Налоговые и иные льготы по лизингу (В.Д. Газман, "Гражданин и право", N 5, 6, ноябрь, декабрь 2000 г.)

Налоговые и иные льготы по лизингу


Постоянно растущая в последние годы популярность лизинга в России обусловлена тем, что этот финансовый инструмент предоставляет возможность многим предприятиям, не располагающим достаточными средствами для приобретения оборудования в собственность, пользоваться этим оборудованием продолжительный период времени, получать доход и осуществлять посильные арендные платежи, размер и сроки внесения которых согласованы с лизинговой компанией.

В 1999-2000 гг. ряд отечественных и зарубежных банков, крупных производителей и поставщиков различных видов техники, машин, оборудования всерьез стали обращать свое внимание на возможность применения в России лизинга. Это определяется рядом факторов. Например, существенным по сравнению с предыдущими годами сокращением операций с так называемыми короткими деньгами, уменьшением ставок кредитования в рублях и валюте, некоторым увеличением сроков кредитования.

Общая стоимость заключенных в нашей стране лизинговых договоров в течение 1999 г. достигла, по оценкам автора, 1,3 млрд долл. В том числе около 0,5 млрд долл., согласно данным Российской ассоциации лизинговых компаний ("Рослизинга"), приходится на долю лизингодателей, входящих в эту ассоциацию.

Конечно, сумма менее 1,5 млрд долл. крайне незначительна для решения глобальных задач, стоящих перед российской экономикой. Если ее сопоставить с объемом инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2000 г. (по оценкам Минэкономики РФ, этот показатель должен возрасти по сравнению с предыдущим годом на 6% и составит 970 млрд руб. или порядка 32 млрд долл.), то на долю лизинга будет приходиться около 4,5% в общем объеме инвестиций в производство.

Это втрое больше, чем год-два назад. Вместе с тем следует иметь в виду, что в ведущих и успешно развивающихся странах, включая некоторые государства Восточной Европы, например Чехию, данный показатель достигает 25-30% и более. Следовательно, резерв для будущего роста российского лизинга есть.

Интерес государства и предпринимателей к лизингу, являющемуся наиболее сложной финансовой операцией, неуклонно растет. Значительно большие суммы по сравнению с приведенными выше фигурируют в лизинговых проектах, находящихся сейчас в стадии проработки.

Развитие лизинга во всех странах сопровождалось поддержкой со стороны государства, предоставлением различных льгот и преференций участникам лизинговых операций. Наиболее существенными льготами участникам лизингового бизнеса в России (и, что очень важно, в действительности применяемыми ими) являются:

отнесение процентов по полученным заемным средствам, включая кредиты банков и других организаций, используемым лизинговыми компаниями для осуществления операций финансового лизинга, на себестоимость. Эта норму регулирует постановление Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 552, утвердившее Положение о составе затрат. До выхода постановления Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N 794 "Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О лизинге" затраты на себестоимость могли относить как лизингодатель, так и лизингополучатель;

отнесение на себестоимость продукции лизингополучателей лизинговых платежей по операциям финансового лизинга (постановление Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 552);

применение по взаимному соглашению сторонами договора лизинга механизма ускоренной амортизации предмета лизинга с коэффициентом ускорения в размере не выше 3 (ст.31 Федерального закона от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О лизинге"(Далее - Закон о лизинге.)).

Последняя из приведенных выше льгот для участников лизинговых операций требует дополнительного комментария. Механизм ускоренной амортизации с коэффициентом 3 применялся на основании постановления Правительства РФ от 27 июня 1996 г. N 752 "О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации", внесшего изменения в другое правительственное постановление от 29 июня 1995 г. N 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности". Однако после того как 12 июля 1999 г. Правительство РФ приняло постановление N 794, постановление N 633 было отменено, и возник определенный вакуум в нормативном регулировании использования в целях налогообложения ускоренной амортизации с коэффициентом 3.

В Москве возникшую проблему решили следующим образом. Управление Министерства РФ по налогам и сборам опубликовало 7 февраля 2000 г. письмо N 03-08/6056, в котором разъясняется, что применяемая в соответствии с законодательством сторонами договора лизинга увеличенная норма амортизации учитывается для целей налогообложения.

В ст.34 Федерального закона "О лизинге" предусмотрен еще ряд льгот для участников лизинговых операций. В частности, лизингодатель имеет право без лицензии Центрального банка России осуществлять международные операции, связанные с движением капитала, привлекать денежные средства от нерезидентов Российской Федерации в целях приобретения предмета лизинга на срок более чем шесть месяцев (180 дней), но не превышающий срока действия договора лизинга.

В соответствии с нормативными актами ЦБ в тех случаях, когда срок аренды (займа), полученного от нерезидента, превышает 180 дней, валютная операция квалифицировалась как связанная с движением капитала.

В соответствии со ст.20 Федерального закона РФ от 29 декабря 1998 г. N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" 180-дневный норматив был изменен на 90-дневный.

Участники лизинговых операций обращаются в Центральный банк России с вопросом, какими законодательными и нормативными актами следует пользоваться в таком случае. В зависимости от того, в какой департамент ЦБ попадал запрос, обращавшиеся получали разные ответы. Со второй половины 1999 г. ответы на запросы стали более благожелательными для участников лизинговых операций. Они сводились к тому, что необходимо руководствоваться Законом о лизинге. Так, на запрос представительства в Москве одной крупной германской автомобильной компании заместитель директора Департамента валютного контроля Центрального банка России ответил 4 апреля 2000 г., что к валютным операциям, указанным в абзаце 2 п.3 ст.34 вышеназванного Федерального закона, должен применяться порядок для осуществления резидентами текущих валютных операций. Таким образом, представительство вправе осуществлять валютные операции по оплате полной суммы договоров лизинга за период, превышающий шесть месяцев, без представления в уполномоченный банк разрешений Банка России.

Вместе с тем, по мнению автора, было бы правильным во избежание недоразумений и появления различных трактовок действующего законодательства высокопоставленным чиновникам отвечать не по каждому конкретному случаю, что свидетельствует, по сути, о разрешительном порядке применения законодательной нормы, а опубликовать официальное разъяснение Центрального банка России относительно того, что в деятельности, связанной с валютным регулированием лизинговых операций, организациям следует руководствоваться соответствующими нормами Закона о лизинге.

Кроме того, в ст.34 Закона о лизинге были предусмотрены существенные льготы по международному лизингу. В частности, установлено, что уплата таможенных налогов и тарифов должна производиться:

на момент ввоза (вывоза) предмета лизинга на сумму оплаченной части таможенной стоимости имущества;

одновременно (в дальнейшем) с лизинговыми платежами или в течение 20 дней с момента получения лизинговых платежей.

Причем определенный Федеральным законом порядок (система) оплаты таможенных налогов и тарифов не считается отсрочкой таможенных платежей или инвестиционным налоговым кредитом.

Вместе с тем Государственный таможенный комитет РФ в письме от 24 мая 1999 г. N 01-15/14858 "О применении Федерального закона от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О лизинге" объясняет, что в соответствии со ст.7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст.2 Закона, действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса Российской Федерации, и подлежат приведению в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.

В письме ГТК указано, что в связи с тем, что Закон о лизинге не относится к законодательству РФ о налогах и сборах и, соответственно, применяется в части, не противоречащей налоговому законодательству, порядок уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении перемещаемых через таможенную границу РФ предметов международного лизинга, установленный в ст. 34 этого Закона, не соответствует части первой Налогового кодекса РФ.

По мнению автора позиция ГТК не согласована со ст.106 Конституции РФ, где определено: "Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии..."

Прежде чем быть подписанным Президентом РФ, Закон о лизинге, затрагивающий вопросы федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, таможенного регулирования, прошел рассмотрение и одобрение Совета Федерации. Следовательно, этим правовым актом и надлежит пользоваться в части налогообложения, валютного и таможенного регулирования лизинговой деятельности.

Следует учесть, что Закон о лизинге был принят позже других законодательных актов по таможенному, валютному регулированию. Когда нормы двух законов вступают в противоречие друг с другом, применяются нормы того закона, который был принят последним.

В отличие от Конституции в Налоговом кодексе дается более узкое понимание законодательства о налогах и сборах. В п.1 ст.1 НК указано: "Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах".

Комментируя НК, один из ведущих его разработчиков - С.Д. Шаталов отмечает, что по сложившейся практике многие российские федеральные законы так или иначе вмешиваются в налоговое регулирование и что многие из них принимались с целью предоставить дополнительные налоговые льготы по какому-либо признаку либо предоставить определенные преференции для некоторых видов экономической деятельности (См.: Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1999. С. 18.".

В Законе о лизинге, принятом, и это очень важно, до введения в действие НК, определен порядок формирования налогооблагаемой базы для лизинговых компаний, установлен целый ряд налоговых льгот и преференций для участников лизинговой деятельности. В частности, предусмотрены льготы по ускоренной амортизации, по изменению порядка уплаты таможенных пошлин и тарифов.

Возникает вопрос: как понимать в тексте НК слова "принятые в соответствии с Налоговым кодексом федеральные законы о налогах и сборах"? С.Д. Шаталов считает, что если под такими законами понимаются только те законы, принятие которых прямо предусматривается или допускается Налоговым кодексом, то "отраслевые" законы, даже содержащие отдельные налоговые нормы, не будут квалифицироваться как составляющие законодательства РФ о налогах и сборах.

Если же под принятым в соответствии с Налоговым кодексом будут пониматься любые законы, прямо не противоречащие Кодексу и содержащие отдельные элементы налогового регулирования, в частности налоговые льготы, то такие "отраслевые" законы войдут в массив законодательства РФ о налогах и сборах (См. там же. С. 19.).

Как уже отмечалось, исходя из понимания ст.106 Конституции РФ, Закон о лизинге можно отнести к закону, регламентирующему некоторые важные аспекты федеральных налогов и сборов, валютного, таможенного регулирования. В то же время возникает вопрос, можно ли его в соответствии с НК отнести к закону о налогах и сборах.

Отмечая, что в п.5 ст.3 НК сказано, что федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются только Налоговым кодексом, С.Д. Шаталов в то же время указывает, что в НК отсутствуют прямые нормы о том, что при налогообложении применяются только нормы законодательства о налогах и сборах, а нормы "отраслевых" законов применяются только после их внесения в акты законодательства о налогах и сборах(См.: Шаталов С.Д. Указ. соч. С. 20.).

Для внесения ясности в понимание сложившейся ситуации очень важен ответ, содержащийся в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 июня 1999 г. N С5-5/уп-618 на запрос Министерства РФ по налогам и сборам. В этом письме указано, что понятие "законодательство о налогах и сборах" не вполне раскрыто, так как Налоговый кодекс не дает определения понятия "принятые в соответствии с Налоговым кодексом федеральные законы" и при разрешении споров арбитражные суды применяют нормы о налоговых льготах вне зависимости от того, в какой закон включена норма. Данная позиция основывается на том, что решение вопроса о месте расположения той или иной нормы находится в компетенции законодателя.

В ст.2 НК определено, что "к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей... законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом". Вместе с тем Государственный таможенный комитет решил обосновать свою позицию невосприятия Закона о лизинге и, следовательно, неподчинения ему, основываясь на том, что этот правовой акт не относится к законодательству о налогах и сборах.

В результате можно сделать следующие выводы относительно письма Государственного таможенного комитета. Во-первых, он не принимает во внимание нормы Конституции РФ и поэтому вступает с ним в противоречие, и, во-вторых, положения этого письма нельзя оценить как полностью согласующееся с Налоговым кодексом.

Для ГТК правильнее было бы не оспаривать правомочность Закона о лизинге в части таможенного регулирования, а принять необходимые для практического использования участниками лизинговых операций соответствующие подзаконные акты.

Тем, кто заинтересован в развитии лизингового бизнеса, в использовании данного финансового механизма для реализации конкретных инвестиционных проектов, полезной может стать аналитическая информация о разработке в российских регионах законодательных и нормативных актов и о предоставлении в соответствии с ними определенных льгот и преференций на региональном и местном уровне.

Такая нормотворческая и правоприменительная практика позволяет учесть как отечественный, так и зарубежный опыт. К примеру, в Германии льготы для участников лизинговых операций предусмотрены и на уровне регионального (земельного) законодательства.

К середине 2000 г. количество компаний, получивших лицензии на право осуществления в РФ лизинговой деятельности, достигло 1416, включая 116 нерезидентов (60% российских лицензиатов зарегистрированы вне Москвы и Санкт-Петербурга). Примерно 25% этого числа, по оценкам Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции РФ, реально занимаются лизинговым бизнесом. Другие компании либо только обозначили свои намерения и пока не приступили к активной работе, либо уже успели свернуть свою лизинговую деятельность. Последних значительно меньше.

Таким образом, действительно работающих лизинговых компаний насчитывается порядка 350, в том числе в 87 субъектах РФ (помимо двух столичных городов) реально действует около 200 лизинговых компаний. Некоторые из них успешно работают на протяжении трех и более лет, т.е. имеют опыт не только заключения, но и, что очень важно, завершения большого количества лизинговых договоров.

Среди лизингодателей, которые давно (по российским меркам) работают в различных регионах страны, помимо ряда московских и петербургских следует отметить такие лизинговые компании, как "Иркутский бизнес-парк", "Сибирская лизинговая компания" (г. Кемерово), Сахалинская лизинговая компания, "БелФин" (г. Белгород), Новгородская лизинговая компания, "Владхлеб" (г. Владивосток), "БИСт" (г. Липецк), "Гарант" (г. Ростов-на-Дону), "Кубаньлизингмаш" (г. Краснодар), "Лизинком" (г. Пенза), Нижегородская лизинговая компания, "РосСахализинг" (г. Якутск), "Сибирский лизинг" (г. Новосибирск), Тюменская агропромышленная лизинговая компания, "Лизингбизнестюмень" (г. Тюмень) и др. Каждой из этих лизинговых компаний удается заключать в течение года договоры на сумму от 100 тыс. до 8 млн долл. Средний показатель по стране среди реально действующих лизинговых компаний соответствует примерно 4 млн долл.

Региональные лизинговые компании эффективно используют схемы как внутреннего, так и международного финансового лизинга, привлекая средства не только российских кредиторов, но и зарубежных. Заимствования осуществляются в том числе и в форме товарных кредитов, получаемых от поставщиков оборудования, которые значительно (на 30-70%) дешевле кредитов, выдаваемых коммерческими банками. При этом сроки товарных кредитов нередко составляют от 3 до 36 месяцев, т.е. в отдельных случаях они сопоставимы со сроками лизинга. Следовательно, уровень проектирования лизинговых сделок, заключения выгодных договоров с поставщиками оборудования, банками, лизингополучателями в ряде региональных лизинговых компаниях достаточно высок.

В большинстве случаев клиенты этих лизинговых компаний - предприятия малого и среднего бизнеса. Объектами лизинга для них служат различные виды мини-заводов: по переработке мяса, молока, изготовлению пива, напитков, растительного масла, хлебобулочных изделий, строительных материалов, а также пекарни, типографии, фотомастерские, транспортные средства, оборудование для автозаправок и т.д.

Как правило, региональные лизинговые компании имеют тесные взаимосвязи с местными производственными, финансовыми, политическими структурами, органами исполнительной власти. При необходимой законодательной и нормативно-правовой поддержке эти компании в ближайшее время могут занять важное место в техническом вооружении и перевооружении региональных предприятий.

В некоторых регионах РФ идет проработка различных вопросов, связанных с организацией так называемых пуловых схем межрегиональных лизинговых центров, в частности в Нижегородской и Самарской областях. Например, в июне 1999 г. в Нижнем Новгороде был создан Волжско-Вятский межрегиональный лизинговый центр для успешного развития и укрепления связей между производителями и потребителями товаров и услуг, расположенными в Поволжском регионе, а также для привлечения федеральных средств финансирования в данный регион.

В скором времени предусмотрено создание международной лизинговой компании во взаимодействии с межрегиональными ассоциациями "Северо-Запад", "Сибирское Соглашение", "Большая Волга" по программе Tacis "Техническая помощь федеральному и региональным фондам поддержки малого предпринимательства РФ".

В России применяются различные виды лизинга - финансовый, оперативный, возвратный, компенсационный, раздельный. Разнообразны схемы финансирования и предоставления гарантий участникам лизинговых операций.

В практической экономике лизинг становится проводником научно-технического прогресса, внедрения новых технологий на каждом конкретном предприятии. Для российской действительности это принципиально важное обстоятельство. Стране в целом, республике, краю, области нужны механизмы, помогающие выйти, причем достаточно быстро, из острого финансового кризиса, механизмы, обеспечивающие структурную перестройку российской экономики.

Начавшийся после финансового кризиса период некоторого оживления экономики характеризуется тем, что оставшимся "на плаву" банкам приходится менять ориентиры - быстрее переходить от операций с короткими деньгами к осуществлению инвестиций в реальный сектор экономики, т.е. в производство. Для этой цели лизинг просто незаменим, поскольку предоставляет дополнительные гарантии лизингодателям. Дело в том, что на протяжении всего срока лизинга собственником имущества является лизинговая компания и в случае неплатежей со стороны лизингополучателя она может изъять (только на основании решения суда) принадлежащее ей оборудование.

Выход из кризиса сопровождается развитием отечественных производителей оборудования, усилением кооперационных связей с западными странами и странами СНГ. Известны лизинговые проекты, например в области телекоммуникаций, транспорта, различных видов технологического оборудования, по которым инвесторы заинтересованы вложить в российскую экономику значительные средства ради получения еще большей отдачи. Чтобы все это состоялось, требуется доверие и уважительное отношение к собственности, а также поддержка со стороны государства как на федеральном, так и на региональном уровне.

Инвестиционные лизинговые проекты крайне сложны. Они предполагают разработку специальных схем финансирования, обеспечения, предоставления гарантий, участия банков, страховых компаний. Вместе с тем высокая результативность лизинговых операций во многих странах мира не может не найти подтверждения и на российском рынке. Лизинг позволяет самым выгодным образом согласовать интересы производителей и потребителей, банков и лизинговых компаний.

В Законе "О лизинге" (ст.36) предусмотрены меры государственной поддержки участников лизинговых операций. При этом законодатель, к сожалению, не предусмотрел норм прямого действия. Вот почему в регионах начался процесс самостоятельной разработки регуляторов, способствующих развитию лизингового бизнеса. В частности, в республиках Бурятия, Коми, Татарстан, Удмуртия, Ханты-Мансийском национальном округе, Белгородской, Воронежской, Иркутской, Ленинградской, Московской, Ростовской, Тюменской областях, Москве, Санкт-Петербурге были приняты законодательные и нормативно-правовые акты, стимулирующие развитие лизингового бизнеса посредством предоставления определенных льгот и различных гарантий участникам лизинговых операций за счет регионального бюджета. Например, Законодательное собрание Челябинской области приняло закон об областном лизинговом фонде со статусом целевого бюджетного фонда. Лизинговый фонд этой области будет представлять собой совокупность денежных средств, ценных бумаг и материально-технических ресурсов. Законом предусмотрено целевое выделение средств на формирование фонда, конкурсный отбор организаций (компаний) для работы с имуществом фонда. Большая активность в регионах наблюдается при принятии нормативных актов, регулирующих лизинговую деятельность в агропромышленных комплексах.

Так, были приняты Закон Новосибирской области от 12 марта 1999 г. N 48-ОЗ "О государственной поддержке лизинговой деятельности в агропромышленном производстве Новосибирской области", Закон Приморского края от 5 ноября 1999 г. N 71-КЗ "О лизинговом фонде приобретения сельскохозяйственной техники товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции Приморского края", Закон Тюменской области от 15 февраля 2000 г. N 158 "О лизинговом фонде в агропромышленном комплексе Тюменской области".

Эти законы предусматривают предоставление льгот по налогам в доле, зачисляемой в областной или краевой бюджет, предоставление лизингополучателям, занимающимся производством, переработкой или заготовкой сельскохозяйственной продукции, права осуществлять лизинговые платежи поставками продукции на условиях, предусмотренных договорами лизинга; иные меры государственной поддержки. Между тем эти законы имеют и определенные особенности. Так, в Тюменской области предусмотрено не менее чем 5%-ное финансирование лизингового фонда по статье "Сельское хозяйство и рыболовство" областного бюджета.

Лизинговые фонды для закупки сельхозтехники созданы также в Республике Татарстан, Ростовской области. За счет этих лизинговых фондов в 2000 г. будет приобретена техника стоимостью, соответственно, в 620 и 130 млн руб. Сельхозтехника будет предоставляться хозяйствам на условиях лизинга на 5-7 лет, и лизингополучатели должны будут первоначально оплатить только 10% ее стоимости.

В последнее время в ряде российских регионов недорогое бюджетное финансирование инвестиционных лизинговых проектов стало осуществляться на основе конкурсов.

В начале 2000 г. Правительство Удмуртии утвердило Положение о финансировании на конкурсной основе инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства путем предоставления им в лизинг оборудования и техники. Согласно Положению, финансирование инвестиционных проектов будет осуществляться в виде бюджетного кредита сроком на 3 года с уплатой процентов в размере 1/10 действующей ставки рефинансирования, устанавливаемой Центральным банком России. В течение 2000 г. 10 млн руб. на эти цели будет предоставлено через Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства и 10 млн руб. - через республиканское агентство по инвестициям и лизингу (ОАО "Агентство по инвестициям и лизингу"). Определять победителей конкурса инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, финансируемых путем лизинговых операций, будет конкурсная комиссия. По условиям конкурса срок окупаемости инвестиционных проектов должен составлять не более 2 лет, срок лизинга - не более 3 лет, авансовый платеж - 10% стоимости приобретаемого в лизинг оборудования, ставка лизингового платежа - 15% годовых. В качестве дополнительного обеспечения возможны залог имущества (транспорт, оборудование, недвижимость), банковские гарантии. Приоритетными считают проекты в сфере услуг и семейного бизнеса, а также проекты, обеспечивающие создание рабочих мест. Заявки на конкурс направляют операторам. Срок рассмотрения заявок - 15 дней.

В Республике Бурятии было принято постановление республиканского Правительства от 21 февраля 2000 г. N 48 "О развитии лизинговой деятельности на территории Республики Бурятия". В целях создания благоприятных условий для развития лизинга и привлечения прямых инвестиций в экономику Республики Бурятии определены следующие формы государственной поддержки лизинговой деятельности: предоставление средств республиканского бюджета на платной и возвратной основе лизингополучателям для финансирования высокоэффективных инвестиционных проектов и осуществления поставок сельхозтоваропроизводителям продукции машиностроения; предоставление субъектам финансового лизинга государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов; предоставление субъектам лизинговой деятельности в законодательном порядке инвестиционных налоговых кредитов, налоговых льгот; предоставление субъектам лизинга права применения механизма ускоренной амортизации; предоставление субъектам лизинга права списания в качестве амортизационных отчислений до 35% первоначальной стоимости основных фондов, срок службы которых - более 3 лет, в первый год эксплуатации указанных фондов.

Администрация Ростовской области проводила конкурсы коммерческих инвестиционных проектов для включения их в региональную инвестиционную программу 2000 г. По проектам, включенным в программу, предоставляются поручительства областной администрации перед кредиторами и льготные кредиты из областного бюджета.

В Новосибирске в 1999 г. был принят Закон "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории области". Закон предусматривает, в частности, введение дифференцированных ставок и льгот по уплате налогов в областной бюджет и бюджет территориального дорожного фонда, изменение сроков уплаты налоговых сборов, предоставление льгот по аренде, кредитов за счет областного бюджета. Процентная ставка за предоставляемые кредиты не должна превышать ставку рефинансирования Центрального банка России при условии, что сумма кредита не больше 30% общего объема средств, необходимых для реализации проекта. При этом общая сумма налоговых льгот, как и доля средств, привлекаемых под поручительство администрации области, не может превышать половины всех средств, направляемых на выполнение проекта.

Полагаю, что для регионов целесообразна разработка порядка предоставления гарантий на осуществление лизинговых операций за счет средств бюджета региона. При этом объем и направления предоставляемых гарантий должны быть отражены в законодательно утверждаемом бюджете. Гарантии станут поручительством правительства региона, и их следует предоставлять резидентам и нерезидентам РФ - кредиторам лизингодателя на конкурсной основе под заемные средства.

Предоставление различных видов региональных льгот участникам лизинговых операций, обусловленное необходимостью повышения заинтересованности всех субъектов хозяйственной деятельности, участвующих в проведении лизинговых сделок, имеет свои границы. Они определены в федеральных законах и нормативно-правовых актах.

Так, Законом РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" закреплено, что налог на приобретение автотранспортных средств зачисляется в территориальные дорожные фонды и допускается полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций от уплаты налога или понижение его размера законами субъектов РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994 г. N 967 "Об использовании механизма ускоренной амортизации и о переоценке основных фондов" необходимость применения механизма ускоренной амортизации, при котором утвержденная в установленном порядке норма годовых амортизационных отчислений может увеличиваться, согласовывается с финансовыми органами субъектов РФ.

Более 2 лет используется механизм льготного налогообложения участников лизинговых операций в Московской области. На основании Закона от 28 июля 1997 г. N 39/97-03 "О льготном налогообложении в Московской области", вступившего в силу с 1 октября 1997 г., лизингодателям предоставляются следующие налоговые льготы:

снижение налога на прибыль, полученной от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее 3 лет, в части средств, зачисляемых в областной бюджет, на 50%;

снижение налога на имущество предприятия в части средств, зачисляемых в областной бюджет, на 50%;

снижение налога на пользователей автомобильных дорог в части средств, зачисляемых в областной дорожный фонд, на 50% п.2 и 3 ст.45).

Для получения налоговых льгот лизингодатели ведут раздельный учет прибыли, полученной от реализации договоров со сроком действия не менее 3 лет и выручки, полученной в результате осуществления лизинговых операций.

В письме Государственной налоговой инспекции по Московской области от 14 апреля 1998 г. N 15-27/800 были определены соответствующие формы отчетности организаций для получения предусмотренных льгот по этому закону.

В решении городской Думы Ижевска "О предоставлении льгот по налогам организациям, осуществляющим реализацию или финансирование инвестиционных проектов" определено, что право на льготы имеют лизингодатели и другие участники лизинговых операций, участвующие в создании нового производства, освоении новых технологий либо в выполнении заказа по социально-экономическому развитию города; организации, финансирующие на срок не менее 1 года инвестиционные проекты; страховщики, занимающиеся страхованием рисков, связанных с реализацией проектов. Предусмотрено освобождение от уплаты: налога на прибыль в части, поступающей в бюджет города и полученной от реализации проекта; налога на имущество, используемого для реализации проекта в части, поступающей в бюджет города; налога на содержание жилищного фонда и объектов соцкультбыта в доле, пропорциональной объему реализации продукции и услуг от инвестиционного проекта в общем объеме реализации.

В Ростовской области организации, реализующие инвестиционный проект (в том числе лизинговый) и вкладывающие в него собственные и привлеченные средства, имеют право на снижение налогов в части, зачисляемой в областной бюджет, в размере от 50 до 100%, в том числе налога на имущество, создаваемое для реализации проекта, и налога на прибыль, полученную от осуществления проекта. Администрация области предоставляет налоговые льготы на срок окупаемости инвестиций, но не более чем на 5 лет.

Законодательным собранием Иркутской области был принят закон, согласно которому льготу получают организации всех форм собственности в части прибыли, направляемой на реализацию инвестиционных проектов по переоснащению и модернизации своего производства на срок окупаемости проекта. Льготирование осуществляется за счет налогообложения прибыли, направляемой в региональный бюджет.

В Тюмени областная Дума приняла Закон "Об инвестиционной деятельности в Тюменской области", согласно которому будут предоставляться льготы инвесторам по налогам, зачисляемым в областной бюджет и территориальный дорожный фонд, в размере 100% по налогу на имущество предприятий, приобретаемое для реализации инвестиционного проекта, по налогу на прибыль, земельному налогу и по налогу на приобретение автотранспортных средств. При этом сумма налоговых льгот не должна превышать 50% сумм инвестиций в расчете на год. Льготы предоставляются инвестиционным проектам, входящим в инвестиционную программу области, в приоритетных отраслях региона, а также для поддержки товаропроизводителей и субъектов малого предпринимательства.

Воронежская областная Дума приняла Закон "О мерах по поддержке развития лизинга авиационной техники на территории Воронежской области", предусматривающий господдержку лизингодателям, зарегистрированным в этой области, в состав учредителей которых входят коммерческие организации - производители авиационной техники, расположенные в Воронежской области. Закон предусматривает освобождение юридических лиц на первые 5 лет от уплаты всех налогов и сборов в части, зачисляемой в областной бюджет, а в последующие 5 лет - уплату 50% суммы по налогам и сборам также в части, зачисляемой в областной бюджет; освобождение на первые 5 лет от уплаты налога на приобретение автотранспортных средств, а в последующие 5 лет - снижение на 50% ставок этих налогов, зачисляемых в территориальный дорожный фонд; снижение на первые 5 лет ставки налога на пользователей автодорог на 50% ставки федерального налога, а в последующие 5 лет - 25% в части, зачисляемой в территориальный дорожный фонд.

Некоторые льготы по налогообложению предоставляется и в Москве. Так, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 7 июля 1998 г. N 525 "О проектах законов города Москвы" предусмотрено, что в целях дальнейшего развития автомобильной промышленности Москвы, насыщения рынка отечественными высококачественными автомобилями, привлечения для этого иностранных инвестиций, а также решения проблем занятости населения внесены дополнения в законы города, уточняющие ряд налоговых законов. Были предоставлены льготы предприятиям, осуществляющим производство, реализацию и послепродажное обслуживание современных средств автомобильного транспорта и их автомобильных компонентов, созданных при участии Правительства Москвы и иностранных инвесторов. В частности, предусмотрено, что в Москве на автомобили, у которых шасси производятся на московских предприятиях, налог на приобретение автотранспортных средств не взимается.

В Санкт-Петербурге налог на приобретение автотранспортных средств составляет 2%, а в Ленинградской области - 1%. Благодаря такому льготному режиму налогообложения лизинг автотранспортных средств в Северо-Западном регионе страны развивается значительно быстрее, чем в других регионах России.

С учетом международной и отечественной практики развития лизингового бизнеса нами был подготовлен проект, который вскоре был утвержден и стал Законом Республики Мордовии от 17 апреля 2000 г. N 7-3 "О предоставлении льгот по налогам организациям, осуществляющим реализацию или финансирование лизинговых проектов".

Этот закон, обобщающий и учитывающий опыт принятия и практического использования в РФ региональных нормативно-правовых актов, направлен на: развитие инвестиционной лизинговой деятельности на территории республики; создание режима наибольшего благоприятствования для отечественных и зарубежных инвесторов и предоставление им необходимых гарантий; внедрение новой техники и технологий; решение социальных вопросов путем создания новых рабочих мест; согласование интересов производителей и потребителей, банков, страховых, лизинговых компаний; ускоренное расширение базы налогообложения; пополнение доходной части республиканского, местного, муниципального бюджетов; увеличение прибыли предприятий; рост заработной платы.

Законодательное право на льготы имеют лизингодатели и другие участники лизинговых операций, организации, финансирующие лизинговые проекты на срок не менее чем 3 года.

Сфера применения Закона - лизинг имущества, относящегося к непотребляемым вещам (кроме земельных участков и других природных объектов), передаваемым во временное владение и пользование физическим и юридическим лицам, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, за исключением тех, которые должны быть использованы лизингополучателем в основном в личных или семейных целях, а также для домашних нужд.

Такой подход к определению объекта лизинга несколько отличается от принятого в Гражданском кодексе и Законе "О лизинге". Однако законодатель исходил из нормы, содержащейся в п.4 ст.15 Конституции РФ и предусматривающей, что "если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". В данном случае руководствовались текстом Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге, которая может применяться российскими предприятиями в соответствии с Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 16-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге".

В Законе Республики Мордовии предусмотрено снизить для лизингодателей налог:

а) на прибыль, полученную от реализации договоров лизинга со сроком действия не менее 3 лет, в части средств, зачисляемых в бюджет республики, - на 50%;

б) на имущество в части средств, зачисляемых в бюджет республики, - на 50%;

в) на пользователей автомобильных дорог в части средств, зачисляемых в дорожный фонд республики, - на 50%;

г) на приобретение автотранспортных средств в части средств, зачисляемых в дорожный фонд республики, - на 100%;

д) на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в части средств, зачисляемых в бюджет республики, - на 50%;

е) за пользование землей и иными природными ресурсами в части средств, зачисляемых в бюджет республики, - на 50%.

Конечно, в других регионах страны нормативы по льготному налогообложению лизингодателей могут быть иными. Все зависит от конкретных условий, особенностей, текущих и перспективных возможностей региона.

Кроме того, в Законе для субъектов лизинга, зарегистрированных на территории Республики Мордовии, предоставлено право дополнительно наряду с применением механизма ускоренной амортизации, установленного в Законе "О лизинге", списывать в первый год эксплуатации оборудования в качестве амортизационных отчислений до 35% первоначальной стоимости основных фондов, срок службы которых составляет более 3 лет.

Особое внимание в законодательном акте было уделено месту и роли банков и других организаций - участников лизинговых проектов. О необходимости повышения их заинтересованности в лизинге указывалось еще в постановлении Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 633. Меры государственной поддержки для банков, кредитующих лизинговые операции, определены и в Законе "О лизинге". Однако эта норма в Законе носит скорее характер пожелания или рекомендации, которые так и не были материализованы.

В Законе Республики Мордовии предусмотрено освободить банки и другие организации, участвующие в лизинговых проектах, от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления собственных и/или привлеченных средств, на срок 3 года и более для реализации операций лизинга, в части средств, зачисляемых в бюджет республики на 50%. Для получения налоговых льгот лизингодатели, банки и другие кредитные учреждения должны осуществлять раздельный учет: прибыли, полученной от реализации договоров со сроком действия не менее 3 лет; выручки, полученной в результате осуществления лизинговых операций.

Чтобы эта норма Закона действовала, Управлению Министерства по налогам и сборам РФ по Республике Мордовии придется разработать и утвердить формы отчетности для получения льгот.

Для определения мер государственной поддержки лизинговой деятельности предусматривается разработка и утверждение правительством республиканской Программы развития лизинговой деятельности. По проектам, включенным в эту Программу, должны предоставляться поручительства перед кредиторами и инвестиционные кредиты.

Министерству финансов и министерству экономики республики было поручено в краткие сроки организовать проведение конкурсов инвестиционных лизинговых проектов, победители которых получают бюджетные гарантии. Очень важно, что в этих конкурсах могут принять участие не только российские участники, но и нерезиденты.

В соответствии с республиканским законом решением местных органов власти стали предоставляться льготы по лизингу внутри региона. Так, Саранский городской Совет депутатов принял решение об освобождении от уплаты налогов на прибыль, на имущество, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы предприятий и организаций в части средств, зачисляемых в консолидированный бюджет города.

В некоторых регионах страны предусмотрено предоставление дифференцированных льгот организациям, реализующим инвестиционные проекты с участием иностранных инвестиций в приоритетных областях хозяйства отрасли.

Так, согласно Закону Владимирской области, размер налоговых льгот определяется в зависимости от объема инвестиций. Предприятия, реализующие инвестиционные проекты стоимостью 10 млн долл. и более, освобождаются на срок окупаемости проекта (но не более 5 лет) от уплаты налога на прибыль и налога на пользователей автомобильных дорог в размере 50% ставки федерального налога. Предприятия, реализующие инвестиции объемом от 2 млн до 10 млн долл., освобождаются на срок окупаемости проекта (но не более 3 лет) от уплаты налога на прибыль и налога на пользователей автомобильных дорог в размере 25% ставки федерального налога. Предприятия, реализующие инвестиции объемом от 0,25 млн до 2 млн долл., освобождаются только от уплаты налога на прибыль на срок не более 3 лет. Кроме того, специализированным транспортным предприятиям предоставляются льготы по уплате налога на приобретение автотранспортных средств: для крупных проектов - на 50%, для средних - на 25% ставки налога. Налоговые льготы распространяются на предприятия машиностроения, цветной металлургии, пищевой, легкой, химической, стекольной, деревообрабатывающей промышленности, транспорта, связи, туризма, объекты незавершенного строительства и конверсионное производство

Анализ ряда региональных законодательных и нормативных актов показал, что налоговые льготы для участников лизинговой деятельности предоставляются как в части региональных и местных налогов, так и в части одного из федеральных налогов. И здесь возникает большая проблема, которая может существенно повлиять на последующее развитие лизинга в России.

Дело в том, что в соответствии со ст.13 Налогового кодекса налог на прибыль организаций и еще 15 видов налогов и сборов относятся к федеральным налогам. Причем в соответствии со ст.3 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" статья 13 Налогового кодекса вводится в действие с введением в действие части второй НК.

Вместе с тем появился очень важный для участников лизингового рынка документ - письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 18 мая 2000 г. N ВГ-6-02/381@ "По вопросу предоставления льгот по налогу на прибыль органами государственной власти субъектов Российской Федерации".

МНС РФ, ссылаясь на п.2 ст.17 Налогового кодекса, подтверждает, что в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При этом следует учитывать, что налог на прибыль является федеральным налогом и в соответствии с п.5 ст.19 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" элементы обложения данным налогом, в том числе налоговые льготы, устанавливаются законодательными актами РФ.

В то же время федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом (п.5 ст.3). При этом до введения в действие части второй Кодекса ссылки в п.5 ст.3 Кодекса на положения Кодекса приравниваются к ссылкам на Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и отдельные законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов (ст.5 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

МНС РФ отмечает, что в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налогах на прибыль предприятий и организаций" были внесены изменения в п.9 ст.6 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", согласно которым органы государственной власти субъекта РФ могут предоставлять льготы по налогу исключительно в порядке и на условиях, которые предусмотрены частью первой Налогового кодекса.

Между тем, как следует из письма МНС РФ, частью первой Налогового кодекса не предусмотрены норма, закрепляющая право, а также порядок и условия предоставления органами государственной власти субъектов РФ отдельным категориям налогоплательщиков льгот по федеральным налогам в пределах сумм, поступающих в бюджет соответствующего субъекта РФ.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: законодательство о налогах и сборах в части, касающейся предоставления региональными органами власти льгот по налогу на прибыль, содержит положения, исполнение которых невозможно.

Между тем, основываясь, по сути, на алогизме правовых норм, в письме Министерства РФ по налогам и сборам от 18 мая 2000 г. N ВГ-6-02/381@ делается заключение, что со дня вступления в силу Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 62-ФЗ (с 1 апреля 1999 г.) органы государственной власти субъектов РФ не вправе устанавливать для отдельных категорий плательщиков льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты.

Таким образом, ко многим проблемам правового обеспечения лизинга, возникшим в результате несогласованностей, коллизий, неточностей в определениях, различных трактовках, недосказанности в действующих правовых актах, добавилась еще одна.

Как показала практика, региональные органы законодательной и исполнительной власти стали активно влиять на развитие лизингового бизнеса в стране. Следствием предоставления льгот является рост лизинговой индустрии, увеличение налогооблагаемой базы и более быстрое пополнение бюджета.

В Государственной Думе готовятся поправки в Закон "О лизинге". Пришло время провести работу по изучению, обобщению и, главное, использованию опыта предоставления льгот участникам лизинговых операций в регионах.


В.Д. Газман,

генеральный директор консалтинговой

компании "Гарантинвест", кандидат экономических наук




Налоговые и иные льготы по лизингу


Автор


В.Д. Газман - генеральный директор консалтинговой компании "Гарантинвест", кандидат экономических наук


"Гражданин и право", 2000, N 5


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.