Разрешение индивидуальных трудовых споров (В.И. Власов, О.М. Крапивин, "Гражданин и право", N 4, 5, октябрь 2000 г.)

Разрешение индивидуальных трудовых споров


Трудовые споры - конфликты между работодателем и работниками в области трудовых отношений в постсоветские годы стали массовым и хроническим явлением. Так, например, по данным Верховного Суда Российской Федерации, за период с 1993 по 1998 г. общее количество дел по нарушениям трудовых прав граждан возросло с 94 тыс. до 1,5 млн, т.е. более чем в 15 раз. А если взять такую наиболее острую проблему, как нарушения в сфере оплаты труда, то здесь количество рассматриваемых дел выросло за этот период с 14 тыс. до 1,3 млн (в 70 раз).

Основной причиной трудовых споров являются разногласия между работником и работодателем непосредственно или в лице его администрации. По предмету разногласий споры можно подразделить на три группы в зависимости от непосредственных причин возникновения.

Во-первых, разногласия с работодателем и основанные на них споры возникают, когда работники претендуют на улучшение условий продажи своей рабочей силы - увеличение заработной платы, надбавок, льгот, продолжительности отпуска, улучшение бытовых условий на производстве и т.п., а работодатель с этим не согласен.

Во-вторых, споры возникают тогда, когда работники хотят сохранить действующие условия труда при посягательстве на них со стороны работодателя.

В-третьих, споры юридического характера. К ним относятся те, которые возникают из-за сложности и противоречивости законодательных и иных нормативных правовых актов, а также в силу того, что многие административные работники плохо знают трудовое законодательство, нередко пренебрежительно относятся к его требованиям, предпочитая к тому же руководствоваться собственными представлениями при решении тех или иных трудовых вопросов. Слабое знание трудового законодательства в еще большей степени отмечается у работников, интересы которых оно призвано защищать.

Заметим, что и профсоюзные работники нередко затруднены в своих действиях по защите прав трудящихся, встречая непонимание и сопротивление со стороны администрации и пассивное (до поры) отношение работников к неправомерным действиям ее представителей.

Таким образом, споры юридического характера возникают при нарушении прав, установленных юридическими актами.

В соответствии со ст.201 КЗоТ РФ индивидуальные трудовые споры, возникающие между работниками и администрацией организации по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, условий трудового договора (контракта), рассматриваются:

комиссиями по трудовым спорам;

районными (городскими) народными судами.

Индивидуальные трудовые споры по вопросам установления условий труда рассматриваются в соответствии со ст.219 КЗоТ РФ.

Согласно указанной ст.219, трудовые споры об установлении работнику новых и изменении существующих условий труда разрешаются администрацией и соответствующим профсоюзным органом в пределах предоставленных им прав.

Эта статья определяет порядок разрешения индивидуального трудового спора между работником и администрацией, возникшего из-за того, что условия его трудового договора были нарушены в связи с установлением ему новых или изменением существующих условий труда.

Как следует из текстов ст.201 и 219 КЗоТ РФ, индивидуальные трудовые споры рассматриваются:

1. На общих основаниях, когда спор работника рассматривается в комиссии по трудовым спорам (далее - КТС), а затем, если конфликт не исчерпан, в суде.

2. Трудовые же споры об установлении работнику новых и изменении действующих условий труда разрешаются с участием соответствующего профсоюзного органа.

Что касается порядка рассмотрения трудовых споров, то, согласно ст.202 КЗоТ РФ, он регулируется настоящим кодексом и иными законодательными актами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в районных (городских) народных судах определяется, кроме того, Гражданским процессуальным кодексом РСФСР.

Помимо нормативных актов, указанных в ст.202, органы по разрешению трудовых споров руководствуются и другими, в которых есть статьи, посвященные данному конкретному вопросу. К ним в первую очередь следует отнести положения ст.4, 9, 14, 17, 32, 34, 40, 53, 60 - 63, 166 - 169 Конституции Российской Федерации, содержащие конституционные основы рассмотрения трудовых споров, нашедшие отражение как в КЗоТ РФ, ГПК РФ, так и в других законах, иных нормативных правовых актах.

Следует отметить, что предусмотренный ст.202 КЗоТ РФ порядок рассмотрения трудовых споров не означает, что работник не вправе обратиться с жалобой на незаконные действия администрации в другие органы, например в прокуратуру и иные органы, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и его охране.


Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС


В соответствии со ст.203 КЗоТ РФ состав Комиссии по трудовым спорам избирается общим собранием (конференцией) трудового коллектива организации с числом работающих не менее 15 человек (Трудовые споры работников, занятых в организациях с меньшей численностью работающих, рассматриваются непосредственно судом.). Избранными в состав КТС считаются кандидатуры, получившие большинство голосов и за которых проголосовало более половины присутствующих на общем собрании (конференции).

Порядок избрания, численность и состав КТС, срок ее полномочий определяются общим собранием (конференцией). КТС избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря КТС.

По решению общего собрания (конференции) организации КТС могут быть созданы в ее подразделениях. Эти комиссии избираются коллективами подразделений и действуют на тех же основаниях, что и КТС организации.

В КТС подразделений могут рассматриваться трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Согласно сложившейся практике, работодатель создает условия для работы КТС - обеспечивает помещением, средствами связи, канцелярскими принадлежностями и т.п.В крупных организациях работодатель обеспечивает также ведение делопроизводства КТС, для чего выделяет работника, возлагая на него приказом исполнение соответствующих обязанностей.

В соответствии со ст.204 КЗоТ РФ КТС является первичным органом по рассмотрению трудовых споров, за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и другими законодательными актами установлен иной порядок их рассмотрения. При этом спор подлежит рассмотрению в КТС, если работник самостоятельно или с участием представляющей его интересы профсоюзной организации не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с администрацией.

Что касается иного порядка рассмотрения трудовых споров, предусмотренного КЗоТ РФ, то он излагается в его ст.208 и 210. В ст.208 приводится порядок перенесения рассмотрения трудового спора в районный (городской) суд и обжалования решений КТС. Так, если КТС в десятидневный срок не рассмотрела трудовой спор, кроме случаев, указанных в части первой ст.206 КЗоТ РФ (То есть работник не сделал письменного заявления о рассмотрении спора в его отсутствии и затем дважды не явился на заседния КТС без уважительных причин.), заинтересованный работник вправе перенести его на рассмотрение в районный (городской) народный суд.

Решение КТС может быть обжаловано работником или администрацией организации в районный (городской) суд в десятидневный срок со дня вручения им копии решения КТС. Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в приеме заявления. Признав причины пропуска уважительными, суд может восстановить этот срок и рассмотреть спор по существу.

Согласно ст.210, в районных (городских) судах рассматриваются трудовые споры:

по заявлению работника, администрации или соответствующего профессионального союза, защищающего интересы работника, являющегося членом этого профсоюза, когда они не согласны с решением КТС;

по заявлению прокурора, если решение КТС противоречит законодательству.

Непосредственно в районных (городских) народных судах рассматриваются трудовые споры по заявлениям:

работников организаций, где КТС не созданы;

работников о восстановлении на работе независимо от основания прекращения трудового договора (контракта), об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате времени вынужденного прогула или выполнения неоплаченной работы;

администрации о возмещении работником материального ущерба, причиненного организации.

Непосредственно в районных (городских) судах рассматриваются также споры об отказе в приеме на работу:

лиц, приглашенных в порядке перевода из другой организации;

молодых специалистов, окончивших высшее или среднее специальное учебное заведение и направленных в установленном порядке на работу в данную организацию;

других лиц, с которыми администрация организации в соответствии с законодательством обязана заключить трудовой договор (контракт).

Кроме того, непосредственно в суде, т.е. минуя КТС, рассматриваются исковые требования о защите чести и достоинства работника, а также о денежной компенсации морального вреда (ст.213 КЗоТ РФ).

К компетенции КТС законодательством не отнесено рассмотрение споров по вопросам:

установления норм труда, норм обслуживания, должностных окладов, тарифных ставок, изменения штатов;

исчисления трудового стажа для предоставления льгот и преимуществ, когда законом или нормативным правовым актом о труде установлен иной порядок их рассмотрения. Отсутствие такого нормативного акта дает право работнику обратиться по этому вопросу в КТС;

установления изменения условий оплаты труда (например, о присвоении тарифных разрядов) или премирования.

Неподведомственны КТС и другие споры, разрешение которых отнесено законом к компетенции иных органов, в частности суда.

Решение о том, относится или не относится тот или иной вопрос к компетенции КТС, принимается на ее заседании. Определив, что решение данного вопроса не относится к ее компетенции, КТС принимает об этом соответствующее решение, которое заинтересованный работник вправе обжаловать в суде в порядке, предусмотренном ст.208 КЗоТ РФ.

В соответствии со ст.205 КЗоТ РФ работник вправе обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока КТС может его восстановить и разрешить спор по существу. Заявление работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации.

Согласно ст.221 КЗоТ РФ, течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение нарушения трудовых прав, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено начало нарушения. Сроки, исчисляемые месяцами, истекают в соответствующее число последнего месяца срока.

При пропуске срока вопрос о том, является или не является причина пропуска уважительной, решается коллегиально на заседании КТС, исходя из представленных работником доказательств.

Член КТС, принявший заявление, обязан его зарегистрировать в специальном регистрационном журнале: указать дату поступления заявления, его содержание. Регистрационная запись должна быть заверена лицом, принявшим заявление.

В соответствии со ст.206 КЗоТ РФ КТС обязана рассмотреть трудовой спор в десятидневный срок со дня подачи заявления. Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины избранных в ее состав членов.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, и представителя администрации. Рассмотрение спора в отсутствии работника допускается лишь по его письменному заявлению. В случае неявки работника на заседание КТС рассмотрение заявления откладывается. В случае вторичной неявки работника без уважительных причин КТС может вынести решение о снятии данного заявления с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление повторно.

КТС имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов, представителей профсоюзов, действующих в организации. По требованию КТС администрация обязана представлять ей необходимые расчеты и документы.

К сожалению, в ст.206 КЗоТ РФ не приводится процедура рассмотрения трудового спора в КТС. Поэтому представляется целесообразным остановиться на некоторых вопросах, возникающих в практике проведения заседаний комиссий.

1. На заседании КТС ведется протокол, в котором фиксируются выступления участников процесса, в том числе экспертов, свидетелей, представителей профсоюзной организации и др.

2. В действующем законодательстве нет нормы о возможности отводов членов КТС по заявлению (ходатайству) работника или представителя администрации, поданному до начала или в процессе заседания комиссии. Учитывая актуальность этого вопроса - необходимость учета интересов сторон, исключения из процесса рассмотрения спора заинтересованных лиц, - в практике допускается отвод членов КТС.

3. Полномочным представителем администрации признается то должностное лицо, которое вправе самостоятельно решить спорный вопрос или имеет оформленное приказом (распоряжением) полномочие представлять в КТС интересы администрации.

4. Не только КТС, но и работник, а также представитель администрации должны иметь право вызывать свидетелей, приглашать экспертов. Безусловно, должно быть подтверждено право работника приглашать в качестве своего защитника представителя профсоюзной организации, членом которой он является.

В ст.207 КЗоТ РФ приводится порядок принятия КТС решений. Она принимает решение большинством голосов присутствующих на заседании своих членов комиссии. При этом член комиссии, не согласный с решением большинства, обязан подписать протокол заседания комиссии, но вправе изложить в нем свое мнение. Копия решения комиссии вручается работнику и администрации в трехдневный срок со дня принятия решения.

Как видим, порядок принятия КТС решений предельно лаконичен, в связи с чем целесообразно его прокомментировать.

Во-первых, решения КТС должны быть основаны на законодательных и иных правовых нормативных актах, соглашениях, коллективном договоре. Они должны быть ясными, мотивированными6 излагаться в категорической (обязательной) форме, в виде окончательных требований.

Во-вторых, решение КТС, принятое большинством голосов ее членов, не может быть пересмотрено. Оно окончательно и подлежит исполнению.

В-третьих, в решении КТС указывается: полное наименование организации, фамилия, имя, отчество заявителя, дата обращения в КТС и дата рассмотрения спора, его существо, фамилии и инициалы членов комиссии, присутствующих на заседании, представителей работодателя, профсоюзной организации, результаты голосования и мотивированное решение. Решения КТС целесообразно доводить до членов трудового коллектива, используя для этого имеющиеся средства информации.

Согласно ст.209 КЗоТ РФ, решение КТС (кроме решения о восстановлении на работе) подлежит исполнению администрацией организации в трехдневный срок по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование. Порядок исполнения решения КТС о восстановлении на работе незаконно переведенного работника регулируется ст.215 настоящего Кодекса.

В случае неисполнения администрацией организации решения КТС в установленный срок работнику выдается комиссией по трудовым спорам удостоверение, имеющее силу исполнительного листа. Это удостоверение работник не позднее трехмесячного срока со дня его получения в КТС предъявляет в суд. Судебный исполнитель приводит решение КТС в исполнение в принудительном порядке. Удостоверение не выдается, если работник или администрация обратились в установленный срок о разрешении трудового спора в районный (городской) суд.

На основании удостоверения, выданного КТС и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения в районный (городской) народный суд, судебный исполнитель приводит решение КТС в исполнение в принудительном порядке. В случае пропуска работником установленного срока по уважительным причинам КТС, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

Решения КТС о восстановлении на работе принимаются в порядке, предусмотренном ст.213 и 215 КЗоТ РФ. Согласно ст.213, в случае увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода работу работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим трудовой спор.

При вынесении решения о восстановлении на работе орган, рассматривающий трудовой спор (КТС или суд), одновременно принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы. По просьбе работника орган, рассматривающий трудовой спор, может ограничиться решением о взыскании в его пользу указанных выше компенсаций и об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию.

В случае признания формулировки увольнения неправильной или не соответствующей действующему законодательству орган, рассматривающий трудовой спор, обязан изменить ее и указать в решении причину увольнения в точном соответствии с формулировкой действующего законодательства и со ссылкой на соответствующую статью (пункт) закона. Если неправильная или не соответствующая законодательству формулировка причины увольнения в трудовой книжке препятствовала поступлению работника на новую работу, орган, рассматривающий трудовой спор, одновременно принимает решение о выплате ему среднего заработка за все время вынужденного прогула.

В случае увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд вправе по требованию работника вынести решение о возмещении работнику денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

В случае незаконного увольнения или увольнения с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу работнику полагается:

- предоставить ту же самую должность, работу, которую он выполнял до незаконного увольнения, перевода на другую работу; - выплатить средний заработок за все время вынужденного прогула или разницу в заработке за время работы на нижеоплачиваемой должности;

- по требованию работника вынести в судебном порядке решение о возмещении денежной компенсации за моральный вред, причиненный ему незаконными действиями администрации.

КТС и суд признают увольнение работника незаконным, если действительные обстоятельства увольнения не отвечают положениям той статьи и пункта КЗоТ РФ, на которые работодатель ссылается в приказе, а затем и в трудовой книжке как на основание увольнения, или если работник уволен на основании, которого нет в законодательстве. В свою очередь перевод на другую работу является незаконным, если он произведен без письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей ст.25 и ст.26 и 27 КЗоТ РФ.

Нарушение порядка увольнения выражается, в частности, также в том, что работник уволен без согласия выборного профсоюзного органа и некоторых других органов в тех случаях, когда такое согласие требуется (ст.35 и 235 КЗоТ РФ). Незаконным является также увольнение работника в соответствии с п.1,2 и 6 ст.33 КЗоТ РФ без принятия работодателем мер по трудоустройству работника - перевода с его письменного согласия на другую работу. Во всех случаях КТС, прежде чем принять решение, должна проверить законность увольнения работника или перевода его на другую работу, а также соблюдение работодателем процедуры как увольнения, так и перевода на другую работу.

Что касается положений ст.215 КЗоТ РФ, то они касаются порядка исполнения решений о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на другую работу работника. Такое решение, принятое органом по рассмотрению трудовых споров, подлежит немедленному исполнению. При задержке администрацией организации исполнения решения суда о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на другую работу работника суд, принявший решение о восстановлении работника на работе, выносит определение о выплате ему среднего заработка или разницы в заработке за все время задержки этой выплаты.

Если работодатель не согласен с решением КТС и подал соответствующее заявление в суд, он тем не менее обязан немедленно выполнить решение КТС. При немедленном исполнении решения суда о восстановлении на работе и с последующим разрешением спора не в пользу работника допускается поворот исполнения ранее принятого решения (ст.430-432 ГПК РФ). Поворот исполнения ранее принятого решения о восстановлении на работе осуществляется в соответствии с новым решением суда, вынесенным по данному вопросу.

Задержки исполнения решения суда о восстановлении на работе проявляются по-разному. Например, неиздание работодателем приказа о восстановлении работника; предоставление работнику не той должности, работы, которая указана в решении суда о восстановлении на работе; непредоставление работнику прежней работы, хотя приказ о восстановлении издан. В этой связи работник может обратиться в тот же суд с жалобой на незаконные действия работодателя. Суд, в свою очередь, с соблюдением всех необходимых формальностей выносит определение о выплате работнику среднего заработка или разницы в заработке за все время задержки выполнения решения о восстановлении работника на прежней работе.

Порядок возложения материальной ответственности на должностное лицо, виновное в незаконном увольнении или переводе работника, излагается в ст.214 КЗоТ РФ. Суд возлагает на должностное лицо, виновное в незаконном увольнении или переводе работника на другую работу, обязанность возместить ущерб, причиненный организации в связи с оплатой за время вынужденного прогула или за время выполнения нижеоплачиваемой работы.

Такая обязанность возлагается, если увольнение или перевод произведены с явным нарушением закона или администрация задержала исполнение решения суда о восстановлении работника на работе.

Размер возмещения ущерба не может превышать трех месячных должностных окладов должностного лица.

Определение явного нарушения закона применительно к положениям ст.213 КЗоТ РФ даны в п.48 постановления пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г. К ним относятся:

увольнение работника по инициативе работодателя без согласия выборного профсоюзного органа, когда такое согласие является обязательным; или по основаниям, не предусмотренным законом;

перевод на другую работу или увольнение члена совета трудового коллектива без согласия этого совета;

увольнение женщин в случаях, указанных в части второй ст.170 КЗоТ РФ, когда работодателю было известно о наличии обстоятельств, исключающих возможность увольнения;

увольнение несовершеннолетних работников без согласия комиссии по делам несовершеннолетних (ст.183 КЗоТ РФ);

увольнение или перевод не освобожденных от производственной работы председателей и членов профсоюзных органов, профгрупоргов с нарушением гарантий, предусмотренных ст.235 КЗоТ РФ;

перевод работника без его согласия на другую постоянную работу.

Привлечение должностного лица к участию в деле на стороне ответчика-работодателя не лишает его права быть представителем ответчика.

Поскольку КТС является первичным органом рассмотрения многих трудовых споров, а нарушение трудовых прав может коснуться практически каждого работника, все работники должны знать полномочия и порядок работы этой комиссии. К тому же рассмотрение трудовых споров должно базироваться на законодательно установленной процедуре, которую обязаны неукоснительно соблюдать члены КТС. В противном случае принятое ими решение может оказаться противоречащим закону, необоснованно ущемить права одной из сторон спора - работника или администрации.

Чтобы полномочия и процедура работы КТС стали известны всем работникам и членам КТС, в организации целесообразно разработать Положение о комиссии по трудовым спорам, утвердив его на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Для того чтобы оказать читателям практическую помощь в этом, мы предлагаем их вниманию макет такого Положения.


                                                         Утверждено общим
                                                 собранием (конференцией)
                                                     трудового коллектива
                                                  "___" _________ 2000 г.
                                                          Протокол N ___.


                               Положение 
                  о Комиссии по трудовым спорам (КТС)

_________________________________________________________________________
                      (наименование организации)

     Настоящее Положение определяет компетенцию, порядок  формирования  и
работы КТС в соответствии с законодательством.

1. Компетенция КТС


1.1. КТС является первичным органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих в организации (ее подразделениях), за исключением споров, по которым КЗоТ РФ и другими законодательными актами установлен иной порядок их рассмотрения.

1.2. КТС не рассматривает споры:

- не являющиеся индивидуальными трудовыми спорами по применению законодательства о труде, соглашений и коллективных договоров, условий трудового договора (контракта);

- рассмотрение которых законом отнесено к исключительной компетенции суда;

- для рассмотрения которых законодательством установлен иной порядок;

В частности, КТС не рассматривает споры по вопросам:

- установления норм труда, норм обслуживания, должностных окладов и тарифных ставок;

- исчисления трудового стажа для предоставления льгот и преимуществ, когда законом или иным нормативным правовым актом о труде установлен иной порядок их рассмотрения. Отсутствие такого нормативного акта дает право работнику обратиться по этому вопросу в КТС;

- установления или изменения условий оплаты труда и премирования;

- о выплате единовременных премий, не предусмотренных положениями об оплате труда, лишении премии, если оно произведено в соответствии с законодательством не единолично администрацией, а по ее решению, согласованному с соответствующим выборным профсоюзным органом.


2. Порядок избрания состава КТС


     КТС избирается общим собранием (конференцией) трудового  коллектива
_________________________________________________________________________
                        (наименование организации)

Избранными в состав комиссии считаются кандидатуры, получившие большинство голосов и за которых проголосовало более половины лиц, участвующих в собрании (конференции). В случае выбытия члена (членов) КТС взамен их избирается другой (другие).

Численность КТС _________________________.
Срок полномочий _________________________.
     Комиссия  избирает  из  своего  состава  председателя,   заместителя
председателя и секретаря.

3. Право работников на обращение в КТС


3.1. В КТС рассматриваются индивидуальные трудовые споры работников, находящихся с организацией в трудовых отношениях, в том числе:

- совместителей;

- надомников;

- иностранных рабочих;

- временных работников;

- сезонных работников;

- лиц, не работающих в организации, по спорам, возникшим из их прежних трудовых отношений с этой организацией (в пределах сроков, установленных для обращения в КТС);

- лиц, приглашенных на работу в организацию из другой организации по спорам, входящим в ее компетенцию;

- студентов вузов, учащихся средних специальных учебных заведений и школ, проходящих в организации производственную практику и зачисленных по трудовому договору (контракту) на рабочие места.

3.2. Трудовой спор подлежит рассмотрению в КТС, если работник самостоятельно или с участием представляющей его интересы профсоюзной организации не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с администрацией.

3.3. Работник вправе обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока КТС может восстановить срок и разрешить спор по существу. Заявление на работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации. С момента обращения работника в КТС исчисляется срок рассмотрения спора.

Отказ в приеме заявления по мотивам пропуска работником трехмесячного срока не допускается. Если КТС придет к выводу, что этот срок пропущен по неуважительной причине, то она отказывает в удовлетворении требований работника.

Течение сроков, с которыми связывается возникновение или прекращение права работника обратиться в КТС, начинается на следующий день, после которого работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Сроки исчисления месяцами истекают в соответствующее число последнего месяца (третьего). Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

3.4. КТС обязана рассмотреть трудовой спор в десятидневный срок со дня подачи заявления.

3.5. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, и представителя администрации.

Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается лишь по его письменному заявлению. В случае неявки работника на заседание комиссии рассмотрение заявления откладывается. В случае вторичной неявки работника без уважительных причин КТС может вынести решение о снятии данного заявления с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление повторно. В этом случае срок рассмотрения спора в КТС исчисляется с момента подачи второго заявления и с учетом трехмесячного срока, установленного для обращения в комиссию.

3.6. Решение КТС по трудовым спорам (кроме решений о восстановлении на работе) подлежит исполнению администрацией организации в трехдневный срок по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

Решение КТС о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на другую работу работника подлежит немедленному исполнению - на другой день после принятия решения КТС.

3.7. В случае неисполнения администрацией организации решения КТС в установленный срок работнику выдается комиссией удостоверение, имеющее силу исполнительного листа. Удостоверение выдается, если работник или администрация обратились в установленный срок с заявлением о разрешении трудового спора в районный (городской) народный суд.

На основании удостоверения, выданного КТС и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения в районный (городской) народный суд, судебный исполнитель приводит решение КТС в исполнение в принудительном порядке. В случае пропуска работником трехмесячного срока по уважительным причинам КТС, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.


4. Регламент работы КТС


     4.1. Прием заявлений в КТС производится ___________________________
________________________________________________________________________
  (секретарем, иными членами КТС, лицом, уполномоченным администрацией)
в помещении ____________________________________________________________
в дни______________________ с ____ до ______ часов.
     4.2.   Заявления   работников   подлежат   регистрации   в   журнале
_______________, в котором также фиксируется ход рассмотрения споров, его
результаты.
     Форма журнала является составной частью настоящего Положения.

4.3. КТС обязана рассмотреть трудовой спор в 10-дневный срок со дня приема заявления. О времени рассмотрения спора КТС заблаговременно извещает работника и администрацию (ее представителя).

4.4. КТС имеет право приглашать на свои заседания свидетелей, представителей профсоюзов.

4.5. Представители профсоюзов могут выступать в интересах работника по его просьбе, а также по собственной инициативе.

4.6. По запросу КТС администрация обязана предоставить ей все необходимые документы.

4.7. В начале заседания КТС работник вправе заявить мотивированный отвод любому члену комиссии или свидетелю. Вопрос об удовлетворении отвода решается комиссией. В этом случае рассмотрение заявление работника может быть перенесено на другое время.

4.8. Заседание КТС является правомочным, если в нем участвует не менее половины избранных в ее состав членов.

4.9. На заседании КТС ведется протокол, в котором фиксируется дата заседания, присутствие заявителя, состав присутствующих членов комиссии, представители администрации, профсоюзов, свидетели, эксперты и иные участники рассмотрения спора.

4.10. Решение КТС принимается большинством голосов присутствующих на ее заседании членов комиссии.

4.11. Принятое КТС решение должно содержать указание на дату заседания, результаты голосования, правовое обоснование, мотивировку и содержание решения. Решение подписывается председательствующим и секретарем непосредственно на заседании комиссии и заверяется печатью.

4.12. Член КТС, не согласный с принятым ею решением, обязан подписать протокол заседания, но вправе в протоколе отразить свое мнение.

4.13. Копии решения вручается работнику и администрации в 3-дневный срок со дня принятия решения. О дате получения (вручения) им копий делается отметка (расписка) в журнале.

4.14. Решение КТС может быть обжаловано работником или администрацией в 10-дневный срок со дня вручения им копий решения комиссии.


Протокол (примерная форма)


Заседание КТС _______________________________ "___" ____________ 200__ г.
                (наименование организации)
Избранный состав КТС _____________________________ человек.
Присутствовали:
председатель КТС ________________________________________________________
                         (фамилия, имя, отчество)
члены КТС _______________________________________________________________
                        (фамилии, имена, отчества)
секретарь КТС ___________________________________________________________
                         (фамилия, имя, отчество)
работник ________________________________________________________________
                         (фамилия, имя, отчество)
представитель интересов работника________________________________________
_________________________________________________________________________
          (председатель, члены профкома. Фамилия, имя, отчество)
представитель администрации _____________________________________________
                                 (должность, фамилия, имя, отчество)
по полномочию, удостоверенному приказом (распоряжением) _________________
                                                          (дата, номер)
свидетели _______________________________________________________________
                        (фамилии, имена, отчества)

специалисты, эксперты____________________________________________________
                                (фамилии, имена, отчества)
Слушали:
заявление _______________________________________________________________
                    (фамилия, имя, отчество работника)
по вопросу_______________________________________________________________
                        (краткое содержание спора)
Отвод: заявлен / удовлетворен
       не заявлен / не удовлетворен
Выступили: ______________________________________________________________
                 (работник, представитель администрации)
_________________________________________________________________________
                      (другие участники, члены КТС)
_________________________________________________________________________
                     (краткое содержание выступлений)
Результаты обсуждения:
На основании обсуждения, с учетом конкретных  обстоятельств  и  имеющихся
атериалов, руководствуясь _______________________________________________
                                     (указываются конкретные правовые
_________________________________________________________________________
      нормы - статьи законов, КЗоТ, пункты других актов, соглашения,
_________________________________________________________________________
         коллективного договора, трудового договора (контракта))
КТС признала требования _________________________________________________
                                (фамилия, имя, отчество работника)
обоснованными, необоснованными
Результаты голосования: за ______ , против _______.
Особое мнение: заявлено, не заявлено
________________________________________________________________________
     (фамилия, имя, отчество члена КТС, изложение его особого мнения)

Решение прилагается

     Председатель КТС ____________________________
                               (подпись)
     Члены КТС ___________________________________
                               (подписи)
     Секретарь КТС _______________________________
                               (подпись)

Решение
Комиссии по трудовым спорам (примерная форма)


_________________________________________________________________________
                        (наименование организации)

"___" _______________ 200__ г.

Рассмотрев заявление ____________________________________________________
                               (фамилия, имя, отчество работника)
о ______________________________________________________________________,
                (краткое содержание требования работника)
комиссия решила на основании_____________________________________________
                                      (наименование правовых актов
_________________________________________________________________________
              с указанием даты их принятия, пунктов, статей)
_________________________________________________________________________
(краткое содержание решения: удовлетворить, не  удовлетворить  требование
работника, выплатить ему конкретную сумму и т.п.)

Председатель КТС ________________________________________________________
                                  (фамилия, имя, отчество)

Место печати


Секретарь КТС ___________________________________________________________
                         (фамилия, имя, отчество)

Удостоверение
на принудительное исполнение решения КТС (примерная форма)


На основании решения Комиссии по трудовым спорам_________________________
_________________________________________________________________________
                  (приводится наименование организации)

от "_____" _________________ 200__ г.
гражданин _______________________________________________________________
       (фамилия, имя, отчество, спор которого рассмотрен комиссией)
имеет право на__________________________________________________________.
(приводится формулировка решения комиссии: "получение  такой-то  денежной
суммы от такой-то организации")
     Настоящее  удостоверение  имеет   силу   исполнительного   листа   и
предъявляется не позднее трехмесячного срока для приведения в  исполнение
в принудительном порядке

Председатель Комиссии по трудовым спорам ________________________________
                                                      (подпись)
_________________________________________________________________________
(отметка судебного исполнителя о приведении в исполнение решения Комиссии
по трудовым спорам)

Порядок рассмотрения жалоб работников в судебном порядке


Порядок рассмотрения судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан, определяется ГПК РФ и Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (См.: СЗ РФ. 1995. N 51. Ст. 4970).

В соответствии с этим Законом каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы.

К таким действиям указанный Закон относит коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

В соответствии с этим Законом суды рассматривают любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме:

действий (решений), проверка которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации;

действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Законом регламентирован порядок подачи в суд гражданской жалобы. Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему органу, органу местного самоуправления, организации, должностному лицу.

Они обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. Жалоба может быть подана, как самим гражданином, права которого нарушены, так и его представителем, а также по просьбе гражданина надлежащим образом уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

По усмотрению гражданина жалоба подается в суд по месту его жительства либо в суд по месту нахождения органа, организации, должностного лица, в отношении которых им возбуждается дело. Подача жалобы оплачивается государственной пошлиной в установленном размере. Суд может освободить гражданина от уплаты пошлины или уменьшить ее размер. Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.

Закон ограничивает право обращения гражданина в суд определенными сроками:

три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, организации, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Жалоба гражданина рассматривается по правилам гражданского судопроизводства. По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение:

установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы;

если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации. Оно направляется соответствующему органу, организации или должностному лицу, а также гражданину не позднее десяти дней после вступления решения в законную силу.

Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Судебные издержки, связанные с рассмотрением жалобы, могут быть возложены судом на гражданина, если суд вынесет решение об отказе в удовлетворении жалобы, либо на государственный орган, орган местного самоуправления, организацию, общественное объединение или должностное лицо, если установит, что их действия (решения) были незаконными.

В связи с изложенным следует обратить внимание на то обстоятельство, что, согласно ст.212 КЗоТ РФ, работники при обращении в районный (городской) суд по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождаются от уплаты судебных расходов в доход государства.


В.И. Власов, О.М. Крапивин




Разрешение индивидуальных трудовых споров


Авторы


В.И. Власов


О.М. Крапивин


"Гражданин и право", 2000, N 4



Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.