Инвентаризация имущества и отражение ее результатов в бухгалтерской отчетности (Выпуск 23, декабрь 2000 г.)

Инвентаризация имущества и отражение ее результатов в бухгалтерской отчетности


Близится к завершению очередной финансовый год, и для бухгалтеров различных предприятий и организаций наступает самая напряженная пора. Скоро нужно будет подводить итоги финансово-хозяйственной деятельности за год, составлять годовой бухгалтерский баланс. Для обеспечения достоверности данных, представляемых различным заинтересованным пользователям (акционерам, инвесторам, налоговым органам и др.), предприятию необходимо провести инвентаризацию имущества и обязательств. Порядок проведения инвентаризации регламентируется Федеральным законом от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ); Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29.07.98 N 34н (далее - Положение по ведению бухгалтерского учета); Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, -утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.95 N 49 (далее - Методические указания по инвентаризации) (применяется в части, не противоречащей Закону N 129-ФЗ, Положению по ведению бухгалтерского учета).


Порядок проведения инвентаризации


Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения в учете обязательств.

Порядок проведения инвентаризаций (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным. В частности, обязательным является проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года) (см. п. 2 ст. 1 Закона N 129-ФЗ, п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета).

Инвентаризации подлежит все имущество организации (основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы) независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств (кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы).

Инвентаризация имущества производится по его местонахож-дению и материально ответственному лицу.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, персональный состав которой утверждается руководителем организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируется в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационная комиссия должна получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие - списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества. Все приходные и расходные документы, приложенные к отчетам и завизированные председателем инвентаризационной комиссии, служат бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным. Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации. С 1 января 1999 г. применяются новые формы первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.98 N 88 (например, инвентаризационная опись основных средств (форма N ИНВ-1), инвентаризационная опись нематериальных активов (форма N ИНВ-1а), инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3), приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-22), ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма N ИНВ-26) и др.).

В результате проведения инвентаризации может быть выявлено расхождение между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета - излишек имущества либо недостача.


Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете


Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете (п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации).

1. Излишки имущества.

Выявленный в результате инвентаризации излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации (подп. "а" п. 3 ст. 12 Закона N 129-ФЗ, подп. "а" п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета).

Пример 1 (цифры условные). По состоянию на 1 ноября 2000 г. на предприятии проводилась инвентаризация, в результате которой обнаружен излишек МБП в количестве 2 шт. Рыночная стоимость одного МБП по состоянию на 1 ноября 2000 г. составила 2000 руб.

В бухгалтерском учете следует произвести следующую запись:

Дебет 12/1 Кредит 80 - 4000 руб. (2000 руб. х 2 шт.) - оприходованы выявленные в результате инвентаризации МБП по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации.

При этом обращаем внимание, что сумма 4000 руб. подлежит включению в состав внереализационных доходов организации как доход от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг) (см. п. 14 Положения о составе затрат..., утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552), и будет являться объектом обложения налогом на прибыль.

2. Недостача имущества.

Недостача имущества в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства или обращения (расходы), а недостача сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации (подп. "б" п. 3 ст. 12 Закона N 129-ФЗ, подп. "б" п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета).

В бухгалтерском учете суммы выявленных на предприятии недостач и хищений материальных ценностей и денежных средств, а также потери от порчи ценностей отражаются на счете 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Причем недостачи отражаются на счете 84 независимо от того, подлежат они списанию на издержки производства (обращения) или отнесению на виновных лиц.

В то же время необходимо иметь в виду, что на счете 84 не отражаются: потери от стихийных бедствий (уничтожение и порча производственных запасов, готовых изделий и других материальных ценностей, потери от остановки производства и пр.), включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий; некомпенсируемые убытки в результате пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями. Эти потери относятся на счет 80 "Прибыли и убытки" как убытки отчетного года и учитываются при определении налогооблагаемой прибыли (см. п. 15 Положения по составу затрат..., Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденную Приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56). Кроме того, за счет финансовых результатов (счет 80) также списываются недостачи в том случае, когда решением следственных или судебных органов подтверждено, что виновные лица отсутствуют.

Если же в результате проведения инвентаризации обнаружена недостача, виновные лица которой не установлены и предприятие не принимает мер к их розыску или рассмотрению дела в судебном порядке, то такая недостача подлежит списанию за счет средств, оставшихся в распоряжении предприятия после уплаты налогов.


Пример 2 (цифры условные). На предприятии была проведена инвентаризация имущества, в результате которой выявлено, что из-за несоблюдения условий хранения на складе пришли в негодность материалы на сумму 7500 руб. Виновные лица не установлены.

В бухгалтерском учете будут произведены следующие записи (см. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцию по его применению):

1. Дебет 84 Кредит 10 - 7500 руб. - списаны пришедшие в негодность материалы.

2. Дебет 88 Кредит 84 - 7500 руб. - списана за счет средств, оставшихся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, недостача материалов, виновные лица которой не установлены.

Суммы НДС, относящиеся к списываемому в результате недостачи имуществу, отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с п. 13 письма Минфина РФ от 12.11.96 N 96 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами".

Если недостача материальных ресурсов обнаружена до момента отпуска их в производство и до момента их оплаты поставщикам, то сумма НДС, приходящаяся на эти ценности, подлежит списанию в дебет счета 84. При этом в бухгалтерском учете делается проводка: Дебет 84 Кредит 19.

Если недостача материальных ресурсов обнаружена до момента отпуска их в производство, но уже после их оплаты поставщикам и возмещения НДС из бюджета, то ранее возмещенные суммы НДС подлежат восстановлению. При этом в бухгалтерском учете производится следующая запись:

Дебет 84 (88) Кредит 68/субсчет "Расчеты по НДС".


Пример 3 (цифры условные). Предположим, что НДС, относящийся к пришедшим в негодность материалам (см. пример 2), в сумме 1500 руб. был ранее предъявлен к возмещению из бюджета.

В бухгалтерском учете следует сделать проводку:

Дебет 88 Кредит 68 - 1500 руб. - восстановлен и одновременно списан за счет средств, оставшихся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, НДС, относящийся к выявленной в результате инвентаризации недостаче материалов, виновные лица которой не установлены.

Списание недостач имущества за счет виновных лиц производится в порядке, предусмотренном статьями 118 - 119, 121 - 125 КЗоТ РФ. Заметим только, что списание недостач за счет виновных лиц может производиться в случаях:

- если граждане признаны виновными по решению суда;

- если граждане являются виновными в силу принятия на себя полной материальной ответственности;

- если на граждан законодательством возложена полная материальная ответственность за ущерб, причиненный организации при исполнении трудовых обязанностей, а также в других случаях, когда работники в соответствии с КЗоТ РФ могут быть привлечены к полной или ограниченной материальной ответственности.

Для учета расчетов с работниками по возмещению материального ущерба в бухгалтерском учете предназначен счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 3 "Расчеты по возмещению материального ущерба".


Пример 4 (цифры условные). На предприятии была проведена инвентаризация имущества, в результате которой выявлена недостача компьютера, числящегося в составе основных средств. Виновным в недостаче признано материально ответственное лицо. Первоначальная стоимость недостающего компьютера - 10 000 руб., сумма начисленного износа по нему - 8500 руб., остаточная стоимость - 1500 руб. В данном случае ущерб, причиненный предприятию в результате недостачи основного средства, возмещается в порядке, предусмотренном статьями 121.3 - 125 КЗоТ РФ.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:

1. Дебет 47 Кредит 01 - 10 000 руб. - списана первоначальная стоимость недостающего основного средства.

2. Дебет 02 Кредит 47 - 8500 руб. - списана сумма износа, начисленного по недостающему основному средству.

3. Дебет 84 Кредит 47 - 1500 руб. - отражена как недостача остаточная стоимость недостающего компьютера.

4. Дебет 73 Кредит 84 - 1500 руб. - недостача компьютера отнесена на виновное лицо.

5. Дебет 70 (50) Кредит 73 - сумма недостачи удержана из заработной платы работника (внесена работником в кассу предприятия).


Е. Шаронова,

АКДИ "Экономика и жизнь"

Выпуск 23, декабрь 2000 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.