФЗ определено, что налогоплательщики обязаны вести учет своих доходов и расходов, а также соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций.

Переход на уплату единого налога не освобождает налогоплательщиков от обязанностей, установленных действующими нормативными актами Российской Федерации, по представлению в налоговые и иные государственные органы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. Формы отчетности по единому налогу устанавливаются нормативными (правовыми) актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что работники организации продолжают уплачивать все предусмотренные законодательством Российской Федерации налоги и сборы (например, подоходный налог), а также вносить платежи в Пенсионный фонд Российской Федерации. Организация исполняет обязанности налогового агента по этим платежам.

Со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также некоторые налоги, предусмотренные ст.19-21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Таким образом, налогоплательщики, осуществляющие несколько видов предпринимательской деятельности, один из которых подпадает под обложение единым налогом, будут являться плательщиками единого налога от этого вида деятельности, а также уплачивать следующие налоги и сборы:

государственную пошлину;

таможенную пошлину и иные таможенные платежи;

лицензионные и регистрационные сборы;

налог на приобретение транспортных средств;

налог на владельцев транспортных средств;

земельный налог;

налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

подоходный налог, уплачиваемый физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в сферах, указанных в ст.3 Закона N 148-ФЗ;

суммы подоходного налога, а также налога на добавленную стоимость и налога на доходы от источника в Российской Федерации в тех случаях, когда законодательными актами Российской Федерации о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат.

Кроме того, организации - плательщики единого налога обязаны начислять и уплачивать страховые взносы по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, зачисляемые в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В соответствии со ст.22 Федерального закона от 24.07.98 г. N 125-ФЗ "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет обязательных страховых взносов страхователей, которые в соответствии с данным Законом уплачиваются независимо от других взносов на социальное страхование.

Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страховых тарифов, установленных Федеральным законом от 2.01.2000 г. N 10-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год" по группам отраслей (подотраслей) экономики в зависимости от класса профессионального риска.

Таким образом, плательщики единого налога на вмененный доход должны уплачивать страховые взносы по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, зачисляемые в Фонд социального страхования Российской Федерации. По иным видам предпринимательской деятельности для таких организаций (индивидуальных предпринимателей) сохраняется порядок уплаты налогов и сборов, предусмотренный законодательством о налогах и сборах: они представляют в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете". Так, если имущество организации используется в сферах деятельности, как переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, так и не переведенных, и по данному имуществу невозможно обеспечить раздельный бухгалтерский учет, то стоимость имущества, являющегося объектом обложения налогом на имущество, следует определять пропорционально сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной в процессе иной деятельности, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) организации.

Аналогичный порядок применяется при исчислении налога на прибыль, взносов в государственные бюджетные социальные фонды.

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы (например, содержание дирекции и охраны предприятия, содержание зданий и их текущий ремонт, командировочные расходы аппарата управления, расходы на оплату труда этих работников и т.д.) распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности, в общей сумме выручки.

Рассмотрим вопрос уплаты единого налога филиалами (представительствами) юридического лица.

Обособленным подразделением организации в настоящее время признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражен или не отражен факт его создания в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Согласно ст.1 Федерального закона от 17.07.99 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" рабочим местом признается место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

В соответствии со ст.19 Налогового кодекса Российской Федерации филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

На основании ст.5 Федерального закона от 31.07.98 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части первой ст.19 ссылки на положения Кодекса приравниваются к ссылкам на Закон N 2118-1 и на отдельные законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов. В связи с этим организации обязаны уплачивать единый налог по месту нахождения своих филиалов и обособленных подразделений. Соответственно в налоговые органы по месту нахождения филиалов и представительств должны представляться расчеты по единому налогу, а налоговые органы должны выдавать свидетельства об уплате единого налога по каждому филиалу (подразделению).

В готовящейся редакции главы 51 "Система налогообложения вмененного дохода для определенных видов деятельности" проекта части второй (специальной) Налогового кодекса Российской Федерации, посвященной данному налогу, планируется оставить организации и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по ремонту и сервисному обслуживанию автомототранспортных средств, плательщиками единого налога.


Д. Бурцев,

советник налоговой службы I ранга



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.