На вопросы отвечает начальник отдела законодательства о регистрации юридических лиц Министерства юстиции РФ ("Гражданин и право", N 4, октябрь 2000 г.)

На вопросы отвечает начальник отдела
законодательства о регистрации юридических лиц
Министерства юстиции РФ


Хочу стать предпринимателем. В какой организационно-правовой форме предпочтительно зарегистрировать свое предприятие, если я хочу совместно с членами своей семьи заниматься фермерством для переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

Предпринимателем можно стать, будучи главой крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица. Согласно п.2 и 3 ст.23 ГК РФ, глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации и к его предпринимательской деятельности применяются правила ГК РФ, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Такое хозяйство может быть создано только одним гражданином или совместно с членами семьи либо партнерами с целью производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

Вместе с тем на основании ст.259 ГК РФ членами крестьянского (фермерского) хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Регистрация этих юридических лиц производится органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном ст.51 ГК РФ и ст.8 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Статус членов товариществ и кооперативов определен соответственно параграфами 2 и 3 главы 4 ГК РФ.


Может ли регистрирующий орган отказать заявителю в регистрации нового юридического лица на том основании, что его учредитель имеет задолженность в бюджеты различных уровней в качестве аффилированного лица иной организации.

Следует отметить, что в соответствии со п.1 ст.51 ГК РФ регистрирующий орган может отказать в государственной регистрации лишь в случае нарушения установленного законом порядка образования юридического лица либо при несоответствии его учредительных документов закону. В данном же случае правомерность регистрации юридического лица будет зависеть от того, может или не может иное юридическое лицо рассматриваться в качестве добросовестного налогоплательщика в соответствии с налоговым законодательством.

В этой связи ст.56 ГК РФ установлено общее правило, согласно которому учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника). Исключение из этого правила составляют лишь случаи, прямо предусмотренные ГК РФ, либо случаи, предусмотренные учредительными документами юридического лица. Согласно же п.1 ст.22 и п.2 ст.49 ГК РФ, юридические и физические лица могут быть ограничены в правах лишь в случаях и порядке, установленных федеральным законом. А на основании части третьей ст.55 Конституции РФ и п.2 ст.1 ГК РФ гражданские права физических и юридических лиц могут быть ограничены на основании федерального закона только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

При этом круг отношений, регулируемых гражданским законодательством, определен в ст.2 ГК РФ. В частности, п.3 ст.2 ГК РФ установлено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

На основании изложенного отказ в государственной регистрации за нарушение налогового законодательства конкретными налогоплательщиками, имеющими определенное отношение к иным лицам, неправомерен и ограничивает гражданские права юридических и физических лиц.


Всероссийский союз страховщиков заключает гражданско-правовые договора "агентирования" с привлечением в качестве агентов физических лиц. Необходима ли в данном регистрация страховых агентов в качестве индивидуальных предпринимателей?

На основании ст.8 Федерального закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" только страховые брокеры - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляют посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика. Названной статьей регистрация страховых агентов в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица не предусмотрена.


Насколько правомерна выдача регистрирующим органом свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя без указания видов деятельности?

В соответствии с п.3 ст.23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Кроме того, следует отметить, что, согласно п.1 ст.49 ГК РФ, коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными же видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Таким образом, требование регистрирующего органа указывать предполагаемые виды деятельности, а также их указание в Свидетельстве о государственной регистрации неправомерно.


Имеют ли право наследники умерших участников общества стать участниками общества без согласия остальных участников, если уставом не определен порядок принятия наследников в состав участников общества?

Этот вопрос регулируется нормами ГК РФ, действующими статьями ГК РСФСР 1964 г., а также Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон).

В соответствии с п.6 ст.93 ГК РФ в случае смерти физического лица - участника общества с ограниченной ответственностью принадлежащая ему доля в уставном капитале общества в порядке универсального правопреемства переходит к его наследникам. На этом основании наследники участника общества с ограниченной ответственностью вправе претендовать на принятие их в члены общества и соответственно на наделение правами и обязанностями, предусмотренными ст.67 ГК РФ и учредительными документами общества с ограниченной ответственностью.

Однако возможность заявления требования может быть поставлена в зависимость от наличия согласия остальных участников общества при условии, если уставом общества предусмотрено, что переход доли умершего участника общества к его наследникам допускается только при их согласии (п.7, 8 ст.21 Закона). Отметим, что подобное согласие считается полученным, если в течение 30 дней с момента обращения к участникам общества получено письменное согласие всех участников общества или не получено письменного отказа в согласии (п.8 ст.21 Закона). Если участники общества отказались дать согласие на вступление в общество наследника, то за последним остается лишь право на компенсацию рассматриваемой доли за счет общества.

Особого внимания заслуживает вопрос относительно прав потенциальных наследников умершего участника общества с ограниченной ответственностью на участие в управлении делами общества (т.е. до момента получения нотариального удостоверенного свидетельства о праве на наследство). В соответствии с новыми положениями Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (п.7 ст.21) права умершего участника до принятия наследства осуществляются лицом, указанным в завещании, а при отсутствии такого лица - управляющим, назначенным нотариусом. Следует, однако, отметить, что в настоящее время понятие "управляющий наследством" в действующем законодательстве отсутствует. Нотариус может назначить лишь хранителем имущества, требующего управления.


В ст.17 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусмотрено, что регистрация данного вида некоммерческих организаций осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом. Где же все-таки надлежит осуществлять государственную регистрацию садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих организаций?

Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон) говорит о том, что государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в органах юстиции. При этом на основании ст.17 названного Закона государственная регистрация осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом. Анализ текста Закона позволяет сделать вывод о том, что под этим "федеральным законом" имеется в виду закон о регистрации юридических лиц. Данное мнение основано на том, что в ст.39 и 45 Закона прямо говорится о порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц. В тех же случаях, когда законодатель говорит о самом Законе, в его тексте используются слова "настоящий Федеральный закон" (в соответствующем падеже).

На основании вышеизложенного полагаем, что в данном случае следует руководствоваться положениями ГК РФ. Так, ст.51 ГК РФ установлено, что юридические лица подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом Законом о регистрации юридических лиц. Вместе с тем, согласно ст.8 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц применяется действующий порядок регистрации юридических лиц. При рассмотрении же вопроса о государственной регистрации ассоциаций (союзов) садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений следует иметь в виду положения ст.9 комментируемого Закона, в соответствии с которой порядок создания, реорганизации либо ликвидации ассоциации (союза) садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений регулируется Федеральным законом "О некоммерческих организациях", Федеральным законом "Об общественных объединениях", другими федеральными законами.


В каких случаях возможно прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей?

Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя возможно в случаях: заявления предпринимателя о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; вынесения судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) либо объявления самим предпринимателем о своем банкротстве; истечения срока осуществления предпринимательской деятельности (если Свидетельство о государственной регистрации было выдано на установленный в нем срок); в связи со смертью индивидуального предпринимателя.

При подаче индивидуальным предпринимателем в регистрирующий орган заявления о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя к заявлению должен быть приложен подлинник Свидетельства о государственной регистрации (с отметками государственных органов и фондов о снятии индивидуального предпринимателя с соответствующих учетов). Заявление регистрируется в журнале учета заявлений граждан, на Свидетельстве делается надпись "аннулировано", ставится дата, подпись уполномоченного лица и печать. О прекращении деятельности индивидуального предпринимателя делается запись в Реестре индивидуальных предпринимателей. Заявление и погашенный экземпляр свидетельства хранятся в деле индивидуального предпринимателя.


Возможно ли продление срока действия Свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, выданного на определенный срок, гражданам, желающим продолжить предпринимательскую деятельность?

Продление срока действия свидетельства предусмотрено п.8 гл.2 положения "О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. N 1482. Данная процедура возможна при обращении гражданина в регистрирующий орган до истечения срока действия свидетельства.

Однако на основании п.4.8 Инструкции о порядке государственной регистрации граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - индивидуальных предпринимателей по истечении срока, указанного в Свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, оно признается недействительным и не подлежит продлению. При желании гражданина далее заниматься предпринимательской деятельностью производится новая регистрация в порядке, установленном указанной Инструкцией.


Возможна ли реорганизация в форме присоединения индивидуального предприятия к обществу с ограниченной ответственностью?

Особенности правового положения индивидуальных (семейных) частных предприятий, а также предприятий, созданных хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами и других предприятий, регулируются нормами Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ. Согласно п.5 ст.6 данного Закона, к указанным предприятиям до их преобразования или ликвидации применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации об унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления имуществом, собственниками которого являются их учредители.

Соответствующие статьи Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 113, 115, 296, 297) не предусматривают порядка реорганизации в форме присоединения предприятий к обществам с ограниченной ответственностью.

Одновременно пункт 5 ст.6 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" определяет возможность реорганизации такого рода предприятий в хозяйственные общества в форме преобразования. В случае преобразования предприятия в общество с ограниченной ответственностью возможна его дальнейшая реорганизация в форме присоединения к другому обществу с ограниченной ответственностью в порядке, определенном нормами Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью".


Возможно ли проведение регистрационных действий, если заявителем представлено временное удостоверение личности как документ, удостоверяющий личность?

Указом Президента Российской Федерации "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" от 13 марта 1997 г. N 232 установлено, что основным документом, удостоверяющим личность, является паспорт гражданина Российской Федерации.

Согласно ст.17 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 1997 г. N 232, предусмотрено, что гражданину, утратившему паспорт, органом внутренних дел выдается временное удостоверение личности, форма которого устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Гражданину, утратившему паспорт, до оформления нового паспорта по его просьбе органом внутренних дел выдается временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации на срок не более 2 месяцев.

Также Министерством внутренних дел Российской Федерации взамен внутренних паспортов выдаются временные удостоверения личности (из-за отсутствия бланков) в связи с переменой фамилии, в связи с достижением возраста и т.д. со сроком действия до 6 месяцев (с последующим продлением на тот же срок).

Таким образом, при обращении гражданина, предъявляющего временное удостоверение личности как документ, удостоверяющий личность, проведение государственной регистрации возможно на срок его действия.


Г.В. Закупень,

начальник отдела законодательства о регистрации юридических

лиц Министерства юстиции РФ




На вопросы отвечает начальник отдела законодательства о регистрации юридических лиц Министерства юстиции РФ


Автор


Г.В. Закупень - начальник отдела законодательства о регистрации юридических лиц Министерства юстиции РФ


"Гражданин и право", 2000, N 4



Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.