Европейский суд на защите прав и свобод человека (В.О. Семенов, А.З. Ваксян, "Гражданин и право", N 5, ноябрь 2000 г.)

Европейский суд на защите прав и свобод человека


Общие положения


Европейская конвенция о правах человека и основных свободах была принята Советом Европы (далее - СЕ) 4 ноября 1950 г. и вступила в силу 3 сентября 1953 г. Только спустя 25 лет после принятия (в 1975 г.) участниками конвенции стали все члены СЕ.

Россия принята в СЕ 28 февраля 1996 г. Европейская конвенция ратифицирована Российcкой Федерацией 30 марта 1998 г. и вступила в силу 5 мая 1998 г. С этого времени россияне получили доступ в Европейский Суд. 1 ноября 1998 г. структура Страсбургского механизма претерпела серьезные изменения. Прекратила свое существование Комиссия по правам человека.

Создана новая структура "Палаты Суда". Теперь все жалобы поступают прямо в Европейский Суд. Это стало результатом вступления в силу Протокола N 11 к Конвенции в 1998 г.

Сегодня юрисдикция Суда обязательна для всех государств - членов СЕ (всего их 40) и распространяется на вопросы, касающиеся толкования и применения Конвенции и протоколов к ней, включая жалобы отдельных лиц.


Компетенция Европейского Суда по правам человека


Она закреплена разделами II-IV Конвенции (ст.19-56); протоколами N 2 и 11.

Под юрисдикцию Европейского Суда подпадают все вопросы, касающиеся толкования и применения Конвенции и протоколов к ней. Суд, в частности, может получить заявление от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что стали жертвами нарушения со стороны государства (правительства) прав, изложенных в Конвенции или в протоколе к ней (ст.32, 34 Протокола N 11).

Назовем перечень этих прав:

право на жизнь и отмена смертной казни (ст.2 Конвенции, Протокол N 6);

право на физическую неприкосновенность (ст.3 Конвенции);

запрет рабства и сходных с ним обычаев (ст.4 Конвенции);

право на свободу и личную неприкосновенность, в частности невозможность выполнить какое-либо контрактное обязательство (ст. 5 Конвенции, ст.1 Протокола N 4);

право на справедливое разбирательство дела (ст.6 Конвенции, ст.2-4 Протокола N 7);

запрет ретроактивного (неправомерного во времени) применения уголовного права (ст.7 Конвенции);

право на уважение частной и семейной жизни, жилища и корреспонденции;

право вступать в брак, создавать семью и равенство супругов (ст. 8,12 Конвенции, ст.5 Протокола N 7);

право на свободу мысли, совести и вероисповедания (ст.9 Конвенции); право на свободу выражения своего мнения (ст.10 Конвенции);

право на свободу мирных собраний и ассоциаций (ст.11 Конвенции);

право беспрепятственно пользоваться своим имуществом, право на образование и на свободные выборы (ст.1-3 Протокола N 1);

право на эффективные средства правовой защиты перед национальными властями (ст.13 Конвенции);

запрет дискриминации (ст.14 Конвенции);

право иностранцев на политическую и иную деятельность (ст.16 Конвенции, ст.2-4 Протокола N 4, ст.1 Протокола N 7);

гарантии на период войны или чрезвычайного положения (ст.15 Конвенции).

Указанные 15 позиций охватывают основные политические и гражданские права и свободы. Вместе с тем, за редким исключением (право на беспрепятственное пользование своим имуществом), они не распространяются на социально-экономические права. Последние защищены не Конвенцией, а Европейской социальной хартией (вступила в силу 26 февраля 1965 г.).

Механизм контроля за соблюдением Хартии не включает право на обращение в Европейский Суд. Действующая ныне система контроля предусматривает лишь обзор национальных докладов и возможность подачи "потерпевшими" (разного рода неправительственными организациями) жалоб в созданный согласно Хартии "Комитет независимых экспертов".


Индивидуальные и межгосударственные жалобы в Европейский Суд


Государства-участники обязались никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению прав любого человека по обращению в Европейский Суд (ст.34 Конвенции, Протокол N 11). Вместе с тем действует ряд условий, включая и ограничения обращения с жалобой (всего их шесть).

Так, Суд рассматривает исключительно жалобы, направленные в адрес Генерального секретаря СЕ, против государства, которые относятся к событиям, наступившим после ратификации Конвенции этим государством.

Европейский Суд рассматривает жалобы, связанные с нарушением лишь тех прав, которые гарантированы Конвенцией и протоколами к ней.

К рассмотрению принимаются жалобы лишь при условии, что все внутригосударственные правовые средства защиты заявителя исчерпаны.

Таким образом, Европейский Суд может принять дело к рассмотрению, если обжалование по внутригосударственным инстанциям не дало положительного результата и лишь в течение шести месяцев с даты принятия окончательного решения на национальном уровне.

Суд не рассматривает анонимные жалобы, а также заявления, которые стали предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования и не содержат относящейся к делу новой информации.

Суд может принять решение об отказе в приеме заявлений, если сочтет их несовместимыми с положениями Конвенции или протоколов к ней, явно необоснованными или представляющими собой злоупотребление правом подачи заявления.

Указанные заявления суд может отклонить на любой стадии разбирательства (ст.28, 35 Конвенции).

Следует иметь в виду, что Суд рассматривает жалобы только против действий или решений государственных органов власти; жалобы против частных лиц или негосударственных учреждений не принимаются.

Статьей 33 Конвенции предусмотрена также возможность государства-участника передать в Суд вопрос о любом предполагаемом нарушении положений Конвенции и протоколов к ней другим государством. При этом заявитель не обязан объяснять какую-либо связь с жертвой нарушения или свое отношение к ней.

На практике государства используют указанное право редко, как крайнюю меру, поскольку подобный шаг принято считать недружественным актом.


Процедура подачи и принятия жалобы


Ответчиком в Европейском Суде может выступать исключительно соответствующее государство, но не частные или неправительственные организации (это, правда, не значит, что спор должен возникнуть именно между заявителем и государством). Необходимо лишь, чтобы решение (приговор) суда по делу нарушал ту или иную статью Конвенции с учетом практики Европейского Суда (национальный суд представляет в данном случае само государство).

Первое заявление может быть подано в произвольной форме на родном языке заявителя. В нем в хронологической последовательности следует излагать имеющие отношение к делу факты. Поступившая в Суд жалоба регистрируется в секретариате, заявителю направляются рекомендации по поводу дальнейших действий. К ответу прилагается формуляр жалобы (заявления).


            Европейский Суд по правам человека  Страсбург, Франция

                               Заявление

                               I. Стороны

А. Заявитель
(указываются следующие данные о заявителе или его представителе)

1. Фамилия заявителя
-------------------------------------------------------------------------
2. Имя, отчество
-------------------------------------------------------------------------
3. Гражданство
-------------------------------------------------------------------------
4. Род занятий
-------------------------------------------------------------------------
5. Дата и место рождения
-------------------------------------------------------------------------
6. Постоянный адрес
-------------------------------------------------------------------------
7. Номер телефона
-------------------------------------------------------------------------
8. Адрес места, где проживает в данный момент
-------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------

9. Фамилия, имя, отчество представителя
(адвоката)---------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------

10. Род занятий представителя
-------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------

11. Адрес представителя
-------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------

12. Номер телефона представителя
-------------------------------------------------------------------------

В. Высокая Договаривающаяся Сторона
(указывается название страны, против которой подано заявление)
13.
-------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------

                             II. Описание фактов

14.
-------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------

                 III. Описание предполагаемых нарушений положений 
                 Конвенции и приведение соответствующих аргументов

15.
-------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------

                     IV. Выполнение положений Конвенции

16. Окончательное решение национальных органов (дата решения суда или
другой инстанции, характер решения).
17. Другие решения (список в хронологическом порядке, даты принятия этих
решений, суды или другие инстанции, характер всех упомянутых решений).
18. Другие инстанции, в которые мог бы обратиться заявитель, но не сделал
этого, или иные меры, которые он не использовал. Следует объяснить,
почему заявитель не обратился в эти инстанции или не использовал иные
меры.

                           V. Предмет заявления

19.
-------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------

          VI. Подача заявлений в другие международные инстанции

20. Следует указать, подавалось ли заявление в какие-либо иные органы
международного расследования и урегулирования. Если да, то указать все
подробности.

                          VII. Список документов

21. а)
-------------------------------------------------------------------------
    b)
-------------------------------------------------------------------------
    с)
-------------------------------------------------------------------------

VIII. Язык, на котором заявитель предпочитает вести переписку

22. Английский или на французский.

                          IX. Декларация и подпись

23. Настоящим подтверждается, что, исходя  из  знаний  и  убеждений,  вся
информация, которую заявитель привел в заявлении, точная, и он  обязуется
уважать конфиденциальность механизма рассмотрения заявлений в Суде.

24. Настоящим подтверждается, что заявитель не  имеет  возражений  против
того, чтобы  его  имя  было  объявлено  публично.  Если  заявитель  имеет
подобные возражения, необходимо сообщить об этом, четко и  недвусмысленно
сформулировав свои возражения.

Страна и город    -------------------------              Дата

-------------------------------------------

-------------------------------------------
Подпись заявителя или его представителя

Необходимые пояснения


Если заявление подает несколько человек, нужно указать требуемую информацию по каждому заявителю.

Факты следует описывать ясно, сжато, в хронологическом порядке, с точным указанием дат. При этом сообщаются детали каждого рассмотрения в отдельности.

Соответствие заявления положениям Конвенции (п.15 заявления) необходимо объяснить как можно точнее. Требуется также указать, почему заявитель считает факты, изложенные в разделе II, нарушениями положений Конвенции, почему на заявителя не распространяются ограничения, установленные некоторыми статьями Конвенции.

В IV разделе заявления нужно изложить суть и подробности просьбы, с которыми заявитель обращался в национальные инстанции, а также указать, существуют ли другие инстанции, которые могли бы рассмотреть заявление (п.18), объяснив, почему не обратились в них.

В V разделе следует указать, каких результатов рассмотрения ожидает заявитель.

В VI разделе дается полная информация о том, поданы ли заявления в другие международные органы; их точные названия; дата подачи; особенности рассмотрения заявления и характер решения с приложением его копии.

В Европейский Суд целесообразно отправлять копии документов (раздел VII), имеющие прямое отношение к делу. Подлинники направлять не следует, поскольку документы Суд не возвращает.

Заседание Суда происходит в закрытом порядке - содержание слушаний строго конфиденциально. Заявитель вправе ходатайствовать, чтобы его имя публично не упоминалось.

Если заявление подписывает представитель заявителя, следует приложить документ о характере его полномочий (доверенность), соответствующим образом заверенную.

Заявление должно быть оформлено в письменном виде и подписано заявителем, или его представителем, или лицом, в чью компетенцию входит представление интересов соответствующей группы лиц (неправительственной организации).

К заявлению следует приложить все имеющие отношение к делу документы (в копиях).

При невыполнении указанных выше требований, хотя бы частично, заявление не регистрируется и не рассматривается.

Датой поступления заявления, как правило, считается дата первого обращения заявителя, если при этом хотя бы кратко сформулированы требования стороны (предмет заявления).

Заявитель обязан информировать Суд обо всех изменениях в адресе и иных данных, указанных в заявлении.

Пошлина при обращении в Европейский Суд не уплачивается. Заявитель вправе обращаться в Совет Европы (СЕ) с просьбой об оказании финансовой помощи. Ее оказывают обычно для участия в заседаниях заявителя и его адвоката и если сам заявитель не в состоянии оплатить предполагаемые расходы.

Для получения финансовой помощи необходимо заполнить декларацию, оформленную соответствующим образом. Здесь отражаются сведения о доходах и об общей сумме имеющихся накоплений. На практике СЕ оплачивает лишь услуги профессиональных адвокатов, а также транспортные расходы и суточные.

Первоначальное обращение направляется заявителем на имя Генерального секретаря СЕ.


Рекомендации россиянам


Жалобы направляются в СЕ непосредственно заявителем. Государственные организации, включая Уполномоченного по правам человека, не могут быть посредниками для пересылки жалобы.

Первоначальное обращение может быть написано на русском языке.

Кассационная инстанция российского суда считается последним средством решить проблему заявителя. После отклонения кассационной жалобы можно направить обращение в Европейский Суд (в течение шести месяцев со дня получения соответствующего определения).

Основанием для обращения в Европейский Суд (при наличии других условий) является и отказ Конституционного Суда РФ (включая отказ в приеме заявления).

Надзорное производство в РФ - это исключительная стадия процесса, реализуемая после вступления приговора или решения в законную силу. Подача жалобы в Европейский Суд не лишает заявителя права обратиться одновременно к Уполномоченному по правам человека либо в надзорную инстанцию.

В случае неисполнения решения суда (при наличии исполнительного листа) заявитель в принципе также вправе направить обращение в Страсбург, сославшись на нарушение ч.1 ст.6 Европейской конвенции (право на справедливое судебное разбирательство). Такие прецеденты в Европейском Суде есть (по заявлению Бондарчука против Украины в 1999 г. Европейский Суд возбудил дело по факту невыплаты заявителю-бюджетнику зарплаты за шесть месяцев по исполнительному листу).

Отметим, что любая форма давления либо препятствие обращению в Европейский Суд рассматривается последним как грубейшее нарушение норм Европейской конвенции и может привести к приостановке членства государства в СЕ.

Податель жалобы в Европейский Суд не обязательно должен быть гражданином государства-ответчика. Согласно ст.1 Европейской конвенции, государство обязано обеспечить права и свободы всем лицам, находящимся под его юрисдикцией, независимо от гражданства, национальности и иных факторов.

При этом понятие юрисдикции не ограничивается территорией данного государства (например, в процессе высылки, экстрадиции или военных действий): в любом случае каждое государство несет ответственность за нарушение прав и свобод, гарантированных Конвенцией как в пределах, так и за пределами своей территории.

На первоначальное обращение заявитель может получить ответ от референта, содержащий "мнение" о том, что, скорее всего, суд отклонит жалобу. Такой ответ не лишает заявителя права потребовать передачи дела в Суд и реальных шансов на удовлетворение жалобы.

Отметим, русский язык может быть использован в процессе рассмотрения дела по существу (с разрешения суда).


Структура Европейского Суда и общий порядок рассмотрения дел


Европейский Суд работает на постоянной основе, и число его судей равно числу государств - участников Европейской конвенции (40).

Члены Суда от каждого государства избираются Парламентской Ассамблеей СЕ большинством поданных голосов - из списка, включающего трех кандидатов, выдвинутых каждым из государств (судья от России -Лаптев Павел Александрович).

Члены Суда избираются сроком на 6 лет. Вместе с тем срок полномочий половины членов Суда первого состава истекает через 3 года. Они определяются по жребию сразу после избрания. Сделано это с целью периодического обновления состава Суда наполовину.

Член Суда может быть отстранен от должности по решению остальных судей большинством в 2/3 голосов. По достижении 70 лет судьи автоматически уходят в отставку.

Для рассмотрения переданных дел Суд избирает:

комитеты, состоящие из 3 членов;

палаты, состоящие из 7 членов;

Большую палату, состоящую из 17 членов.

В состав Большой палаты входят Председатель Суда и его заместители, Председатели палат и другие (выбранные) члены Суда.

Член Суда, избираемый от государства, являющегося стороной в деле, автоматически становится членом палаты и Большой палаты.

Суд рассматривает дело по существу в комитетах, палатах или в составе Большой палаты.

Первоначально жалобы (петиции, заявления) отдельных лиц поступают и рассматриваются Комитетом судей, который принимает решение об объявлении жалобы неприемлемой либо об исключении ее из списка дел, подлежащих дальнейшему рассмотрению. Если Комитет считает жалобу подлежащей рассмотрению в Суде, дело передается в палату.

Большая палата, как правило, рассматривает лишь жалобы исключительной важности (дела с серьезными юридическими последствиями); остальные дела рассматриваются палатами.

На любой стадии разбирательства Суд может принять решение об исключении заявления из списка дел, подлежащих рассмотрению, если придет к выводу, что:

заявитель не намерен добиваться рассмотрения своего заявления; вопрос был урегулирован;

существует иная причина, установленная Судом.

Однако если этого требует уважение прав человека согласно Конвенции, Суд продолжает рассмотрение. Он может принять решение и о восстановлении заявления в списке.

Слушания, если Суд при наличии исключительных обстоятельств не примет решения об обратном, являются открытыми.

Процедуру рассмотрения дела, включая исследование доказательств, представленных сторонами, Суд устанавливает самостоятельно. Вместе с тем Суд обычно принимает все меры для обеспечения досудебного урегулирования конфликта.

В случае досудебного урегулирования Европейский Суд исключает дело из своего списка.

В отношении любого дела, находящегося в производстве, государство-ответчик вправе представить письменные замечания и принять участие в слушании.

Председатель Суда может пригласить любое государство или любое заинтересованное лицо, не являющееся заявителем, представить письменные замечания или принять участие в слушаниях.

В течение трех месяцев после того, как палата вынесет решение, любая из сторон в исключительных случаях может подать прошение о том, чтобы дело было направлено на вторичное рассмотрение Большой палаты.

Окончательным является решение Большой палаты, а также любой из палат, но в последнем случае - лишь после того, как стороны сделают заявление о том, что они не будут обращаться с прошением о направлении дела в Большую палату, или через три месяца после вынесения решения, если за это время обращение о направлении дела в Большую палату не последовало, или после того, как прошение о направлении дела в Большую палату будет отклонено.

Все решения Европейского Суда по существу дела (а также об отказе в приеме заявления) должны быть мотивированными.

При вынесении решения по существу дела любой из судей вправе представить отдельное мнение (ст.19-45 Европейской конвенции).


Обеспечение исполнения решений Европейского Суда


Государства-участники обязуются выполнять решение Суда по существу любого дела, сторонами которого они являются.

Окончательное решение направляется Комитету Министров СЕ, который осуществляет надзор за его исполнением (ст.46 Европейской конвенции).

За пятидесятилетнюю историю деятельности СЕ случаев отказа от исполнения решений Суда не было. Теоретически такие прецеденты возможны, но они влекут приостановление членства государства в СЕ и соответственно в Европейском Суде. Выход страны из системы защиты прав человека возможен лишь при коренном изменении политического режима в государстве и при отказе от принципов построения демократического общества.

В заключение отметим, что в Страсбург поступило около 3 тыс. жалоб от заявителей из России. Многие из них признаны приемлемыми для рассмотрения, но направлены Правительству России для дружественного урегулирования.

Таким образом, россияне, не удовлетворенные российскими судебными инстанциями, включая Верховный Суд и Конституционный Суд РФ, получили возможность защиты своих прав через Страсбургский Суд.

В ноябре 1992 г. Председателем Европейского Суда по правам человека избран известный швейцарский юрист-международник Люциус Вильдхабер, заместителями - Э. Пальм (Швеция) и К. Розакис (Греция).


 Обращения в Европейский Суд следует направлять на имя Генерального
секретаря СЕ по адресу:

Conseil de L'Europe
67075 Strasbourg Cedex
France
Fax: 3-33-88-41-27-30.

 Бесплатную консультацию у адвокатов можно получить по телефонам в Москве:

235-83-31; 291-66-64; 291-42-80.

В.О. Семенов,
депутат Государственной Думы РФ

А.З. Ваксян,

член Международного союза адвокатов



Европейский суд на защите прав и свобод человека


Авторы


В.О. Семенов - депутат Государственной Думы РФ


А.З. Ваксян - член Международного союза адвокатов


"Гражданин и право", 2000, N 5



Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.