Единый социальный налог: расчет и уплата в 2001 году (Выпуск АКДИ БП N 45, октябрь 2000 г.)

Единый социальный налог: расчет и уплата в 2001 году


В соответствии с гл. 24 Налогового кодекса РФ с 1 января 2001 г. уплата страховых взносов во внебюджетные фонды заменяется уплатой единого социального налога (взноса), зачисляемого в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС) и фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) - и предназначенного для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.


Налогоплательщики


Налогоплательщиками единого социального налога являются (ст. 235 НК РФ):

- работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;

- крестьянские (фермерские) хозяйства;

- физические лица;

- лица, осуществляющие индивидуальную (частную) деятельность: индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты.

Таким образом, физические лица (не являющиеся ни работодателями, ни предпринимателями, занимающимися индивидуальными видами деятельности) плательщиками единого социального налога не являются. Следовательно, с 1 января 2001 г. удержание страховых взносов в ПФР из начисленных физическим лицам сумм не производится (1% от начисленной суммы).


Налоговые льготы


Освобождаются от уплаты единого социального налога следующие категории плательщиков (ст. 239 НК РФ):

- Работодатели, производящие выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, и сами иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории РФ деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, в случаях, если в соответствии с законодательством РФ указанные лица не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение, медицинскую помощь за счет средств ПФР, ФСС, ФОМС.

Если иностранный гражданин или лицо без гражданства на основании заключенного с ним трудового договора имеет право на социальное обеспечение или получение медицинской помощи в рамках системы обязательного медицинского страхования, то у работодателя возникает необходимость уплаты единого социального налога на суммы доходов, начисляемых в пользу такого работника, но только в той части, которая подлежит зачислению в фонд, на выплаты из которого данное лицо имеет право.

Пример 1

Предприятие заключило трудовой договор с иностранным гражданином. В соответствии с условиями договора данный работник имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности, как это предусмотрено системой государственного социального страхования.

Работодатель обязан уплачивать единый социальный налог на суммы выплачиваемого данному работнику дохода по ставкам, установленным для части налога, зачисляемой в Фонд социального страхования.

- Работодатели, выплачивающие доходы работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп, в сумме, не превышающей 100 000 руб. за налоговый период - календарный год.

Обратите внимание! Если в настоящее время страховые взносы во внебюджетные фонды на доходы работников, являющихся инвалидами и получающих пенсии по инвалидности или по возрасту в соответствии с законодательством РФ, не начисляются независимо от размера таких доходов (ст. 6 Федерального закона от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ), то с 1 января 2001 г. рассматриваемая льгота предоставляется только в отношении доходов, не превышающих установленный предел - 100 000 руб.

В то же время в соответствии с НК РФ льгота по уплате единого социального налога будет распространяться на всех инвалидов, независимо от вида получаемой ими пенсии.

Пример 2

Работник предприятия является инвалидом II группы. В течение 2001 г. ему начислено заработной платы (другие выплаты в его пользу не производились) 120 000 руб. - по 10 000 руб. ежемесячно.

За период январь - октябрь (10 месяцев) доход работника составил 100 000 руб. (10 000 руб. х 10 мес.), которые не включаются в базу для начисления единого социального налога.

В ноябре исчисленный с начала года доход работника составил 110 000 руб. (10 000 руб. х 11 мес.), следовательно, у работодателя возникла обязанность уплаты налога с суммы 10 000 руб. (110 000 - 100 000).

В целом за год налогообложению подлежат 20 000 руб. (120 000 - 100 000).

- Следующие категории работодателей (за исключением тех из них, которые занимаются производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов) - с сумм доходов, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждого отдельного работника:

- общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, и их структурные подразделения;

- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;

- учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

Обратите внимание! Организации, полностью освобожденные от уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды в 2000 г., становятся плательщиками единого социального налога, как только доход, начисленный на каждого отдельного работника, превысит в течение налогового периода 100 000 руб.

- Налогоплательщики, занимающиеся предпринимательской или иной индивидуальной профессиональной деятельностью, уплачивающие единый социальный налог за себя (подп. 2 п. 1 ст. 235 НК РФ), являющиеся инвалидами I, II и III групп, в части доходов от их предпринимательской и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода; при этом на доходы, превышающие установленный предел, единый социальный налог не начисляется по ставкам, установленным в части налога, зачисляемого в Фонд социального страхования РФ.

Не являются налогоплательщиками организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с нормативными (правовыми) актами субъектов РФ на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, в части доходов, получаемых от осуществления этих видов деятельности (п. 3 ст. 235 НК РФ).


Объект налогообложения


Обратите внимание! Налогооблагаемая база для единого социального налога существенно отличается от базы для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды в 2000 г. и является более широкой.

Объектом налогообложения для исчисления налога работодателями признаются (п. 1 ст. 236 НК РФ):

- выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам.

Таким образом, с 1 января 2001 г. вводится налогообложение сумм вознаграждений, выплачиваемых по лицензионным договорам. До указанной даты базой для начисления страховых взносов работодателями в ПФР и ФОМС являются выплаты в денежной и (или) натуральной форме, начисленные в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения, выплачиваемые работникам и иным физическим лицам, за исключением индивидуальных предпринимателей, по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам (ст. 1 Федерального закона от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ). Что же касается лицензионных договоров, то на суммы, выплаченные по такому договору, страховые взносы не начисляются, поскольку лицензионные договоры, заключаемые между патентообладателем и юридическими или физическими лицами, желающими использовать изобретения, являются в соответствии со ст. 13 Патентного закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-1 гражданско-правовыми договорами по использованию изобретения (Письмо ПФР от 17 июня 1996 г. N 12-23/4051).

Кроме того, при определении объекта налогообложения единым социальным налогом отменяется условие, в соответствии с которым для включения суммы выплаты в базу для исчисления страховых взносов во внебюджетные фонды требовалась связь выплаты, произведенной работодателем в пользу работника предприятия, с трудовыми результатами (исполнением служебных обязанностей и т. п.).

В связи с вышесказанным напомним, что Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 12 июля 2000 г. N 55 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации" было сообщено, что в 1997-2000 гг. при определении базы для начисления страховых взносов в ПФР необходимо учитывать то, что в силу ст. 100 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной ст. 89 названного Закона, на которые начисляются страховые взносы в ПФР. Таким образом, по мнению ВАС, действующим законодательством не установлено, что объектом для исчисления страховых взносов в ПФР являются любые доходы. Основанием для исчисления страховых взносов в ПФР являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат (исполнение служебных обязанностей, выполнение работы, оказание услуги).

Из вышесказанного Президиум ВАС делает вывод о том, что утвержденный постановлением Правительства РФ от 7 мая 1997 г. N 546 Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, устанавливает исключения не из любых доходов, полученных физическими лицами, а из выплат, начисленных работникам в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей) (несмотря на то, что п. 10 Разъяснений по применению Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд, утвержденных постановлением Правления ПФР от 15 сентября 1997 г. N 73, установлено, что объектом начисления страховых взносов являются все виды выплат, начисленных работодателем в пользу работника, а не только выплаты, носящие характер оплаты труда).

Следовательно, в базу для начисления страховых взносов в ПФР (а по аналогии и в другие внебюджетные фонды) в 1997-2000 гг. могут не включаться такие выплаты, как премии победителям конкурса художественной самодеятельности, выплаты работникам за активную общественную деятельность, а также в связи с празднованием Нового года и т. п., если их размер не связан и не зависит ни от размера тарифной ставки (оклада) работника, ни от продолжительности его трудового стажа, то есть если выплаты по своему содержанию не являются выплатами в связи с исполнением работниками своих трудовых обязанностей;

- выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты, выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, являются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 руб. в расчете на календарный месяц, в том случае, если они производятся налогоплательщиками (за исключением работодателей - физических лиц) в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиками трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором.

Указанные выплаты не включаются в налоговую базу в том случае, если они производятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.

Поскольку на себестоимость продукции (работ, услуг) могут относиться затраты, непосредственно связанные с производством, то указанные выше выплаты практически всегда относятся на прибыль. Таким образом, смысл данного положения, по-видимому, заключается в том, что не будут рассматриваться как объект налогообложения: материальная помощь, стоимость подарков, стоимость путевок, суммы оплаты лечения и другие аналогичные выплаты, если они производятся в пользу лиц, которые не являются работниками предприятия. К числу таких лиц могут быть отнесены, например, бывшие работники (пенсионеры, инвалиды), дети работников, подшефные и др.

В связи с этим следует отметить, что и в настоящее время аналогичные выплаты (в том числе: выплаты неработающим пенсионерам, стоимость оплачиваемых и бесплатно выдаваемых детям работников организаций кондитерских наборов и билетов на праздничные детские представления к Рождеству и Новому году, расходы по оплате содержания детей работников в оздоровительных лагерях и т. п.) не включаются в базу для начисления страховых взносов (п. 7 Разъяснений по применению Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд);

- дополнительная материальная выгода, получаемая работником и (или) членами его семьи за счет работодателя, за исключением случаев, когда материальная выгода образуется в результате получения услуг или сумм взамен этих услуг, на основании законодательства РФ, законодательства субъектов РФ или решений органов местного самоуправления (п. 4 ст. 236 НК РФ).

К такой дополнительной материальной выгоде относится, в частности:

- дополнительная выгода от оплаты (полностью или частично) работодателем приобретаемых для работника и (или) членов его семьи товаров (работ, услуг) или прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника;

- дополнительная выгода от приобретения работником и (или) членами его семьи у работодателя товаров (работ, услуг) на условиях, более выгодных по сравнению с предоставляемыми в обычных условиях их продавцами, не являющимися взаимозависимыми с покупателями (клиентами);

- материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях, определяемая как:

- превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора;

- превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9 процентов годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора;

- материальная выгода, получаемая работником в виде суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подп. 9 п. 1 ст. 238 НК РФ - строки 15-17 табл. 1) в случаях, когда страховые взносы полностью или частично вносились за него работодателем.

Перечень выплат, рассматриваемых как дополнительная материальная выгода, содержащийся в п. 4 ст. 236 НК РФ, не является полным. Фактически материальной выгодой могут признаваться любые доходы физических лиц, в том числе, например, проценты по банковским вкладам, дивиденды и т. п.

Напоминаем, что в 1997-2000 гг. не начислялись страховые взносы во внебюджетные фонды на суммы материальной выгоды, поскольку она не квалифицировалась как выплата, начисленная в пользу работника (Письмо ПФР от 15 июня 1999 г. N ЕВ-16-27/5567 "О начислении страховых взносов в ПФР").

В том числе не начислялись страховые взносы в ПФР на материальную выгоду, полученную работником в результате реализации ему продукции в счет начисленной в денежном эквиваленте оплаты труда по цене ниже себестоимости или цены приобретения (например, по бартеру) (Письмо ПФР от 25 апреля 2000 г. N КА-16-25/3480 "О начислении страховых взносов на выплаты, начисленные в пользу работников").


Определение налогооблагаемой базы


Налогооблагаемая база определяется как разница между суммой доходов, являющихся объектом налогообложения, и суммами, не подлежащими налогообложению (ст. 238 НК РФ).

В целом состав доходов, не подлежащих обложению единым социальным налогом, почти полностью повторяет Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 7 мая 1997 г. N 546 (см. табл. 1).


Таблица 1


Формирование налогооблагаемой базы по единому социальному налогу
и налогу на доходы физических лиц в 2001 году


Виды выплат* Единый соци-
альный налог
(с 01.01.2001)
Страховые
взносы в ПФР
(до 31.12.2000)
Налог на до-
ходы физи-
ческих лиц
(с 01.01.2001)
Подоход-
ный налог
(до 31.12.2000)
(ст. 238
НК РФ)
(Перечень вып-
лат, утв.
постановлением
Правительства
РФ N 546)
(ст. 217
НК РФ)
(п. 1 ст. 3
Закона РФ
N 1998-1)
1 2 3 4 5
1. Выплаты, производимые в связи с увольнением
работников, предусмотренные действующим
законодательством:
- выходное пособие

- денежная компенсация за неиспользованный отпуск

- сохраняемый средний заработок, выплачиваемый в
размерах, предусмотренных законодательством РФ, на
период трудоустройства работникам, уволенным в
связи с осуществлением мероприятий по сокращению
численности или штата, реорганизацией или
ликвидацией организации
- выплаты, связанные с трудоустройством
работников, уволенных в связи с осуществлением
мероприятий по сокращению численности или штата,
реорганизацией или ликвидацией организации
2. Государственные пособия, выплачиваемые в
соответствии с законодательством РФ,
законодательными актами субъектов РФ, решениями
представительных органов местного самоуправления,
в том числе:
- пособия по временной нетрудоспособности, пособия
по уходу за больным ребенком
- пособия по беременности и родам

- пособия гражданам, имеющим детей

- пособия по безработице

3. Все виды установленных законодательством РФ,
законодательными актами субъектов РФ, решениями
представительных органов местного самоуправления
компенсационных выплат (в пределах норм,
установленных в соответствии с законодательством
РФ), в том числе:
- суммы, выплачиваемые в соответствии с
законодательством РФ в возмещение вреда,
причиненного работникам увечьем, профессиональным
заболеванием либо иным повреждением здоровья,
связанным с исполнением ими трудовых обязанностей
- суммы, выплачиваемые в соответствии с
законодательством РФ в возмещение ущерба,
причиненного здоровью и имуществу работников
вследствие чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера
- суммы льгот и компенсаций, связанных с
выполнением работником трудовых обязанностей (в
том числе переездом на работу в другую местность и
возмещение командировочных расходов)
- стоимость выдаваемых в соответствии с
законодательством РФ специальной одежды,
специальной обуви, других средств индивидуальной
защиты, мыла, смывающих и обезвреживающих средств,
молока или других равноценных пищевых продуктов, а
также лечебно-профилактического питания,
предоставляемого бесплатно по установленным
нормам, или в соответствующих случаях денежное
возмещение затрат по их приобретению
- оплата стоимости полагающегося натурального
довольствия, а также суммы денежных средств,
выплачиваемых взамен этого довольствия
- оплата стоимости питания, спортивного
снаряжения, оборудования, спортивной и парадной
формы, получаемых спортсменами и работниками
физкультурно-спортивных организаций для
учебно-тренировочного процесса и участия в
спортивных соревнованиях
- стоимость форменной одежды и обмундирования,
выдаваемых работникам бесплатно или с частичной
оплатой и остающихся в личном постоянном
пользовании в соответствии с законодательством РФ
- стоимость льгот по проезду, предоставляемых
отдельным категориям работников законодательством
РФ
- стоимость бесплатно предоставляемых (частично
оплачиваемых) отдельным категориям работников
жилья, коммунальных услуг, топлива или
соответствующее денежное возмещение в соответствии
с законодательством РФ
- суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной
валюте, выплачиваемые своим работникам, а также
военнослужащим, направленным на работу (службу) за
границу, налогоплательщиками - финансируемыми из
федерального бюджета государственными учреждениями
или организациями - в пределах размеров,
установленных законодательством РФ
- суммы возмещения иных расходов, включая расходы
на повышение профессионального уровня работников


4. Материальная помощь, оказываемая
работодателями:
- работникам, пострадавшим в связи со стихийными
бедствиями и другими чрезвычайными
обстоятельствами в целях возмещения ущерба,
причиненного здоровью и имуществу граждан, на
основании решений органов государственной власти и
органов местного самоуправления
- членам семьи умершего работника или работнику в
связи со смертью его близких родственников
- работникам, пострадавшим от террористических
актов на территории Российской Федерации
- своим работникам, а также бывшим своим
работникам, уволившимся в связи с выходом на
пенсию по инвалидности или по возрасту
5. Все виды пенсий, назначаемых в порядке,
установленном пенсионным законодательством РФ
6. Страховые выплаты по договорам добровольного
пенсионного страхования, заключенным со
страховщиками, и (или) выплаты по договорам
добровольного пенсионного обеспечения, заключенным
с негосударственными пенсионными фондами, в
случае, если такие выплаты осуществляются при
наступлении пенсионных оснований в соответствии с
законодательством РФ
7. Единовременные выплаты работникам при
увольнении в связи с назначением государственной
пенсии
8. Суммы возмещения (оплата) работодателями своим
бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и (или)
инвалидам) и (или) членам их семей стоимости
приобретенных ими (для них) медикаментов,
назначенных им лечащим врачом
9. Стипендии, выплачиваемые за период обучения:
- учебными заведениями

- работодателями

10. Стоимость проезда работников и членов их семей
к месту использования отпуска и обратно,
оплачиваемую работодателем в соответствии с
законодательством РФ:
- лицам, работающим и проживающим в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
- иным лицам (судьям, работникам таможенных
органов, государственным служащим и др.)
11. Суммы полной или частичной компенсации
стоимости путевок в расположенные на территории РФ
санаторно-курортные и оздоровительные учреждения
(за исключением туристических путевок),
выплачиваемые работодателями своим работникам и
(или) членам их семей:
- за счет средств работодателей, оставшихся в их
распоряжении после уплаты налога на доходы
организаций
- за счет средств ФСС

12. Суммы полной или частичной компенсации
стоимости путевок для детей, не достигших возраста
16 лет, в расположенные на территории РФ
санаторно-курортные и оздоровительные учреждения,
выплачиваемые:
- за счет средств работодателей, оставшихся в их
распоряжении после уплаты налога на доходы
организаций
- за счет средств ФСС

13. Суммы, уплаченные работодателями из средств,
оставшихся в их распоряжении после уплаты налога
на доходы организаций, за лечение и медицинское
обслуживание работников, их супругов, родителей
или детей, при наличии у медицинских учреждений
соответствующих лицензий, а также при наличии
документов, подтверждающих фактические расходы на
лечение и медицинское обслуживание
14. Оплата расходов на содержание детей своих
работников в детских дошкольных учреждениях и
оздоровительных лагерях, являющихся российскими
юридическими лицами, и лагерях, находящихся на
балансе работодателей, при условии, что указанные
выплаты осуществляются из прибыли, остающейся в
распоряжении работодателя после уплаты налога на
доходы организаций
15. Суммы страховых платежей (взносов),
уплачиваемых организацией по обязательному
страхованию работников, осуществляемому в порядке,
установленном законодательством РФ
16. Суммы страховых платежей (взносов),
выплачиваемых организацией по договорам
добровольного страхования работников,
предусматривающим выплаты в возмещение вреда жизни
и здоровью застрахованных физических лиц и оплаты
страховщиками медицинских расходов застрахованных
физических лиц при условии отсутствия выплат
застрахованным физическим лицам
17. Суммы страховых платежей (пенсионных взносов)
работодателей, вносимые ими по договорам о
негосударственном пенсионном обеспечении,
заключенным с негосударственными пенсионными
фондами, за счет средств, оставшихся в их
распоряжении после уплаты налога на доходы
18. Выплаты, осуществляемые за счет членских
профсоюзных взносов каждому члену профсоюза

19. Доходы, получаемые физическими лицами от
избирательных комиссий, а также из избирательных
фондов кандидатов на должность Президента РФ,
кандидатов в депутаты, зарегистрированных
кандидатов в депутаты Госдумы, кандидатов,
зарегистрированных кандидатов в депутаты
законодательного (представительного) органа
государственной власти субъекта РФ, ...,
избирательных фондов избирательных объединений и
избирательных блоков за выполнение этими лицами
работ, непосредственно связанных с проведением
избирательных кампаний



-
(подп. 2 п. 1)
-
(подп. 2 п. 1)
-
(подп. 2 п. 1)




-
(подп. 2 п. 1)







-
(подп. 2 п. 1)
-
(подп. 2 п. 1)
-
(подп. 2 п. 1)
-
(подп. 2 п. 1)






-
(подп. 2 п. 1)



-
(подп. 2 п. 1)



-
(подп. 2 п. 1)


-
(подп. 2 п. 1)







-
(подп. 2 п. 1)

-
(подп. 2 п. 1)




-
(подп. 13 п. 1)


-
(подп. 14 п. 1)

-
(подп. 2 п. 1)




-
(подп. 6 п. 1)




-
(подп. 2 п. 1)




-
(подп. 3 п. 1)




-
(подп. 3 п. 1)
-
(подп. 3 п. 1)
-/+*(5)


-

-







-/+*(8)
(п. 2)

-
(п. 5)




-

+





-
(подп. 11 п. 1)
+*(10)







-
(подп. 4 п. 1)

-






-
(подп. 4 п. 1)

-

-
(подп. 14 п. 1)






-
(подп. 15 п. 1)






-
(подп. 9 п. 1)


-
(подп. 9 п. 1)






-
(подп. 9 п. 1)




-*(16)
(подп. 16)

-
(подп. 12 п. 1)



-
(п. 1)
-
(п. 1)
-
(п. 1)




-
(п. 1)







-
(п. 2)
-
(п. 2)
-
(п. 2)
-
(п. 2)






-
(п. 4)



-
(п. 6)



-
(п. 10)


-
(п. 11)







+/-*(1)


-/+2





-
(п. 12)


-
(п. 13)

-
(п. 14)




-*(3)





-
(п. 8 Разъясне-
ний по примене-
нию Перечня*(4))


-
(п. 7)




-
(п. 8)
-
(п. 8)
+
(п. 2)

-
(п. 2)
-







-
(п. 9)

-
(п. 7 Разъясне-
ний по приме-
нению Перечня)


-
(п. 16)
-
(п. 16)




-
(п. 15)
-
(п. 15)






+


-
(п. 2)





+


-
(п. 2)
+







+/-
(п. 7 Разъясне-
ний по приме-
нению Перечня)




-
(п. 18)


-*(13)
(п. 19)






-*(14)
(п. 20)




-
(п. 7 Разъясне-
ний)
-
(п. 22)



-
(п. 3)
+

-
(п. 3)




-
(п. 3)







+

-
(п. 1)
-
(п. 1)
-
(п. 1)






-
(п. 3)



-
(п. 8)



-
(п. 3)


-
(п. 3)







-
(п. 3)

-
(п. 3)




-
(п. 3)


-
(п. 3)

-
(п. 3)




-
(п. 12)




-
(п. 3)




-
(п. 8)




-
(п. 8)
-
(п. 8)
-/+3


-
(п. 2)
-
(п. 1 ст. 213
НК РФ)





-/+*(8)
(п. 28)

-
(п. 28)




-
(п. 11)
+





-
(п. 3)
-
(п. 3)






-
(п. 9)

-
(п. 9)





-
(п. 9)

-
(п. 9)
-
(п. 10)






+/-*(12)
(п. 3)






-
(п. 5 ст. 213
НК РФ)

-
(п. 5 ст. 213
НК РФ)





+/-*(15)
(п. 5 ст. 213
НК РФ)



-
(п. 31)

-
(п. 30)



-
(подп. "д")
+

+/-
(подп. "д")




-
(подп. "д")







+

-
(подп. "а")
-
(подп. "а")
-
(подп. "а")






-
(подп. "д")



-
(подп. "к")



-
(подп. "д")


-
(подп. "д")







-
(подп. "д")

-
(подп. "д")




-
(подп. "д")


-
(подп. "д")

-
(подп. "д")




-
(подп. "э")




-
(подп. "д")




-
(подп. "к")




-
(подп. "к")
-
(подп. "к")
-/+*(6)
(подп. "к")

-
(подп. "б")
+/-*(7)
(подп. "ф")






+


-/+*(9)
(подп. "я")




-
(подп. "щ",)
+





-
(подп. "д",)
-
(подп. "д",)






+/-*(11)
(подп. "я")

-
(подп. "я")





-
(подп. "я")

-
(подп. "я")
-
(подп. "я")






+/-*(12)
(подп. "д",)






-
(подп. "ф")


-
(подп. "ф")






+





+


-
(подп. "я7",
"я8", "я9")

-----------------------------

* "+" - включаются в налогооблагаемую базу;

"-" - не включаются.

*(1) Перечень организаций, освобожденных в 2000 г. от уплаты страховых взносов со стоимости денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения, установлен ст. 30 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ.

*(2) На выплаты (стоимость призов, подарков, питания и т. д.), в том числе по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, производимые организаторами спортивных соревнований в пользу спортивных судей, тренеров, механиков и прочих специалистов, предусмотренных в правилах и положениях о соревнованиях, страховые взносы в ПФР начисляются (Письмо ПФР от 30 сентября 1997 г. N АЗ-16-28/7036).

*(3) В соответствии со ст. 105.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" среднемесячный заработок граждан, работавших за границей, подсчитывается на общих основаниях с исключением оплаты за работу за границей. В связи с этим на суммы оплаты труда, выплачиваемые российским гражданам в иностранной валюте за работу за рубежом, страховые взносы в ПФР не начисляются (Письмо ПФР от 17 января 1997 г. N ЕВ-16-11/286).

*(4) Разъяснения по применению Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 1997 г. N 546 "О Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации", утверждены постановлением Правления ПФР от 15 сентября 1997 г. N 73.

*(5) Не облагаются налогом суммы, не превышающие 2000 руб. в год.

*(6) Не облагаются налогом суммы, не превышающие 1001,88 руб. в год.

*(7) При условии, что договор заключен на срок не менее 5 лет.

*(8) Не облагаются налогом суммы, не превышающие 2000 руб. в год.

*(9) Льгота распространяется только на инвалидов.

*(10) В подп. 11 п. 1 ст. 238 НК РФ указано, что рассматриваемая льгота распространяется только на лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Однако, на наш взгляд, она должна распространяться и на всех других лиц, для которых оплата стоимости проезда к месту проведения отпуска предусмотрена соответствующими законодательными актами.

*(11) В доход не включается стоимость путевок в санаторно-курортные учреждения, специально предназначенные для отдыха родителей с детьми.

*(12) В доход включаются суммы, уплаченные работодателями сверх установленных п. 1 постановления ВС РФ от 6 марта 1992 г. N 2464-1.

*(13) При условии, что:

- договор добровольного страхования заключен на срок не менее одного года;

- у работодателя отсутствует задолженность по платежам в ПФР.

*(14) При условии, что:

- сумма взносов не превышает в год на одного работника 36-кратного МРОТ;

- договор о негосударственном пенсионном обеспечении заключен на срок не менее пяти лет;

- у работодателя отсутствует задолженность по платежам в ПФР.

*(15) Не включаются в налоговую базу при условии, что общая сумма страховых взносов не превысит:

- с 1 января 2001 г. - 10 000 руб. на одного работника (ст. 18 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ);

- с 1 января 2002 г. - 2000 руб. в год на одного работника.

*(16) При условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 000 рублей в год.


Кроме указанных в табл. 1 выплат в налоговую базу в части суммы налога, подлежащей зачислению в ФСС, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

В соответствии с п. 5 ст. 237 НК РФ суммы вознаграждений по авторским договорам включаются в налоговую базу за вычетом сумм фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с созданием, исполнением и т. д. авторских произведений. Если расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету по установленным нормативам затрат, размер которых составляет от 20 до 40% от суммы начисленного вознаграждения (п. 3 ст. 221 НК РФ).

Обратите внимание! Порядок определения налогооблагаемой базы по единому социальному налогу практически совпадает с порядком определения базы по налогу на доходы физических лиц. По большинству позиций совпадают и перечни доходов, не включаемых в состав доходов, подлежащих налогообложению указанными налогами.


Ставки единого социального налога


Ставки единого социального налога установлены ст. 241 НК РФ (табл. 2). Несмотря на то что речь идет об одном (едином) налоге, фактически он представляет собой сумму выплат (взносов), начисленных по соответствующим ставкам в различные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ФОМС (федеральный и территориальный фонды); взносы в ГФЗН РФ начиная с 2001 г. не начисляются). Таким образом, совокупная ставка (колонка "Итого" табл. 2) носит лишь справочный характер. Для того чтобы иметь право на применение регрессивных (уменьшающихся по мере увеличения дохода) ставок, предприятия должны отвечать установленному критерию.


Таблица 2


Ставки единого социального налога,
установленные для работодателей (п. 1 ст. 241 НК РФ)


Налоговая база на каждо-
нарастающим итогом
с начала года
Пенсионный
фонд РФ
Фонд социаль-
ного страхова-
ния РФ
Фонды обязательного Итого
Федеральный
фонд
территориаль-
ные фонды
1 2 3 4 5 6
До 100 000 руб. 28,0% 4,0% 0,2% 3,4% 35,6%
От 100 001 руб.
до 300 000 руб.
28 000 руб. +
15,8% с суммы,
превышающей
100 000 руб.
4000 руб. +
2,2% с суммы,
превышающей
100 000 руб.
200 руб. +
0,1% с суммы,
превышающей
100 000 руб.
3400 руб. +
1,9% с суммы,
превышающей
100 000 руб.
35 600 руб. +
20,0% с суммы,
превышающей
100 000 руб.
От 300 001 руб.
до 600 000 руб.
59 600 руб. +
7,9% с суммы,
превышающей
300 000 руб.
8400 руб. +
1,1% с суммы,
превышающей
300 000 руб.
400 руб. +
0,1% с суммы,
превышающей
300 000 руб.
7200 руб. +
0,9% с суммы,
превышающей
300 000 руб.
75 600 руб. +
10,0% с суммы,
превышающей
300 000 руб.
Свыше
600 000 руб.
83 300 руб. +
2,0% с суммы,
превышающей
600 000 руб.*
11 700 руб. 700 руб. 9900 руб. 105 600 руб. +
2,0% с суммы,
превышающей
600 000 руб.
-----------------------------

* До 1 января 2002 года при определении суммы единого социального налога, подлежащей уплате в ПФР с суммы налоговой базы, превышающей 600 000 руб., применяется ставка в размере 5% (ст. 17 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ).


Обратите внимание! Право налогоплательщиков применять регрессивную шкалу налоговых ставок в течение 2001 года (переходного периода) возникает в случае, если фактический размер выплат, начисленных в среднем на одного работника и принимавшихся за базу при расчете платежей в государственные внебюджетные фонды во II полугодии 2000 г., превышал 25 000 руб. (ст. 245 НК РФ).

При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника в организациях с численностью работников свыше 30 человек не учитываются 10% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а в организациях с численностью работников до 30 человек (включительно) - 30% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.

Налогоплательщики, не соответствующие указанному критерию, уплачивают налог по ставкам, предусмотренным для размера налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 рублей (то есть по максимальным ставкам), независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.

Численность работников предприятия для проведения расчетов определяется в соответствии с Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 7 декабря 1998 г. N 121 по согласованию с Минэкономики России и Минтрудом России.

При наличии у организации филиалов и обособленных подразделений численность работников организации определяется с учетом всех работающих, включая работников филиалов и обособленных подразделений, независимо от того, есть у них самостоятельный баланс или нет.

Пример 3

На малом предприятии (численность работающих 10 человек) размер базы, на которую начислялись страховые взносы во внебюджетные фонды, за II полугодие 2000 г. (с июля по декабрь) составил 250 050 руб., из которых 76 000 руб. были начислены троим (10 чел. х 30% = 3 чел.) наиболее высокооплачиваемым работникам.

Размер выплат, начисленных в среднем на одного работника, определяемый по правилам ст. 245 НК РФ, составил:

(250 050 руб. - 76 000 руб.) : (10 чел. - 3 чел.) = 24 864,28 руб.

Таким образом, несмотря на то что в целом по предприятию в среднем на одного работника пришлось более 25 000 руб. (250 050 руб. : 10 чел. = 25 005 руб.), в течение всего 2001 года при исчислении единого социального налога должны применяться максимальные ставки, независимо от размера фактических выплат, произведенных в пользу каждого конкретного работника.

Пример 4

На предприятии, численность работников которого 80 человек, размер базы, на которую начислялись страховые взносы во внебюджетные фонды, за II полугодие 2000 г. (с июля по декабрь) составил 2 100 000 руб., из которых 245 000 руб. были начислены восьмерым (80 чел. х 10% = 8 чел.) наиболее высокооплачиваемым работникам.

Размер выплат, начисленных в среднем на одного работника, определяемый по правилам ст. 245 НК РФ, составил:

(2 100 000 руб. - 245 000 руб.) : (80 чел. - 8 чел.) = 25 763,89 руб.

Таким образом, в 2001 году данное предприятие при исчислении единого социального налога имеет право применять регрессивную шкалу ставок налога.

Если налогоплательщик осуществляет деятельность менее одного налогового периода, но не менее 3 месяцев, в целях расчета величины налоговой базы в среднем на одного работника накопленная за последний квартал величина налоговой базы в среднем на одного работника умножается на 4 (для 2001 года - на 2).

Пример 5

Малое предприятие (численность работающих 10 человек) создано в сентябре 2000 г. Размер базы, на которую начислялись страховые взносы во внебюджетные фонды, за IV квартал 2000 г. (с октября по декабрь) составил 150 000 руб., из которых 60 000 руб. были начислены троим (10 чел. х 30% = 3 чел.) наиболее высокооплачиваемым работникам.

Размер выплат, начисленных в среднем на одного работника, за IV квартал составил:

(150 000 руб. - 60 000 руб.) : (10 чел. - 3 чел.) = 12 857,14 руб.

Исходя из того что умноженная на 2 средняя сумма выплат составляет 25 714,28 руб. (12 857,14 руб. х 2) и превышает 25 000 руб., предприятие имеет право применять в 2001 году регрессивную шкалу ставок единого социального налога.

Обратите внимание! Право на применение регрессивных налоговых ставок может быть утрачено предприятием, если в течение налогового периода происходит сокращение налоговой базы. В соответствии с п. 2 ст. 241 НК РФ в случае если на момент уплаты налога за истекший месяц накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одного работника становится менее суммы, равной 4200 рублям, умноженным на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, то такие налогоплательщики утрачивают право применять регрессивные ставки, независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.

Таким образом, по итогам каждого календарного месяца предприятиям, применяющим регрессивные ставки, необходимо провести соответствующий расчет для того, чтобы убедиться в возможности применять указанные ставки при исчислении суммы налога. При определении размера налоговой базы также не учитываются доходы, начисленные 10% (или 30%) наиболее высокооплачиваемых работников.

Пример 6

На предприятии, численность работников которого 20 человек, за период с января по май 2001 г. (5 месяцев) налоговая база (исчисленная нарастающим итогом с начала года) составила 500 000 руб., из которых 150 000 руб. были начислены 6 наиболее высокооплачиваемым работникам (20 чел. х 30%).

Таким образом, в среднем на одного работника за 5 месяцев начислено:

(500 000 руб. - 150 000 руб.) : (20 чел. - 6 чел.) = 25 000 руб.

Полученная сумма превышает установленный предел (4200 руб. х 5 мес. = 21 000 руб.), поэтому предприятие сохраняет право на применение регрессивных ставок.

За июнь работникам предприятия (за исключением 30% наиболее высокооплачиваемых работников) начислено 15 000 руб. Таким образом, налоговая база в среднем на одного работника за 6 месяцев составила:

(500 000 руб. - 150 000 руб. + 15 000 руб.) : 14 чел. = 26 071,43 руб.

Полученная сумма превышает установленный предел (4 200 руб. х 6 мес. = 25 200 руб.), поэтому предприятие сохраняет право на применение регрессивных ставок.

За июль работникам предприятия (за исключением 30% наиболее высокооплачиваемых работников) также начислено 15 000 руб. Таким образом, налоговая база в среднем на одного работника за 7 месяцев составила:

(500 000 руб. - 150 000 руб. + 15 000 руб. + 15 000 руб.) : 14 чел. = 27 142,86 руб.

Полученная сумма меньше, чем установленный предел (4 200 руб. х 7 мес. = 29 400 руб.), поэтому предприятие начиная с июля 2001 г. теряет право на применение регрессивных ставок.


Порядок исчисления


Порядок исчисления единого социального налога налогоплательщиками - работодателями (ст. 243 НК РФ) во многом совпадает с порядком исчисления налога на доходы физических лиц.

1) Определяется налоговая база отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом: из общей суммы доходов, начисленных работодателем за налоговый период в пользу каждого отдельного работника в денежной или натуральной форме, в виде предоставленных ему материальных, социальных или иных благ или в виде иной материальной выгоды, исключаются доходы, не подлежащие налогообложению (ст. 238 НК РФ).

При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные работниками от других работодателей. В случае если работник получает налогооблагаемые доходы от нескольких работодателей и совокупная налоговая база, исчисленная по нескольким местам работы, подпадает под иную ставку социального налога, права на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога не возникает.

2) Определяются суммы налога, подлежащие зачислению в каждый из внебюджетных фондов (ПФР, ФСС, ФОМС), как процентная доля, соответствующая налоговой ставке, от налоговой базы.

Пример 7

На предприятии фактический размер выплат, начисленных в среднем на одного работника и принимавшихся за базу при расчете платежей в государственные внебюджетные фонды во втором полугодии 2000 года, превышал 25 000 рублей.

Таким образом, предприятие при расчете единого социального налога применяет регрессивные ставки.

Работнику предприятия установлен месячный оклад 30 000 руб. Кроме оклада работнику:

- начислена материальная помощь (не связанная с чрезвычайными обстоятельствами):

- в феврале 2001 г. - 1500 руб.;

- в апреле 2001 г. - 1800 руб.;

- оплачена стоимость участия в семинаре по повышению квалификации - в марте 2001 г. - 9500 руб.

Рассчитываются суммы налога, зачисляемые в страховые фонды в январе - апреле 2001 г. (по ставкам, указанным в табл. 2):

В январе:

- Налоговая база складывается только из суммы начисленной заработной платы и составляет 30 000 руб.

- Поскольку размер налоговой базы меньше 100 000 руб., то суммы налога рассчитываются по максимальным ставкам:

- в ПФР - 30 000 руб. х 28% = 8400 руб.;

- в ФСС - 30 000 руб. х 4% = 1200 руб.;

- в ФФОМС - 30 000 руб. х 0,2% = 60 руб.;

- в территориальный фонд ОМС - 30 000 руб. х 3,4% = 1020 руб.

Всего единый социальный налог составит 10 680 руб.

В бухгалтерском учете делаются следующие проводки:

Д-т сч. 20 (23, 25, 26, 29, 44) К-т сч. 70 - 30 000 руб. - начислена заработная плата

Д-т сч. 20 (23, 25, 26, 29, 44) К-т сч. 69 (субсчет 69-1 "Расчеты по социальному страхованию") - 1200 руб. - начислен единый социальный налог в части, зачисляемой в ФСС

Д-т сч. 20 (23, 25, 26, 29, 44) К-т сч. 69 (субсчет 69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению") - 8400 руб. - начислен единый социальный налог в части, зачисляемой в ПФР

Д-т сч. 20 (23, 25, 26, 29, 44) К-т сч. 69 (субсчет 69-3 "Расчеты с федеральным фондом ОМС") - 60 руб. - начислен единый социальный налог в части, зачисляемой в ФФОМС

Д-т сч. 20 (23, 25, 26, 29, 44) К-т сч. 69 (субсчет 69-4 "Расчеты с территориальным фондом ОМС") - 1020 руб. - начислен единый социальный налог в части, зачисляемой в территориальный фонд ОМС.

В феврале:

- Кроме заработной платы (30 000 руб.) работнику выплачена материальная помощь. Но так как сумма материальной помощи не превышает 2000 руб., то в соответствии с п. 2 ст. 238 НК РФ она не включается в налоговую базу.

Налоговая база за период январь - февраль составляет 60 000 руб. (30 000 руб. х 2 мес.).

- Поскольку размер налоговой базы меньше 100 000 руб., то суммы налога рассчитываются по максимальным ставкам:

- в ПФР - 60 000 руб. х 28% = 16 800 руб. С учетом суммы, начисленной в январе, в феврале надлежит уплатить 8400 руб. (16 800 руб. - 8400 руб.);

- в ФСС - 60 000 руб. х 4% = 2400 руб. С учетом суммы, начисленной в январе, в феврале надлежит уплатить 1200 руб. (2400 руб. - 1200 руб.);

- в ФФОМС - 60 000 руб. х 0,2% = 120 руб. С учетом суммы, начисленной в январе, в феврале надлежит уплатить 60 руб. (120 руб. - 60 руб.);

- в территориальный фонд ОМС - 60 000 руб. х 3,4% = 2040 руб. С учетом суммы, начисленной в январе, в феврале надлежит уплатить 1020 руб. (2040 руб. - 1020 руб.).

Всего единый социальный налог за 2 месяца составит 21 360 руб., из которых 10 680 руб. уплачиваются в феврале.

В марте:

- Работнику начислена заработная плата - 30 000 руб. и оплачена стоимость участия его в семинаре - 9500 руб. Совокупный доход работника за 3 месяца составил 101 000 руб. (30 000 руб. х 3 мес. + 1500 руб. + 9500 руб.). Но так как сумма материальной помощи, не превышающая 2000 руб., а также суммы возмещения расходов на повышение профессионального уровня работников не включаются в налоговую базу (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ), то налоговая база за период январь - март составляет 90 000 руб. (30 000 руб. х 3 мес.).

- Поскольку размер налоговой базы меньше 100 000 руб., то суммы налога рассчитываются по максимальным ставкам:

- в ПФР - 90 000 руб. х 28% = 25 200 руб. С учетом суммы, начисленной в январе - феврале, в марте надлежит уплатить 8400 руб. (25 200 руб. - 16 800 руб.);

- в ФСС - 90 000 руб. х 4% = 3600 руб. С учетом суммы, начисленной в январе - феврале, в марте надлежит уплатить 1200 руб. (3600 руб. - 2400 руб.);

- в ФФОМС - 90 000 руб. х 0,2% = 180 руб. С учетом суммы, начисленной в январе - феврале, в марте надлежит уплатить 60 руб. (180 руб. - 120 руб.);

- в территориальный фонд ОМС - 90 000 руб. х 3,4% = 3 060 руб. С учетом суммы, начисленной в январе - феврале, в марте надлежит уплатить 1020 руб. (3060 руб. - 2040 руб.).

Всего единый социальный налог за 3 месяца составит 32 040 руб., из которых 10 680 руб. уплачиваются в марте.

В апреле:

- Работнику начислена заработная плата - 30 000 руб. и выплачена материальная помощь - 1800 руб. Совокупный доход работника за 4 месяца составил 132 800 руб. (30 000 руб. х 4 мес. + 1500 руб. + 9500 руб. + 1800 руб.). Но поскольку сумма материальной помощи включается в налоговую базу только в сумме, превышающей 2000 руб., то налоговая база за период январь - апрель составляет 121 300 руб. (30 000 руб. х 4 мес. + (1500 руб. + 1800 руб. - 2000 руб.).

- Так как размер налоговой базы превысил 100 000 руб., то суммы налога рассчитываются по сниженным ставкам:

- в ПФР - 28 000 руб. + (121 300 руб. - 100 000 руб.) х 15,8% = 31 365,40 руб. С учетом суммы, начисленной в январе - марте, в апреле надлежит уплатить 6165,40 руб. (31 365,40 руб. - 25 200 руб.);

- в ФСС - 4000 руб. + (121 300 руб. - 100 000 руб.) х 2,2% = 4468,60 руб. С учетом суммы, начисленной в январе - марте, в апреле надлежит уплатить 868,60 руб. (4468,60 руб. - 3600 руб.);

- в ФФОМС - 200 руб. + (121 300 руб. - 100 000 руб.) х 0,1% = 221,30 руб. С учетом суммы, начисленной в январе - марте, в апреле надлежит уплатить 41,30 руб. (221,30 руб. - 180 руб.);

- в территориальный фонд ОМС - 3400 руб. + (121 300 руб. - 100 000 руб.) х 1,9% = 3804,70 руб. С учетом суммы, начисленной в январе - марте, в апреле надлежит уплатить 744,70 руб. (3 804,70 руб. - 3 060 руб.).

Всего единый социальный налог за 4 месяца составит 39 960 руб., из которых 7820 руб. уплачиваются в апреле.

Даже одного этого примера достаточно, чтобы понять, что введение единого социального налога не только не упрощает работу бухгалтера, но и существенно увеличивает его трудозатраты по расчету сумм, начисляемых на заработную плату и иные доходы.

Согласно п. 2 ст. 243 НК РФ сумма налога, зачисляемая в составе социального налога в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на произведенные ими самостоятельно расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством РФ.

Пример 8

Исчисленная в целом по предприятию сумма единого социального налога за месяц составила 136 625 руб., из которых подлежат уплате:

- в ПФР - 107 597 руб.;

- в ФСС - 15 257 руб.;

- в ФФОМС - 743 руб.;

- в территориальный фонд ОМС - 13 028 руб.

В течение этого месяца за счет средств ФСС были выплачены работнику предприятия 15 000 руб. - пособие по временной нетрудоспособности. На указанную сумму подлежит уменьшению сумма единого социального налога, в части, подлежащей зачислению в ФСС РФ - 15 257 руб. - 15 000 руб. = 257 руб.

Всего за месяц перечисляется: 107 597 руб. (в ПФР) + 257 руб. (в ФСС) + 743 руб. (в ФФОМС) + 13 028 руб. (в территориальный фонд ОМС) = 121 625 руб.

В бухгалтерском учете делаются следующие проводки:

Д-т сч. 20 К-т сч. 69 (субсчет 69-1 "Расчеты по социальному страхованию") - 15 257 руб. - начислен единый социальный налог в части, зачисляемой в ФСС

Д-т сч. 69 (субсчет 69-1 "Расчеты по социальному страхованию") К-т сч. 70 - 15 000 руб. - начислено пособий за счет средств ФСС

Д-т сч. 20 К-т сч. 69 (субсчет 69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению") - 107 597 руб. - начислен единый социальный налог в части, зачисляемой в ПФР

Д-т сч. 20 К-т сч. 69 (субсчет 69-3 "Расчеты с федеральным фондом ОМС") - 743 руб. - начислен единый социальный налог в части, зачисляемой в ФФОМС

Д-т сч. 20 К-т сч. 69 (субсчет 69-4 "Расчеты с территориальным фондом ОМС") - 13 028 руб. - начислен единый социальный налог в части, зачисляемой в территориальный фонд ОМС.

Сам порядок исчисления единого социального налога, предполагающий определение налогооблагаемой базы отдельно по каждому работнику и использование различных налоговых ставок для каждого внебюджетного фонда, делает необходимым ведение учета доходов, выплаченных каждому отдельному работнику или иному физическому лицу, и сумм налога, относящихся к этим доходам аналогично учету по налогу на доходы физических лиц.

Дата получения доходов для целей налогообложения определяется в соответствии со ст. 242 НК РФ. Обратите внимание, что порядок определения даты получения доходов в рассматриваемом случае отличается от порядка установления даты фактического получения доходов при исчислении налога на доходы физических лиц (ст. 223 НК РФ).

В целях исчисления единого социального налога дата получения доходов для доходов, начисленных налогоплательщиками-работодателями, определяется как день начисления доходов в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты).

Таким образом, так же как и при начислении страховых взносов во внебюджетные фонды, обязанность по исчислению единого социального налога возникает у работодателя с момента начисления доходов в пользу работников и других физических лиц, независимо от факта выплаты, то есть даже в случаях, когда заработная плата выплачивается с задержкой.

Уплата единого социального налога согласно п. 3 ст. 243 НК РФ производится налогоплательщиками в следующем порядке.

Авансовые платежи (очевидно, что окончательный расчет налога может быть произведен только по завершении календарного года, когда полностью сформирована налогооблагаемая база, исчисляемая нарастающим итогом с начала года) по налогу производятся ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца.

Пример 9

Предприятием установлен срок выплаты заработной платы - 3-е число месяца, следующего за месяцем, за который производится оплата.

Если заработная плата за январь выплачивается вовремя - 3 февраля, то срок уплаты единого социального налога за январь для данного предприятия - 3 февраля.

В случае когда заработная плата за январь будет выплачиваться с опозданием, например 11 февраля, то сроком уплаты единого социального налога следует считать 11 февраля (день, когда предприятие получает денежные средства на оплату труда).

Если в результате отсутствия денежных средств заработная плата за январь не будет выплачена в феврале или будет выплачена после 15 февраля, например 21 февраля, то суммы единого социального налога должны быть перечислены предприятием 15 февраля.

Пример 10

Срок выплаты заработной платы на предприятии - 20-е число месяца, следующего за оплачиваемым. Например, заработная плата за январь выплачивается 20 февраля.

Суммы единого социального налога должны быть перечислены в срок не позднее 15 февраля.

Таким образом, сроки уплаты единого социального налога совпадают со сроками уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в 2000 г.

Как видно, при уплате единого социального налога сохраняется порядок, аналогичный порядку уплаты страховых взносов: налог перечисляется частями - отдельно по суммам, зачисляемым в каждый из внебюджетных фондов (в ПФР, в ФСС, в федеральный и территориальный фонды ОМС). Таким образом, бухгалтеру придется заполнять четыре платежных поручения на перечисление налога.


Отчетность


Налогоплательщики будут ежеквартально представлять в налоговые органы справки об авансовых платежах по единому социальному налогу. По окончании календарного года налогоплательщики единого социального налога будут сдавать налоговую декларацию по форме, которая будет разработана МНС РФ.

Хотя отчеты во внебюджетные фонды сдаваться не будут, сохраняется порядок, в соответствии с которым:

- в ПФР налогоплательщики должны представлять сведения в соответствии с федеральным законодательством об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования (п. 5 ст. 243 НК РФ);

- в ФСС РФ налогоплательщики обязаны в сроки, установленные для уплаты налога, представить сведения о суммах (п. 6 ст. 243 НК РФ):

- начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;

- использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение;

- направленных ими на приобретение путевок;

- расходов, подлежащих зачету;

- уплачиваемых в Фонд социального страхования РФ.

В ФОМС отчеты по уплате единого социального налога не представляются.

Поскольку переход на уплату единого социального налога означает окончание расчетов непосредственно с внебюджетными страховыми фондами, то все вопросы, связанные с определением сумм задолженности предприятий перед фондами или, наоборот, с возвратом излишне уплаченных предприятиями сумм взносов, должны быть решены не позднее установленных для сдачи годовой отчетности сроков.

Так, страховые взносы в ПФР за 2000 г. должны быть уплачены до 15 января 2001 г. (согласно установленным срокам уплаты взносов). А до 30 января 2001 г. плательщики должны сдать расчетные ведомости, на основании которых будут составляться и подписываться акты сверки расчетов по взносам в ПФР.

Аналогично завершаются расчеты и с другими фондами (ФСС и ФОМС).

Что же касается Государственного фонда занятости населения, платежи в который с 1 января 2001 г. не производятся, то проверка полноты расчетов с ним должна быть проведена до 28 декабря 2000 г.

Обратите внимание! Порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ остается прежним, поскольку указанные взносы в состав единого социального налога не включаются.


Е. Воробьева,

эксперт "БП"

Выпуск АКДИ БП N 45, октябрь 2000 г.




Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение