Основные требования к сегментной отчетности (Выпуск АКДИ БП N 5, февраль 2001 г.)

Основные требования к сегментной отчетности


Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам" (далее - Положение) представляет собой один из наиболее сложных нормативных документов, применяемых при составлении сводной бухгалтерской отчетности. Проанализируем те пункты Положения, которые вызывают наибольшее количество вопросов.

На основании п. 1 и 5 "г" Положения можно сделать вывод, что организации могут самостоятельно определять целесообразность составления сегментной отчетности исходя из конкретных целей вне зависимости от необходимости составления сводной отчетности. Таким образом, информацию по сегментам могут представлять также другие организации, помимо составляющих сводную отчетность. Однако согласно п. 2 такое отношение не применяется при формировании отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составлении отчетной информации для иных специальных целей.

Определения и информация по операционному и по географическому сегментам даны в п. 5 "б", "в" Положения.


Как различить сегменты


Основными категориями, позволяющими установить различия между отчетными сегментами, являются риск и прибыль. Между видами рисков, перечисленными в п. 6 Положения, и величиной полученной прибыли достаточно тесная связь: чем больше присущий риск, тем больше вероятность получения низкой прибыли или убытка по определенному виду реализуемых товаров (продукции, работ, услуг). Несмотря на то что риски могут и не повлиять на величину полученной прибыли, важно установить градацию, позволяющую разграничить информацию по разным отчетным сегментам с учетом потенциального риска.

При разграничении информации можно воспользоваться аналитическими показателями, количественно устанавливающими различия между отчетными сегментами, принимая во внимание предполагаемые отклонения от их среднегодовой величины. Указанные отклонения призваны количественно определить степень риска изменения прибыли по отдельно взятому сегменту. В практическом виде отклонения от среднегодовых показателей представляют экспертные оценки изменения показателя в будущем.

Группировка рисков, приведенная в п. 6 Положения, может быть учтена организацией при отборе отчетных сегментов с учетом выявленных расхождений между рисками, присущими выделяемым сегментам. Данные расхождения должны быть увязаны с определяемыми организацией степенями риска.

Пример 1

Отбор отчетных (операционных) сегментов в зависимости от степени рисков.

В таблице 1 использовано шесть градаций риска: очень низкий (ОН), низкий (Н), средний (С), выше среднего (ВС), высокий (В), очень высокий (ОВ). В качестве основных видов рисков, выбранных с учетом видов деятельности организации, выступают: валютный риск, кредитный риск, ценовой риск. Информация по видам производимой продукции представлена в первой колонке табл. 1.


Таблица 1


Операционные сегменты Виды рисков
валютный кредитный ценовой
Продукция "А"
Продукция "Б"
Продукция "В"
Продукция "Г"
Продукция "Д"
ОН Н Н
С С ВС
ВС С В
Н С Н
Н Н Н



Как видно из таблицы, максимальные расхождения по степени риска наблюдаются между сегментами, представляющими продукцию "А" и продукцию "В". В то же время можно заметить, что представленные сегменты можно объединить в три группы на основании схожести по степени присущих рисков: (1) продукция "А"; (2) продукция "Г" и продукция "Д"; (3) продукция "Б" и продукция "В".

При формировании информации о выручке (доходах) организация должна принимать во внимание то, что под выручкой согласно п. 3 ПБУ 9/99 "Доходы организации" понимается показатель выручки (нетто), а не валовая выручка, поскольку суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей не признаются доходами.

Следует отметить затруднение в определении выручки, приходящейся на отчетный сегмент (п. 5 "д" Положения), которое может возникнуть при определении выручки (дохода) от операций с другими сегментами. Как в случае операций между подразделениями одного юридического лица, так и при операциях между обществами, входящими в Группу организаций, представляется методологически небесспорным требование раскрытия внутрипроизводственных и внутригрупповых доходов. В частности, согласно п. 3.8 Методических рекомендаций по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (утв. Приказом Минфина России от 30 декабря 1996 г. N 112, в редакции от 12 мая 1999 г.) при объединении бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ в сводный отчет о прибылях и убытках не включаются: выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами одной головной организации и затраты, приходящиеся на эту реализацию. В случае предлагаемого Положением варианта раскрытия также нарушается требование достоверности, содержащееся в Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций (утв. Приказом Минфина России от 28 июня 2000 г. N 60н).

Разумный компромисс заключается в раскрытии доходов по сегментам в сводной отчетности путем раздельного представления доходов сегмента от продаж внешним покупателям и доходов, полученных от операций внутри Группы.

При выделении доходов (выручки) отчетного сегмента (п. 12 "а" Положения) следует исходить из того, что отличие от состава доходов, определенного в п. 4 ПБУ 9/99 "Доходы организации", заключается в исключении из дохода сегмента части операционных доходов и всех чрезвычайных доходов.


Раскрытие расходов


Определение расходов сегмента (п. 5 "е" Положения) следует рассматривать в связи с требованием п. 21.1 ПБУ 10/99 "Расходы организации" о раскрытии расходов в связи с выделенными видами доходов, превышающими пять процентов от суммарных доходов организации. При определении существенных видов доходов, подлежащих раскрытию в отчете о прибылях и убытках, организация должна показать величину расходов, соответствующую каждому из выделяемых видов доходов, согласно п. 21.1 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 "Расходы организации" (утв. Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н).

При выполнении данного требования следует обратить внимание на следующие моменты:

- расходы, входящие в строку "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг", подлежат раскрытию в отчетности, принимая во внимание возможность их прямого соотнесения с полученными доходами. Такой вариант возможен при раскрытии выручки (нетто) по видам реализованных товаров, продукции, работ, услуг. Если речь идет о сводной отчетности, то прямое соотнесение расходов с доходами может столкнуться с определенными трудностями. Так, зачастую крупные холдинги, финансово-промышленные группы имеют дочерние общества, несущие расходы по обслуживанию производственных процессов других организаций Группы;

- при невозможности прямого соотнесения расходов с полученными доходами следует провести распределение таких расходов по выделенным видам полученных доходов. Здесь важно распределить расходы организации, относящиеся к доходам других организаций Группы, пропорционально доле дохода обслуживаемой организации в общих доходах Группы за минусом дохода, полученного обслуживающей организацией.

Пример 2

Расчет совокупного финансового результата (табл. 2).


Таблица 2


Наименование строки Знак при
расчете фи-
нансового
результата
Номер
строки
ф. 2
Комментарий
Доходы от обычных видов
деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров,
продукции, работ, услуг (за минусом
налога на добавленную стоимость,
акцизов и аналогичных обязательных
платежей)
Доходы, полученные от операций с
другими сегментами (для сводной
отчетности по группе
взаимосвязанных организаций)
Операционные доходы
Проценты к получению


Доходы от участия в других
организациях

Прочие операционные доходы




Внереализационные доходы
Себестоимость проданных товаров,
продукции, работ, услуг
Операционные расходы
Проценты к уплате



Прочие операционные расходы



Внереализационные расходы
Итого совокупный
финансовый результат (S)


(+)




(+)




(+)


(+)


(+)




(+)
(-)


(-)



(-)



(-)


стр. 010




-




стр. 060


стр. 080


стр. 090




стр. 120
стр. 020


стр. 070



стр. 100



стр. 130







Раскрытие доходов возможно путем их отдельного
представления в сводной отчетности в том случае, когда
отчетные сегменты представляют юридические лица,
входящие в Группу.

Проценты к получению включаются в расчет только в
случае, когда такие доходы являются предметом
деятельности отчетного сегмента (п. 12 "а" ПБУ 12/2000).
Дивиденды включаются в расчет только в случае, когда
такие доходы являются предметом деятельности отчетного
сегмента (п. 12 "а" ПБУ 12/2000).

Доходы от продажи финансовых вложений включаются в
расчет только в случае, когда такие доходы являются
предметом деятельности отчетного сегмента (п. 12 "а" ПБУ
12/2000).




Включаются в расчет только в случае, когда предметом
деятельности отчетного сегмента является получение
доходов от финансовой деятельности (п. 12 "б" ПБУ
12/2000).
Расходы, связанные с продажей финансовых вложений,
включаются в расчет только в случае, когда финансовые
вложения являются предметом деятельности отчетного
сегмента (п. 12 "б" ПБУ 12/2000).

Согласно п. 12 "в" Положения финансовый результат отчетного сегмента для представления в сводной бухгалтерской отчетности рассчитывается до поправок на долю меньшинства. Применение указанного подпункта представляет логическое следствие выделения выручки (доходов) по сегменту, включающей доходы, полученные от операций с другими сегментами на основании п. 5 "д" ПБУ 12/2000.


Отбор отчетных сегментов


Расчет обязательств отчетного сегмента (п. 5 "и" Положения) производится, принимая во внимание исключаемые статьи согласно п. 12 "г" Положения: "не включается задолженность по налогу на прибыль".

Согласно требованию п. 9 Положения организация должна самостоятельно определить сегменты, которые будут включены в бухгалтерскую отчетность. Следует учесть, что для выбора отчетного сегмента должно выполняться одно из указанных в этом пункте условий отбора, принимая во внимание обязательное требование о превышении выручки от продаж внешним покупателям над выручкой от операций с другими сегментами (внутригрупповые доходы). Другими словами, выручка от продаж внешним покупателям должна превышать 50% всей выручки сегмента.

Пример 3

Отбор отчетных сегментов (табл. 3). Для удобства рассмотрения приведем количественные данные для отбора операционных сегментов.


Таблица 3

Сегмент Критерии отбора в качестве отчетного сегмента Результат
отбора
выручка от
продажи
финансовый
результат
суммарные
активы
Данные по сегментам в процентах от выбранных критериальных значений
Продукция "А"
Продукция "Б"
Продукция "В"
Продукция "Г"
Продукция "Д"
Продукция "Е"
Итого
15,0
9,0
18,0
7,0
21,0
9,0
79,0
20,0
7,0
20,0
5,5
20,0
11,5
84,0
18,0
8,5
25,0
7,0
18,0
9,5
86,0
+
-
+
-
+
+

В качестве отчетных были выбраны следующие сегменты: продукция "А", "В", "Д" и "Е", поскольку они удовлетворяют одному и более критериям отбора. Как видно из таблицы, сформированные по продукции типа "Б" и "Г", сегменты не удовлетворяют ни одному из критериев и поэтому не могут быть признаны отчетными на данной стадии отбора.

При отборе сегментов в части количественного критерия по величине финансового результата сегмента следует учитывать, что расчет 10% должен производиться от суммарной величины финансового результата (прибыли или убытка) в зависимости от того, какая величина больше в абсолютном значении.

Расчет величин финансового результата по сегментам следует провести по следующему алгоритму:

1) определить выручку (нетто) и себестоимость по операционным и географическим сегментам на основании данных журнала продаж по видам товаров, продукции, работ, услуг, составляющим сегменты (аналог журнального ордера 11);

2) провести распределение суммарной величины операционных и внереализационных расходов, включаемых в расчет согласно табл. 2, между сегментами пропорционально величине себестоимости, приходящейся на соответствующие сегменты;

3) провести распределение суммарной величины операционных и внереализационных доходов между сегментами пропорционально величине выручки (нетто), приходящейся на соответствующие сегменты;

4) рассчитать финансовый результат по отдельным сегментам, учитывая результаты предыдущих этапов расчета.

Несмотря на то что по данным таблицы 3 операционные сегменты по продукции типа "Б" и "Г" не соответствуют ни одному из установленных количественных критериев отбора, тем не менее их необходимо признать отчетными сегментами. Эта мера объясняется тем фактом, что при отсутствии выделения указанных сегментов выборка отчетных сегментов не будет представительной, то есть величина выручки (дохода), приходящаяся на сегменты, будет меньше 75%. Действительно: 15,0 + 18,0 + 21,0 + 9,0 = 63%.

Таким образом, при формировании Группы отчетных сегментов, информация по которым подлежит обязательному раскрытию в отчетности, следует контролировать накопленный процент по показателю выручки от продажи (итог по столбцу 2 табл. 3). Превышение 75%-го уровня будет свидетельствовать о завершении процесса отбора отчетных сегментов. В то же время должен быть обеспечен контроль, заключающийся в проверке наличия в выборке всех сегментов, отвечающих установленным критериям отбора.

По завершении процесса отбора отчетных сегментов могут образоваться определенные сегменты, не вошедшие в состав отчетных сегментов (отдельные виды продукции, части географических рынков сбыта продукции, мест нахождения активов). Поскольку Положение не регламентирует порядок отражения тех сегментов или долей, которые не были включены в выборку, то можно предложить алгоритм, позволяющий сделать соответствующее раскрытие данных в отчетности:

1) определить типы информации, подлежащие раскрытию в бухгалтерской отчетности (на основании табл. 4);

2) провести обоснованное распределение показателей между отчетными сегментами (пример 6);

3) определить разницу между показателями и суммами их распределенных частей между отчетными сегментами;

4) включить рассчитанные разницы в статью "Прочие", которая должна присутствовать в каждой таблице, составленной для раскрытия информации по сегментам.

Предположим, что по операционным сегментам подлежат обязательному раскрытию следующие показатели: финансовый результат (прибыль или убыток), общая величина обязательств, общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам. На операционные сегменты, выделенные в качестве отчетных, приходятся следующие совокупные доли (в процентах к итогу показателя по организации в целом) - 85, 90 и 78% соответственно. Следовательно, по строке "Прочие" будут показаны величины, представляющие 15, 10 и 22% от итога раскрываемых показателей. Следует заметить, что в рассмотренном примере операционные сегменты приняты за сегменты, несущие первичную информацию.

Должна ли организация выделять для целей представления информации по сегментам только отчетные операционные сегменты или также следует раскрывать информацию по географическим сегментам?

Исходя из требований п. 21-23 Положения очевидно, что организация, представляющая информацию по сегментам, должна выделять как операционные, так и географические сегменты. Это объясняется наличием блоков первичной и вторичной информации.

Пример 4

Рассмотрим требования к раскрытию первичной и вторичной информации, приведенные в указанных пунктах Положения (табл. 4).


Таблица 4


Виды раскрываемой информации
(п. 21, 23.1, 23.2 Положения)
Вид первичной
информации
Вид вторичной
информации
ОС ГС (1) ГС (2) ОС ГС (1) ГС (2)
Общая величина выручки, в том числе полученная от продажи
внешним покупателям и от операций с другими сегментами
Финансовый результат (прибыль или убыток)
Балансовая величина активов
Величина обязательств
Величина капитальных вложений в основные средства
и нематериальные активы
Величина амортизационных отчислений по основным средствам
и нематериальным активам
Совокупная доля в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочерних
обществ, совместной деятельности, а также общая величина
вложений в эти зависимые общества и совместную деятельность
Величина выручки от продажи внешним покупателям
Балансовая величина активов сегмента, выделенного исходя
из мест расположения активов
Величина капитальных вложений в основные средства
и нематериальные активы

+
+
+
+

+

+


+
х

х

х

+
+
+
+

+

+


+
+

х

х

+
+
+
+

+

+


+
х

+

+

+ (1)
-
+ (2)
-

+ (3)

-


-
х

х

х

-
-
+ (5)
-

+ (6)

-


-
х

+ (8)

+ (9)

+ (4)
-
-
-

-

-


-
+ (7)

х

х

Сокращения в таблице:

ОС - информация по операционным сегментам;

ГС (1) - информация по географическим сегментам, выделенным исходя из местонахождения активов, отличным от мест расположения рынков сбыта;

ГС (2) - информация по географическим сегментам, выделенным исходя из мест расположения рынков сбыта, отличным от местонахождения активов.

Примечания к таблице:

- На основании п. 23 Положения вторичная информация по каждому операционному сегменту, выручка от продажи внешним покупателям которого составляет не менее 10% общей выручки организации либо величина активов которого составляет не менее 10% величины активов всех операционных сегментов, раскрывается в бухгалтерской отчетности следующими показателями:

(1) - выручка от продажи внешним покупателям;

(2) - балансовая величина активов;

(3) - величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы.

- На основании п. 22 Положения вторичная информация по каждому географическому сегменту в бухгалтерской отчетности представляется следующими показателями:

(4) - величина выручки от продажи внешним покупателям отчетного сегмента по местам расположения рынков сбыта - для каждого географического сегмента, выручка от продажи внешним покупателям которого составляет не менее 10% общей выручки организации от продажи внешним покупателям;

(5) - балансовая величина активов отчетного сегмента по местам расположения активов - для каждого географического сегмента, величина активов которого составляет не менее 10% величины активов всех географических сегментов;

(6) - величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы по местам расположения активов - для каждого географического сегмента, величина активов которого составляет не менее 10% величины активов всех географических сегментов.

- Согласно п. 23.1 Положения, если первичной информацией по сегментам признается информация по географическим сегментам, выделенным исходя из мест расположения активов, отличным от мест расположения рынков сбыта, то в дополнение к указанным в п. 21 Положения показателям по каждому географическому сегменту, выделенному исходя из мест расположения рынков сбыта и выручка от продажи внешним покупателям которого составляет не менее 10% общей выручки организации от продажи внешним покупателям, раскрывается:

(7) - величина выручки от продажи внешним покупателям.

- На основании п. 23.2 Положения, если первичной информацией по сегментам признается информация по географическим сегментам, выделенным исходя из мест расположения рынков сбыта, отличным от расположения активов, то в дополнение к указанным в п. 21 Положения показателям по каждому географическому сегменту, выделенному исходя из мест расположения активов и выручка от продажи внешним покупателям которого составляет не менее 10% общей выручки организации от продажи внешним покупателям либо величина активов которого составляет не менее 10% величины всех активов организации, в бухгалтерской отчетности раскрываются следующие показатели:

(8) - балансовая величина активов сегмента, выделенного исходя из мест расположения активов;

(9) - величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы.


Организация должна выделять три вида сегментов - операционные сегменты и два вида географических. Это объясняется необходимостью отбора сегментов, несущих первичную и вторичную информацию. В то же время, если местонахождения активов и рынков сбыта не различаются, рекомендуется выделять только один вид географических сегментов - исходя из мест расположения рынков сбыта.


Первичная и вторичная информация


Проанализируем критерии определения первичной и вторичной информации (п. 17-19 Положения).

Для решения вопроса о выборе вида отчетных сегментов, представляющих первичную и вторичную информацию, составителю отчетности следует определить степень изменения рисков и прибыли в связи с возможным влиянием изменения структуры производимой продукции и географических регионов деятельности. При определении первичной и вторичной информации должно учитываться следующее предположение: категория прибыли в большей степени связана с уже существующими различиями между производимой продукцией, географическими регионами деятельности, в то время как категория риска характеризует меру ожидаемого изменения денежного потока при изменении в структуре производимой продукции или в географических регионах деятельности.

Несмотря на то что прибыль и риск рассматриваются совместно при определении первичной и вторичной информации, они не тождественны друг другу. В связи с этим при разделении учетной информации по видам следует проводить сравнение между показателями отдельно по прибыли и присущему риску.

В качестве показателей, используемых для определения различий в получаемой прибыли, можно использовать:

- для операционных сегментов - рентабельность производства;

- для географических сегментов, выделенных исходя из местонахождения активов, отличным от мест расположения рынков сбыта, - рентабельность суммарных активов;

- для географических сегментов, выделенных исходя из мест расположения рынков сбыта, отличным от расположения активов, - рентабельность продаж.

Для определения рисков, присущих операционным и географическим сегментам, можно применять экспертные оценки изменения денежных потоков по отдельным сегментам в связи с действием макро- и микроэкономических факторов. При этом риски могут не иметь твердой количественной оценки (пример 1).

Отчетные сегменты, обладающие максимальными расхождениями по получаемой прибыли и присущим рискам, будут признаны сегментами, несущими первичную информацию. В том случае если после проведенных расчетов не удастся установить, какой вид отчетных сегментов несет первичную информацию, то согласно п. 19 Положения первичной информацией будет считаться информация по операционным сегментам, а вторичной - по географическим сегментам.

Пример 5

Определение первичной и вторичной информации по Группе организаций. Структура Группы в связи с выделенными отчетными сегментами представлена на схемах 1, 2. Операционные сегменты не совпадают с организациями, входящими в Группу (то есть один и тот же вид продукции может производить одна и более организаций), а географические рынки сбыта не соответствуют местам расположения активов.


Схема 1


Формирование отчетных операционных сегментов группы


            /-------------\  /-------------\  /-------------\
            |Организация А|  |Организация Б|  |Организация В|
            |(дочернее    |  |(дочернее    |  |(материнская |
            |общество)    |  |общество)    |  |компания)    |
            \-------------/  \-------------/  \-------------/
             /-----+------\       /-------\         /-----\
          /--+-----+--\ /-+-------+-\   /-+--\   /--+-----+--\
          |/--\   /--\| |/--\   /--\|   |/--\|   |/--\   /--\|
          ||П1|   |П2|| ||П3|   |П4||   ||П5||   ||П6|   |П7||
          |\--/   \--/| |\--/   \--/|   |\--/|   |\--/   \--/|
          \-----------/ \-----------/   \----/   \-----------/
           Сегмент А     Сегмент Б     Сегмент В  Сегмент Г

Используемые сокращения:

П1, П2...П7 - виды производимой продукции.


Схема 2


Формирование отчетных географических сегментов группы


Геграфические  Сегмент 1       Сегмент 2       Сегмент 3       Сегмент 4
сегменты      /----------\    /----------\    /----------\    /------------\
исходя из     |   Урал   |    |  Сибирь  |    |  Центр   |    |Северо-Запад|
местонахожде- \----------/    \----------/    \----------/    \------------/
ния активов        /\                 /\            /\              /\

                   |                  |             \---------------/
         /---------------------\   /---------------------\   /---------------------\
         |   Организация А     |   |   Организация Б     |   |    Организация В    |
         |(дочернее общество)  |   |(дочернее общество)  |   |(материнская компания|
         \---------------------/   \---------------------/   \---------------------/
                   |               /--------------\                |
                   \/             \/              \/               \/
             /----------------------------\
             |/----------\    /----------\|   /----------\    /------------\
             ||   Урал   |    |   Урал   ||   |  Сибирь  |    |   Центр    |
             |\----------/    \----------/|   \----------/    \------------/
             \----------------------------/       |                |
                           \/                     \/               \/
Геграфические           Сегмент 1               Сегмент 2       Сегмент 3
сегменты              /----------\            /----------\     /------------\
исходя из             |   Урал   |            |  Сибирь  |     |   Центр    |
местонахождения       \----------/            \----------/     \------------/
рынков сбыта

Приведем наиболее важные данные отчетов о прибылях и убытках организаций, входящих в Группу (табл. 5).


Таблица 5


Показатель Форма,
строка
Организация Итого по
Группе
А Б В
Выручка (нетто) от продажи товаров,
продукции, работ, услуг (за минусом
налога на добавленную стоимость,
акцизов и аналогичных обязательных
платежей)
Себестоимость проданных товаров,
продукции, работ, услуг
Валовая прибыль


ф. 2, стр. 010


ф. 2, стр. 020

ф. 2, стр. 029


150 000


(90 000)

60 000


100 000


(80 000)

20 000


200 000


(120 000)

80 000


450 000


(290 000

160 000

По данным аналитического учета получены следующие расшифровки статей отчетов о прибылях и убытках в продуктовом разрезе (табл. 6).


Таблица 6

Показатель Виды производимой продукции Итого по
Группе
П1 П2 П3 П4 П5 П6 П7 Прочие
Выручка (нетто)
Себестоимость
Валовая прибыль
75 000
(52 500)
22 500
60 000
(22 500)
37 500
7500
(6000)
1500
65 000
(50 000)
15000
25 000
(20 000)
5000
20 000
(18 000)
2000
180 000
(102 000)
78 000
17 500
(19 000)
(1500)
450 000
(290 000)
160 000

Согласно схеме 1 в Группе можно выделить четыре сегмента, данные по которым представлены в табл. 7.


Таблица 7

Показатель Операционные сегменты Итого по
Группе
Сегмент А Сегмент Б Сегмент В Сегмент Г Прочие
Выручка (нетто)
Себестоимость
Валовая прибыль
Рентабельность
производства
135 000
(75 000)
60 000

0,80
72 500
(56 000)
16 500

0,29
25 000
(20 000)
5000

0,25
200 000
(120 000)
80 000

0,67
17 500
(19 000)
(1500)

х
450 000
(290 000)
160 000

х

Кроме того, в таблице необходимо рассчитать показатель рентабельности, представляющий основу для определения различий между операционными сегментами, по следующей формуле:

Рентабельность производства = Валовая прибыль / Себестоимость.

Данные по географическим сегментам исходя из мест нахождения активов, отличных от мест расположения рынков сбыта, приведены в табл. 8.


Таблица 8


Показатель





Выручка (нетто)
Суммарные активы
Рентабельность
суммарных активов
Места нахождения активов
Итого по
Группе
Организация А Организация Б Организация В (*)
Урал Сибирь Центр Северо-Запад
150 000
700 000

0,21
100 000
600 000

0,17
133 333
1 000 000

0,13
66 667
500 000

0,13
450 000
2 800 000

х
-----------------------------

* Выручка (нетто) по организации за отчетный период составила 200 000 тыс. руб. Поскольку в Северо-Западном регионе не было продаж, то показатель выручки (нетто) был распределен между сегментами Центр и Северо-Запад пропорционально стоимости суммарных активов, находящихся на балансе организации В.


Рентабельность суммарных активов рассчитывается по формуле:

Рентабельность суммарных активов = Выручка (нетто) / Суммарные активы.

По результатам распределения на сегмент "Центр" было отнесено:

[200 000 х 1 000 000 : (1 000 000 +500 000) ] = 133 333 тыс. руб.

На сегмент Северо-Запад приходится: [200 000 х 500 000 : (1 000 000 +500 000)] = 66 667 тыс. руб.

Показатель рентабельности суммарных активов рассчитан в последней строке табл. 8 по выделенным географическим сегментам.

Рассчитаем рентабельность продаж по географическим сегментам исходя из мест расположения рынков сбыта, отличных от мест нахождения активов (см. табл. 9, 10).


Таблица 9


Показатель





Выручка (нетто)
Себестоимость
Валовая прибыль
Места расположения рынков сбыта Итого по
Группе
Организация А Организация Б Организация В
Урал Урал Сибирь Центр
150 000
(90 000)
60 000
20 000
(18 000)
2000
80 000
(62 000)
18 000
200 000
(120 000)
80 000
450 000
(290 000)
160 000

Таблица 10


Показатель Географические сегменты - ГС (2) Итого по
Группе
Урал Сибирь Центр
Выручка (нетто)
Себестоимость
Валовая прибыль
Рентабельность продаж
170 000
(108 000)
62 000
0,36
80 000
(62 000)
18 000
0,23
200 000
(120 000)
80 000
0,40
450 000
(290 000)
160 000
х

Для формирования сегмента "Урал" объединены соответствующие показатели по организации А и части продукции организации Б, проданной на Урале (табл. 10). Рентабельность продаж рассчитывается по формуле:

Рентабельность продаж = Валовая прибыль / Выручка (нетто).

Следующим этапом является расчет средней величины разницы между показателями рентабельности по отчетным сегментам. Важно отметить, что видом отчетных сегментов, несущим первичную информацию, будет признан тот вид сегментов, который имеет максимальное значение средней разницы между соответствующими показателями рентабельности.

Расчет средней разницы между показателями рентабельности осуществляется с помощью формулы:


                                   Эпсилон |Pi|
                        Рсредн. =  ------------,
                                         n

     где Рсредн.   -  средняя  разница;  Эпсилон  |Pi|  -  сумма  модулей
индивидуальных разниц между показателями рентабельности;  n -  количество
разниц.

Для удобства расчета предлагается матричная форма представления данных, которая позволит избежать риска того, что какое-либо расхождение не будет включено в расчет средней разницы. Результаты расчетов по видам сегментов приведены ниже.

Рассчитаем средние разницы по видам географических сегментов (в долях): по операционным сегментам:

(0,51 + 0,55 + 0,13 + 0,04 + 0,38 + 0,42) : 6 = 0,34;

по географическим сегментам исходя из мест нахождения активов, отличных от мест расположения рынков сбыта:

(0,04 + 0,08 + 0,08 + 0,04 + 0,04 + 0) : 6 = 0,05;

по географическим сегментам исходя из мест расположения рынков сбыта, отличных от мест нахождения активов:

(0,13 + 0,04 + 0,17) : 3 = 0,11.

Таким образом, средняя разница принимает максимальное значение по операционным сегментам.


Матрица 1


Разницы между показателями рентабельности
производства (операционные сегменты - ОС)


                          /-------------------\
                          | |А |Б   |В   |Г   |
                          |-+--+----+----+----|
                          |А|0 |0,51|0,55|0,13|
                          |-+--+----+----+----|
                          |Б|  |0   |0,04|0,38|
                          |-+--+----+----+----|
                          |В|  |    |0   |0,42|
                          |-+--+----+----+----|
                          |Г|  |    |    |0   |
                          \-------------------/

Матрица 2


Разницы между показателями рентабельности
суммарных активов - географические сегменты - ГС (1)


                        /---------------------\
                        |   |У |С   |Ц   |С-З |
                        |---+--+----+----+----|
                        |У  |0 |0,04|0,08|0,08|
                        |---+--+----+----+----|
                        |С  |  |0   |0,04|0,04|
                        |---+--+----+----+----|
                        |Ц  |  |    |0   |0   |
                        |---+--+----+----+----|
                        |С-З|  |    |    |0   |
                        \---------------------/

Сокращения в матрице:

У - Урал; С - Сибирь; Ц - Центр; С-З - Северо-Запад


Матрица 3


Разницы между показателями рентабельности
продаж - географические сегменты - ГС (2)


                      /------------------------\
                      |      |Урал|Сибирь|Центр|
                      |------+----+------+-----|
                      |Урал  |0   |0,13  |0,04 |
                      |------+----+------+-----|
                      |Сибирь|    |0     |0,17 |
                      |------+----+------+-----|
                      |Центр |    |      |0    |
                      \------------------------/

Организация может дополнительно провести рейтинговую оценку рисков, присущих различным видам выделенных отчетных сегментов. В рассматриваемом примере мы полагаем, что результаты экспертной оценки присущих рисков подтвердили расчеты средних разниц по видам отчетных сегментов. Следовательно, операционные сегменты должны быть выбраны в качестве сегментов, несущих первичную информацию.

На основании требований п. 21-23 Положения (табл. 4) сформируем набор показателей, которые организация должна раскрыть по сегментам (табл. 11).


Таблица 11


Виды раскрываемой информации ОС ГС (1) ГС (2)
1. Общая величина выручки, в том числе полученная
от продажи внешним покупателям и от операций с
другими сегментами
+ - +(1)
2. Балансовая величина активов + +(2) -
3. Величина капитальных вложений в основные
средства и нематериальные активы
+ +(3) -
4. Величина амортизационных отчислений по основным
средствам и нематериальным активам
+ - -
5. Финансовый результат (прибыль или убыток) + - -
6. Величина обязательств + - -
7. Совокупная доля в чистой прибыли (убытке)
зависимых и дочерних обществ, совместной
деятельности, а также общая величина вложений в
эти зависимые общества и совместную
деятельность
+ - -

Сокращения в таблице:

ОС - операционные сегменты; ГС (1) - географические сегменты, выделенные исходя из мест нахождения активов, отличных от мест расположения рынков сбыта; ГС (2) - географические сегменты, выделенные исходя из мест расположения рынков сбыта, отличных от мест нахождения активов. Примечания к таблице (п. 22 ПБУ 12/2000):

(1) - Для каждого географического сегмента, выделенного по местам расположения рынков сбыта, выручка от продажи внешним покупателям которого составляет не менее 10% общей выручки организации от продажи внешним покупателям.

(2) - Для каждого географического сегмента, выделенного по местам расположения активов, величина активов которого составляет не менее 10% величины активов всех географических сегментов.

(3) - Для каждого географического сегмента, выделенного по местам расположения активов, величина активов которого составляет не менее 10% величины активов всех географических сегментов.


Для представления указанных выше показателей в отчетности следует провести их распределение между сегментами.

Общая величина выручки, в том числе полученная от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами, должна быть представлена в развернутом виде - с выделением выручки, полученной от внешних покупателей, и от операций с другими сегментами. Под другими сегментами следует понимать только другие организации, входящие в Группу (см. также комментарий к п. 5 "д" ПБУ 12/2000).

Таким образом, в отношении выручки, полученной от операций между сегментами, можно говорить только о раскрытии операций между сегментами, относящимися к различным организациям, входящим в Группу.

Произведем расчет показателя выручки по сегментам, принимая во внимание дополнительные сведения о внутригрупповых оборотах. По данным журналов продаж, за отчетный год выручка, полученная от операций с другими организациями Группы, представлена следующими операциями:

1) организация А продала организациям Б и В продукцию на сумму 2500 тыс. руб., причем на 2000 тыс. руб. продукции вида П1 и на 500 тыс. руб. - продукции вида П3 соответственно;

2) организация В продала организации Б продукцию собственного изготовления на сумму 2000 тыс. руб. (по 1000 тыс. руб. продукции видов П6 и П7).

На основе приведенных данных выручка от операций Группы будет выглядеть следующим образом (см. табл. 12). Результаты таблицы можно оформить в виде информации по сегментам с учетом структуры операционных сегментов, представленных в схеме 1 (табл. 13).


Таблица 12


Показатель Виды производимой продукции Итого по
Группе
П1 П2 П3 П4 П5 П6 П7 прочие
Выручка (нетто)
включая:
Выручка от продажи
внешним покупателям
Выручка от операций
с другими сегментами
(организациями)
75 000


73 000

2000
60 000


60 000

0
7500


7000

500
65 000


65 000

0
25 000


25 000

0
20 000


19 000

1000
180 000


179 000

1000
17 500


17 500

0
450 000


445 500

4500

Таблица 13


Показатель Операционные сегменты Итого по
Группе
сегмент А сегмент Б сегмент В сегмент Г прочие
Выручка (нетто)
включая:
Выручка от продажи
внешним покупателям
Выручка от операций
с другими сегментами
(организациями)
135 000


133 000


2000
72 500


72 000


500
25 000


25 000


0
200 000


198 000


2000
17 500


17 500


0
450 000


445 500


4500

Помимо раскрытия выручки (нетто) от продаж по операционным сегментам, нужно показать выручку по географическим сегментам, выделенным по местам расположения рынков сбыта. При этом следует учитывать два обстоятельства. Информация раскрывается:

- только по сегментам, где выручка от продажи внешним покупателям составляет не менее 10% общей выручки от продажи внешним покупателям, то есть не менее 44 550 тыс. руб. (445 500 х 10% : 100). На основе данных таблицы 10 можно сделать вывод, что все географические сегменты, выделенные по местам расположения рынков сбыта, превышают 10-процентный порог;

- только по тем сегментам, по которым выручка от продажи внешним покупателям превышает 50 процентов от общей выручки по сегментам (п. 9 Положения). В нашем случае процент выручки, полученной от продаж внешним покупателям, составляет: по сегменту А - 98,52 % (133 / 135), по сегменту Б - 99,31 % (72 / 72,5), по сегменту В - 100% (25 / 25), по сегменту Г - 99% (198 / 200).

Приведем информацию по продажам продукции в разрезе мест расположения рынков сбыта (табл. 14). В данном случае надо учитывать местонахождение организаций. Организация А находится в Екатеринбурге (Урал), организация Б - в Новосибирске (Сибирь), организация В (материнская организация) - в Москве (Центр) и при этом имеет дополнительные производственные площади на Северо-Западе России (Санкт-Петербург).


Таблица 14


Показатель Места расположения рынков сбыта Итого по
Группе
организация А организация Б организация В
Урал Урал Сибирь Центр
Выручка (нетто)
включая:
Выручка от продажи
внешним покупателям
Выручка от операций
с другими сегментами
(организациями)
150 000


147 500


2500
20 000


20 000


0
80 000


80 000


0
200 000


198 000


2000
450 000


445 500


4500

Принимая во внимание местонахождение организаций Группы, внутригрупповой оборот будет представлен в следующем виде:

- организацией А (Урал) продана продукция на 2000 тыс. руб. организации Б (Сибирь) и на 500 тыс. руб. - организации В (Центр);

- организацией В (Центр) продана продукция на 2000 тыс. руб. в организацию Б (Сибирь).

Следовательно, по географическим сегментам будет сформирована следующая таблица (табл. 15).


Таблица 15


Показатель Географические сегменты - ГС (2) Итого по
Группе
Урал Сибирь Центр
Выручка (нетто)
включая:
Выручка от продажи
внешним покупателям
Выручка от операций с
другими сегментами
(организациями)
170 000


167 500


2500
80 000


80 000


0
200 000


198 000


2000
450 000


445 500


4500

Информация по общей балансовой величине активов, величине капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы, а также по общей величине амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам представлена в табл. 16.


Таблица 16


Показатель Форма, Организация Итого по
Группе
строка А Б В
Общая балансовая величина активов
Величина капитальных вложений в
основные средства и нематериальные активы
Общая величина амортизационных отчислений
по основным средствам и нематериальным
активам
ф. 1, стр. 300
ф. 1,
стр. 110, 120
ф. 5,

стр. 393, 394
900 000
200 000

30 000
1 000 000
350 000

50000
1 700 000
550 000

50 000
3 600 000
1 100 000

130 000

Произведем распределение приведенных в таблице показателей между операционными сегментами. При этом следует учитывать, что распределение суммарных активов и капитальных вложений в основные средства между сегментами будет осуществляться пропорционально выручке (нетто), полученной от продаж отдельных видов продукции (табл. 6), распределение амортизационных отчислений - пропорционально себестоимости видов реализованной продукции (табл. 17).


Таблица 17


Показатель Операционные сегменты
А Б В Г прочие
Балансовая величина активов


Вложения в основные средства
и нематериальные активы

Величина амортизационных
отчислений по основным
средствам и нематериальным
активам
1 080 000
(3 600 000 х
135 / 450)
330 000
(1 100 000 х
135 / 450)
33 621

(130 000 х
75 / 290)
580 000
(3 600 000 х
72,5 / 450)
177 222
(1 100 000 х
72,5 / 450)
25 103

(130 000 х
56 / 290)
200 000
(3 600 000 х
25 / 450)
61 111
(1 100 000 х
25 / 450)
8966

(130 000 х
20 / 290)
1 600 000
(3 600 000 х
200 / 450)
488 889
(1 100 000 х
200 / 450)
53 793

(130 000 х
120 / 290)
140 000
(3 600 000 х
17,5 / 450)
42 778
(1 100 000 х
17,5 / 450)
8517

(130 000 х
19 / 290)

Следующим шагом является распределение балансовой величины активов и вложений в основные средства и нематериальные активы между географическими сегментами, выделенными по местам расположения активов, величина активов которых должна составлять не менее 10% величины активов всех географических сегментов. Основой для распределения служат данные бухгалтерских балансов организаций, входящих в Группу, а также данные внутреннего учета организации В, имеющей производственное подразделение в Санкт-Петербурге (сегмент Северо-Запад). Соответствующие данные приведены в табл. 18.


Таблица 18


Показатель Географические сегменты - ГС (1) Итого по
Группе
Урал Сибирь Центр Северо-Запад
Балансовая величина активов
Вложения в основные средства
и нематериальные активы
900 000
200 000
1 000 000
350 000
1 200 000
200 000
500 000
350 000
3 600 000
1 100 000

Финансовый результат (прибыль или убыток) определяется на основе алгоритма, представленного в табл. 2. Приведем расчет данного показателя в табличной форме, используя отчеты о прибылях и убытках организаций Группы. При расчете финансового результата необходимо учитывать следующие моменты:

- данный показатель является синтезированным на основе данных отчета о прибылях и убытках и количественно не связан ни с одной из строк формы N 2;

- финансовый результат рассчитывается без учета внутригрупповых оборотов. Таким образом, финансовый результат, рассчитываемый для целей сегментной отчетности, не связан со статьями сводного (консолидированного) отчета о прибылях и убытках. Согласно п. 12 "в" ПБУ 12/2000 финансовый результат отчетного сегмента для представления в сводной бухгалтерской отчетности рассчитывается до поправок на долю меньшинства. Следовательно, финансовый результат включает внутригрупповые обороты. Сказанное следует учитывать при анализе информации по сегментам, представленной в рамках сводной отчетности Группы;

- финансовый результат по сегменту может быть определен только условно, поскольку точное распределение доходов и расходов между сегментами при разветвленной структуре Группы возможно только в части показателей выручки (нетто) и себестоимости. Внереализационные доходы и расходы, доходы от участия в других организациях не могут быть прямо отнесены к конкретным сегментам и поэтому подлежат распределению.

Рассчитаем финансовый результат по выделенным операционным сегментам. Основой распределения является величина финансового результата по Группе в целом, равная 169 200 тыс. руб. (табл. 19).


Таблица 19


Показатель Форма, строка Организация Расчет фи-
нансового
результата
А Б В
Выручка (нетто) от продажи товаров,
продукции, работ, услуг (за минусом
налога на добавленную стоимость,
акцизов и аналогичных обязательных
платежей)
Доходы от участия в других
организациях
Внереализационные доходы
Себестоимость проданных товаров,
продукции, работ, услуг
Внереализационные расходы
Итого финансовый результат (прибыль
ф. 2, стр. 010




ф. 2, стр. 080

ф. 2, стр. 120
ф. 2, стр. 020

ф. 2, стр. 130
-
150 000




-

1000
(90 000)

(500)
60 500
100 000




-

0
(80 000)

(100)
19 900
200 000




6000

3000
(120 000)

(200)
88 800
450 000




6000

4000
(290 000)

(800)
169 200

При расчете следует воспользоваться данными табл. 7 в части показателей выручки (нетто) и себестоимости. Таким образом, необходимо провести распределение внереализационных доходов, операционных доходов (проценты к получению, доходы от участия в других организациях), а также внереализационных расходов. Можно использовать следующие базы распределения для вышеназванных показателей:

- пропорционально выручке (нетто), полученной от продаж видов продукции, относящихся к различным операционным сегментам, - для внереализационных доходов, операционных доходов (проценты к получению, доходы от участия в других организациях);

- пропорционально себестоимости видов проданной продукции, относящихся к различным операционным сегментам, - для внереализационных расходов, операционных расходов (проценты к уплате). Результаты расчетов представлены в табл. 20.


Таблица 20


Показатель Операционные сегменты Итого по
Группе
сегмент А сегмент Б сегмент В сегмент Г прочие
Доля сегмента в выручке (нетто)

Доля сегмента в себестоимости

Выручка (нетто)
Себестоимость
Доходы от участия в других
организациях*
Внереализационные доходы

Внереализационные расходы

Финансовый результат
(прибыль или убыток)
0,30
(135 : 450)
0,26
(75 : 290)
135 000
(75 000)
-

1200
(4000 х 0,3)
(208)
(800 х 0,26)
60992
0,16
(72,5 : 450)
0,19
(56 : 290)
72 500
(56 000)
-

640
(4000 х 0,16)
(152)
(800 х 0,19)
16988
0,06
(25 : 450)
0,07
(20 : 290)
25 000
(20 000)
-

240
(4000 х 0,06)
(56)
(800 х 0,07)
5184
0,44
(200 : 450)
0,41
(120 : 290)
200 000
(120 000)
6000

1760
(4000 х 0,44)
(328)
(800 х 0,41)
87432
0,04
(17,5 : 450)
0,07
(19 : 290)
17 500
(19 000)
-

160
(4000 х 0,04)
(56)
(800 х 0,07)
(1396)
1,00

1,00

450 000
(290 000)
6000

4000

(800)

169 200

-----------------------------

* Поскольку доходы от участия в других организациях получены только организацией В и являются предметом ее деятельности, они должны быть отнесены полностью на сегмент Г. Однако в том случае, если часть проданной продукции по организации В не входила бы в соответствующий сегмент (т. е. была бы включена в раздел "Прочие"), то следовало бы провести распределение доходов от участия в других организациях между сегментом Г и разделом "Прочие" пропорционально долям выручки (нетто) от продаж соответствующих видов продукции.


Распределение суммарных обязательств


При распределении суммарных обязательств Группы между операционными сегментами необходимо учесть, что из суммарных обязательств (сумма итогов разделов IV и V пассива балансов организаций Группы) согласно п. 12 "г" ПБУ 12/2000 необходимо вычесть задолженность организаций по налогу на прибыль.

Пример 6

Распределение суммарных обязательств Группы организаций. Исходные данные те же, что и в примере 5. Обязательства организаций Группы составляют 1 900 000 тыс. руб., включая задолженность перед бюджетом (сумма по строке 626 балансов организаций) - 3000 тыс. руб. На основании данных аналитического учета задолженность перед бюджетом по налогу на прибыль составляет 1200 тыс. руб.

Следовательно, суммарные обязательства, подлежащие распределению между операционными сегментами, составят: 1 900 000 - 1200 = 1 898 800 тыс. руб. В качестве базы распределения может выступать выручка (нетто), приходящаяся на отдельно взятый сегмент. Определение величины обязательств по сегментам приведено в табл. 21. В то же время величина обязательства по налогу на прибыль будет включена в группу "Прочие".


Таблица 21


Показатель Операционные сегменты Итого по
Группе
сегмент А сегмент Б сегмент В сегмент Г прочие
Доля сегмента в выручке
(нетто)
Обязательства
Обязательство по налогу
на прибыль, тыс. руб.
Обязательства сегментов
0,30
(135 : 450)
569 640
0

569 640
0,16
(72,5 : 450)
303 808
0

303 808
0,06
(25 : 450)
113 928
0

113 928
0,44
(200 : 450)
835 472
0

835 472
0,04
(17,5 : 450)
75 952
1200

77 152
1,00

1 898 800
1200

1 900 000

Совокупная доля в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочерних обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений в эти зависимые общества и совместную деятельность могут быть условно распределены между отчетными сегментами, так как данные виды показателей имеют отношение к организациям, входящим в Группу.

Таким образом, для решения указанной проблемы должна существовать либо жесткая связь предмета договора о совместной деятельности с конкретными видами деятельности - производством и продажей определенных видов продукции, либо возможность соотнесения финансовых вложений в зависимые и дочерние общества с видами производственной деятельности таких обществ.

Предположим, что ни одна из организаций Группы не работала в отчетном году по договору о совместной деятельности. Но в то же время организация В владеет 80% долей в уставном капитале организации А и 90% долей в капитале организации Б.

В связи с этим говорить о распределении вышеуказанных показателей между операционными сегментами можно только при условии разложения вложений материнской компании В в дочерние общества (Б и А) между отчетными сегментами, которые относятся исключительно к дочерним обществам. При обратном подходе распределение показателей между сегментами, относящимися к материнской компании, становится бессмысленным.

Исходя из сказанного, в качестве базы распределения предлагается использовать суммарную выручку (нетто) по всем сегментам Группы, за исключением сегмента Г, представляющего только материнскую компанию (продукция видов П6 и П7).

Действительно, выручка (нетто) по продукции видов П6 и П7, представляя сегмент Г, полностью соответствует одноименному показателю отчета о прибылях и убытках организации В (20 000 + 180 000 = 200 000 тыс. руб.). При этом группа продукции "Прочие" должна быть полностью включена в базу распределения, потому что виды продукции, включенные в указанную статью, относятся исключительно к сегментам дочерних обществ. В табл. 22 показано распределение финансовых вложений в дочерние общества, принимая во внимание вышеназванные особенности расчета.


Таблица 22


Показатель Операционные сегменты дочерних обществ Итого по
Группе
сегмент А сегмент Б сегмент В прочие
Выручка (нетто)
Доля выручки (нетто)
в общем итоге
Распределение
финансовых вложений
в дочерние общества
135 000
0,54
(135 : 250)
18 090

(33 500 х 0,54)
72 500
0,29
(72,5 : 250)
9715

(33 500 х 0,29)
25 000
0,10
(25 : 250)
3350

(33 500 х 0,10)
17 500
0,07
(17,5 : 250)
2345

(33 500 х 0,07)
250 000
1,00

33 500

Приложение к таблице 22


Участие материнской организации в уставных капиталах дочерних обществ


Дочернее общество Величина
уставного
капитала (УК),
тыс. руб.
Доля
материнской
организации
в УК, %
Финансовые вложения
материнской
организации в
дочерние общества,
в тыс. руб.

Организация А
Организация Б
Итого
финансовые вложения
материнской организации
в дочерние общества
(данные строки 141 ф.1
организации В)

25 000
15 000
33 500

80
90

20 000
13 500

Подведение итогов


Завершающим этапом всей проделанной работы является представление информации по отчетным сегментам (табл. 23-25).


Таблица 23


Информация по операционным сегментам (в тыс. руб.)


Показатель Операционные сегменты Итого по
Группе
сегмент А сегмент Б сегмент В сегмент Г прочие
I. Информация о финансовых результатах Группы
Финансовый результат (прибыль или убыток)
Выручка (нетто),
включая:
Выручка от продажи внешним покупателям
Выручка от операций с другими сегментами
(организациями)
60 992
135 000

133 000

2000
16 988
72 500

72 000

500
5184
25 000

25 000

0
87 432
200 000

198 000

2000
(1396)
17 500

17 500

0
169 200
450 000

445 500

4500
II. Информация об активах и обязательствах Группы
Балансовая величина активов
Обязательства
Величина вложений в дочерние общества
1 080 000
569 640
18 090
580 000
303 808
9715
200 000
113 928
3350
1 600 000
835 472
-
140 000
77 152
2345
3 600 000
1 900 000
33 500
III. Информация о составе основных средств Группы
Вложения в основные средства и нематериальные
активы
Величина амортизационных отчислений по основ-
ным средствам и нематериальным активам
330 000

33 621
177 222

25 103
61 111

8966
488 889

53 793
42 778

8517
1 100 000

130 000
IV. Доля организации в чистой прибыли (убытке) дочерних обществ
Дочернее общество Доля материнской организации в уставном капитале дочернего общества, %
Организация А
Организация Б
80
90

Таблица 24


Информация по географическим сегментам, выделенным
исходя из мест нахождения активов, отличных от мест
расположения рынков сбыта (в тыс. руб.)


Показатель Географические сегменты - ГС (1) Итого по
Группе
Урал Сибирь Центр Северо-Запад
Балансовая величина активов
Вложения в основные средства
и нематериальные активы
900 000

200 000
1 000 000

350 000
1 200 000

200 000
500 000

350 000
3 600 000

1 100 000

Таблица 25


Информация по географическим сегментам,
выделенным исходя из мест расположения рынков сбыта,
отличных от мест нахождения активов (в тыс.руб.)


Показатель Географические сегменты - ГС (2) Итого по Группе
Урал Сибирь Центр
Выручка (нетто),
включая:
Выручка от продажи
внешним покупателям
Выручка от операций
с другими сегментами
(организациями)
170 000

167 500

2500
80 000

80 000

0
200 000

198 000

2000
450 000

445 500

4500

Приведенный вариант раскрытия данных по операционным сегментам отличает раздельное представление показателей, между которыми можно установить тесные аналитические связи. Это позволяет определить степень эффективности деятельности всей Группы в целом. В частности, для анализа сегментов могут использоваться следующие коэффициенты:

- рентабельность продаж - для блока информации о финансовых результатах Группы;

- отношение обязательств к суммарным активам - для блока информации об активах и обязательствах Группы;

- коэффициент обновляемости основных средств - для блока информации о составе основных средств Группы.

На основе информации по географическим сегментам можно определить эффективность использования основных средств, расположенных в местах нахождения географических рынков сбыта. Кроме того, эта часть информации может использоваться как база для дальнейшего анализа сбытовой политики Группы. Представляется рациональным совместный анализ информации по операционным и географическим сегментам.


Заключительные процедуры


Составителю отчетности следует обратить особое внимание на порядок отбора сегментов для раскрытия в бухгалтерской отчетности, установленный п. 11 Положения. Даже в том случае, когда на отобранные сегменты уже приходится не менее 75% выручки организации (п. 10 ПБУ 12/2000), обязательно нужно включить в выборку отчетный сегмент, который был выделен в предыдущем отчетном году, вне зависимости от его существенности для представления информации по сегментам в отчетном периоде.

Норма п. 14 Положения дополняет требование п. 3.3 Методических рекомендаций по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (утв. Приказом Минфина России от 30 декабря 1996 г. N 112): "При составлении сводной бухгалтерской отчетности используется единая учетная политика в отношении аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ".

При изменении учетной политики информация по отчетным сегментам за предыдущие отчетные периоды должна быть приведена в соответствие с учетной политикой отчетного года.

Раскрытие изменений в учетной политике, влияющих на оценку информации по сегментам (п. 15 Положения), должно быть представлено в пояснительной записке к годовому отчету организации (Группы организаций). Кроме того, необходимо учесть требования п. 3, 8, 9 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом Минфина России от 28 июня 2000 г. N 60н, - обеспечить сопоставимость данных за ряд отчетных периодов, что позволит значительно улучшить восприятие сегментной информации.

Выделение первичной и вторичной информации по отчетным сегментам (п. 20 Положения) должно сопровождаться распоряжением или внутренним приказом руководителя организации.

Заключительным моментом составления информации по сегментам является увязка итогов сегментных показателей по Группе с остатками соответствующих статей сводных бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. В практическом виде это можно сделать, добавив к табл. 23, 24 (справа от столбца "Итого по Группе") дополнительно двух столбцов - "Корректировка" и "Данные отчетности". Суммы, показанные в столбце "Корректировка", представляют разницу между данными сводной (консолидированной) отчетности и итогами по всем сегментам по соответствующим показателям отчетности.


Н. Клинов,

аудитор


Выпуск АКДИ БП N 5, февраль 2001 г.



Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение