Письмо Управления МНС по г. Москве от 29 марта 2000 г. N 03-08/13013 О возможности учета безвозмездного взноса общественной организации ветеранов одновременно и в качестве льготы по налогу на прибыль, установленной Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", и в качестве льготы, предусмотренной Законом г. Москвы "О ставках и льготах по налогу на прибыль"

Письмо Управления МНС по г. Москве от 29 марта 2000 г. N 03-08/13013


Вопрос: Организация безвозмездно перечислила в 1999 году 2 млн. руб. общественной организации ветеранов подразделений особого риска. Правомерно ли учесть данный взнос одновременно и в качестве льготы по налогу на прибыль, связанной с благотворительной деятельностью, установленной Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", и в качестве льготы, связанной с направлением средств в общественные организации, осуществляющие лечение инвалидов-чернобыльцев, проживающих в городе Москве?


Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы взносов на благотворительные цели (включая связанные с реализацией программ переквалификации офицеров и социальной защиты воинов - интернационалистов, воевавших в Афганистане, и военнослужащих, увольняемых в запас), в экологические и оздоровительные фонды, на восстановление объектов культурного и природного наследия, общественным организациям инвалидов, их предприятиям, учреждениям и объединениям, общероссийским общественным объединениям, специализирующимся на решении проблем национального развития и межнациональных отношений, в фонды поддержки образования и творчества, детским и молодежным общественным объединениям, религиозным организациям (объединениям), зарегистрированным в установленном порядке, средств, перечисленных предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения, народного образования, социального обеспечения и спорта, природным заповедникам, национальным природным и дендрологическим паркам, ботаническим садам, но не более 3 процентов облагаемой налогом прибыли, а государственным учреждениям и организациям культуры и искусства, кинематографии, архивной службы, творческим союзам и иным объединениям творческих работников, в чернобыльские благотворительные организации, в том числе международные, и их фонды - не более 5 процентов облагаемой налогом прибыли.

Кроме того, указанная льгота в совокупности с другими льготами, установленными п.1 ст.6 (за исключением подпунктов "г", "д" и "е") и п. 5 ст. 6 названного Закона не должна уменьшать фактическую сумму налога на прибыль, исчисленную без учета данных льгот, более чем на 50%.

Статьей 2 Закона г. Москвы от 18.06.97 N 19 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" с 01.07.97 для предприятий и организаций, расположенных на территории г. Москвы, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности при исчислении налога на прибыль, зачисляемого в городской бюджет, установлены дополнительные льготы.

Согласно п. 9 ст. 2 Закона сумма налога на прибыль, зачисляемая в бюджет г. Москвы, уменьшается на величину взносов в общественные организации, направляемых на лечение постоянно проживающих в г. Москве инвалидов, подвергшихся радиационному воздействию, включая ветеранов подразделений особого риска (далее - инвалиды-лучевики). Льгота предоставляется на величину затрат по лечению инвалидов, давших обязательство получать дополнительную помощь в лечении только через одну общественную организацию.

Налог на прибыль, зачисляемый в городской бюджет, определяется исходя из ставки налога на прибыль и налоговой базы, размер которой определен с учетом льгот, предусмотренных федеральным законодательством.

Учитывая, что размер льготы по налогу на прибыль, связанной с направлением средств на благотворительные цели и установленной Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" имеет названные ограничения, то Законом г. Москвы предоставлена дополнительная возможность уменьшить суммы налога на прибыль, причитающегося в городской бюджет на сумму взноса на благотворительные цели, направленного на лечение указанных инвалидов, при условии если сумма такого взноса не учтена при определении налоговой базы по Федеральному Закону.

Совпадение целевого характера благотворительных взносов, учитываемых как объект вышеназванных льгот, не может служить основанием для исключения одной и той же суммы указанного взноса сначала из налоговой базы, исходя из которой определяется налог, а затем из суммы этого налога.

При выборе льготного режима налогообложения налогоплательщик имеет право:

- пользоваться только льготами, установленными Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций";

- использовать только льготы, установленные Законом г. Москвы от 18.06.97 N 19 "О ставках и льготах по налогу на прибыль";

- применять льготы, установленные ст. 2 Закона города Москвы, после использования аналогичных льгот, установленных Законом Российской Федерации.

Например, организация-налогоплательщик за отчетный период одновременно использовала льготы по налогу на прибыль, установленные п. 1 ст. 6 Закона российской Федерации от 27.21.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и п. 9 ст. 2 Закона г. Москвы от 18.06.97 N 19 "О ставках и льготах по налогу на прибыль". При этом размер указанных различных льгот определялся исходя из одной и той же суммы фактически осуществленного взноса.

Учитывая изложенное, сумма указанного взноса могла быть учтена при определении размера одной из названных льгот по налогу на прибыль.

Исходя из механизма действия названных льгот целесообразно было воспользоваться льготой, установленной городским Законом, и уменьшающей сумму налога на прибыль, зачисляемую в бюджет г. Москвы без ограничений, и в этом случае использование льготы, установленной п. 1 ст. 6 Федерального Закона следовало признать необоснованным и неправомерным.

Однако, при решении вопроса о правомерном применении льготы, установленной п. 9 ст. 2 Закона г. Москвы от 18.06.97 N 19 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" следует исходить из конкретных условий ее предоставления. То есть, необходимо учитывать, что получателем льготируемых средств по п. 9 ст. 2 названного городского Закона может быть общественная организация, осуществляющая лечение постоянно проживающих в г. Москве инвалидов, подвергшихся радиационному воздействию (включая ветеранов подразделений особого риска), давших обязательство получать дополнительную помощь в лечении только через данную организацию.

Для этого организация-налогоплательщик должна располагать документами, подтверждающими, что общественная организация ветеранов подразделений особого риска соответствует критериям субъекта названной льготы, установленной названным Законом г. Москвы. Использование указанной льготы по налогу на прибыль может быть признано правомерным, при наличии: заверенных копий справок ВТЭК, гражданских паспортов инвалидов-лучевиков, медицинских заключений об обследовании, назначений лечения и операций, договоров общественной организации с медицинскими учреждениями и т.д., а также копий учредительных документов общественной организации, осуществляющей лечение инвалидов-чернобыльцев.


Заместитель руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга

А.А. Глинкин



Письмо Управления МНС по г. Москве от 29 марта 2000 г. N 03-08/13013


Текст письма опубликован в газете "Московский налоговый курьер", N 9, август 2000 г.



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение