Письмо Управления МНС по г. Москве от 21 апреля 2000 г. N 15-06/15752
Вопрос: Российское юридическое лицо представило в налоговую инспекцию заявление на предварительное освобождение от налогообложения доходов от источников в Российской Федерации по форме 1013DT(1996) по доверенности за иностранное юридическое лицо (резидент Республики Франция). Вид дохода, указанный в заявлении: "Организация перевалки сырой нефти на экспорт".
Инспекция, рассмотрев по существу представленные документы, отказала в рассмотрении заявления по следующим основаниям: доход, указанный в заявлении иностранного юридического лица носит "активный" характер. Согласно письму ГНИ по г. Москве от 07.09.98 N 30-14/27215, изданному на основании письма Госналогслужбы Российской Федерации от 26.06.98 N 06-1-14/745, предварительное освобождение иностранного юридического лица, не имеющего российского ИНН, от налогообложения по доходам в связи с деятельностью в Российской Федерации (активным доходам) может быть предоставлено в случае, если такая деятельность прямо указана в конкретном соглашении об избежании двойного налогообложения как не приводящая к образованию постоянного представительства и не подлежащая налогообложению в Российской Федерации.
Российское юридическое лицо как доверенное лицо иностранного юридического лица не согласилось с действиями Инспекции и указало на незаконность вышеуказанных писем.
Правомерны ли действия Инспекции в указанной ситуации?
Ответ: В соответствии со ст.10 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" иностранные юридические лица уплачивают налоги по доходам, источник которых находится на территории Российской Федерации.
Согласно п.5.3 инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц", изданной на основании Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", удержание сумм налога с доходов иностранных юридических лиц от источников в Российской Федерации производится по всем видам доходов во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев осуществления деятельности через постоянное представительство. В случае наличия международного договора, в котором установлены пониженные ставки налога или полное освобождение от налогообложения в Российской Федерации сумм доходов, производится возврат излишне удержанного у источника выплаты налога.
Указанное положение также подтверждается ст.7 Налогового кодекса РФ, согласно которой, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Кроме того, если получаемые иностранным юридическим лицом доходы от источников в Российской Федерации имеют регулярный и однотипный характер и эти доходы в соответствии с международным соглашением об избежании двойного налогообложения не подлежат обложению налогом в Российской Федерации, то иностранное юридическое лицо, имеющее фактическое право на получение таких доходов, может подать заявление в местный налоговый орган о неудержании налога от источника (п.6.4 указанной Инструкции).
Вместе с тем, согласно письму ГНИ по г. Москве от 07.09.98 N 30-14/27215, изданному на основании письма ГНС РФ от 26.06.98 N 06-1-14/745, доходами, о которых можно заранее сказать, что они не должны подлежать налогообложению у источника выплаты и, следовательно, по которым можно подать заявление на предварительное освобождение от удержания налога у источника выплаты, могут быть в основном только "пассивные" (перечень "пассивных" доходов приведен в приложении к письму ГНС РФ от 31.12.97 N ВГ-6-06/928).
Что касается активных доходов, то есть доходов, связанных с осуществлением иностранным юридическим лицом самостоятельно или через третьих лиц какой-либо деятельности в Российской Федерации, то сделать предварительный вывод о том, приведет ли конкретная деятельность иностранного лица к возникновению налоговых обязательств в России, то есть к образованию постоянного представительства, или о том, что доходы от такой деятельности подпадают под освобождение в соответствии с конкретным соглашением, можно лишь в ограниченных случаях.
В связи с вышеизложенным предварительное освобождение иностранной компании, не имеющей российского ИНН, от налогообложения по доходам в связи с деятельностью в Российской Федерации (активным доходам) может быть предоставлено в случае, если такая деятельность прямо указана в конкретном соглашении об избежании двойного налогообложения как не приводящая к образованию постоянного представительства (например строительная площадка, существующая менее одного месяца) или как не подлежащая налогообложению в Российской Федерации деятельность (например международные перевозки). В таких случаях иностранное юридическое лицо должно направить в налоговый орган заявление на предварительное освобождение по старой форме 1013DT(1996).
В поступившем в Инспекцию заявлении по форме 1013DT(1996) на предварительное освобождение от налогообложения доходов от источников в Российской Федерации на 2000 год, представленном российским юридическим лицом по доверенности за иностранное юридическое лицо (резидент Республики Франция), указан вид дохода - "Организация перевалки сырой нефти на экспорт". Доходы будут выплачиваться российским юридическим лицом иностранному юридическому лицу по договору. Сторонами договора являются иностранное юридическое лицо (резидент Республики Франция) - Агент и российское юридическое лицо - Принципал. Предметом договора является следующее: Принципал поручает, а Агент принимает на себя обязательства от своего имени и за счет Принципала по организации перевалки на экспорт сырой нефти через российский морской порт в количестве, необходимом Принципалу. Агент, действуя от своего имени, производит расчеты с портом за перевалку, организует экспедиторское обслуживание перевозимой нефти Принципала и ее декларирование на таможне.
Указанный вид деятельности носит "активный" характер.
Конвенцией между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество от 26.11.96 прямо не предусмотрен такой вид деятельности, как оказание услуг по организации перевалки сырой нефти на экспорт (экспедиторское обслуживание перевозимой нефти, ее декларирование на таможне и т. п.).
Учитывая изложенное, а также письмо ГНИ по г. Москве от 07.09.98 N 30-14/27215, доход, указанный иностранным юридическим лицом в заявлении по форме 1013DT(1996), предварительному освобождению не подлежит.
Что касается вопроса о незаконности писем Госналогслужбы РФ от 26.06.98 N 06-1-14/745 и ГНИ по г. Москве от 07.09.98 N 30-14/27215 (изданного на основании указанного письма ГНС РФ), первое из которых не опубликовано, и ни одно из них не зарегистрировано в Минюсте РФ, и, таким образом, по утверждению налогового агента, не имеют юридической силы и не могут служить законным обоснованием каких-либо позиций или действий налоговых органов по отношению к налогоплательщикам и налоговым агентам, то разъясняем следующее.
В соответствии со ст.4 Налогового кодекса РФ Министерство Российской Федерации по налогам и сборам издает обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" государственной регистрации подлежат только нормативные правовые акты.
Кроме того, в соответствии с п.8.2 инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц", зарегистрированной Минюстом Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве (Госналогслужба Российской Федерации) в случае внесения изменений в формы документов, установленных указанной инструкцией, издает новые формы и разъяснения по их заполнению.
Учитывая изложенное, письмо Госналогслужбы Российской Федерации от 26.06.98 N 06-1-14/745 не требует государственной регистрации и обязательно к применению нижестоящими органами налоговой службы Российской Федерации. На основании указанного письма Госналогслужбы РФ ГНИ по г. Москве издано письмо от 07.09.98 N 30-14/27215, опубликованное в установленном порядке и подлежащее применению.
Так как международные договоры имеют приоритет над российским налоговым законодательством, в данном случае Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество от 26.11.96, то в соответствии с п.6.2 инструкции Госналогслужбы РФ от 16.06.95 иностранное юридическое лицо (резидент Республики Франция) имеет право подать заявление в территориальный налоговый орган для осуществления процедуры возврата уплаченного налога на доходы иностранных юридических лиц от источников в Российской Федерации в течение года с момента получения дохода.
Заместитель руководителя Управления |
А.А. Глинкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 21 апреля 2000 г. N 15-06/15752
Текст письма опубликован в газете "Московский налоговый курьер", N 8, 2000 г.