Вопрос: Организация осуществляет затраты, связанные с приобретением, изготовлением, монтажом и эксплуатацией вывесок. Что следует относить к рекламным расходам организации? ("Финансовая газета", N 50, декабрь 2000 г.)

Организация осуществляет затраты, связанные с приобретением, изготовлением, монтажом и эксплуатацией вывесок. Что следует относить к рекламным расходам организации?


Статья 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) устанавливает необходимость для каждой организации иметь собственное наименование, которое указывается в его учредительных документах. Помимо собственного наименования все коммерческие организации должны иметь фирменное наименование, которое отражается в учредительных документах юридического лица. Это требование ГК РФ (ст.54) в части обязательного наименования организации связано с необходимостью идентификации юридического лица. Наличие собственного наименования индивидуализирует юридическое лицо как субъект публично-правовых отношений и как участника гражданского оборота. Таким образом, наименование предприятия является формальным и неотъемлемым признаком любого юридического лица, а фирменное наименование - любой коммерческой организации.

Согласно ст.8 Закона Российской Федерации (в ред. от 9.01.96 г. N 2-ФЗ с изм. от 17.12.99 г.) "О защите прав потребителей" торговая организация или исполнитель работ (услуг) для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей граждан обязана довести до сведения потребителей фирменное наименование своей организации, ее фактическое местонахождение (или юридический адрес) и режим ее работы. При этом такого рода информация подлежит размещению на вывесках. Информация на вывесках извещает неопределенный круг лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа в организацию. Следует отметить, что вывеска может содержать не только информацию о наименовании коммерческой организации и ее местонахождении, но и обозначение товарного знака. Кроме того, она может быть выполнена в виде светового (настенного) панно или кронштейна, и данное имущество может имеет значительную стоимость.

Поскольку информация, размещенная на вывеске, может иметь внешние признаки рекламы, возникает вопрос о том, относятся ли расходы по приобретению, установке и монтажу вывесок к расходам на рекламу. Так как порядок и объекты налогообложения рекламных расходов определяются местными органами власти, при определении конкретного перечня рекламных расходов необходимо руководствоваться прежде всего федеральным законодательством, а именно Федеральным законом от 18.07.95 г. N 108-ФЗ "О рекламе".

В информационном письме Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 25.12.98 г. N 37 разъясняется, что под рекламой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому лицу и его продукции, товарам, оказываемым услугам, а размещение общей информации о предприятии на вывеске по месту расположения организации является прямой обязанностью предприятия и не может рассматриваться как реклама, так как преследует иные цели. Если распространяются сведения, форма и содержание которых являются для юридического лица обязательным в соответствии с законом или обычаями делового оборота, то такая информация не является рекламной независимо от манеры исполнения на вывеске.

Размещение уличной вывески с наименованием юридического лица и его адресом по месту его расположения является общераспространенной практикой в Российской Федерации, и Закон "О рекламе", как отмечается в письме Высшего арбитражного суда Российской Федерации не регулирует содержание вывесок с позиции обязательного наличия или конкретного перечня информации, которая должна содержаться на вывеске.

Таким образом, способ, форма исполнения и размеры вывески при размещении на ней обязательной информации не играют роли. На вывеске может быть изображен зарегистрированный товарный знак, отдельно указано фирменное наименование организации. В то же время какая-либо дополнительная информация, размещенная на вывеске, уже может классифицироваться как рекламная (например, обращение к покупателям, символика, не являющаяся товарным знаком, и т.д.). Важно, чтобы вывеска находилась по месту нахождения организации, на здании или в пределах помещений, занимаемых предприятием на правах собственности или на правах аренды. Как правило, документами местных органов власти устанавливаются конкретные виды, содержание вывесок и их форма (например, вывеска в виде настенного панно, кронштейна, крышной установки и др.), места их расположения и их содержание.

Анализ действующих нормативных документов позволяет сделать вывод о том, что затраты организации по приобретению, изготовлению и обслуживанию вывесок по месту расположения организации независимо от формы представления информации на них и с учетом соблюдения указанных выше требований не относятся к рекламным расходам.

Из этого следует, что:

с величины расходов по установке вывесок не должен начисляться налог на рекламу;

такие расходы не подлежат нормированию в составе общей величины фактических расходов на рекламу, относимых в целях налогообложения на себестоимость продукции (работ, услуг);

в составе таких затрат в полной сумме возмещается из бюджета уплаченный НДС;

возникает вопрос о правомерности оплаты ряда местных сборов и платежей, связанных с размещением средств наружной рекламы (например, оплата стоимости права размещения рекламы при приобретении и установке организацией вывески).

Расходы по приобретению и установке вывесок подлежат отражению в бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий как затраты долгосрочного характера на счетах 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" или 01 "Основные средства" в зависимости от величины произведенных организацией затрат. Таким образом, данные расходы включаются в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) не единовременно, а путем начисления износа основных средств или МБП с использованием счетов 02 "Износ основных средств" и 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов".


Э. Шитов

ООО "Алруд-Аудит"


13 декабря 2000 г.



Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.