Новые изменения и дополнения в Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве (Ю.Н. Коршунов, "Гражданин и право", N 4, октябрь 2000 г.)

Новые изменения и дополнения в Положение
о расследовании и учете несчастных случаев на производстве


Постановлением от 11 марта 1999 г. N 279 Правительство Российской Федерации утвердило Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве (далее - Положение). Положение, сохранив основные, принципиальные нормы ранее действовавшего Положения 1995 г., регламентировало некоторые вопросы, возникшие на практике, уточнило формулировки, упростило порядок оформления результатов расследования, расширило сферу его применения.

Положение (введено в действие с 1 января 1999 г.) устанавливает порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве, обязательный для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, а также для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и использующих наемный труд (индивидуальные предприниматели).

Положение распространяется и на членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии.

В связи с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. "Об основах охраны труда в Российской Федерации" в Положение от 11 марта 1999 г. постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. были внесены изменения, обусловленные новым Положением о федеральной инспекции труда, утвержденным Правительством РФ 28 января 2000 г. Поскольку ранее действовавшая государственная инспекция труда (Рострудинспекция) преобразована, то ее функции в расследовании несчастных случаев на производстве были переданы федеральной инспекции труда (в соответствующую государственную инспекцию труда - государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации, межрегиональную инспекцию труда).

В связи с необходимостью привести Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве в соответствие с Федеральным законом от 24 июля 1999 г. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Правительство РФ приняло постановление от 24 мая 2000 г. N 406, в которое были внесены изменения и дополнения в Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.

Согласно Положению (п.2), расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие на производстве с работниками и другими лицами, исполняющими свои трудовые обязанности. Пункт дополнен указанием, что это правило распространяется и на лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Пункт 3 Положения, в котором перечислены несчастные случаи, подлежащие расследованию, и указаны обстоятельства, при которых они могли произойти, дополнен нормой: "Несчастный случай на производстве не является страховым случаем, если произошел с работником, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - застрахованный).

В данном случае у работника возникает право на получение страхового возмещения от страховщика (Фонд социального страхования РФ).

В п.4 Положения перечислены первоочередные меры, принимаемые в связи с несчастным случаем на производстве. Данный пункт дополнен следующим указанием: "Если с застрахованным произошел несчастный случай на производстве, работодатель обязан в течение суток сообщить об этом в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (по месту регистрации в качестве страхователя)".

Пункт 8 дополнен абзацем следующего содержания: "Каждый работник имеет право на личное участие в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве".

Возникает вопрос: какова роль страховащика в расследовании несчастных случаев на производстве?

Согласно Федеральному закону от 24 июля 1999 г. (ст.18), страховщик имеет право участвовать в расследовании страховых случаев. Между тем приведенная норма не нашла отражения в Положении о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, что стало существенным пробелом для постановления Правительства РФ от 24 мая 2000 г. В печати высказывалось мнение, что у Фонда социального страхования нет возможности для участия его работников в таком масштабном мероприятии, как участие в расследовании несчастных случаев на производстве (См.: Ваше право. 2000. N 26). Согласиться с таким доводом нельзя. Во-первых, в Федеральном законе от 24 июля 1999 г. речь идет о праве Фонда участвовать в расследовании несчастных случаев, а не об обязанности делать это. Фонд сам решает, когда его представители входят в комиссию по расследованию, а когда нет. Во-вторых, Федеральный закон от 24 июля 1999 г. - акт прямого действия и его нормы обязательны для Правительства РФ, определяющего условия расследования несчастных случаев на производстве.

Поэтому вне зависимости от того, предусмотрено в Положении право представителей Фонда социального страхования участвовать в расследовании страховых несчастных случаях или не предусмотрено, требование Фонда о включении его представителя в комиссию по расследованию для работодателя является безусловным и должно быть исполнено.

Положение в новой редакции предусматривает, что, если с застрахованным произошел несчастный случай на производстве, работодатель обязан в течение суток сообщить об этом в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ (по месту регистрации в качестве страхователя). Кроме того, теперь требуется составлять дополнительный экземпляр акта по форме Н-1. И этот третий экземпляр с материалами расследования направлять в исполнительный орган Фонда. Сюда же представляют и акт расследования группового, тяжелого несчастного случая и несчастного случая со смертельным исходом с документами и материалами расследования в трехдневный срок после их утверждения.

О несчастных случаях на производстве, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых или со смертельным исходом, работодатель ранее сообщал в государственную инспекцию труда по субъекту РФ или другой государственный орган надзора, если они произошли на подконтрольных объектах. Сейчас об этом нужно сообщать еще в один адресат - исполнительный орган Фонда социального страхования.

Согласно п.14 Положения, на основании собранных данных и материалов комиссия по расследованию несчастных случаев устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, определяет, был ли пострадавший в момент несчастного случая связан с производственной деятельностью организации или индивидуального предпринимателя и объяснялось ли его нахождение в месте происшествия исполнением им трудовых обязанностей (работы), и квалифицирует несчастный случай, определяет лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда, законодательных и иных нормативных правовых актов, а также меры по устранению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве.

Дополнив этот пункт, Правительство РФ указало, что при квалификации несчастного случая следует определить, связан ли с производством данный несчастный случай.

Комиссии также вменено в обязанность определять степень вины застрахованного в процентах с учетом заключения профсоюзного комитета, если грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью.

При применении указанного правила следует учитывать ст.14 Федерального закона от 24 июля 1998 г., согласно которой размер ежемесячных страховых выплат уменьшается соответственно степени вины застрахованного, но не более чем на 25 процентов. Размер ежемесячных страховых выплат не может быть уменьшен в случае смерти застрахованного.

Теперь не только смерть, но и повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось алкогольное или наркотическое опьянение работника, не связанное с нарушением технологического процесса, где используются технологические спирты, ароматические, наркотические и другие аналогичные вещества, подлежат расследованию и квалифицируются как несчастные случаи, не связанные с производством, с оформлением акта произвольной формы.

Причем акт произвольной формы в соответствии с п.14 и 16 решено хранить в течение 45 лет, т. е. установлен такой же срок, как и для актов Н-1 (см. новую редакцию ст.16 Положения).

Согласно п.21 Положения, работодатель в трехдневный срок после утверждения акта по форме Н-1 обязан выдать один экземпляр указанного акта пострадавшему, а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом - родственникам погибшего либо его доверенному лицу (по требованию). Второй экземпляр акта вместе с материалами расследования несчастного случая на производстве хранится в течение 45 лет в организации по основному (кроме совместительства) месту работы (службы, учебы) пострадавшего на момент несчастного случая на производстве. Пункт дополнен следующим текстом: "При страховых случаях третий экземпляр акта по форме Н-1 с материалами расследования работодатель направляет в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (по месту регистрации в качестве страхователя)". В тот же адрес при страховых случаях направляются и материалы расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом.


Ю.Н. Коршунов,

кандидат юридических наук




Новые изменения и дополнения в Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве


Автор


Ю.Н. Коршунов - кандидат юридических наук


"Гражданин и право", 2000, N 4



Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.