Интернет: от сложного к простому
Учетно-налоговые и правовые аспекты
В последние годы все большее число предпринимателей считает необходимым использовать информационные и телекоммуникационные возможности Интернета в своем бизнесе. Однако при учете и налогообложении у бухгалтеров, связанных с этими операциями, пока возникает много вопросов. Далеко не всегда до конца понимают их правовую сторону и сотрудники юридических служб. В предлагаемом читателям материале в общих чертах представлена система сложившихся десятилетиями взаимоотношений в Интернете и дан их анализ с правовой, налоговой и бухгалтерской точек зрения. Более подробно эта тема рассматривается в газете "Новая экономика" - приложении к еженедельнику "Экономика и жизнь", пилотный номер которой выйдет в свет в ближайшее время.
Интернет, пожалуй, относится к единичным случаям, когда приходится давать правовую оценку уже сложившимся и успешно функционирующим отношениям. Хотя, приглядевшись поближе, можно обнаружить, что ничего принципиально нового здесь нет и к ним применимы все те же нормы, регулирующие традиционные частно- и публично-правовые отношения, но только с определенной Интернет-спецификой.
Всех пользователей сети "Интернет" в зависимости от потребностей можно подразделить на тех, кто использует ресурсы и возможности сети, и тех, кто эти ресурсы и возможности создает.
Пользователи ресурсами и возможностями интернета
Первым шагом к реализации данных задач является подключение к сети "Интернет", которое предоставляют провайдеры (поставщики услуг по доступу в Интернет). Для получения доступа к сети между компьютерами пользователя и провайдера должна быть установлена связь, которая предоставляется специализированными предприятиями связи.
При принятии решения о подключении к глобальной информационной сети "Интернет" компаниям в первую очередь нужно определиться в том, что они конкретно хотят получить от Интернета. На практике предприниматели постоянно нуждаются в свежей информации об изменениях законодательства, связанного с их деятельностью, консультациях специалистов по налоговым, бухгалтерским проблемам, изменениях котировок иностранных валют, результатах торгов на товарных и фондовых биржах и так далее. Конечно же не стоит забывать и о получаемой посредством Интернета возможности ведения переговоров с партнерами по бизнесу, в том числе зарубежными (по согласованию условий сделок, разрешению разногласий, заключению договоров и пр.).
Становясь пользователем Интернета, компаниям также следует оценить свои финансовые возможности. Не стоит пытаться сразу предугадывать те проблемы или потребности, которые могут возникнуть в будущем, поскольку они легко разрешаются путем оказания дополнительных сервисных услуг.
В зависимости от указанных выше факторов следует выбрать провайдера и предприятие связи и оговорить с ними все организационно-технические аспекты подключения к сети.
На основе полученных сведений и принятых внутренних решений компании предстоит:
- приобрести соответствующее аппаратное и программное обеспечение;
- заключить договор с предприятием связи о предоставлении выбранного канала связи;
- заключить договор с провайдером об оказании услуг по доступу в Интернет, а при желании - о предоставлении иных сервисных услуг.
Приобретение оборудования и программного обеспечения
Для работы в сети компании следует иметь:
- компьютер для формирования запросов и получения ответов из сети;
- прибор для подключения компьютера к каналу связи. Например: обычный модем - при использовании обычного телефонного канала связи; модем для постоянного подключения к каналу связи - при постоянном подключении к Интернету; роутер - также используется при постоянном подключении к Интернету;
- соответствующее классу компьютера программное обеспечение, в частности операционную систему Windows;
- кабели для внутренней проводки по зданию, в случаях когда канал связи не проведен непосредственно в помещение пользователя.
Не исключено, что потенциальному пользователю Интернета понадобятся услуги компании по установке и наладке приобретенного оборудования. Тогда необходимо прибегнуть к помощи сторонних специалистов либо настройку приобретенной аппаратуры осуществит сам провайдер (причем это услуга может быть оказана бесплатно).
Аппаратное обеспечение
Затраты компании по приобретению таких необходимых материальных ресурсов, как системный блок, монитор, модем и пр., как правило, относятся к долгосрочным капитальным вложениям и отражаются в учете на счете "Капитальные вложения" на основании п. 4.1 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного Минфином РФ 30 декабря 1993 г. N 160, с последующим отнесением в состав основных средств на основании п. 2.2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97, утвержденного Приказом МФ РФ от 3 сентября 1997 г. N 65н.
Зачисление перечисленных объектов в состав основных средств производится при условии, что стоимость их приобретения не ниже лимита, установленного законодательством (не менее 100-кратного размера МРОТ) или руководителем предприятия (п. 49 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом МФ РФ от 29 июля 1998 г. N 34н). Если стоимость приобретаемого объекта на дату приобретения составляет не более 100-кратного размера установленного законодательством РФ МРОТ за единицу, то он учитывается в составе оборотных средств предприятия и отражается по счету 12 "МБП" (п. 50 Положения по бухгалтерскому учету).
Зачисление в состав основных средств таких объектов оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств типовой формы ОС-1, на основании которого осуществляются записи в бухгалтерском учете.
Принципиальным моментом при отражении в учете приобретенного вышеперечисленного оборудования является определение единицы бухгалтерского учета как инвентарного объекта. В соответствии с п. 2.3 ПБУ 6/97 инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно-сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Если компания приобретает комплект компьютерного оборудования, состоящего из монитора, системного блока со встроенным модемом, и его стоимость превышает установленный лимит, этот комплект учитывается организацией как отдельный инвентарный объект в составе основных средств на основании п. 2.3 ПБУ 6/97 при условии, что все его части имеют одинаковый срок полезного использования. Срок полезного использования объектов основных средств определяется в соответствии с требованиями п. 4.4 ПБУ 6/97. При этом в стоимость компьютера будут включаться также иные затраты, связанные с его приобретением (п. 3.2 ПБУ 6/97).
Пример 1
Компания приобретает у фирмы "Б" комплект компьютерного оборудования, в который входят: монитор стоимостью 5600 руб. (включая НДС); системный блок стоимостью 16 800 руб. (включая НДС); модем стоимостью 4200 руб. (включая НДС). Общая сумма расходов составляет 26 600 руб. (в том числе НДС).
Предполагается, что все из вышеперечисленных устройств имеют одинаковый срок полезного использования.
Клавиатуру и "мышь" компания покупает у фирмы "С", и их стоимость составляет 1120 руб. (включая НДС) (560 +560).
В этом случае первые три приобретенных аппаратных устройства будут отражены в учете как единый инвентарный объект:
Д-т сч. 08 К-т сч. 60 - 22 167 руб. - отражена стоимость приобретенного оборудования
Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - 4433 руб. - отражен НДС по приобретенному оборудованию
Д-т сч. 01 К-т сч. 08 - 22 167 руб. - приобретенное оборудование зачислено в состав основных средств
Д-т сч. 12 К-т сч. 60 - 933 руб. - отражена стоимость приобретенных клавиатуры и "мыши"
Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - 187 руб. - отражен НДС по приобретенным МБП
Д-т сч. 60 К-т сч. 51 - 27 720 руб. - проведены расчеты с фирмами "Б" и "С"
Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - 4620 руб. (4433 + 187) - НДС по приобретенным основным средствам и МБП принят к зачету (п. 2 ст. 7 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О НДС").
При наличии у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект и соответственно отражается в учете в зависимости от стоимости ее приобретения (п. 2.3 ПБУ 6/97).
Пример 2
На условиях примера 1 предположим, что все перечисленные части имеют разный срок полезного использования.
Д-т сч. 08 К-т сч. 60 - 14 000 руб. - отражена стоимость приобретения системного блока
Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - 2800 руб. - отражен НДС по приобретенному системному блоку
Д-т сч. 01 К-т сч. 08 - 14 000 руб. - зачисление системного блока в состав основных средств
Д-т сч. 12 К-т сч. 60 - 8167 руб. (4667 + 3500) - отражена стоимость приобретенного монитора и модема
Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - 1633 руб. (933 + 700) - НДС по приобретенному монитору и модему
Д-т сч. 12 К-т сч. 60 - 933 руб. - отражена стоимость приобретенных клавиатуры и "мыши"
Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - 187 руб. - отражен НДС по приобретенным МБП
Д-т сч. 60 К-т сч. 51 - 26 600 руб. - отражена оплата фирме "Б" комплекта оборудования
Д-т сч. 60 К-т сч. 51 - 1120 руб. - оплата фирме "С" клавиатуры и "мыши"
Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - 4620 руб. - НДС по приобретенным частям списан в зачет (2800 + 933 + 700 + 187) (п. 2 ст. 7 Закона о НДС).
Этот же порядок отражения в учете будет действовать и в случае, если компания приобретает указанные предметы в разное время.
Аналогичный подход по данному вопросу был высказан в Письме МФ РФ от 2 декабря 1999 г. N 04-02-05/6.
Порядок начисления амортизации по приобретенным основным средствам и МБП регулируется п. 4 ПБУ 6/97 и п. 51 Положения по ведению бухгалтерского учета и зависит от выбранного компанией способа начисления амортизации. В данной статье мы не будем подробно останавливаться на всех нюансах, связанных с этим процессом, а оговоримся лишь, что для целей налогообложения амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов принимаются по нормам, утвержденным в установленном порядке (подп. "х" п. 2 Положения о составе затрат). При этом под "утвержденными в установленном порядке" нормами следует подразумевать нормы, утвержденные постановлением СМ СССР от 22 октября 1990 г. N 1072, поскольку иных лимитированных показателей действующим законодательством не установлено.
Программное обеспечение
Для получения доступа в Интернет компания также должна располагать соответствующим программным обеспечением. Права, возникающие у предприятия на программы для ЭВМ, подлежат отражению в соответствии с п. 55 Положения по ведению бухгалтерского учета в составе нематериальных активов предприятия и отражаются по счету 04 "Нематериальные активы".
Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизации в течение установленного срока их полезного использования в порядке, установленном п. 56 Положения по ведению бухгалтерского учета. Способ начисления амортизации нематериальных активов и срок их полезного использования определяются компанией самостоятельно и оформляются организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т. п.) (п. 9, 12 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", утвержденного Приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н).
Пунктом 56 Положения по ведению бухгалтерского учета также установлено, что в случае невозможности определения срока полезного использования нематериального актива нормы амортизации по ним устанавливаются в расчете на 20 лет (но не более срока деятельности компании). Однако такой подход в отношении программного обеспечения представляется нам не совсем верным, поскольку исходя из международного опыта срок полезного использования программных продуктов, как правило, не превышает 5 лет (Письмо Минфина РФ от 17 апреля 1996 г. N 04-02-14/м).
В то же время для целей налогообложения амортизационные отчисления по нематериальным активам, используемым в процессе производства, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в порядке, предусмотренном подп. "ц" п. 2 Положения о составе затрат... Этим пунктом определено, что по тем нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на 10 лет (но не более срока деятельности компании).
Фактически получается, что при определении налогооблагаемой прибыли сумма амортизационных отчислений, отраженная по данным бухгалтерского учета, должна быть скорректирована на сумму превышения по сравнению с исчисленной суммой амортизации в соответствии с нормами, рассчитанными исходя из срока на 10 лет, и отражена при заполнении Справки о порядке определения данных, отраженных по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли" (Приложение N 4 к Инструкции МНС РФ от 15 июня 2000 г. N 62).
Пример 3
Компания приобретает в специализированном магазине операционную систему Windows, имеющую службу Microsoft Internet Explorer, позволяющую осуществлять работу в сети "Интернет". Стоимость данного обеспечения - 2800 руб. (в том числе НДС).
Д-т сч. 60 К-т сч. 51 - 2800 руб. - оплачен счет специализированного магазина
Д-т сч. 08 К-т сч. 60 - 2333 руб. - отражены расходы по приобретению программы
Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - 467 руб. - отражен НДС по приобретенной программе
Д-т сч. 04 К-т сч. 08 - 2333 руб. - отражена стоимость программного обеспечения
Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - 467 руб. - НДС по программному обеспечению принят к зачету
Д-т сч. 26 К-т сч. 05 - 467 руб. - начислена амортизация по нематериальному активу (по году) (исходя из срока полезного использования - 5 лет).
Для целей налогообложения амортизационные отчисления составляют 233 руб. по году (исходя из срока полезного использования - 10 лет). При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма амортизационных отчислений должна быть скорректирована (увеличена) на 234 руб. (467 - 233) с отражением в Справке.
Расходы по внутренней проводке соединения с провайдером
Помимо расходов, связанных с приобретением аппаратных средств и программного обеспечения, пользователи могут нести и другие виды затрат, необходимые для контакта с провайдером. К их числу относятся затраты по приобретению кабелей (внутренних проводов), когда канал связи (телефонный, цифровой или оптоволоконный) не проведен непосредственно в помещение пользователя, и расходы, связанные с их прокладкой.
По своей сути эти расходы представляют собой затраты по приобретению отдельного инвентарного объекта. Отражение в учете этого объекта зависит от фактических затрат, связанных с его приобретением (п. 50 Положения по ведению бухгалтерского учета). Причем фактические затраты на приобретение кабелей включают в себя не только суммы, уплачиваемые их поставщикам (продавцам), но и другие расходы, возникающие в связи с их доведением до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов", утвержденного МФ РФ от 15 июня 1998 г. N 25н, п. 3.2 ПБУ 6/97).
Пример 4
Предприятие связи предоставило компании канал связи с провайдером в виде выделенной телефонной линии, проложив соответствующие провода до телефонного шкафа, находящегося в подвале здания, где компания арендует одно из помещений. Для соединения с провайдером компания приобретает 30 м кабеля стоимостью 14 руб. за 1 м (420 руб., в том числе НДС) и оплачивает работы сторонней организации, связанные с его прокладкой от телефонного шкафа до помещения компании. Стоимость работ - 11 200 руб. (в том числе НДС).
Д-т сч. 10 К-т сч. 60 - 350 руб. - отражена стоимость приобретаемого кабеля
Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - 70 руб. - отражен НДС по приобретаемому кабелю
Д-т. сч. 60 К-т сч. 51 - 420 руб. - произведены расчеты с поставщиком
Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - 70 руб. - НДС по приобретенному кабелю списан в зачет
Д-т сч. 08 К-т сч. 10 - 350 руб. - отражены затраты по формированию нового инвентарного объекта
Д-т сч. 08 К-т сч. 60 - 9333 руб. - расходы по оплате работ сторонней организации
Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - 1867 руб. - отражен НДС по оплаченным работам
Д-т сч. 08 К-т сч. 19 - 1867 руб. - НДС по работам сторонней организации включен в стоимость объекта (п. 48 Инструкции N 39)
Д-т сч. 01 К-т. сч. 08 - 9683 руб. (350 + 9333) - сформирована стоимость нового инвентарного объекта
Д-т сч. 60 К-т сч. 51 - 11 200 руб. - произведены расчеты c организацией.
Отношения с предприятием связи
Как отмечалось ранее, доступ к сети "Интернет" обеспечивается путем установления между компьютерами пользователя и провайдера канала связи, по которому производятся передача и прием данных и сообщений. Каналы связи бывают разные. Это - обычный телефонный канал, выделенная телефонная линия, цифровая линия связи, оптоволоконный канал, радиоканал, магистральный канал и, наконец, спутниковый канал связи.
Практика работы в Интернете в России показывает, что мелким пользователям, как правило, достаточно обычной телефонной линии. Не очень крупные и крупные прибегают к выделению им прямой телефонной линии (или нескольких линий) либо используют цифровой канал связи. Поэтому мы более подробно остановимся на предоставлении именно этих видов каналов связи.
Отношения между пользователем Интернета и предприятием связи строятся на основе договора об оказании услуг телефонной связи (ст. 2 Федерального закона, п. 4 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1235) (далее - Правила).
Доступ к телефонной сети с предоставлением местного, междугородного и международного соединения является основной услугой предприятия связи (п. 13 Правил). При заключении договора по предоставлению услуг телефонной связи пользователь должен указать тот тип абонентского устройства, который будет им использоваться для обмена информацией, одним из них является модем (п. 3 Правил). Важно заметить, что при телефонном соединении модемов началом отсчета продолжительности телефонного соединения служит сигнал ответа модема (п. 86 Правил), а этот факт имеет немаловажное значение при оплате телефонных услуг.
Выделение отдельной телефонной линии для соединения компьютеров пользователя Интернета и его провайдера также входит в рамки оказания услуг телефонной связи. Предоставление в аренду канала (или каналов) связи местной и междугородной сети (или иначе - предоставление услуг по пользованию прямыми проводами) относится к дополнительным услугам телефонной связи и осуществляется за плату (п. 14, 15 Правил, а также п. 17 Правил предоставления услуг местными телефонными сетями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 мая 1994 г. N 547).
Подобные услуги оказываются предприятием связи по особому договору, условиями которого предусматривается, что при наличии технической возможности предприятие связи берет на себя обязательства по выделению и обеспечению работы прямого провода (или нескольких проводов). За это пользователь оплачивает единоразово полную стоимость работ по выделению прямого провода, а помимо этого периодически (как правило, ежемесячно) вносит плату за аренду выделенного канала с учетом его километража.
И те и другие услуги предприятия связи принимаются для целей налогообложения, включаясь в себестоимость продукции (работ, услуг) пользователя как услуги связи (подп. "и" п. 2 Положения о составе затрат...).
При этом стоимость услуг по выделению прямого провода оплачиваемых предприятию связи единоразово, на наш взгляд, следует относить на себестоимость равными долями в течение периода, к которому они относятся, так как эта услуга потребляется компанией не в течение одного отчетного периода, а на протяжении всего срока действия договора, заключенного между предприятием связи и пользователем. Поэтому нам представляется целесообразным производить списание стоимости услуг по выделению прямого провода на себестоимость в течение срока действия договора, заключенного с предприятием связи, или иного определенного самой компанией срока, в течение которого эти затраты будут списываться на себестоимость. Выбранный срок списания должен быть закреплен в учетной политике компании в соответствии с п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденного Приказом МФ РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н*.
Пример 5
Между компанией и предприятием связи заключен договор на предоставление услуг на пользование прямыми проводами на один год. Согласно условиям договора за предоставленные услуги пользователь оплачивает оператору связи полную стоимость работ по выделению прямого провода в размере 10 200 руб. (в том числе НДС), а также ежемесячно вносит абонентскую плату с учетом покилометровой оплаты в размере 480 руб. (в том числе НДС). Указанные отношения отражаются в учете следующим образом:
Д-т сч. 31 К-т сч. 60 - 10 000 руб. - отражена стоимость работ по выделению прямого провода
Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - 200 руб. - отражен НДС по предоставленным услугам
Д-т сч. 26 К-т сч. 60 - 400 руб. - отражена стоимость абонентской платы
Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - 80 руб. - отражен НДС со стоимости абонентской платы
Д-т сч. 60 К-т сч. 51 - 10 680 руб. (10 200 + 480) - произведены расчеты с предприятием связи
Д-т сч. 26 К-т сч. 31 - 834 руб. - стоимость услуги на пользование прямыми проводами списана на себестоимость (в размере 1/12)
Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - 280 руб. (200 + 80) - НДС по предоставленным услугам в полной сумме принят к зачету.
В отношении зачета НДС следует оговориться особо. Как правило, при решении этого вопроса налоговые органы придерживаются мнения, согласно которому НДС принимается к зачету только в части расходов, фактически отнесенных на издержки производства и обращения.
Однако согласно п. 2 ст. 7 Закона о НДС сумма налога, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между полученными суммами этого налога от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги) и суммами налога, уплаченными поставщикам за поступившие (принятые к учету) материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. В данном случае Закон не ставит право зачета НДС в зависимость от момента отнесения на затраты производства стоимости приобретенных товаров (оказанных работ, выполненных услуг).
Таким образом, на наш взгляд, предприятие имеет право на возврат (зачет) суммы НДС, фактически уплаченной, независимо от того, в каком отчетном периоде произведенные затраты будут списаны на издержки производства и обращения. Поэтому, отражая на счетах бухгалтерского учета рассматриваемую хозяйственную операцию, мы придерживаемся именно этого подхода. В дальнейшем аналогичный порядок будет приниматься и при рассмотрении услуг хостинга и регистрации доменного имени.
Отношения с провайдером
При подключении к серверу провайдера компьютер пользователя становится частью его локальной сети, которая имеет высокоскоростное соединение с более крупными сетями. В совокупности все сети и образуют Интернет.
Исходя из возникающих между пользователем и провайдером отношений можно заключить, что они строятся на основе договора об оказании услуг по обеспечению доступа к сети "Интернет".
Фактически действия провайдера сводятся к передаче и приему различных документальных сообщений (знаков, сигналов, текстов, изображений и пр.) посредством обмена информацией между компьютерами всей сети. Исходя из этого оказываемые провайдером услуги относятся к услугам электросвязи (ст. 2 Федерального закона от 16 февраля 1995 г. N 15-ФЗ). Данное утверждение основывается также на п. 2 Положения о порядке внесения и размеров платы за оформление лицензий в области связи, где в перечне лицензируемой деятельности в области связи указываются предоставление услуг передачи данных и услуг телематических служб.
Услуги провайдера предоставляются в рамках договора об обеспечении доступа в Интернет, по которому провайдер осуществляет маршрутизацию запросов пользователя, а пользователь оплачивает ему эти услуги.
В рамках оказания услуги по подключению к Интернету пользователю присваиваются сетевые реквизиты: уникальные идентификаторы, состоящие из комбинации имени и пароля, а также соответствующие им расчетные коды, предназначенные для учета платежей и объемов пользования услугой. Кроме того, для каждого сеанса доступа в Интернет провайдер предоставляет пользователю IP-адрес - последовательность из четырех чисел, которая позволяет однозначно идентифицировать каждый компьютер в Интернете.
Присвоив пользователю необходимые сетевые реквизиты, провайдер проверяет, достаточно ли на расчетном коде пользователя денежных средств для оплаты его услуг, поскольку при их отсутствии он не будет допущен в сеть. В этой связи пользователю рекомендуется заблаговременно оплачивать услуги провайдера и на протяжении всего срока действия договорных отношений контролировать состояние баланса расчетного кода.
Вариантов оплаты доступа в Интернет может быть несколько: оплата банковским переводом, наличными, по банковским кредитным картам или путем приобретения Интернет-карты. Организации нужно выбрать наиболее удобный для нее вид.
Подключая пользователя к Интернету и обеспечивая передачу и прием информации внутри него, провайдер оказывает тем самым обусловленные договором услуги по доступу в Интернет. Все прочие предлагаемые им сервисные и информационные услуги следует рассматривать как дополнительные, и пользователь, имея доступ в Интернет, может заказать их как у этого провайдера (который с целью привлечения большего числа клиентов может предоставить их бесплатно), так и у любой другой компании, работающей в сфере сетевых услуг и информационных технологий.
Наибольший интерес для бухгалтеров-практиков вызывают вопросы, связанные с отнесением тех или иных расходов, возникающих в процессе предоставления доступа к Интернет. Для того чтобы определить источник погашения этих затрат, прежде всего необходимо разобраться, какие расходы несут пользователи сети "Интернет" и как они будут квалифицироваться.
Как было сказано выше, оказываемые провайдером услуги относятся к услугам электросвязи (ст. 2 Закона о связи).
Согласно подп. "и" п. 2 Положения о составе затрат услуги связи как затраты, связанные с управлением производством, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и принимаются для целей налогообложения. Вместе с тем в соответствии с п. 12 Положения о составе затрат затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость того отчетного периода, к которому они относятся. Поэтому относить расходы, связанные с доступом в Интернет, на себестоимость следует по мере фактического их потребления, что может подтверждаться составляемом ежемесячно актом сдачи-приемки о суммарном объеме предоставленных за истекший месяц услуг.
Пример 6
Принимая условия предыдущих примеров, предположим, что компания заключила договор с провайдером на оказание услуг по доступу в Интернет, включающих в себя предоставление имени и пароля, расчетного кода, IP-адреса, а также обеспечение передачи информации пользователя в сеть. Услуги провайдера были предоплачены в размере 4200 руб. (в том числе НДС).
Условиями договора предусмотрено, что провайдер предоставляет расшифровку каждого произведенного платежа по окончании месяца.
Д-т сч. 61 К-т сч. 51 - 4200 руб. - перечислена предоплата за предоставление доступа в Интернет
Д-т сч. 26 К-т сч. 60 - 1500 руб. - отражены фактически произведенные затраты за доступ в сеть в течение месяца (на основании акта сдачи-приемки услуг)
Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - 300 руб. - отражен НДС по оказанным услугам
Д-т сч. 61 К-т сч. 60 - 1800 руб. - зачтена часть ранее перечисленной предоплаты
Д-т. сч. 68 К-т. сч. 19 - 300 руб. - НДС по оказанным услугам принят к зачету.
Пользователь Интернета может производить оплату услуг, предоставляемых провайдером, и с помощью приобретаемой им Интернет-карты. Данные карты приобретаются либо у распространителей, либо непосредственно у самого провайдера. При оплате услуг с помощью Интернет-карты провайдера пользователь самостоятельно вводит номер и пароль этой карты в соответствии с установленной процедурой.
Если карта приобретается за наличный расчет, то ее цена (номинал, выраженный в у. е.) должна быть увеличена на налог с продаж (см. п. 3 ст. 20 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ").
Возможности пользователя
Необходимо четко уяснить, что все возникающие внутри сети гражданско-правовые отношения складываются у пользователя не с провайдером, а именно с той компанией, которая располагает интересующей его информацией либо предлагает на определенных условиях воспользоваться продуктами своей деятельности. Таким образом, контрагентами пользователя по совершаемым в сети операциям всегда выступают собственники информации, товаров (работ, услуг). Провайдер лишь связывает стороны посредством Интернета, предоставляя им возможность пообщаться или заключить сделку заочно.
- Огромные информационные ресурсы Интернета позволяют получить значительный объем информации на интересующую пользователя тему.
Не исключено, что доступ к определенным сведениям разрешен только на платной основе. Поэтому, приобретая необходимую предприятию в производственной деятельности информацию за деньги (которая в силу ст. 128 ГК РФ является объектом гражданских прав), у пользователя возникают договорные отношения с той компанией, которая является собственником этой информации (ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"). Аналогично решается вопрос при совершении через Интернет сделок по оказанию услуг, продаже товаров.
- Телекоммуникационные ресурсы сети предоставляют возможность пользоваться услугами электронной почты (E-mail).
Электронная почта заключается в обмене пользователями сети "Интернет" всевозможными сообщениями.
Услуги электронной почты сравнивают с услугами почтовой связи, однако, на наш взгляд, это мнение ошибочно в силу принципиальных различий как в предмете договорных отношений, так и в круге обязанностей организаций, предоставляющих так называемый почтовый сервис.
Под почтовой связью, входящей в инфраструктуру РФ, понимается единый производственно-технологический процесс технических и транспортных средств, обеспечивающих, в частности, прием, обработку, перевозку и доставку почтовых отправлений (ст. 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 179-ФЗ "О почтовой связи").
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. Вместо указанного N 179-ФЗ следует читать N 176-ФЗ
Принимая во внимание также положения Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1239, можно заключить, что обязанности оператора почтовой связи складываются из: приема почтовых отправлений (сбора из почтовых ящиков или приема в отделениях связи), обработки (специальной подготовки к пересылке и доставке), перевозки (транспортировки по назначению) и доставки (вручения отправления адресату по месту жительства либо перевода в его абонементный или абонентский ящик). При этом к почтовым отправлениям наряду с письмами и письменными сообщениями на стандартных бланках относятся бандероли, мелкие пакеты, посылки, почтовые контейнеры.
Обязанности компании, предоставляющей услуги электронной почты, в отличие от службы почтовой связи сводятся к созданию на своем сервере соответствующего идентификаторам пользователя почтового ящика, хранению поступивших туда сообщений и их выдаче по запросу адресата. "Сбором" почтовых сообщений компания не занимается, равно как и не осуществляет их "рассылку" адресатам, в силу того, что их почтовые ящики расположены на его сервере. Отправитель, зная почтовый адрес адресата, самостоятельно отправляет сообщение в его почтовый ящик, а адресат по собственной инициативе обращается за выдачей предназначенного ему сообщения.
В конечном итоге услуги компании по предоставлению электронной почты по большей части сводятся к хранению в зарегистрированном почтовом ящике пользователя поступивших ему сообщений заранее оговоренный срок, по истечении которого непрочитанное сообщение может быть удалено.
Однако сравнивать услуги электронной почты с услугами, оказываемыми по договору хранения, довольно узко и ограничительно. Принимая во внимание непреломленность норм гражданского законодательства к специфике Интернет-отношений, в качестве основного аргумента против такого сравнения используется не столько предмет договора хранения (которым может быть только объект (вещь), имеющий материально овеществленную форму), сколько круг обязанностей хранителя. В силу п. 1 ст. 886 ГК РФ предметом договора хранения является обязанность хранить (и ничего иного!) переданный предмет хранения. Услуги же электронной почты сводятся не только к хранению поступившей информации, но и к обеспечению ее телекоммуникационного приема и отправления.
Сказать, что эти услуги носят информационный характер, нельзя, поскольку компания сама по себе не предоставляет пользователю каких-либо сведений относительно лиц, предметов, фактов, событий и пр., предварительно их собрав, обработав, накопив (ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"). Наверное, наиболее правильным будет отнесение услуг электронной почты к информационно-телекоммуникационным услугам (косвенно о таком подходе говорится в п. 1 постановления Совета судей РФ от 29 октября 1998 г. "Вопросы информатизации судов общей юрисдикции в условиях создания Судебного департамента при Верховном Суде РФ").
Принимая это во внимание, на наш взгляд, расходы, связанные с оплатой услуг электронной почты, нужно относить на себестоимость продукции (работ, услуг) согласно подп. "и" п. 2 Положения о составе затрат как услуги сторонних организаций по управлению производством, при их непосредственной связи с производственной деятельностью компании.
- Благодаря телекоммуникационным возможностям Интернет можно принимать участие в телеконференциях (так называемых чатах).
По сути телеконференции сводятся к возможности общения в реальном времени с одним или несколькими людьми (кругом лиц). Как правило, участие в телеконференциях носит бесплатный характер (пользователь оплачивает провайдеру только стоимость услуги по доступу в сеть). Однако в случае организации каких-либо тематических телеконференций с принимающих в ней участие лиц может взиматься плата.
В зависимости от того, с какой целью пользователь участвовал в платной телеконференции, произведенные расходы будут относиться соответственно к информационным, консультационным и пр. Например, участие в телеконференции, организованной в виде семинара по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета, дает возможность бухгалтеру предприятия в реальном времени задать насущный для него вопрос специалисту в этой области. Расходы, связанные с участием в такой конференции, следует рассматривать как консультационные с отнесением на себестоимость продукции (работ, услуг) согласно подп. "и" п. 2 Положения о составе затрат.
- Интернет дает возможность экономного голосового общения посредством IP-телефонии.
IP-телефония - наиболее надежное и недорогое средство общения с партнерами, расположенными вне города, за рубежом.
Важно обратить внимание, что пользователь в данном случае оплачивает не стоимость переговоров с международным или междугородным партнером, а только услуги провайдера по предоставлению доступа в сеть (например, за время, проведенное в сети). Таким образом, обсуждая какие-либо аспекты ведения деятельности с зарубежным партнером путем IP-телефонии, предприятие реально экономит деньги на оплате международных переговоров.
Для голосовой связи посредством Интернет-телефонии следует доукомплектовать имеющееся аппаратное обеспечение некоторыми деталями. В частности, необходимо приобрести звуковую карту и встроить ее в компьютер; микрофон; наушники либо колонки; программное обеспечение для осуществления голосовой связи.
Порядок отражения в бухгалтерском учете приведенных аппаратных средств и программных продуктов будет аналогичен рассмотренному ранее (с. 7, 8).
Создатели ресурсов сети "интернет"
Одним из побудительных мотивов подключения к сети "Интернет" является стремление к привлечению всеобщего внимания и расширению своего присутствия на международном рынке товаров (работ, услуг).
Выбор наиболее приемлемого варианта представительства в сети зависит от конкретных потребностей и финансовых возможностей пользователя. Представительство в Интернете осуществляется путем:
- создания Web-сайта с размещением на Web-сервере другой компании (либо создания отдельных страниц в "чужом" Web-сайте);
- организации собственного автономно работающего Web-сервера.
Создание Web-сайта с размещением на сервере другой компании
Web-сайт представляет собой совокупность связанных одной тематикой отдельных Web-страниц. Каждая Web-страница может содержать текст, графику, аудио- и видеоклипы и иметь ссылки на другие страницы. Компьютер, на котором хранится сайт или его отдельные страницы, именуют Web-сервером. Основная задача Web-сервера состоит в передаче содержащейся на сайте или его страницах информации по запросам пользователей.
Для создания и функционирования в сети Web-сайта необходимо:
- спроектировать макет сайта и подготовить его содержание;
- сверстать сайт, преобразовав описание в форму, пригодную для вывода на экран Web-узла;
- разместить свой сайт на сервере какой-либо компании;
- осуществить "раскрутку" сайта.
Проектирование и дизайн
Создание Web-сайта сопряжено с несением компанией тех или иных расходов (более конкретно о них мы расскажем ниже). В этой связи сразу же следует оговориться, что все сопряженные с этим материальные затраты будут включаться в себестоимость продукции (работ, услуг) пользователя и приниматься для целей налогообложения по подп. "и" п. 2 Положения о составе затрат как затраты, связанные с управлением производством.
Отнесение Web-сайта к нематериальным активам компании в виде прав на программы ЭВМ, неверно. Объясняется это следующим.
Компьютерная программа - это последовательность машинных команд (машинный код), которые выполняются компьютером. Выполнение этих команд направлено на чтение, просмотр и пр. некоего набора данных - файла. Так вот, Web-сайт по своей сути представляет совокупность таких файлов (текстовых, графических, аудио-, видео- и др.), которые выполняются компьютером при помощи тех или иных программ. Для создания сайта, равно как и для его работы, несомненно, используются те или иные компьютерные продукты. Более того, даже в самом сайте могут содержаться ссылки на определенные программы. Однако сам по себе Web-сайт программным продуктом не является, хотя с визуальной точки зрения так может показаться. Соответственно если нет программы для ЭВМ, то и нет прав на нее.
Программирование
Программирование страниц Web-сайта заключается в преобразовании описанного в текстовом редакторе макета и предполагаемого содержания Web-сайта в форму, пригодную для вывода на экран Web-узла.
Размещение на виртуальном сервере (хостинг)
Готовый Web-сайт необходимо разместить на так называемом виртуальном сервере - Web-сервере компании, имеющей на его диске свободные области. Услуги по предоставлению дискового пространства и канала связи для размещения Web-сайта на сервере Интернет и техническому обслуживанию этого Web-ресурса называют услугами хостинга. Хост-провайдеры обеспечивают пользователя представительством в сети, осуществляют техническую поддержку и обеспечивают бесперебойную работу Web-ресурса.
Гражданско-правовая квалификация отношений, возникающих при хостинге, довольно спорная. С одной стороны, размещение чужого Web-сайта на принадлежащем провайдеру дисковом пространстве c выделением части собственного или арендуемого канала связи с Интернет говорит о возникновении между ним и пользователем отношений, подобных арендным.
С другой стороны, императивные нормы гл. 34 ГК РФ о договоре аренды изначально отрицают даже гипотетическую возможность квалификации отношений хостинга как отношений по аренде имущества. Так, в силу п. 1, 3 ст. 607 ГК РФ объект договора аренды должен не только сохранить в процессе использования свои натуральные свойства, но и характеризоваться такими данными, которые позволяли бы определенно установить, что именно это имущество является объектом аренды. Отсутствие таких данных свидетельствует о несогласованности условий об объекте аренды, а соответствующий договор считается незаключенным. Поскольку предоставляемые для размещения Web-сайта области дискового пространства и части канала связи определенно установлены быть не могут, то и отношения по договору аренды с учетом требований закона также не возникнет.
Однако, на наш взгляд, такой подход вызван неизученностью комплекса отношений, возникающих при использовании Интернета. Насколько мы могли убедиться при анализе конкретных аспектов работы с сетью, практически все многоотраслевое российское законодательство абсолютно не преломлено к специфике Интернет-отношений. Применительно к квалификации отношений хостинга это выражается в том, что соблюдение рассматриваемых требований Кодекса невозможно в принципе и неосуществимо практически.
Дело в том, что предоставляемые в пользование свободные области диска, равно как и части канала связи, даже чисто технически не могут быть как-либо описаны или определены. Но если все-таки постараться соблюсти это требование ГК, некоторые последующие нормы статей Кодекса применительно к хостингу абсурдны.
Например, нормы ст. 616, касающиеся обязанностей арендатора по поддержанию арендованного имущества в исправном состоянии и несению расходов по проведению его текущего ремонта; нормы ст. 622 о порядке и условиях "возврата" арендованного имущества. Вместе с тем большая часть норм, регулирующих арендные правоотношения, в случае хостинга вполне применима и реализуема.
Таким образом, по нашему убеждению, суть отношений, возникающих в связи с предоставлением дискового пространства и канала связи для размещения Web-сайта на сервере Интернета, полностью соответствует тому существу отношений, которые возникают по договору аренды, предметом которого согласно ст. 606 ГК РФ является предоставление за плату во временное владение и пользование или во временное пользование принадлежащего на праве собственности или ином праве имущества.
За предоставляемые хост-провайдером в пользование объекты взимается плата, которая обычно пропорциональна количеству хранимой информации. Ее размер зависит от вида канала, а главное, его пропускной способности.
Как было отмечено выше, помимо предоставления Web-пространства, хост-провайдер берет на себя обязанности по административному техническому управлению и поддержке Web-сайта, а также по обеспечению работоспособного состояния своего хост-компьютера, на котором расположен сайт. С одной стороны, эти услуги хост-провайдера нельзя отождествлять с его основной обязанностью по размещению Web-ресурса на своем сервере. Однако техническое сопровождение Web-ресурса вытекает непосредственно из факта его размещения у хост-провайдера, и один лишь факт копирования файлов пользователя на выделенную ему область диска не может полностью охватить того пакета услуг, который предполагает хостинг.
В этой связи техническое сопровождение размещенного Web-ресурса представляется целесообразным рассматривать как одну из сопутствующих обязанностей хост-провайдера (арендодателя) (по аналогии с обязанностями сторон договора аренды по содержанию арендованного имущества (ст. 616 ГК РФ - если стороны в договоре не предусмотрели иное, то по общему правилу поддержание имущества в исправном состоянии, несение расходов, связанных с ремонтом и содержанием имущества, возлагаются на арендатора).
К тому же на практике хост-провайдеры при представлении прайс-листов либо выставлении счетов на внесение арендной платы преимущественно указывают одну (общую) сумму, взимаемую за услуги хостинга.
Пример 7
Компания заключает с провайдером договор о предоставлении услуг хостинга сроком на один год (предоставление дискового пространства для размещения сайта, канала связи и техническое сопровождение сайта). За это предприятие единоразово уплачивает провайдеру 840 руб. (в том числе НДС) и ежемесячно вносит плату в размере 720 руб. (в том числе НДС).
Д-т сч. 31 К-т сч. 60 - 700 руб. - отражена стоимость услуги по предоставлению дискового пространства
Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - 140 руб. - отражен НДС по предоставленной услуге
Д-т. сч. 26 К-т. сч. 60 - 600 руб. - отражена стоимость ежемесячной арендной платы
Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - 120 руб. - отражен НДС со стоимости ежемесячной платы
Д-т сч. 60 К-т сч. 51 - 1560 руб. (840 + 720) - произведены расчеты с провайдером
Д-т сч. 26 К-т сч. 31 - 58 руб. - стоимость услуги по предоставлению дискового пространства списана на себестоимость (в размере 1/12)
Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - 260 руб. (140 + 120) - НДС по предоставленным услугам принят к зачету.
Регистрация в поисковых системах
Создать сайт, зарегистрировать его адрес и разместить в сети еще не означает, что процесс представительства в Интернет окончен, так как кроме вас самих о существовании в сети нового Web-ресурса никто не знает.
Для того чтобы о вашем сайте узнали, необходимо провести его регистрацию во всех российских и зарубежных поисковых системах, а также в системах обмена рекламными баннерами. Также следует разместить информацию об открытии сайта на досках объявлений.
Реклама в интернете
Большинство компаний начинают организацию своего Web-узла как источника информации о самой компании и направлениях ее деятельности.
Помимо размещения рекламы на специально созданной Web-странице одним из наиболее популярных способов остается ее распространение путем создания "баннерных сетей", позволяющих демонстрировать на Web-сайтах рекламу в специальных окошках - "баннерах".
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" реклама представляет собой распространяемую в любой форме, с помощью любых средств информацию о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и признана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Поэтому расходы по созданию страницы сайта в рекламных целях следует рассматривать как расходы на рекламу - затраты по целенаправленному информационному воздействию на потребителей для продвижения продукции (работ, услуг) на рынках сбыта. Расходы компании, связанные с обновлением размещаемой на Web-странице информации о производимой продукции, оказываемых услугах и работах, их ассортименте и стоимости, также следует рассматривать как рекламные.
Важно обратить внимание, что для пользователя весьма существенно, чтобы фирма, осуществляющая обновление рекламной информации на сайте компании, представила документ (например, акт приема-сдачи работ (услуг), подтверждающий факт оказания услуги по обновлению рекламы, где была бы четко зафиксирована стоимость услуг по обновлению рекламы и разграничена от иных сервисных услуг, предоставляемых компании.
Таким образом, если предприятие является источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламной продукции, то оно выступает как рекламодатель (ст. 2 Закона). При этом согласно подп. "з" п. 1 ст. 21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, уплачивают налог на рекламу по ставке, не превышающей 5% стоимости услуг по рекламе. Этот налог устанавливается решениями районных и городских представительных органов власти. Поэтому вопрос об объекте обложения налогом на рекламу и порядке его исчисления и уплаты находится исключительно в компетенции местных органов власти.
В г. Москве порядок исчисления и уплаты налога на рекламу определен Инструкцией ГНИ по г. Москве от 24 декабря 1992 г. N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога на рекламу в городе Москве", согласно п. 4 которой объектом налогообложения является стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг). Ставка налога на рекламу установлена в размере 5% от стоимости (величины фактических затрат) рекламных работ и услуг рекламодателя, а расходы по уплате налога относятся на финансовые результаты деятельности рекламодателя (п. 5 ст. 21 Закона N 2118-1).
Сами же затраты на создание рекламного продукта включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) рекламодателя в соответствии с п. 2 "у" Положения о составе затрат. Для целей налогообложения расходы на рекламу включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах установленных норм. В настоящее время предельные нормы на рекламу установлены Письмом МФ РФ от 15 марта 2000 г. N 26н "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения".
В бухгалтерском учете рекламные расходы отражаются по счету 43 "Коммерческие расходы", за исключением предприятий торговли, которые эти расходы учитывают на счете 44 "Издержки обращения". Малые предприятия ведут учет рекламных расходов на счете 26 "Общехозяйственные расходы".
Организация собственного автономно работающего WEB-сервера
Создание собственного автономно работающего Web-сервера обусловливается огромной зависимостью бизнеса компании от своего представительства в Интернете, и поэтому организация Web-сервера требует гораздо больших материальных, временных и трудовых затрат по сравнению с другими видами представительства в сети.
Оснастив компьютер дополнительным программным обеспечением, необходимо также решить ряд организационно-технических вопросов.
Для того чтобы Web-сервер был доступен в любое время суток, следует определиться с источником бесперебойного питания; требуется приобрести коммуникационное оборудование, поддерживающее выбранный канал связи; предстоит решить кадровый вопрос.
Наконец, нужно быть готовым к модернизации имеющихся аппаратных средств (в частности, процессора, оперативной памяти и жесткого диска), поскольку максимально возможная скорость работы Web-сервера напрямую зависит от их соответствия определенным техническим требованиям. Кроме того, может потребоваться приобретение дополнительных компонентов аппаратных средств (видеоадаптера, накопителей и пр.).
При отражении на счетах бухгалтерского учета расходов, связанных с заменой каких-либо частей в основных средствах, важно определить причину и назначение проводимых работ. Так, если приобретение ряда дополнительных компонентов необходимо для замены отдельных частей компьютера, то эта замена может быть осуществлена в результате его ремонта. По общему правилу под ремонтом понимается замена или восстановление изношенных деталей основного средства. В этом случае приобретенные запчасти отражаются на счете 10 "Материалы" субсчет "Запасные части". При проведении ремонта стоимость запчастей списывается на себестоимость продукции (работ, услуг) по элементу "Материальные затраты" как запчасти для ремонта компьютера (п. 6 Положения о составе затрат).
Замена отдельных частей основных средств с целью усовершенствования их работы и функциональных возможностей может быть произведена за счет средств капитальных вложений в порядке его реконструкции и повлечет за собой изменение первоначальной стоимости объекта (п. 49 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом МФ РФ от 29 июля 1998 г. N 34Н) при условии, что первоначальный объект принадлежит к числу основных средств. При этом предприятие должно документально обосновать, что проводимые работы осуществляются в процессе реконструкции.
Пример 8
Руководитель компании принимает решение о модернизации имеющихся аппаратных средств, числящихся в составе основных средств. Для этого приобретаются отдельные комплектующие на общую сумму 26 400 руб. (в том числе НДС). Стоимость компьютера, числящегося в учете как отдельный инвентарный объект, 30 000 руб. (без НДС). К моменту отражения данной операции сумма амортизационных отчислений по эксплуатируемому основному средству составила 3000 руб.
Д-т сч. 08 К-т сч. 51 - 22 000 руб. - отражены расходы по приобретению дополнительного оборудования
Д-т сч. 19 К-т сч. 51 - 4400 руб. - отражен НДС по приобретаемому оборудованию
Д-т сч. 47 К-т сч. 01 - 500 руб. - списаны отдельные части компьютера, подлежащие замене
Д-т сч. 02 К-т сч. 47 - 50 руб. - списан износ в части, относящейся к выбывающим частям компьютера (пропорционально стоимости списанных частей)
Д-т сч. 01 К-т сч. 08 - 22 000 руб. - увеличение стоимости компьютера при замене определенных деталей
Д-т сч. 80 К-т сч. 47 - 450 руб. - выявлен финансовый результат от списания отдельных частей
Д-т сч. 10 К-т сч. 80 - 350 руб. - оприходованы выбывающие части компьютера, подлежащие дальнейшему использованию (п. 54 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ).
Для целей налогообложения расходы (убытки), полученные предприятием от списания отдельных частей, будут приниматься только в части доходов, полученных от этой же операции (п. 15 Положения о составе затрат). Поэтому убыток в размере 100 руб. (450 - 350), полученный от этой операции, не будет приниматься для целей налогообложения.
Как было отмечено выше, изменение первоначальной стоимости материальных ценностей допускается в особых случаях только применительно к основным средствам. Поэтому если объект, подвергающийся доукомплектации, принадлежит к числу МБП, то изменение его первоначальной стоимости не производится, поскольку ни указанным Положением по ведению бухгалтерского учета, ни Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/98, утвержденным МФ РФ от 15 июня 1998 г. N 25н, подобного порядка не предусмотрено.
В этом случае отражение в бухгалтерском учете приобретенных комплектующих деталей для модернизации компьютера, числящегося в составе МБП, отражается на счете 10/2 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали". В случае приобретения запасных частей для компьютера с целью проведения его ремонта учет их осуществляется по счету 10/5 "Запасные части".
В дальнейшем, при проведении модернизации компьютера, использованные комплектующие изделия подлежат списанию на себестоимость продукции в соответствии с подп. "г" п. 2 Положения о составе затрат как затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства. При осуществлении ремонта компьютера стоимость израсходованных запасных частей подлежит списанию на себестоимость согласно п. 6 Положения о составе затрат как материальные ценности, использованные при осуществлении ремонта.
Доменное имя
Web-серверу необходим свой IP-адрес и соответствующее ему зарегистрированное доменное имя. Доменное имя - это своеобразная визитная карточка Интернет-ресурса.
Система доменных имен представляет собой описание или перевод реальных числовых IP-адресатов Web-сервера в легко запоминающиеся буквенные символы.
Контроль за выдачей доменных имен, определением порядка их использования, а также организацией технического сопровождения и оплатой услуг по обеспечению функционирования в российском Интернет-пространстве осуществляет РосНИИРОС (Соглашение "О порядке администрирования зоны .ru" от 4 декабря 1993 г.). Порядок администрирования зоны .ru определен Регламентом и тарифами на услуги по регистрации доменов второго уровня в зоне .ru, утвержденным Решением координационной группы зоны .ru от 14 сентября 1998 г.
Доменное имя регистрируется на определенный учетный период. В нашем случае - это один год, в течение которого обеспечивается функционирование серверов доменных имен (DNS). По окончании учетного периода производится уточнение информации по доменному имени - его перерегистрация, которая обеспечивает продление делегирования доменного имени на очередной учетный период (п. 2.5. Регламента). За перерегистрацию как за регистрацию доменного имени второго уровня взимается плата (п. 7.2. Регламента).
Расходы компании, связанные с оплатой регистрации доменного имени, на наш взгляд, нельзя рассматривать как расходы, направленные на приобретение нематериального актива. Доменное имя - это буквенное описание (перевод) реальных числовых IP-адресов Web-серверов. Сервер носит определенное доменное имя не в результате получения его владельцем каких-либо прав на имя, а в силу "присвоения" самой компанией. Соответственно оно не является самостоятельным объектом гражданских прав.
Факт регистрации доменных имен также говорит о том, что компания не получает каких-либо прав на него, поскольку ее основной целью является контроль за правомерным использованием доменных имен в целях предотвращения нарушений общепринятого порядка их использования, в частности в российском Интернет-пространстве. О передаче же прав на доменное имя вообще речь не идет.
В самом Регламенте также косвенно подтверждаются приведенные доводы. Так, согласно п. 1.8. Регламента домен и право на его администрирование не являются объектами купли-продажи и лицо, зарегистрировавшее определенное доменное имя, может передать его другому лицу только на основании официального письма и после выполнения этим лицом действий, аналогичных совершаемым при регистрации доменного имени (п. 6.3 Регламента).
Поэтому расходы компании, связанные с регистрацией доменного имени, было бы логично отнести на себестоимость продукции (работ, услуг) как услуги сторонних организаций в соответствии с п. 2 "и" или п. 6 Положения о составе затрат, если, конечно, создание Web-cервера и регистрация его доменного имени связаны с производственной деятельностью компании.
Пример 9
Компания обратилась за регистрацией доменного имени сервера в РосНИИРОС и оплатила за эту услугу 27 300 руб. (в том числе НДС). Доменное имя было зарегистрировано сроком на 1 год.
Д-т сч. 31 К-т сч. 60 - 22 750 руб. - отражены расходы по оплате услуг по регистрации доменного имени
Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - 4550 руб. - отражен НДС по предоставленным услугам
Д-т сч. 26 К-т сч. 31 - 1896 руб. - часть регистрационной платы отнесена на себестоимость (1/12)
Д-т сч. 60 К-т сч. 51 - 27 300 руб. - произведены расчеты с РосНИИРОС
Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - 4550 руб. - НДС по предоставленной услуге в полной сумме принят к зачету.
Услуги по размещению компьютера в сети провайдера (COLOCATION)
За последние годы большое распространение получили услуги по физическому размещению Web-сервера на технологической площадке сервис-провайдера с подключением к более мощному каналу связи провайдера.
Технологически это обеспечивается путем включения Web-сервера в локальную сеть сервис-провайдера. При этом владельцу сервера предоставляются IP-адрес, определенные объемы входящей и исходящей информации, а также круглосуточное базовое техническое обслуживание сервера. Перенос сервера из офиса пользователя к сервис-провайдеру обеспечивает принципиально новые возможности для Интернет-проектов с большим объемом информации за счет значительного увеличения скорости обмена данными с Интернетом.
Отношения, возникающие между сервис-провайдером и владельцем сервера, схожи с отношениями хостинга (мы исходим из того, что хостинг - это аренда дискового пространства и канала связи). Однако в данном случае, помимо арендных, возникают гражданско-правовые отношения по хранению компьютера пользователя. Поскольку суть услуги colocation состоит в том, что владелец сервера получает гораздо более широкий спектр возможностей за счет физического подключения своего компьютера к локальной сети сервис-провайдера, передача принадлежащего ему на праве собственности компьютера неизбежно влечет к возникновению у последнего обязанностей по приему, хранению и возврату этого имущества в том же состоянии, с учетом естественного изменения его свойств (ст. 886 ГК РФ).
Стоимость услуг colocation рассчитывается исходя из количества и габаритов размещаемых устройств, количества и скоростей портов подключения, ежемесячного объема проходящей информации. Поэтому необходимо выбирать наиболее оптимальный режим работы и вариант оплаты.
Пример 10
Компания заключает договор с сервис-провайдером о размещении сервера на территории провайдера сроком на один год и передает ему компьютер, первоначальная стоимость которого составляет 28 000 руб. Компания оплачивает разово услуги, включающие в себя: прием оборудования на ответственное хранение и его размещение в серверном зале, подключение сервера компании к Интернету через сеть сервис-провайдера, круглосуточное техническое обслуживание. Стоимость этих услуг в соответствии с тарифным планом составляет 5600 рублей (в том числе НДС). Кроме того, компания оплачивает ежемесячную плату за эти услуги в размере 3600 руб. (в том числе НДС). Поставка, установка и сопровождение оборудования и программного обеспечения осуществляются силами компании.
Д-т сч. 01/"Основные средства, переданные сервис-провайдеру" К-т сч. 01/"Основные средства в эксплуатации" - 28 000 руб. - компьютер передан сервис-провайдеру на ответственное хранение
Д-т сч. 31 К-т сч. 60 - 4667 руб. - отражена стоимость услуг по предоставлению места для компьютера, его подключению к локальной сети и обслуживанию
Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - 933 руб. - отражен НДС по предо-ставленной услуге
Д-т сч. 26 К-т сч. 60 - 3000 руб. - отражена стоимость ежемесячной платы
Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - 600 руб. - отражен НДС со стоимости ежемесячной платы
Д-т сч. 60 К-т сч. 51 - 9200 руб. (5600 + 3600) - расчеты с сервис-провайдером
Д-т сч. 26 К-т сч. 31 - 389 руб. - стоимость услуги по предоставлению места для компьютера отнесена на себестоимость (в размере 1/12)
Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - 1533 руб. (933 + 600) - НДС принят к зачету.
Электронная коммерция
Большинство компаний начинают с работы Web-узла в качестве источника информации о себе и своей деятельности для установления контактов с потенциальными потребителями и партнерами. С ростом популярности узла компании постепенно переходят к ведению через Интернет активной коммерческой деятельности (продаже своей продукции, работ или услуг).
Способом продажи товаров или услуг является организация виртуального (цифрового) магазина (прилавка, витрины торгового ряда и пр.). Все эти названия обозначают одно и то же: Web-узел, который продает реальные товары или оказывает реальные услуги (в них нет ничего виртуального).
С одной стороны, организация виртуального магазина выгодна, с другой стороны, в электронной коммерции отмечается ряд проблем, не позволяющих компании бездумно организовывать свою деятельность в такой форме. Одна из них - проблема безопасности. Наличных денег в электронном магазине как таковых не существует, в связи с чем участники сделок должны быть уверены в том, что информация об их банковских счетах или номерах кредитных карточек не станет известной каким-либо третьим лицам, за исключением, конечно, операторов систем электронной торговли.
Другая проблема состоит в правоприменении и регулировании, то есть решении вопроса о том, нормы какого государства применяются к сделке, если ее стороны расположены на территориях разных государств. Обычно действует правило, что к сделке применяются правила страны, в которой расположен Интернет-магазин или организатор аукционных торгов.
В российской практике Интернет-магазинов большую дискуссию вызывает тема отнесения Интернет-магазинов к средствам массовой информации. Однако Интернет-магазины не ставят своей целью рекламировать тот или иной товар, продвигать, способствовать его покупке, а скорее похожи на большую витрину, где выставлены все предлагаемые к продаже товары. Безусловно, витрина предназначена для привлечения покупателей, но считать ее рекламой в контексте ст. 2 Закона о рекламе нельзя.
Таким образом, Интернет-магазин, как и традиционный, - лишь посредник между производителем и покупателем. А его работу следует рассматривать как форму публичной оферты, так как представляемые в Интернет-магазине изображения товаров, информация о их качестве и цене соответствуют требованиям, предъявляемым к публичной оферте п. 2 ст. 437 ГК РФ.
Существует несколько форм электронной коммерции:
- предприятие - предприятие - наиболее перспективное для России направление, способствующее облегчению процесса заключения сделок с иностранными партнерами, расширению участия российских предпринимателей на международном рынке;
- предприятие - потребитель - наиболее популярная форма торговли, уравнивающая положение потребителей в доступе к товарам и услугам вне зависимости от географического нахождения товара или услуги;
- потребитель - потребитель - форма, когда одни потребители продают другим потребителям товары или услуги с помощью третьих лиц (форма Интернет-аукцион);
- потребитель - предприятие - наименее развитая форма электронной коммерции, при которой сам потребитель назначает цену на те или иные товары или услуги, которые предлагаются предприятиями. Предприятие действует в качестве брокера и находит поставщика, желающего продать свой товар или услугу по приемлемой для покупателя цене.
На практике деятельности российских Интернет-магазинов мешает неразвитость системы доставки по заключенным сделкам. Почтовые и курьерские службы, осуществляющие доставку товаров из-за рубежа, сталкиваются с огромными трудностями при прохождении соответствующих таможенных процедур по оформлению документов и оплате товара, которые достаточно сложны и запутанны.
Интернет-платеж не признается расчетной формой на том основании, что пока единичные российские банки берут под свою ответственность возможность осуществления Интернет-сделок с клиентами. Поэтому каждый банковский перевод должен быть указан в контракте на покупку товаров вне зависимости от формы расчетов.
Никаких особенностей налогообложения и бухгалтерского учета Интернет-магазинов нет, поскольку Интернет как компьютерная сеть не создает каких-либо объектов (товаров или услуг), а лишь предоставляет возможность для их создания, размещения и реализации.
Ю. Камфер,
М. Бойкова,
эксперты "АКДИ ЭЖ"
Выпуск АКДИ БП N 52, декабрь 2000 г.
-----------------------------
* Аналогичный подход применяется и при оплате услуг хостинга и регистрации доменного имени, которые будут рассмотрены ниже.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.