Вопрос: Фирма занимается куплей-продажей металлопродукции. Поставка осуществляется железнодорожным транспортом. Право собственности к фирме переходит в момент передачи продукции первому перевозчику - железной дороге (дата штемпеля станции отправления на железнодорожной накладной). Какие документы в изложенной ситуации могут являться основанием для оприходования продукции в учете фирмы? (Выпуск АКДИ БП N 35, август 2000 г.)

Фирма занимается куплей-продажей металлопродукции. Поставка осуществляется железнодорожным транспортом. Право собственности к фирме переходит в момент передачи продукции первому перевозчику - железной дороге (дата штемпеля станции отправления на железнодорожной накладной). По условиям договора купли-продажи поставка может осуществляться Отправителем, не состоящим в договорных отношениях с фирмой, в адрес стороннего Грузополучателя (по указанию фирмы). Отгрузочные реквизиты Отправителя и (или) Грузополучателя указываются в спецификациях или в графиках поставки, прилагаемых к договору. При осуществлении поставки груз идет транзитом, минуя фирму.

При отправлении груза оформляется ж/д накладная в четырех экземплярах, в которой указываются только две организации: Отправитель и Грузополучатель. Один экземпляр накладной остается у Отправителя, второй - идет вместе с грузом к Грузополучателю, остальные два остаются у железной дороги. Таким образом, в результате фирма имеет следующие документы, подтверждающие факт поставки: ксерокопию ж/д накладной, в которой название фирмы не указано, и оригинал счета-фактуры Поставщика. Никаких других документов у фирмы нет.

Какие документы в изложенной ситуации могут являться основанием для:

- оприходования продукции в учете фирмы;

- отражения в учете фирмы дальнейшей реализации этой продукции;

- отнесения затрат, связанных с приобретением продукции, на ее себестоимость (имеются в виду затраты по оплате Поставщику стоимости доставки, возмещаемой сверх стоимости продукции);

- зачета НДС по оприходованной и оплаченной продукции?


Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Они являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет (п. 12 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ). В изложенной ситуации фирме необходимо иметь:

- документ, подтверждающий факт отгрузки продукции Отправителем в рамках исполнения обязательств Поставщика по поставке продукции фирме.

В качестве такого документа используется товарная накладная (форма N ТОРГ-12, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. N 132), которая составляется Отправителем в двух экземплярах. Один экземпляр накладной остается у организации-Отправителя, а второй должен передаваться Отправителем фирме.

При заполнении накладной указываются реквизиты: по строке "Грузоотправитель" - организации-Отправителя, по строке "Поставщик" - Поставщика, с которым у фирмы заключен договор купли-продажи, по строке "Основание" - договора купли-продажи, в рамках которого производится отгрузка, по строке "Транспортная накладная" - ж/д накладной. Полученная от Отправителя накладная с приложением копии ж/д накладной и будет служить основанием для оприходования отгруженной Отправителем продукции в бухгалтерском учете фирмы;

документ, подтверждающий факт отгрузки продукции в адрес покупателя (или иного указанного им лица) в рамках исполнения обязательств фирмы по поставке продукции покупателю.

Это может быть товарная накладная (форма N ТОРГ-12), составляемая фирмой на имя покупателя продукции, с пометкой "поставка транзитом".

При заполнении накладной указываются реквизиты: по строке "Грузоотправитель" - организации-Отправителя, по строке "Поставщик" - фирмы, по строке "Основание" - договора купли-продажи между фирмой и покупателем продукции, в рамках которого производится отгрузка, по строке "Транспортная накладная" - ж/д накладной. Один экземпляр остается у фирмы и служит основанием для отражения в учете операций по реализации продукции. Второй экземпляр накладной высылается фирмой в адрес покупателя продукции;

- счет организации-Поставщика, с которой у фирмы заключен договор купли-продажи, на сумму транспортных расходов, подлежащих оплате сверх стоимости продукции. При этом в данном счете должны быть указаны реквизиты договора купли-продажи продукции, в рамках которого осуществляется поставка продукции, а также реквизиты ж/д накладной.

Указанный счет - основание для отнесения расходов по доставке на себестоимость приобретаемой продукции;

- счет-фактура организации-Поставщика, оформленный в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 29 июля 1996 г. N 914.

Должны быть указаны реквизиты: по строке 2 счета-фактуры - организации-Поставщика, по строке 3 - Отправителя, по строке 7 - договора купли-продажи, в рамках которого производится поставка, ж/д накладной, а также наименование Грузополучателя, в адрес которого была отправлена продукция.

Указанный счет-фактура - основание для зачета НДС по приобретенной фирмой продукции, если будут выполнены все остальные условия, необходимые для правомерного зачета (возмещения) налога в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона о НДС и п. 19 Инструкции ГНС РФ N 39.


Т. Крутякова,

эксперт "АКДИ ЭЖ"

Выпуск АКДИ БП N 35, август 2000 г.



Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.