Отчет-2000. Особенности подготовки и составления
Особенность подготовки и составления бухгалтерской отчетности за 2000 год заключается в кардинальном изменении подходов не только к формированию в бухгалтерском учете информации о финансово-хозяйственной деятельности организации, но и к порядку отражения этой информации в бухгалтерской отчетности. В целях реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в 2000 году вступили в силу основополагающие документы нормативного и методического характера, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, а также внесены изменения в действующие документы. При подготовке и составлении бухгалтерской отчетности необходимо прежде всего еще раз убедиться в правильности применения новых требований и своевременно принять меры к исправлению допущенных ошибок для обеспечения полной и достоверной информации о финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности в отчетном году.
Изменения
в законодательстве по бухгалтерскому учету
В 2000 году приняты следующие документы по порядку ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности организаций:
Бухгалтерский учет
- Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н.
- Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н.
- Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденное Приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. N 2н.
Бухгалтерская отчетность
- Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организаций" ПБУ 4/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н.
- Методические указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и порядке их составления и представления, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13 января 2000 г. N 4н.
- Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности в 2000 году, утвержденные Приказом Минфина РФ от 28 июня 2000 г. N 60н (далее - Методические рекомендации).
- Положение по бухгалтерскому учету "Информация об аффилированных лицах", утвержденное Приказом Минфина РФ от 13 января 2000 г. N 5н.
- Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" ПБУ 12/2000, утвержденное Приказом Минфина РФ от 27 января 2000 г. N 11н.
- Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные Приказом Минфина РФ от 21 марта 2000 г. N 29н.
Приказами Минфина РФ от 24 марта 2000 г. N 31н и 28 марта 2000 г. N 32н внесены изменения в действующие документы нормативного и методического характера: в Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н), по учету основных средств ПБУ 6/97 (Приказ Минфина РФ от 3 сентября 1997 г. N 65н), по учету материально-производственных запасов ПБУ 5/98 (Приказ Минфина РФ от 15 июня 1998 г. N 25н), в Методические указания по учету основных средств (Приказ Минфина РФ от 20 июля 1998 г. N 33н (далее - Методические указания).
Приказом Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. N 107н исключены из нормативных актов по бухгалтерскому учету положения, относящиеся к бюджетным организациям.
Начиная с отчетности за 2000 год подлежит раскрытию информация, порядок подготовки которой установлен Положениями по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" ПБУ 7/98 (Приказ Минфина РФ от 25 ноября 1998 г. N 56н) и "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/98 (Приказ Минфина РФ от 25 ноября 1998 г. N 57н).
Принятие новых Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), в соответствии с которыми необходимо вести учет и составлять отчетность, должно в первую очередь обеспечить заинтересованных пользователей достоверной информацией о финансово-хозяйственной деятельности организации.
В новых Положениях по бухгалтерскому учету содержатся требования об объемах и формах представления информации о деятельности организации в отчетном периоде. Благодаря этому акционеры, кредиторы, государственные органы и другие лица - пользователи финансовой отчетности получают в распоряжение максимально подробные данные об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях организации. В терминах международных стандартов это называется раскрытием информации, благодаря которому отчетность перестает быть обезличенной и "наполняется" конкретным содержанием о деятельности организации за прошедший год.
Основными формами бухгалтерской отчетности являются баланс и отчет о прибылях и убытках, которые подтверждаются аудитором в установленных законодательством случаях и выносятся на рассмотрение собственников организации. Вся дополнительная информация о деятельности организации приводится в пояснениях к бухгалтерской отчетности. Если при составлении отчетности за предыдущие периоды обязательным условием было заполнение установленных Минфином РФ форм, то начиная с отчетности за 2000 год, определение объемов и форм таких пояснений оставлено на усмотрение организации. Более того, организации теперь могут самостоятельно разрабатывать даже формы баланса и отчета о прибылях и убытках. Основным требованием является соблюдение принципов достоверности и полноты представления информации о финансовом положении организации. С текущего года закрепляется принцип нейтральности информации, то есть не допускается одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей перед другими. И это лишь некоторые новшества, кардинально влияющие на тот объем сведений, который будет доступен пользователям отчетности.
Новой нормой стало обязательное раскрытие информации об учетной политике организации, то есть о методах признания активов и обязательств, способах их оценки, аналитической группировке и представления в отчетности. По сути, в пояснениях должна теперь приводиться соответствующая информация по всем видам активов, обязательств и хозяйственных операций, которые имелись в отчетном периоде. Немаловажной деталью является корректировка статей отчетности за предшествующий период в связи с внесенными изменениями в учетную политику организации. Это означает, что если учетная политика отчетного периода претерпела изменения по сравнению с принципами отражения в учете активов и обязательств, применявшимися в прошлом году, то для достижения сопоставимости данных необходимо произвести пересчет тех статей баланса и отчета о прибылях и убытках, к которым применялись измененные подходы отражения в отчетности.
С 2000 года четко закрепляется понятие существенности, введение которого в большой степени повлияет на объем и формы пояснений к отчетности. Установлено, что показатели отчетности в случае их важности, а также без знания которых невозможна достоверная оценка финансового положения или финансовых результатов деятельности организации, подлежат обязательному раскрытию в пояснениях. В отношении отчета о прибылях и убытках определено, что существенной, значимой является любая статья, доля которой превышает 5% общей суммы доходов организации за отчетный период.
Таким образом, принятие новых Положений по бухгалтерскому учету преследует цель максимально расширить доступ пользователей к информации о деятельности организации в отчетном периоде. Подтверждением служит введение требования о представлении в отчетности информации о структуре выручки по видам деятельности и географическим рынкам сбыта продукции (сегментам). Стало необходимым отражение структуры себестоимости в разрезе экономических элементов. При этом если организация вела несколько видов деятельности, то и расходы, произведенные для получения доходов по таким видам деятельности, должны отражаться в разрезе элементов, что фактически означает отражение в отчетности результата калькулирования себестоимости проданной продукции. Очевидно, что такая информация позволяет более детально судить об эффективности организации. Аналогичное требование существует и по раскрытию информации о структуре себестоимости в разрезе географических рынков сбыта. Если же организация имеет вложения в дочерние предприятия, то в составе сводной отчетности дополнительно должна быть приведена информация об активах и обязательствах сегмента, а также о внутрисегментных передачах.
С одной стороны, благодаря указанным нововведениям пользователи отчетности могут объективно судить о рентабельности тех или иных видов бизнеса, которыми занимается отчитывающийся субъект. С другой - разглашение такой информации, представляющей определенную коммерческую ценность, может нанести существенный урон данной организации. Это особенно актуально для открытых акционерных обществ, где пользователями отчетности по закону являются все акционеры, независимо от их доли в капитале общества.
Еще одним новшеством стало требование о раскрытии информации об операциях с аффилированными лицами (это касается только акционерных обществ). С 2000 года необходимо приводить полный перечень лиц как контролируемых акционерным обществом, так и контролирующих его, характер отношений с этими лицами, а также виды и оценку операций со связанными сторонами. Представляется, что для некоторой группы пользователей особенно интересным станет раскрытие методов определения цен в таких операциях. И здесь, и в других аналогичных ситуациях, где сталкиваются интересы менеджмента и владельцев организации, должен проявиться принципиальный подход аудиторских организаций, проверяющих отчетность. Если аудиторы будут закрывать глаза на отсутствие или неполноту требуемой информации, то фактически такими действиями они будут вводить в заблуждение пользователей отчетности. Соответственно можно будет говорить о факте некачественного оказания аудиторских услуг и невыполнении условий договора, что чревато лишением лицензии. Некоторые специалисты считают, что благодаря расширению требований к составлению отчетности будет происходить "проверка профессии" для многих отечественных аудиторских компаний.
Аналогичным описанному является требование о приведении данных о неденежных операциях, совершенных в отчетном периоде. Теперь организация должна описывать характер, объем и участников таких операций. Учитывая то, что у большинства российских организаций количество неденежных (товарообменные, бартерные операции, зачеты, новации и пр.) расчетов велико, то эта часть годового отчета будет иметь внушительный размер.
Существенным моментом во всех нововведениях является соблюдение принципа сопоставимости отчетной информации. Этот принцип проявляется в обязательном раскрытии информации как минимум за два года: отчетный и предыдущий отчетному. То есть весь объем сведений, наличие которых необходимо в бухгалтерской отчетности за 2000 год, должен быть приведен и за 1999 год. Таким образом, помимо указанных данных в отчетность следует включать информацию (как минимум за 2 года) о:
- наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов и основных средств, арендованных основных средств, отдельных видов финансовых вложений;
- наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов дебиторской задолженности;
- изменениях в капитале (уставном, резервном, добавочном и др.) организации;
- количестве акций, выпущенных акционерным обществом и полностью оплаченных;
- количестве акций, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично;
- номинальной стоимости акций, находящихся в собственности акционерного общества, ее дочерних и зависимых обществ;
- составе резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов, наличии их на начало и конец отчетного периода, движении средств каждого резерва в течение отчетного периода;
- наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов кредиторской задолженности;
- составе затрат на производство (издержках обращения);
- составе внереализационных доходов и расходов;
- чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности и их последствиях;
- любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации;
- событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности;
- прекращенных операциях;
- аффилированных лицах;
- государственной помощи;
- прибыли, приходящейся на одну акцию.
Очевидно, что для выполнения всего объема новых требований необходима должным образом функционирующая бухгалтерская служба. Как показывает практика, даже крупные организации не всегда обладают столь подробной аналитической информацией в силу недостаточно хорошо поставленной системы учета, что ведет к значительным затруднениям при формировании отчетности.
Другим фактором, осложняющим формирование достоверной отчетности, является неудовлетворительная подготовка ответственных работников бухгалтерских и финансовых служб.
Таким образом, в условиях перехода на новые принципы формирования информации о финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражения этой информации в бухгалтерской отчетности вопросы организации работы бухгалтерских служб и укрепления их квалифицированными специалистами, способными решить все возложенные на них задачи, являются особенно актуальными.
Б. Шарапов,
аудиторско-консультационная фирма "ФБК"
Выпуск АКДИ БП N 2, январь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.