Использование ККМ при осуществлении денежных расчетов с индивидуальными предпринимателями: вопрос остается открытым (Выпуск 23, декабрь 2000 г.)

Использование ККМ при осуществлении денежных расчетов
с индивидуальными предпринимателями: вопрос остается открытым


Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг производятся всеми предприятиями (индивидуальными предпринимателями) с обязательным применением контрольно-кассовых машин (ст. Закона РФ от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"; далее - Закон о ККМ).

Одновременно с обслуживанием населения предприятие может продавать аналогичные товары и юридическим лицам. В этом случае применение контрольно-кассовых машин не является обязательным.

Если решение вопросов, связанных с использованием ККМ при осуществлении расчетов с гражданами и юридическими лицами, проблем, как правило, не вызывает, то в случае, когда в качестве покупателя выступает индивидуальный предприниматель, предприятие торговли может оказаться в непростой ситуации.

Дело в том, что на сегодняшний день отсутствует единообразный подход к вопросу о необходимости использования предприятием торговли при осуществлении данной операции контрольно-кассовой машины.

Проблемы в данном случае обусловлены двойственным правовым положением индивидуального предпринимателя, который, с одной стороны, является физическим лицом (частью населения), а с другой - может выступать в имущественных отношениях в качестве субъекта с особым статусом.

Между тем выработка единой позиции по вопросу о необходимости применения ККМ при осуществлении денежных расчетов с индивидуальным предпринимателем имеет принципиальное значение и напрямую связана с возможностью применения к предприятию торговли финансовых санкций за нарушение требований Закона о ККМ.

Свою точку зрения по данному вопросу Пленум ВАС РФ выразил в пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.08.99 N "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".

Пленумом ВАС РФ, в частности, было указано, что исходя из смысла Закона о ККМ сферой его регулирования являются денежные расчеты с участием граждан, покупающих товары либо заказывающих услуги, независимо от того, в каких целях граждане совершают покупки (заказывают услуги). В связи с этим судам следует иметь в виду, что Закон о ККМ подлежит применению и в тех случаях, когда денежные расчеты осуществляются с индивидуальным предпринимателем (покупателем, клиентом).

Однако приведенная позиция Пленума ВАС РФ, на наш взгляд, является спорной, поскольку не соответствует смыслу правил, установленных Законом о ККМ.

В этой связи в первую очередь нельзя согласиться с выводом суда, о том, что сферой применения Закона о ККМ являются любые денежные расчеты с участием граждан независимо от целей совершения гражданином покупки.

В соответствии с требованиями гражданского законодательства применение ККМ опосредует заключение не любого договора купли-продажи, а договора розничной купли-продажи.

Статья 493 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что заключение договора именно розничной купли-продажи подтверждается выдачей кассового чека.

В соответствии с условиями данного договора продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 492 ГК РФ).

Таким образом, основная цель, которую преследует покупатель, заключая договор розничной купли-продажи, - приобретение товара исключительно для собственного потребления, а не для получения прибыли от использования этого товара в производстве либо дальнейшей перепродажи.

Учитывая вышеизложенное, предприятие торговли обязано использовать ККМ при осуществлении расчетов с покупателями только в том случае, если покупатель и продавец действуют в рамках договора розничной купли-продажи.

Данный вывод подтверждается и нормами ст. 1 Закона о ККМ, которой предусмотрено, что применять контрольно-кассовые машины при осуществлении денежных расчетов за реализуемые товары необходимо при наличии следующего обстоятельства: оплату стоимости товаров производит население. При этом под населением принято понимать совокупность людей, проживающих на определенной территории. Данный термин обычно используется для обозначения граждан (физических лиц), не обладающих специальным гражданско-правовым статусом.

В силу отмеченных выше особенностей правового положения граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, они в зависимости от конкретной ситуации могут выступать либо в качестве граждан (населения), либо в качестве специализированного участника имущественного оборота. В последнем случае к деятельности данной категории физических лиц применяются нормы Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (п. 3 ст. 23 ГК РФ).

Если индивидуальный предприниматель вступает в договорные отношения с предприятием торговли, не обозначая своего специального статуса, следовательно, он участвует в них как гражданин (физическое лицо). В этом случае между предприятием торговли и индивидуальным предпринимателем возникают отношения из договора розничной купли-продажи и предприятие торговли должно производить расчеты по данному договору с применением ККМ.

Иным образом следует рассуждать, если предприниматель заключает договор купли-продажи с предприятием торговли не как обычный гражданин, приобретающий товары для собственного потребления, а как специализированный участник предпринимательского оборота, подтверждая свой статус и оформляя данную операцию специальными документами.

В качестве документов, подтверждающих проведение расчетов с предпринимателями, могут быть представлены налоговым органам заключенные договоры, приходные кассовые ордера, накладные и т.д., в которых указаны сведения о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя.

В такой ситуации предполагается, что гражданин приобретает товар не для собственного потребления, а с целью использования в своей предпринимательской деятельности, т.е. заключает с предприятием торговли не договор розничной купли-продажи, а договор поставки, который регулируется нормами параграфа 3 "Поставка товаров" гл. 30 ГК РФ.

По условиям данного договора поставщик обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным потреблением.

Договор поставки заключается в простой письменной форме (статьи 434, 161 ГК РФ) и не сопровождается выдачей кассового чека.

Таким образом, по нашему мнению, требования о применении ККМ при расчетах наличными денежными средствами с индивидуальными предпринимателями являются необоснованными.

В отношении приведенного выше постановления Пленума ВАС РФ необходимо отметить следующее. Данный документ не является нормативным правовым актом, поэтому налоговые органы, которые, возможно, поддержат позицию Пленума ВАС РФ при предъявлении требований к предприятию о необходимости применения ККМ при осуществлении расчетов с индивидуальными предпринимателями, не смогут на него ссылаться.

Какую позицию займет арбитражный суд, рассматривающий спор, нельзя сказать определенно. Решение суда может быть принято с учетом постановления Пленума ВАС РФ либо суд может согласиться с доводами предприятия.

Предприятие может попытаться изменить сложившуюся право-применительную практику путем обращения в Конституционный Суд РФ.


Е. Тимохина,

АКДИ "Экономика и жизнь"

Выпуск 23, декабрь 2000 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.