Порядок использования льгот по налогу на прибыль (Выпуск АКДИ БП N 12, март 2001 г.)

Порядок использования льгот по налогу на прибыль


Говоря о льготах по налогу на прибыль, следует иметь в виду, что статьей 8 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" восстановлено право субъектов РФ предоставлять эти льготы, которое они утратили с 1 апреля 1999 г. с введением в действие Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций". В пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты, вправе устанавливать льготы по налогу на прибыль и представительные органы местного самоуправления.

При этом право предоставления льгот законодательными органами субъектов РФ восстановлено с 1 апреля 1999 г. Следовательно, организации, которые ранее не воспользовались льготами, предоставленными субъектами РФ, могут уточнить расчеты по налогу на прибыль за 1999-2000 гг. Одновременно с этим уточняются расчеты сумм дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета) за соответствующие отчетные периоды. Порядок проведения перерасчетов предусмотрен Письмом МНС РФ от 19 октября 2000 г. N ВГ-6-02/812.

Пример 1

В соответствии с законодательством субъекта РФ с 1 января 1999 г. ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, снижена для предприятий хлебопекарной промышленности на 50% и составила 14,5%. Согласно Федеральному закону N 62-ФЗ эта льгота с 1 апреля 1999 г. не предоставлялась. Поскольку Федеральным законом N 118-ФЗ право субъектов РФ на предоставление льгот восстановлено с 1 апреля 1999 г., ООО "Рассвет", занимающееся выпечкой хлебобулочных изделий, имеет право заявить льготу по налогу на прибыль и составить уточненные расчеты за I полугодие, 9 месяцев и за 1999 г., за I кв., I полугодие, 9 месяцев и за 2000 г.

Предположим, что налогооблагаемая прибыль по строке 5 Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли за I кв. 1999 г., I полугодие, 9 месяцев и за 1999 г. составила соответственно 300,0 тыс. руб.; 600,0; 900,0 и 1200,0 тыс. руб.

В I кв. 1999 г. организация в оспользовалась правом на льготу, исчислив налог на прибыль по ставке 14,5% в сумме 43,5 тыс. руб. В этом случае сумма налога на прибыль к уменьшению по строке 12 "б" Расчета за I полугодие 1999 г. составит: 43,5 тыс. руб. (600,0 тыс. руб. х 14,5% : 100% - 43,5 тыс. руб.); за 9 месяцев - 87,0 тыс. руб. (900,0 тыс. руб. х 14,5% : 100% - 43,5 тыс. руб.); за 1999 г. - 130,5 тыс. руб. (1200,0 тыс. руб. х 14,5% : 100% - 43,5 тыс. руб.).

Одновременно уточняем Расчеты дополнительных платежей в бюджет (уменьшения из бюджета).

В связи с тем что перерасчеты по аналогичным расчетам за истекшие кварталы ранее уже были осуществлены, в нашем примере суммы налога к уменьшению по строке 5 Расчета дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета) составят за II, III и IV кв. 1999 г. по 43,5 тыс. руб.

При условии, что ставка рефинансирования Центробанка РФ на протяжении 1999 г. не изменялась и была 28% годовых, сумма средств, подлежащих возмещению из бюджета, будет за II, III и IV кв. 1999 г. по 5,22 тыс. руб. ежеквартально.

Аналогично уточняются расчеты по налогу на прибыль и расчеты дополнительных платежей (возврата из бюджета) за 2000 г.

Органы власти муниципальных образований могут предоставлять льготы по налогу на прибыль с 1 января 2001 г. в том случае, если они в соответствии с предоставленными им Федеральным законом N 118-ФЗ полномочиями приняли соответствующие законодательные акты о введении на своих территориях налога на прибыль, зачисляемого в муниципальный бюджет.

Следует также иметь в виду, что, поскольку плательщиками налога на прибыль с 1 января 2000 г. являются организации, а их филиалы только выполняют обязанности организаций по уплате налога по месту своего нахождения, льготы, предоставленные налогоплательщикам законодательными актами субъектов РФ по месту нахождения филиалов, при исчислении налога на прибыль организациями не учитываются.

Организация вправе применять льготы по налогу, предоставленные федеральным законодательством, законодательством субъекта РФ и муниципальным законодательством по месту своей государственной регистрации.


Капитальные вложения


В соответствии с п. 1 "а" ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при фактически произведенных (оплаченных) затратах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, освобождается от налогообложения прибыль, направленная ими на финансирование капитальных вложений (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели (в том числе проценты по кредитам).

Эта льгота предоставляется при условии полного использования предприятиями сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату. При этом речь идет об износе (амортизации), начисленном за отчетный период текущего года.

Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 37 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств на сумму присоединенных к счету 01 "Основные средства" затрат уменьшается собственный источник, остающийся в распоряжении организации (за исключением амортизации).

Пунктом 44 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28 июня 2000 г. N 60н, предусмотрено включение в добавочный капитал части нераспределенной прибыли, оставшейся в распоряжении организации, в сумме, направленной на капитальные вложения. Данная сумма показывается в составе данных группы статей баланса "Добавочный капитал". Одним из таких источников является прибыль организации, оставшаяся после ее налогообложения, направленная на финансирование капитальных вложений. В связи с этим рекомендуется организациям отражать операцию по направлению прибыли на эти цели проводкой:

Д-т сч. 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и К-т сч. 87 "Добавочный капитал".

Однако при этом не учитывается, что содержащиеся в названных нормативных документах по бухгалтерскому учету положения о порядке отнесения на добавочный капитал организаций сумм прибыли, направленной ими на финансирование капитальных вложений, не дают четкого разъяснения порядка определения указанных сумм прибыли.

Так, п. 37 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 20 июля 1998 г. N 33н, организациям рекомендуется вначале направлять на такие цели суммы начисленного износа (амортизации), то есть те, которые могли бы быть источником капитальных вложений, начисленные со дня образования организации, а не с начала года.

Расчет данных сумм составить практически невозможно, поскольку суммы износа, являющиеся источником капитальных вложений, со счета 02 "Износ основных средств" не списываются. Следовательно, невозможно определить и сумму прибыли, которую организация должна отразить по названным счетам бухгалтерского учета.

Поскольку сумму прибыли, направляемую на увеличение добавочного капитала организации, определить не представляется возможным, то и для целей налогообложения сумму прибыли, направляемую на финансирование капитальных вложений, организация не обязана отражать по счетам бухгалтерского учета.

В связи с этим, по мнению автора, при учете льготы по налогу на прибыль в части прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений, организации по-прежнему должны руководствоваться Методическими рекомендациями по отдельным вопросам налогообложения прибыли, доведенными до налоговых органов Письмом Госналогслужбы России от 7 октября 1998 г. N ШС-6-02/768. Согласно п. 3 названных Методических рекомендаций в соответствии с требованиями по оформлению документов по бухгалтерскому учету при осуществлении капитальных вложений соответствующие источники финансового обеспечения хозяйственных операций не списываются. Так, сумма амортизационных отчислений, отраженная в бухгалтерском учете на счетах учета затрат в корреспонденции с кредитом счета 02 "Износ основных средств", при решении вопроса о предоставлении льготы по налогу на прибыль лишь принимается во внимание.

Аналогично должны приниматься во внимание суммы ранее созданных фондов накопления, доли нераспределенной прибыли прошлых лет (так как требования обязательного создания организацией каких-либо фондов с отражением на счетах бухгалтерского учета отсутствуют), нераспределенной прибыли за соответствующий отчетный период текущего года.

МНС РФ в п. 8 Разъяснений по отдельным вопросам, связанным с применением налогового законодательства о налогообложении прибыли (дохода) юридических лиц, направленных налоговым органам Письмом от 15 февраля 2001 г. N ВГ-6-032/139, также указало, что при решении вопроса о предоставлении льготы по налогу на прибыль суммы нераспределенной прибыли должны только "приниматься во внимание".

Необходимо учесть и мнение Президиума ВАС РФ, изложенное в Информационном письме от 14 ноября 1997 г. N 22 "Обзор судебной практики применения законодательства о налоге на прибыль" (п. 4), о том, что единственными условиями для предоставления организациям названной льготы по налогу на прибыль являются:

- полное использование ими сумм износа (амортизации), начисленных за отчетный период;

- использование льготы не должно уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50%.

В связи с изложенным неотражение в бухгалтерском учете операций по использованию прибыли на финансирование капитальных вложений проводками по дебету счета 88 и кредиту счета 87 не должно являться основанием для непредоставления льготы по налогу на прибыль.

Указанная льгота предоставляется только при фактически произведенных затратах за счет прибыли, остающейся в распоряжении организаций, то есть прибыли, определенной по данным бухгалтерского учета, а не налогооблагаемой прибыли, учтененной организацией в расчете по налогу на прибыль. Это вытекает из положения п. 1 ст. 8 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", согласно которому налог на прибыль определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности.

Следовательно, льгота не может быть предоставлена организациям, имеющим по балансу убыток.

Пример 2

В 2000 г. организацией приобретено здание под склад стоимостью 6000,0 тыс. руб. Оплата произведена полностью. Право собственности на здание зарегистрировано. Стоимость здания учтена на счете 01 "Основные средства".

Нераспределенная прибыль на 1 января 2001 г. - 18 000,0 тыс. руб.

Сумма облагаемой прибыли по Расчету (декларации) по налогу на прибыль за 2000 г. - 20 000,0 тыс. руб., налог на прибыль с которой без учета льготы должен составить 6000,0 тыс. руб.

В этом случае организация имеет право заявить льготу по налогу на прибыль в сумме 3000,0 тыс. руб. (6000,0 тыс. руб. х 50%).

Пример 3

Стоимость приобретенного объекта основных средств та же. Нераспределенная прибыль на 1 января 2001 г. - 5000,0 тыс. руб.; налогооблагаемая прибыль за 2000 г. - 10 000,0 тыс. руб., налог на прибыль - 3000,0 тыс. руб.

В данной ситуации организация имеет право заявить льготу по налогу на прибыль в размере 1500,0 тыс. руб. (3000,0 тыс. руб. х 50%).

Пример 4

Стоимость приобретенного объекта основных средств та же. Непокрытый убыток на 1 января 2001 г. - 2000,0 тыс. руб. Налогооблагаемая прибыль за 2000 г. - 3000,0 тыс. руб., налог на прибыль - 900,0 тыс. руб.

Льгота в данном случае не предоставляется.

При определении суммы, подлежащей льготированию, следует учитывать фактически произведенные капитальные вложения вне зависимости от срока ввода строящихся объектов в действие.

Это подтверждается п. 7 названных выше Разъяснений МНС РФ, согласно которому если расходы организации по приобретению основных средств фактически произведены в 2000 г., а на учет объект основных средств поставлен в 2001 г., то организация имеет право на льготу за 2000 г. Для ее получения она обязана представить в налоговый орган документы, подтверждающие отражение стоимости основных средств по дебету счета 01 "Основные средства" в 2001 г.

Если затраты по приобретению основных средств по счету 01 "Основные средства" отражены организацией в 2000 г., а фактически оплачены в 2001 г., то льгота по налогу на прибыль предоставляется за отчетный период 2001 г.

При этом МНС РФ указало, что по организациям, которым указанная льгота по налогу на прибыль предоставлялась ранее в ином порядке (по итогам годовых расчетов за 1998, 1999, 2000 гг.), перерасчет налога на прибыль не производится. По мнению автора, указанная оговорка ни к чему не обязывает, поскольку названные выше Разъяснения не относятся к нормативным документам. В них даны рекомендации МНС РФ по отдельным вопросам налогообложения прибыли, которыми организации вправе воспользоваться, если им это выгодно. Согласно ст. 54 и 78 НК РФ организации вправе уточнить расчеты по налогу на прибыль за 1998, 1999 и 2000 гг.

Льготу следует предоставлять не только при условии отражения объекта основных средств на счете 01 "Основные средства", но и в соответствующих случаях на счете 08 "Капитальные вложения".

Это связано с тем, что с 1 января 2000 г. в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету основных средств стоимость объектов основных средств, не прошедших государственную регистрацию, организация должна учитывать на счете 08 "Капитальные вложения". Льгота же по налогу на прибыль предоставляется независимо от того, зарегистрировано или нет право собственности на приобретенный объект основных средств.

Пример 5

По условиям примера 2 стоимость приобретенного здания фактически оплачена в декабре 2000 г., а государственная регистрация осуществлена в феврале 2001 г.

В связи с этим затраты по приобретению здания в сумме 6000,0 тыс. руб. учтены в 2000 г. по Д-т сч. 08 "Капитальные вложения". В состав основных средств, учитываемых по Д-т сч. 01 "Основные средства", указанный объект зачислен в феврале 2001 г.

Несмотря на то что в 2000 г. приобретенное здание не зачислено в состав основных средств, организация имеет право заявить льготу по налогу на прибыль за 2000 г.

Пример 6

Фактическая оплата объекта основных средств, приобретенного в 2000 г., произведена в январе 2001 г.

В этом случае организация имеет право заявить льготу по налогу на прибыль за январь 2001 г. (при месячных расчетах по налогу на прибыль) или за I кв. 2001 г. (при квартальных расчетах).

Пример 7

Оплата приобретенного объекта основных средств произведена в декабре 2000 г., а на баланс он принят в январе 2001 г.

Организация имеет право заявить льготу по налогу на прибыль за 2000 г.

При реализации или безвозмездной передаче (в течение 2 лет с момента получения льготы по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений) основных средств и объектов, не завершенных строительством, при приобретении и сооружении которых организациями были получены льготы по налогу на прибыль, налогооблагаемая прибыль подлежит увеличению на остаточную стоимость основных средств и сумму затрат по указанным объектам в пределах сумм предоставленной льготы.

Пример 8

Предприятием начато строительство здания в феврале 1999 г. В феврале 2001 г. строительство закончилось, и здание сразу же продали. В течение 1999-2000 гг. предприятию предоставлялась льгота по прибыли, направленной на капитальные вложения.

В этом случае налогооблагаемую прибыль необходимо увеличить на остаточную стоимость этих средств, принимаемую на дату их реализации в 2001 г., в пределах сумм предоставленной ранее льготы.

Законодательством по налогу на прибыль предусмотрено предоставление названной льготы только организациям, осуществляющим развитие собственной производственной базы.

На этом основании, с позиции Минфина РФ, в случае передачи организацией основных средств в качестве доли участника простого товарищества или в аренду, если при их приобретении были получены льготы по налогу на прибыль, налогооблагаемая прибыль подлежит увеличению на стоимость этих основных средств в пределах суммы полученной льготы.

По мнению автора, подтверждением того, что организацией осуществляется развитие собственной производственной базы, является факт постановки на баланс приобретенных или введенных в строй объектов основных средств или фактически произведенные расходы по вводу в эксплуатацию основных средств, учтенные на счете 08 "Капитальные вложения".

Поэтому при отсутствии факта продажи основных средств или передачи права собственности на них в иной форме новому собственнику в течение 2 лет со дня получения льготы по налогу на прибыль оснований для отмены льготы нет, даже если основные средства временно передаются на баланс простого товарищества или арендатора.

В указанных случаях не происходит смена собственника. Следовательно, нельзя утверждать, что эти основные средства не используются для развития собственной производственной базы организации.

Льгота по налогу на прибыль предоставляется при условии полного использования организациями сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату. В связи с этим возникает вопрос о том, какие суммы амортизации следует учитывать при предоставлении льготы по налогу на прибыль: рассчитанные одним из способов, рекомендованных нормативными документами по ведению бухгалтерского учета, и отраженные в бухгалтерском учете или принимаемые для целей налогообложения прибыли?

При решении данного вопроса необходимо учитывать экономическое содержание указанной льготы. Эта льгота направлена на стимулирование деятельности организаций по восстановлению и модернизации их основных средств, на возмещение ранее произведенных ими затрат на приобретение основных средств c целью развития их производственной базы.

Поскольку одним из собственных источников модернизации основных средств является накопленная амортизация, льгота по налогу на прибыль предоставляется только в той части затрат по приобретению основных средств, которая не была возмещена организацией путем ее отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) через механизм амортизационных отчислений. Именно с такой целью при освобождении от налогообложения прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений, из фактически произведенных затрат исключаются суммы начисленного износа (амортизации). Поэтому при расчете суммы льготируемой прибыли должна учитываться амортизация, фактически начисленная организацией и учтенная по балансу, а не та, которая учитывается при формировании налогооблагаемой прибыли. Данной точки зрения придерживается и МНС РФ (см. указанные выше Разъяснения).

Нужно иметь в виду, что указанная льгота предоставляется только в части прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений производственного назначения, и только предприятиям отраслей сферы материального производства. Состав затрат, относимых к капитальным вложениям, определен Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (Письмо Минфина России от 30 декабря 1993 г. N 160) и Инструкцией о порядке составления статистической отчетности по капитальному строительству (постановление Госкомстата России от 24 сентября 1993 г. N 185). При предоставлении льготы по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений, не учитываются затраты, связанные с приобретением нематериальных активов, земельных участков и объектов природопользования.

Определение характера капитальных вложений с точки зрения их отнесения к вложениям производственного назначения осуществляется в соответствии с Инструкцией по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 3 декабря 1996 г. N 123. В соответствии с п. 6.1 Инструкции к объектам производственного назначения относятся объекты, функционирующие в сфере материального производства: в промышленности, сельском хозяйстве и заготовках сельхозпродукции, водном и лесном хозяйстве, на транспорте и в связи, в строительстве, торговле и общественном питании, материально-техническом снабжении и сбыте.

Предприятия бытового обслуживания могут быть отнесены к производственной или непроизводственной сфере в зависимости от видов бытовых услуг, оказываемых населению. Перечень услуг, на основании которых их относят к предприятиям производственных видов бытового обслуживания, приведен в п. 6.3 Инструкции Госкомстата РФ N 123.

При размещении предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, связи и т. п. во встроенных, встроенно-пристроенных и пристроенных к жилым домам нежилых помещениях стоимость последних включается в объем капитальных вложений на жилищное строительство.

При отнесении предприятий к отраслям сферы материального производства следует руководствоваться Общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства. Согласно ОКОНХ к сфере материального производства относятся следующие отрасли народного хозяйства:

промышленность; сельское хозяйство; лесное хозяйство; рыбное хозяйство; транспорт и связь; строительство; торговля и общественное питание; материально-техническое снабжение и сбыт; заготовки; информационно-вычислительное обслуживание; операции с недвижимым имуществом; общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (включающая в себя посреднические услуги при купле-продаже товаров, ценных бумаг, валюты и сдаче внаем (в аренду, в прокат) без выраженной специализации, посреднические услуги в области транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, образования, культуры, здравоохранения и науки, рекламу и представительские услуги, аудиторскую деятельность, маркетинговые исследования, консультации по вопросам коммерческой деятельности, финансов и управления); геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая служба (геологическая разведка недр, съемка геологического содержания земной поверхности и дна Мирового океана и глубинное изучение, геодезическая служба, гидрометеорологическая служба, хозяйственные управления геологоразведочными, геодезическими и гидрометеорологическими организациями), прочие виды деятельности сферы материального производства (редакции и издательства; киностудии, студии звукозаписи; изготовление кинофильмов, звукозапись без работ и услуг, выполняемых по заказам населения; изготовление любительских кинофильмов, услуги звукозаписи по заказам населения; заготконторы по сбору металлолома и утиля; вневедомственная охрана; другие, не перечисленные выше организации сферы материального производства; хозяйственное управление прочими видами деятельности сферы материального производства).

В составе производственных предприятий и организаций могут быть подразделения с непроизводственными функциями - медицинские пункты, организации культурно-бытового обслуживания населения и т. п. В любом случае затраты организации капитального характера по развитию указанных подразделений не относятся к затратам, связанным с ее производственной деятельностью, и, следовательно, не могут осуществляться за счет льготы по налогу на прибыль.

Льгота по прибыли, направленной на финансирование жилищного строительства, предоставляется предприятиям всех отраслей народного хозяйства. Перечень затрат и порядок их включения в стоимость жилищного строительства указаны в п. 9.5 Инструкции Госкомстата России N 123.

Сумма прибыли, фактически направленная в порядке долевого участия на финансирование капитальных вложений, определяется на основании письменного подтверждения организации-застройщика, аккумулирующей средства для долевого строительства, о фактически произведенных затратах в отчетном периоде, распределенных между предприятиями-дольщиками.

При финансировании капитальных вложений за счет кредитов банка льгота предоставляется не на сумму кредита, а на сумму прибыли, направленной на его погашение, с учетом процентов по кредиту и в пределах сумм, фактически использованных для осуществления расчетов по затратам капитального характера.

Пример 9

В январе 2000 г. организацией получен банковский кредит для приобретения здания под склад в сумме 6000,0 тыс. руб., под 30% годовых, со сроком погашения 1 год 8 месяцев.

За 2000 г. организацией произведено погашение основного долга в сумме 2700,0 тыс. руб. и процентов по кредитному договору в сумме 1162,5 тыс. руб. Всего на погашение кредита и процентов по нему направлено 3862,5 тыс. руб.

На указанную сумму организация вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль при соблюдении других условий (при наличии достаточной для этого нераспределенной прибыли и соблюдении ограничителя в виде 50% от суммы налога на прибыль, исчисленного без учета названной льготы).


Если производство - вновь созданное


В соответствии с дополнением, внесенным в ст. 6 Закона о налоге на прибыль Федеральным законом N 62-ФЗ, от налогообложения освобождается прибыль, полученная от вновь созданного производства на период его окупаемости, но не превышающий трех лет. При этом не учитываются производства, созданные в сферах торговой, снабженческо-сбытовой и посреднической деятельности.

Вновь созданным производством признается производство, выделенное в обособленное структурное подразделение на базе новых (приобретенных или сооруженных) производственных мощностей, стоимость которых превышает 20 млн руб.

Согласно ст. 11 Налогового кодекса РФ под обособленным подразделением организации следует понимать любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом в соответствии со ст. 55 ГК РФ территориальное обособление подразделения организации означает его расположение вне места нахождения (то есть места государственной регистрации) самой организации. Таким образом, для получения указанной льготы необходимо, чтобы вновь созданное производство было территориально обособленно (располагалось вне места государственной регистрации организации). Льгота предоставляется при наличии технико-экономического обоснования, согласованного с государственными органами исполнительной власти субъектов РФ.

Не признается вновь созданным производство, организованное на базе производственных мощностей, приобретенных как имущественный комплекс.

Указанная льгота предоставляется при условии ввода названных производственных мощностей после 1 апреля 1999 г. независимо от того, когда начато их строительство (сооружение).

Пример 10

ООО "Золотая рожь", расположенное в Московской обл., осуществило строительство цеха по производству безалкогольных напитков в другом городе области стоимостью 21000,0 тыс. руб. Строительство объекта начато в 1997 г. В июне 1999 г. объект сдан в эксплуатацию.

Организация имеет право на освобождение от налогообложения прибыли, полученной от производства и реализации продукции указанного цеха с 1 июля 1999 г. по 30 июня 2001 г. При этом должно быть обеспечено раздельное ведение бухгалтерского учета финансовых результатов деятельности цеха и финансовых результатов от других видов деятельности организации.


Льгота на НИОКР


В соответствии с п. 1 "ж" ст. 6 Закона о налоге на прибыль прибыль организаций уменьшается на суммы, направленные на проведение НИОКР, а также в Российский фонд фундаментальных исследований и Российский фонд технологического развития, но не более 10% в общей сложности от суммы налогооблагаемой прибыли.

Таким образом, организации имеют возможность уменьшать налогооблагаемую прибыль на затраты, связанные с НИОКР, дважды.

Кроме названной льготы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 октября 1999 г. N 1156 "Об утверждении Порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок" организации могут относить на затраты, связанные с производством продукции, отчисления во внебюджетные фонды до 1,5% от ее себестоимости.

Научные организации, прошедшие государственную аккредитацию, в соответствии с п. 6 "д" Закона о налоге на прибыль, имеют право освобождать от налогообложения средства, направленные непосредственно на проведение и развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в соответствии с Порядком и по Перечню, утвержденными постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2001 г. N 91 "Об использовании научными организациями части прибыли, остающейся в их распоряжении, на проведение и развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ".

Под научно-исследовательской и опытно-конструкторской работой понимается:

- деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе фундаментальные научные исследования и прикладные научные исследования;

- деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для решения технологических, инженерных, социальных, гуманитарных и иных проблем науки, техники и производства как единой системы;

- деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований, включая экспериментальные разработки, или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

Эти работы должны соответствовать Перечню работ, утвержденному названным правительственным постановлением. В соответствии с п. 6 Порядка использования научными организациями части прибыли, остающейся в их распоряжении, на проведение и развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ к средствам, направленным научной организацией на указанные цели, относятся затраты, которые разрешено относить на себестоимость продукции, учитываемую для целей налогообложения прибыли. Перечень указанных затрат определен Положением о составе затрат.

Таким образом, если организация осуществляет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, включенные в утвержденный Правительством РФ Перечень работ, то материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов и прочие затраты, связанные с осуществлением этих НИОКР, могут относиться на уменьшение налогооблагаемой прибыли.

Если осуществляемые виды НИОКР не вошли в правительственный Перечень работ, то на затраты по их проведению, относящиеся к затратам капитального характера, организация не имеет права ни увеличивать себестоимость продукции, ни уменьшать налогооблагаемую прибыль.

Пример 11

Организация осуществляет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке новой модели легкового автомобиля. Указанные работы вошли в Перечень работ, утвержденный правительственным постановлением. Затраты на проведение НИОКР, предусмотренные Положением о составе затрат, составили 1000,0 тыс. руб. Помимо этого организация осуществляет другие виды предпринимательской деятельности.

Нераспределенная прибыль на конец отчетного периода составила 5000,0 тыс. руб.

За отчетный период организацией приобретены основные средства производственного назначения на 700,0 тыс. руб.

В этом случае расчет для получения льготы по НИОКР составляется следующим образом.

В первую очередь прибыль направляется на финансирование капитальных вложений. В нашем примере организация может принять эти затраты в полном объеме - 700,0 тыс. руб., так как они не вышли за рамки ограничения, установленные п. 4.7 Инструкции МНС РФ от 15 июня 2000 г. N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (5000,0 тыс. руб. х 30% : 100% : 2 = 750,0 тыс. руб.).

Оставшаяся сумма прибыли (5000,0 тыс. руб. - 700,0 тыс. руб.) может быть направлена на НИОКР согласно п. 4.7 Инструкции МНС РФ N 62 без ограничений.

В нашем примере организация льготирует прибыль, направленную на покрытие затрат по НИОКР, в сумме 1000,0 тыс. руб.


Поддержка малых предприятий


В соответствии с законодательством по налогу на прибыль в первые два года со дня государственной регистрации не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы). Льгота предоставляется при условии, что выручка от реализации по указанным видам деятельности составляет более 70% от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). В третий и четвертый год работы эти предприятия уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25 и 50% от установленной ставки, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

В случае прекращения малым предприятием льготируемого вида деятельности до истечения 5-летнего срока со дня его регистрации сумма налога на прибыль подлежит внесению в федеральный бюджет в полном размере за весь период его деятельности. При этом сумма налога увеличивается на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Центробанка России за пользование банковским кредитом, действующей в соответствующих отчетных периодах.

В то же время если организация неправомерно пользовалась льготой по налогу на прибыль по причине утраты ею статуса субъекта малого предпринимательства, например по причине изменения состава учредителей или их долей в уставном капитале, то с нее взыскивается сумма налога на прибыль за весь период и пеня. Кроме того, в порядке, предусмотренном ст. 122 НК РФ, могут быть применены штрафные санкции в виде взыскания 20% (а в соответствующих случаях и 40%) от неуплаченной суммы налога.

В этой ситуации сумма налога на прибыль, взыскиваемая с организации, на ставку рефинансирования Центробанка РФ не увеличивается.

Следует отметить, что законодательством не установлен удельный вес льготируемого вида деятельности в общем объеме выручки от реализации продукции (работ, услуг) в пятый год работы малого предприятия. В связи с этим, по мнению автора, удельный вес льготируемого вида деятельности может быть любым, позволяющим классифицировать ее как предпринимательскую деятельность. Иными словами, эта деятельность должна носить систематический характер и быть направлена на получение прибыли (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Этот вид деятельности выделяется в форме N 2 "Отчет о прибылях и убытках" отдельной строкой. Следовательно, объем выручки от осуществления льготируемого вида деятельности должен составлять не менее 5% в общем объеме выручки от реализации продукции (работ, услуг) малого предприятия (п. 18.1 ПБУ 9/99).

Многопрофильные малые предприятия, занимающиеся наряду с льготируемой деятельностью также и другими видами деятельности (например, торгово-закупочной), обязаны обеспечить раздельный учет результатов хозяйственной деятельности.

Малые предприятия, осуществляющие наряду с другими видами деятельности также и торгово-закупочную деятельность, при определении удельного веса в объеме реализации продукции (работ, услуг) видов деятельности, предоставляющих право на получение льготы по налогу на прибыль, при определении удельного веса выручки по торгово-закупочной деятельности в общем объеме выручки от реализации до 1 октября 2000 г. должны были учитывать объем товарооборота.

В связи с введением в действие Инструкции МНС РФ N 62 с 1 октября 2000 г. многопрофильные организации, осуществляющие в том числе и торгово-закупочную деятельность, под выручкой от реализации товаров при расчете удельного веса льготируемых видов деятельности должны учитывать валовую прибыль от их реализации по данным формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках".

Малым предприятиям, осуществляющим функции генподрядчиков, необходимо иметь в виду следующее. В соответствии с законодательством льгота по налогу на прибыль предоставляется малым предприятиям, осуществляющим строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы).

Согласно действующему Плану счетов генподрядчик на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" отражает стоимость законченных объектов строительства или работ, выполненных по договорам подряда и субподряда. Однако для исчисления удельного веса выручки по льготируемым видам деятельности следует принимать выручку генподрядчика от реализации строительно-монтажных работ, выполненных собственными силами.

Следует иметь в виду, что льгота не распространяется на заказчиков-застройщиков, так как согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) данные организации по назначению являются организациями, осуществляющими хозяйственное управление строительством.

Указанная льгота не распространяется также на проектно-сметные, проектно-изыскательские организации, организации по установке систем охранной сигнализации, а также на другие организации, которые согласно ОКДП не осуществляют непосредственно строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы).


Льготирование организаций кинематографии


В соответствии с Федеральным законом от 6 января 1999 г. N 10-ФЗ "О внесении дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" от налогообложения освобождается прибыль организаций кинематографии, направленная на финансирование строительства кинозалов (в том числе в порядке долевого участия) и на погашение кредитов и процентов по кредитам банков, полученных и использованных на эти цели. Также освобождается от налогообложения прибыль организаций, направляемая на производство и тиражирование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.

Порядок и условия выдачи названного удостоверения устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации".

Таким образом, льгота по налогу на прибыль предоставляется как организациям кинематографии, осуществляющим развитие собственной производственной базы (строительство кинозалов), так и организациям - инвесторам программ по производству и тиражированию кинопродукции - национальных фильмов.

Размер льготы в виде освобождения от налогообложения прибыли организаций кинематографии, направляемой ими на строительство кинозалов, ограничивается в соответствии с п. 7 ст. 6 Закона о налоге на прибыль 50% суммы налога, исчисленной без учета этой и ряда других льгот, указанных в названном пункте. В то же время размер льготы в виде освобождения от налогообложения прибыли организаций-инвесторов, направленной на финансирование программ по производству и тиражированию национальных фильмов, не ограничен.

В соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" инвесторами являются организации, осуществляющие капитальные вложения на территории РФ за счет собственных и (или) привлеченных средств. Причем субъект инвестиционной деятельности может совмещать функции инвестора, заказчика, подрядчика и пользователя объекта инвестиционной деятельности.

Следовательно, если организация кинематографии направляет прибыль на строительство кинозалов и на производство и тиражирование национальных фильмов, то часть прибыли, идущая на строительство кинозалов, будет исключаться из налогообложения в пределах, установленных п. 7 ст. 6 Закона о налоге на прибыль. Прибыль же, направляемая на развитие производства и тиражирование национальных фильмов, будет исключаться из налогооблагаемой базы в полной сумме.

Согласно определению, данному Федеральным законом N 126-ФЗ, к организациям кинематографии относятся организации, основным видом деятельности которых является производство фильмов, кинолетописей, тиражирование фильмов, прокат фильмов, показ фильмов, техническое обслуживание кинозала и т. п.

Статьей 4 названного Федерального закона установлено, что фильм является национальным при условии, что его продюсер и авторы фильма - граждане РФ и в состав съемочной группы входит не более 30% лиц, не имеющих гражданства РФ. Фильм должен сниматься на русском языке или других языках народов РФ.

Не менее 50% объема работ по производству, тиражированию, прокату и показу фильма должно осуществляться организациями, зарегистрированными в РФ, а иностранные инвестиции в фильм не должны превышать 30% его сметной стоимости.

Для подтверждения права на льготы организациям, перечислившим средства на производство и тиражирование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, необходимо представить в налоговую инспекцию одновременно с расчетом (налоговой декларацией) налога от фактической прибыли копии удостоверения национального фильма и платежные документы, подтверждающие перечисление средств на указанные цели.

Средства, полученные организацией на производство и тиражирование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, но использованные не по целевому назначению, считаются безвозмездно полученными и облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке.

Следует отметить, что указанные льготы по налогу на прибыль действуют до 1 января 2002 г.


Средства массовой информации


Как установлено Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. N 188-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах", не подлежит налогообложению прибыль, полученная редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями, организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции и передающими центрами от производства и распространения продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, в части, зачисляемой в федеральный бюджет.

Кроме того, у указанных организаций не подлежит налогообложению, без ограничений по размеру, прибыль, полученная от других видов деятельности, при условии ее направления на капитальные вложения по основному профилю деятельности.

Пример 12

Организация занимается изданием научно-технической книжной продукции и оптовой торговлей.

За I кв. 2001 г. нераспределенная прибыль составила 10000,0 тыс. руб., в том числе от издательской деятельности - 8000,0 тыс. руб. и от торговой деятельности - 2000,0 млн руб.

Организацией приобретены основные средства для использования в издательской деятельности на сумму 2000,0 тыс. руб.

В этом случае прибыль от издательской деятельности освобождается от налогообложения полностью. Кроме того, организация использует без ограничения по размеру льготу в виде освобождения от налогообложения прибыли, полученной от других видов деятельности и направленной на финансирование капитальных вложений, связанных с издательской деятельностью, - 2000,0 тыс. руб.

Также не подлежит уплате в федеральный бюджет налог с прибыли, полученной полиграфическими организациями от производства книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, и от производства продукции средств массовой информации.

Названная льгота действует до 1 января 2002 г. (ст. 1 Федерального закона от 16 ноября 1998 г. N 170-ФЗ "О внесении изменения в ст. 4 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах").

Следует отметить, что согласно ст. 1 Федерального закона от 1 декабря 1995 г. N 191-ФЗ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации" под организацией по распространению периодических печатных изданий следует понимать организацию, осуществляющую реализацию периодических печатных изданий в РФ и в других государствах. При этом организации по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции включают в себя организации оптовой и розничной торговли.

Перечень книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, освобождаемой от налога на прибыль, сообщен налоговым органам Письмом Госналогслужбы РФ от 7 июня 1996 г. N ПВ-6-03/393.

Льгота не применяется на производство и распространение продукции средств массовой информации рекламного и эротического характера.

Продукция средств массовой информации носит рекламный характер, если удельный вес рекламы превышает 40% объема отдельного номера периодического издания, а в теле-, радиопрограммах - 25% объема вещания. При отнесении напечатанной или передаваемой в средствах массовой информации и книжной продукции информации к рекламе необходимо руководствоваться Законом РФ от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе".

Под средствами массовой информации эротического характера понимаются периодические печатные издания или теле-, радиопрограммы, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу.

Для обоснования правильности применения рассматриваемых льгот необходимо ведение раздельного учета.

Организации, осуществляющие виды деятельности помимо освобождаемых от уплаты налога, определяют льготируемую прибыль в порядке, установленном приказом руководителя организации (пропорционально печатным листам-оттискам, выручке от реализации, прямой заработной плате, товарообороту).

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы в этом случае распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности в общей сумме выручки.

Пример 13

Издательство осуществляет издание газеты экономического содержания и рекламной газеты. За I кв. 2001 г. выручка от реализации печатной продукции составила 20000,0 тыс. руб., в том числе от реализации экономической газеты - 12000,0 тыс. руб. и от реализации рекламной газеты - 8000,0 тыс. руб. Прибыль издательства за этот период - 1500,0 тыс. руб.

В этом случае прибыль от издания экономической газеты, освобождаемая от уплаты налога на прибыль в федеральный бюджет и определенная пропорционально выручке от реализации, составит 900,0 тыс. руб. [1500,0 тыс. руб. х (12000,0 тыс. руб. : 20000,0 тыс. руб. х 100%)].

Следует отметить, что организации, занимающиеся издательской деятельностью, наряду со льготами, предоставленными Федеральным законом N 188-ФЗ, имеют право использовать и иные льготы, установленные ст. 6 Закона о налоге на прибыль.


Ю. Подпорин,

ведущий эксперт "БП",

государственный советник налоговой службы III ранга


Выпуск АКДИ БП N 12, март 2001 г.



Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение