ОАО "ОКБ ФАРМБИОМАШ", являясь научной организацией, имело льготу по земельному налогу на основании п. 2 ст. 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и п. 3 ст. 12 Федерального закона "О плате за землю", которую на протяжении ряда лет беспрепятственно применяло. Однако при оформлении своих прав на земельный участок в качестве правоустанавливающего документа согласно постановлению от 26 ноября 1999 г. N 3566 от городской администрации мы получили и подписали договор аренды земли сроком на 49 лет. Договор зарегистрирован городским земельным комитетом в "Книге записей государственных актов на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей и договоров аренды земли г. Йошкар-Олы" за N 1709 и устанавливает арендную плату в размере 86,5 тыс. руб. в год.
На наше ходатайство о предоставлении льготы по взиманию платы за землю городская администрация ответила отказом, ссылаясь на то, что ст. 12 Федерального закона "О плате за землю" предусмотрена льгота по налогу, а не по арендной плате.
Имеется ли в данной ситуации у предприятия возможность получить льготу по налогу на землю и какие меры для этого нам следует предпринять?
Согласно ст. 1 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в РФ является платным. Формами платы за землю являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом, а за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Отсюда следует, что в соответствии с действующим законодательством РФ арендаторы не являются плательщиками земельного налога, они платят арендную плату.
Льготы по налогу, предусмотренные ст. 12 Закона "О плате за землю", распространяются только на плательщиков земельного налога. Ваше предприятие таковым не является, поэтому льготами воспользоваться не может. В свете изложенного отказ городской администрации в предоставлении предприятию льготы по земельному налогу следует признать обоснованным.
В соответствии со ст. 21 Закона "О плате за землю" размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.
В связи с тем что решение вопросов относительно размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, входит в компетенцию местного органа исполнительной власти, вы можете обратиться в городскую администрацию с просьбой пересмотреть размер установленной предприятию арендной платы в сторону уменьшения.
В. Мешалкин,
эксперт "АКДИ ЭЖ"
Выпуск АКДИ БП N 35, август 2000 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.