• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Учет государственной помощи (Выпуск АКДИ БП N 1, январь 2001 г.)

Учет государственной помощи


С 1 января 2001 года вступает в силу Положение по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" (ПБУ 13/2000), утвержденное Приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. N 92н. ПБУ 13/2000 применяется в отношении бюджетных средств, предоставленных как после 1 января 2001 года, так и до этой даты (в части, относящейся к периодам после 1 января 2001 года). ПБУ 13/2000 принято во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и имеет свой аналог - МСФО 20 "Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи".


Определение


Следует отметить, что ПБУ не дает единого определения государственной помощи, ее понятие раскрывается фактически в каждом пункте первого раздела.

На основании п. 1 ПБУ 13/2000 можно сделать вывод о том, что государственная помощь должна признаваться как "увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества)".

Связывая понятия "государственная помощь" и "экономическая выгода", ПБУ 13/2000 не приводит определения последней. Определение экономической выгоды отсутствует и в других нормативных актах по бухгалтерскому учету и раскрывается лишь в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России*, которая не является по своему статусу нормативным актом.

Зато ПБУ 13/2000 устанавливает, что не рассматривается в качестве "экономической выгоды" для целей Положения: "создание инфраструктуры в развивающихся регионах, установление ограничений на деятельность конкурентов, занимающих доминирующее положение на рынке и осуществляющих монополистическую деятельность и тому подобные действия, которые могут оказывать влияние на общие хозяйственные условия, в которых ведет деятельность организация".

Кроме того, в п. 3 перечисляются случаи, которые должны относиться к экономической выгоде, но являются исключением для целей ПБУ. Оно не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с:

- государственным регулированием цен и тарифов;

- применением соответствующих правил налогообложения прибыли (предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов и др.);

- участием Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц (бюджетных инвестиций юридическим лицам).

Таким образом, государственная помощь как предмет Положения раскрывается не столько через свое определение, сколько путем изъятий по отношению к экономической выгоде, которую получает организация в результате получения указанной помощи.

Из п. 4 ПБУ 13/2000 следует, что правительственная помощь предоставляется в форме субвенций, субсидий, бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), и в прочих формах. Как видно, перечень форм является открытым.

Итак, можно сделать вывод, что ПБУ распространяется на правительственную помощь в любой форме, при этом устанавливаются ограничения на "виды" экономической выгоды, которые получает организация.

По нашему мнению, определение правительственной помощи следовало давать несколько иначе. Из форм государственной помощи (действующий перечень которых все-таки ограничен) необходимо было выделить те формы (а не виды экономической выгоды, перечень которых может быть неограниченным), которые являются или не являются предметом ПБУ 13/2000. В результате можно было бы получить "область" правительственной помощи, на которую распространяется указанное Положение. Учитывая изложенное, можно сказать, что из содержания раздела 1 нельзя в достаточной степени составить четкое представление о предмете Положения.

В соответствии с МСФО 20 под правительственной помощью понимаются действия правительства, направленные на обеспечение экономических выгод для компании или группы компаний, отвечающих определенным критериям. Правительственная помощь для целей стандарта не включает косвенные выгоды, предоставляемые посредством влияния на общие условия функционирования, например создание инфраструктуры в развивающихся районах или установление торговых ограничений для конкурентов.


Классификация


Как уже было отмечено, в ПБУ 13/2000 из форм государственной помощи выделяются субвенции, субсидии, бюджетные кредиты. Их определения не приводятся в ПБУ 13/2000, и, следовательно, они применяются в том значении, в котором употребляются в иных отраслях права. В настоящее время указанные понятия установлены Бюджетным кодексом РФ:

субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;

бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

Бюджетные кредиты учитываются в порядке, установленном для субвенций и субсидий, "если при предоставлении бюджетных кредитов на возвратной основе предусматривается, что при выполнении определенных условий организация освобождается от возврата полученных ресурсов и существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти условия" (п. 17 раздела 3 ПБУ 13/2000).

К прочим формам государственной помощи на основании п. 17 ПБУ 13/2000 можно отнести формы государственной помощи, экономическая выгода от представления которых "не может быть обоснованно оценена (оказание консультационных услуг на безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с пониженным процентом и др.), а также не может быть отделена от нормальной хозяйственной деятельности организации (например, государственные закупки)".

Относительно иных форм государственной помощи установлен только порядок раскрытия информации в бухгалтерской отчетности (п. 19 ПБУ 13/2000).

Таким образом, можно сделать вывод, что требования ПБУ 13/2000 устанавливают порядок ведения бухгалтерского учета государственной помощи в виде субвенций, субсидий и "невозвратных" бюджетных кредитов. Причем данные понятия применяются в том значении, в котором они рассматриваются в иных отраслях права, в частности в Бюджетном кодексе РФ. Понятие прочие формы государственной помощи в понимании ПБУ 13/2000 может иметь двойственное толкование:

- иные, чем субсидии, субвенции и "невозвратные" бюджетные кредиты, формы государственной помощи;

- формы государственной помощи, выгоду от предоставления которых нельзя "обоснованно оценить".

В любом случае, по нашему мнению, возможна вероятность существования иных форм государственной помощи (за исключением субсидий, субвенций и "невозвратных" бюджетных кредитов), выгоду от получения которых можно оценить. При этом ПБУ не дает ответа на вопрос, каким образом указанные формы должны отражаться в бухгалтерском учете.

Иной порядок классификации правительственной помощи представлен в МСФО 20.

МСФО не проводит различий между субвенциями, субсидиями, условно-безвозвратными займами и иными формами правительственной помощи. Дается общее определение правительственных субсидий как предмета стандарта. Иными словами, если государственная помощь удовлетворяет экономическому содержанию, данному в стандарте, то она является предметом стандарта и на нее распространяются требования квалификации, признания, оценки и раскрытия информации в бухгалтерской отчетности, установленные МСФО 20.

Согласно стандарту правительственные субсидии - это правительственная помощь в форме передачи компании ресурсов в обмен на соблюдение в прошлом или будущем определенных условий, связанных с операционной деятельностью компании.

Иные формы правительственной помощи, в том числе условно-безвозвратные займы, отражаются в качестве правительственных субсидий, если они удовлетворяют вышеприведенному определению. Если правительственную помощь нельзя обоснованно оценить и отделить от обычных торговых операций компании, то такая правительственная помощь в целях стандарта не рассматривается в качестве правительственной субсидии.

Следует отметить, что для определения предмета стандарта МСФО устанавливается требование возможности оценки самой правительственной помощи - в отличие от ПБУ, которое устанавливает необходимость оценки выгоды, то есть результата от получения указанной помощи.

Как видно, классификация правительственной помощи для целей отражения в бухгалтерской отчетности, приведенная в МСФО 20, в большей степени, нежели в ПБУ 13/2000, основана на экономическом содержании фактов хозяйственной деятельности. Экономические критерии классификации позволяют более четко очертить область применения стандарта, а также позволяют в случае возникновения нового факта хозяйственной деятельности определить его место, основываясь на общих подходах.

В соответствии с п. 4 ПБУ 13/2000 для целей бухгалтерского учета бюджетные средства подразделяются на:

- средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.). Предоставление этих средств может сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающими приобретение определенных видов активов, их местонахождение или сроки приобретения и владения;

- средства на финансирование текущих расходов. К ним относятся бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов.

По нашему мнению, следует обратить внимание на употребление терминов "капитальные расходы" и "текущие расходы".

Необходимо отметить, что указанные понятия отсутствуют в нормативной базе по бухгалтерскому учету. Более того, согласно п. 3 ПБУ 10/99 "Расходы организации" не признается расходами организации выбытие активов в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т. п.). Расходы же, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, с выполнением работ и оказанием услуг, квалифицируются указанным ПБУ как расходы по обычным видам деятельности.

Вместе с тем понятия "капитальные расходы" и "текущие расходы" соответствуют экономической классификации расходов бюджетов РФ. Так, согласно п. 12 и 13 Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 25 мая 1999 г. N 38н:

текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование;

капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.

По нашему мнению, поскольку ПБУ устанавливает порядок бухгалтерского учета правительственной помощи для коммерческих организаций, а не бюджетных учреждений, постольку его содержание должно раскрываться в терминах законодательства по бухгалтерскому учету для коммерческих организаций, а не в терминах бюджетной классификации РФ.

В соответствии с МСФО 20 выделяются два вида правительственных субсидий:

субсидии, относящиеся к активам, - правительственные субсидии, согласно условиям предоставления которых организация должна купить, построить или иным способом получить в собственность долгосрочные активы;

субсидии, относящиеся к доходу, - правительственные субсидии, не относящиеся к активам.

С нашей точки зрения, в ПБУ следовало говорить о капитальных вложениях (инвестициях) - затратах организации на создание или приобретение внеоборотных активов: основных средств, нематериальных активов и т. п. Под текущими расходами следовало понимать расходы, обусловленные фактами хозяйственной деятельности текущего отчетного периода и признаваемые в отчете о прибылях и убытках данного периода. Такими расходами могут быть, например, себестоимость проданных товаров, оказанных услуг, общехозяйственные расходы и т. д.


Признание


В соответствии с п. 5 ПБУ 13/2000 организация принимает к бухгалтерскому учету бюджетные средства, включая ресурсы, отличные от денежных средств, при наличии следующих условий:

- имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т. п.;

- есть уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут служить утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

Согласно ПБУ бюджетные средства, которые удовлетворяют вышеперечисленным условиям признания, отражаются в бухгалтерском учете как целевое финансирование. В случае ввода внеоборотных активов в эксплуатацию или в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера бюджетные средства признаются в качестве доходов будущих периодов.

Если в соответствии с ПБУ у организации отсутствует уверенность в выполнении условий предоставления бюджетных средств, то полученные бюджетные средства должны учитываться как целевое финансирование до получения достаточных подтверждений того, что организация выполнит условия их предоставления (п. 12 ПБУ 13/2000).

По нашему мнению, в данном случае более логично было бы квалифицировать операцию фактического получения бюджетных средств как возникновение кредиторской задолженности, поскольку у организации может возникнуть необходимость их возврата.

По мере начисления амортизации внеоборотных активов, а также при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказании услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера бюджетные средства признаются внереализационным доходом.

Таким образом, бюджетные средства проходят как бы три стадии отражения в бухгалтерском учете:

- принятие к бухгалтерскому учету в качестве целевого финансирования;

- отражение как доходов будущих периодов;

- признание доходом отчетного периода.

По нашему мнению, в ПБУ установлен достаточно громоздкий порядок отражения в бухгалтерском учете, который направлен более на обеспечение процесса контроля над использованием бюджетных средств, нежели на необходимость отражения достоверного финансового состояния и финансовых результатов. Для целей финансовой отчетности имеет значение не столько приобретены ли материально-производственные запасы на средства правительственной помощи или нет, сколько формирование финансовых результатов хозяйственной деятельности. Поэтому основное внимание должно быть уделено условиям признания дохода, полученного организацией в результате предоставления ей государственной помощи.

Кроме того, следует также отметить нелогичность "преобразования" целевого финансирования в доходы будущих периодов.

Так, согласно порядку, описанному в ПБУ, целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов:

- в случае финансирования капитальных расходов - при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию;

- в случае финансирования текущих расходов - в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов и т. д.

Логичнее было бы придерживаться в обоих случаях одинакового порядка - или по факту принятия к учету (приобретения) активов, или же на момент ввода в эксплуатацию для внеоборотных активов, отпуска в производство и т. д.

Согласно МСФО 20 правительственные субсидии принимаются к учету как отложенный доход (МСФО предусматривает альтернативный вариант для правительственных субсидий, относящихся к активам, при котором суммы субсидий вычитаются из балансовой стоимости актива) и признаются в качестве дохода в тех отчетных периодах, в которых выполняются условия, непосредственно связанные с предоставлением этой субсидии.

Правительственные субсидии, относящиеся к амортизируемым активам, признаются в качестве дохода в течение срока полезного использования актива в той же пропорции, в которой начисляется амортизация по этим активам. Субсидии, относящиеся к доходу, признаются доходом в том отчетном периоде, в котором выполняются условия, непосредственно связанные с ее предоставлением.

Таким образом, в соответствии с МСФО в зависимости от целевого направления использования правительственной помощи (на приобретение, создание и т. д. внеоборотных активов, которые приносят доход в течение нескольких отчетных периодов, с одной стороны, и иных направлений, с другой стороны) устанавливаются требования к порядку признания доходов. Если ожидается, что доход может быть получен в течение нескольких отчетных периодов, то он признается в финансовой отчетности нескольких отчетных периодов, в противном случае доход признается в том отчетном периоде, в котором он возник.

Как видно, в ПБУ 13/2000 нет четкости критериев квалификации и признания в бухгалтерском учете государственной помощи. Изначально она признается как целевое финансирование. Напомним, что данная статья в бухгалтерской отчетности отражается в разделе "Капитал и резервы", согласно новому Плану счетов счет 86 "Целевое финансирование" относится к разделу VII "Капитал". Затем полученные средства квалифицируются как доходы будущих периодов. Несмотря на то что в составе бюджетных средств (см. п. 4 ПБУ 13/2000) выделяются также "средства на финансирование текущих расходов", в бухгалтерском учете полученные средства изначально квалифицируются не как текущие доходы, а фактически как доходы, которые ожидается получать в течение нескольких отчетных периодов.

На наш взгляд, логичнее было бы признавать полученные в форме государственной помощи средства на финансирование текущих расходов в качестве дохода отчетного периода.

Кроме того, следует также отметить, что на практике будет достаточно сложно на действующем предприятии проследить "путь" использования государственной помощи, полученной на финансирование текущих расходов: приобретение на предоставленные средства материальных ценностей, отпуск их в производство, начисление заработной платы, осуществление иных видов текущих затрат.

Согласно п. 10 ПБУ 13/2000 бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как внереализационные доходы.

В соответствии с МСФО указанные средства признаются в качестве дохода от чрезвычайных обстоятельств, если удовлетворяет требованиям МСФО 8 "Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике". Напомним, что согласно МСФО 8 под результатами чрезвычайных обстоятельств понимаются доходы или расходы, возникающие в результате событий или сделок, четко отличимых от обычной деятельности предприятия, частое или повторяющееся появление которых в этой связи не ожидается. Подход, соответствующий МСФО, по нашему мнению, более отвечает потребностям пользователей бухгалтерской отчетности, поскольку повышает прогнозную функцию бухгалтерской отчетности.

В ПБУ 9/99 "Доходы организации" в качестве чрезвычайных доходов указываются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.); страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и т. п. В отличие от МСФО в российских нормативных актах по бухгалтерскому учету не дается "единого" определения чрезвычайных доходов.


Возврат


Согласно п. 14 ПБУ 13/2000 в случае необходимости возврата государственной помощи, полученной в предыдущие отчетные периоды, на сумму, подлежащую возврату, производится запись:

- в части предоставленных бюджетных средств на финансирование капитальных расходов - в уменьшение целевого финансирования и возникновение задолженности по их возврату. Одновременно уменьшаются финансовые результаты организации и восстанавливается целевое финансирование на сумму амортизации основных средств и нематериальных активов, которая была начислена, и несписанной суммы доходов будущих периодов;

- в части бюджетных средств на финансирование текущих расходов - в уменьшение целевого финансирования и возникновение задолженности по их возврату. Если сумма, подлежащая возврату, превышает соответствующий остаток целевого финансирования или такой остаток отсутствует вовсе, то в бухгалтерском учете производится запись в уменьшение финансовых результатов организации и возникновение задолженности по их возврату.

В соответствии с МСФО при возврате субсидии должна быть списана та величина, которая еще не отнесена со счета отложенного дохода на финансовый результат. Величина возврата субсидии должна быть признана убытком того периода, в котором возникает требование данного возврата, в той ее части, которая уже отнесена на финансовый результат (также и в случае, если вся величина субсидии уже отнесена на финансовый результат).

Более сложный по сравнению с МСФО порядок отражения государственной помощи, установленный ПБУ 13/2000, обусловливает и более сложный порядок отражения в бухгалтерском учете процедуры возврата государственной помощи.

Пример 1

Организация получила субвенцию в размере 6000 тыс. руб. на приобретение технологической линии для производства своей продукции.

Организация приобретает линию за 7500 тыс. руб. Срок полезного использования линии составляет 10 лет.

Годовая сумма амортизационных отчислений:

7500 х 10% = 750 (тыс. руб.).

Сумма дохода, ежегодно признаваемого в отчете о прибылях и убытках:

6000 х 10% = 600 (тыс. руб.).


Схема проводок в соответствии с Планом счетов,
утвержденным в 1991 году:


Хозяйственная операция Дебет Кредит Сумма
(тыс. руб.)
Суммы субвенции признаны в качестве целевого
финансирования
Получены суммы субвенции
Приобретено оборудование (включая НДС)
Оплачено приобретенное оборудование
Оборудование введено в эксплуатацию
Суммы субвенции признаны в качестве доходов
будущих периодов (в момент ввода оборудования
в эксплуатацию)
Начислена годовая сумма амортизации
Признан доход в годовой бухгалтерской
отчетности
76

51
08**
60
01


96
20

83
96

76
60
51
08


83
02

80
6000

6000
7500
7500
7500


6000
750

600

Согласно Инструкции по применению нового Плана счетов средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетом 98 "Доходы будущих периодов" при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и т. п.

Суммы, учтенные на счете 98 "Доходы будущих периодов", списываются с этого счета в кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы".


Схема проводок в соответствии с новым Планом счетов:


Хозяйственная операция Дебет Кредит Сумма
(тыс. руб.)
Суммы субвенции признаны в качестве целевого
финансирования
Получены суммы субвенции
Приобретено оборудование (включая НДС)
Оплачено приобретенное оборудование
Оборудование введено в эксплуатацию
Суммы субвенции признаны в качестве доходов
будущих периодов (в момент ввода оборудования
в эксплуатацию)
Начислена годовая сумма амортизации
Признан доход в годовой бухгалтерской
отчетности

76
51
08
60
01


86
20

98

86
76
60
51
08


98
02

91

6000
6000
7500
7500
7500


6000
750

600

Пример 2

Организация получила субвенцию на осуществление текущих расходов в размере 5000 тыс. руб. и приобретает на все полученные средства материалы для производства своей продукции.


Схема проводок в соответствии с новым Планом счетов:


Хозяйственная операция Дебет Кредит Сумма
(тыс. руб.)
Суммы субвенции признаны в качестве целевого
финансирования
Получены суммы субвенции
Приобретены материалы (включая НДС)
Суммы субвенции признаны в качестве доходов
будущих периодов (на момент принятия к
бухгалтерскому учету материалов)
Оплачены приобретенные материалы
Материалы отпущены в производство
Суммы субвенции признаны доходом отчетного
периода (на момент отпуска материалов в
производство)

76
51
10


86
60
20


98

86
76
60


98
51
10


91

5000
5000
5000


5000
5000
5000


5000

-----------------------------

* Согласно п. 7.2.1 указанной Концепции будущие экономические выгоды - это потенциальная возможность имущества прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств или их эквивалентов в организацию. Считается, что объект имущества принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть:

- использован обособленно или в сочетании с другим объектом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи; - обменен на другой объект имущества;

- использован для погашения кредиторской задолженности;

- распределен между собственниками организации.

** В соответствии с п. 48 Инструкции ГНС РФ от 11 октября 1995 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" по основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым за счет бюджетных ассигнований, а также вводимым в эксплуатацию законченным капитальным строительством объектам независимо от источника финансирования, возмещение сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при их приобретении, не производится. Суммы налога, уплаченные по таким основным средствам и нематериальным активам поставщикам (подрядчикам), относятся на увеличение их балансовой стоимости.


Налоговая нагрузка на индивидуальных предпринимателей в 2001 году


/----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
|Годы|Объект налогообложения         |Налоговые вычеты (льготы)                  |Ставки налога                        |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Подоходный налог с физических лиц (налог на доходы физических лиц)                                                    |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|2000|Доходы  от  предпринимательской|Предоставляются льготы отдельным категориям|Ставки налога с совокупного дохода:  |
|    |деятельности,  определяемые   в|предпринимателей, указанных в пунктах  9-11|до 50,0 тыс. руб. - 12%;             |
|    |виде  разницы   между   валовым|Инструкции ГНС  РФ  от  29.06.95  N  35  "О|свыше 50,0 тыс. руб.  до  150,0  тыс.|
|    |доходом и расходами, связанными|подоходном  налоге  с  физических  лиц"  (с|руб. - 6,0 тыс. руб. + 20% от  суммы,|
|    |с их получением, а также другие|изменениями  и  дополнениями).   Совокупный|превышающей 50,0 тыс. руб.;          |
|    |облагаемые доходы              |доход   предпринимателей   уменьшается   на|свыше 150,0 тыс.  руб.  -  26,0  тыс.|
|    |                               |выплаты, предусмотренные подп. "б" и "г" п.|руб. +  30%  с  дохода,  превышающего|
|    |                               |14 указанной Инструкции                    |150,0 тыс. руб.                      |
|----+-------------------------------+-------------------------------------------+-------------------------------------|
|2001|Все  доходы  в   денежной   или|Перечень льгот практически не изменился    |Ставки налога:                       |
|    |натуральной   форме,    включая|                                           |стандартная ставка - 13%;            |
|    |суммы материальной выгоды      |                                           |с   сумм   материальной   выгоды    и|
|    |                               |                                           |выигрышей - 35%;                     |
|    |                               |                                           |с дивидендов - 30%                   |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Взносы в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ                                                       |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|2000|Доходы    предпринимателя    за|Не   начисляются   взносы    на    выплаты,|Тарифы страхового взноса:            |
|    |вычетом расходов, а также суммы|аналогичные  выплатам,   освобождаемым   от|с  доходов   от   предпринимательской|
|    |выплат наемным  работникам  или|уплаты взносов у организаций               |деятельности - 20,6%;                |
|    |по                    договорам|                                           |с выплат работникам - 28%            |
|    |гражданскоправового характера  |                                           |                                     |
|----+-------------------------------+-------------------------------------------+-------------------------------------|
|2001|Взносы  в  Пенсионный  фонд  РФ|-                                          |-                                    |
|    |заменены ЕСН                   |                                           |                                     |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Фонд социального страхования РФ                                                                                       |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|2000|Объект   обложения   аналогичен|Не    облагаются    выплаты,    аналогичные|Тариф стахового взноса - 5,4%        |
|    |объекту  обложения  взносами  у|выплатам, производимым организациями       |                                     |
|    |организаций                    |                                           |                                     |
|----+-------------------------------+-------------------------------------------+-------------------------------------|
|2001|Взносы заменены ЕСН            |-                                          |-                                    |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Фонды обязательного медицинского страхования                                                                          |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|2000|Объект   обложения   аналогичен|Не    облагаются    выплаты,    аналогичные|Тариф стахового взноса - 3,6%        |
|    |объекту  обложения  взносами  у|выплатам, производимым организациями       |                                     |
|    |организаций                    |                                           |                                     |
|----+-------------------------------+-------------------------------------------+-------------------------------------|
|2001|Взносы заменены ЕСН            |-                                          |-                                    |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Единый социальный налог                                                                                               |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|2001|Единым    социальным    налогом|Не   облагаются   выплаты,   осуществляемые|Ставки налога:                       |
|    |(взносом)  облагаются  выплаты,|индивидуальными          предпринимателями,|с выплат до 100,0 тыс. руб. в расчете|
|    |осуществляемые                 |аналогичные    выплатам,     осуществляемым|на одного работника за год -  35,6%; |
|    |предпринимателями    физическим|организациями                              |с предпринимательских доходов:       |
|    |лицам,  аналогичные   выплатам,|                                           |до 100,0 тыс. руб. в год - 22,8%;    |
|    |облагаемым ЕСН,  осуществляемым|                                           |свыше 100,0 тыс. руб., но менее 300,0|
|    |организациями. Кроме того,  ЕСН|                                           |тыс. руб. - 22,8 тыс. руб. + 12,8%  с|
|    |облагаются      доходы       от|                                           |суммы, превышающей 100,0 тыс. руб.;  |
|    |предпринимательской            |                                           |свыше 300,0 тыс. руб. до  600,0  тыс.|
|    |деятельности,    за     вычетом|                                           |руб. - 48,4 тыс. руб. + 6,4% с суммы,|
|    |расходов,      связанных      с|                                           |превышающей 300,0  тыс.  руб.;  свыше|
|    |                               |                                           |600,0 тыс. руб. - 67,6 тыс. руб. + 5%|
|    |                               |                                           |с суммы превышения                   |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |
|Налог на добавленную стоимость                                                                                        |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |
|2000|До    1    января    2001    г.|-                                          |-                                    |
|    |индивидуальные  предприниматели|                                           |                                     |
|    |плательщиками НДС не являлись  |                                           |                                     |
|----+-------------------------------+-------------------------------------------+-------------------------------------| |
|2001|Объект   обложения   аналогичен|Не   облагаются   виды   работ   и   услуг,|Ставки налога - соответственно 20%  и|
|    |объекту   обложения    НДС    у|аналогичные   видам   работ   и   услуг   у|10%                                  |
|    |организаций                    |организаций. Также не уплачивают в  течение|                                     |
|    |                               |12 месяцев НДС предприниматели,  у  которых|                                     |
|    |                               |за  предыдущие  3  месяца  налогооблагаемый|                                     |
|    |                               |оборот не превысил 1,0 млн руб.            |                                     |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Акцизы                                                                                                                |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|2000|Объект   обложения   аналогичен|Не  облагаются  акцизами  виды   продукции,|Ставки налога  аналогичны  ставкам  у|
|    |объекту  обложения  акцизами  у|аналогичные видам продукции, не  облагаемым|организаций                          |
|    |организаций                    |у организаций                              |                                     |
|----+-------------------------------+-------------------------------------------+-------------------------------------|
|2001|Объект   обложения   аналогичен|Не  облагаются  акцизами  виды   продукции,|Ставки налога  аналогичны  ставкам  у|
|    |объекту  обложения  акцизами  у|аналогичные видам продукции, не  облагаемым|организаций                          |
|    |организаций                    |у организаций                              |                                     |
\----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------/

Г. Безрученко,

аудиторская фирма "ЦБА"


Выпуск АКДИ БП N 1, январь 2001 г.



Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.