Исчисление пенсии по старости на общих основаниях (А.С. Назаров, "Гражданин и право", N 5, 6, ноябрь, декабрь 2000 г.)

Исчисление пенсии по старости на общих основаниях


Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями)(Далее - Закон о государственных пенсиях.) устанавливает основания для пенсионного обеспечения (достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, смерть кормильца, длительное выполнение определенной профессиональной деятельности), виды пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные), порядок определения размеров пенсий, правила исчисления трудового стажа и заработка для назначения пенсий, виды и правила установления надбавок и повышений к пенсиям, правила выплаты пенсий и другие основные правовые нормы, регулирующие различные вопросы пенсионного обеспечения.

Кроме этого Закона при назначении пенсий применяются другие законы и нормативные акты (например, Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" и т.д., указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты, в первую очередь Минтруда России и Пенсионного фонда РФ).

Гражданам, претендующим на пенсию, порой трудно разобраться в этом массиве законодательства и понять, какая у него должна быть пенсия, когда возникает право на пенсию, куда за ней следует обращаться, какие документы необходимо представлять для назначения пенсии и т.д.

С целью оказания помощи в решении этих и других наиболее важных для каждого будущего пенсионера вопросов попытаемся в доступной форме показать основные права граждан при назначении пенсий, а также осветить основные проблемы, которые могут возникнуть у них при осуществлении указанных прав.

Условия, при достижении которых назначается пенсия по старости Статьей 10 Закона о государственных пенсиях для получения пенсии по старости на общих основаниях установлены два условия: достижение определенного возраста и наличие соответствующего трудового стажа.

Общеустановленным пенсионным возрастом является для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет. Именно с достижением данного возраста человек получает возможность прекратить активную трудовую деятельность и реализовать свое право на пенсионное обеспечение. При этом пенсия по старости назначается независимо от того, прекращена ли работа ко времени обращения за пенсией или продолжается.

Для приобретения права на пенсию по старости необходимо иметь трудовой стаж для мужчин - 25 лет, для женщин - 20 лет. Вместе с тем возможно и получение пенсии при стаже меньшей продолжительности. Лицам, которые не имеют указанного стажа, может быть назначена пенсия по старости при неполном стаже, размер которой рассчитывается пропорционально имеющемуся стажу. При этом, согласно ст.15 Закона о государственных пенсиях, право на пенсию по старости при неполном стаже возникает при наличии трудового стажа не менее 5 лет. Если у человека трудовой стаж менее 5 лет, ему не может быть назначена трудовая пенсия по старости. Он может претендовать только на социальную пенсию, которая назначается независимо от продолжительности трудового стажа, но в более старшем возрасте - по достижении 65 лет у мужчин и 60 лет у женщин, и по размеру она значительно ниже, чем трудовая пенсия.


Расчет размера пенсии по старости


Сегодня существует два порядка расчета (исчисления) пенсии, которые действуют параллельно друг с другом: с применением индивидуального коэффициента пенсионера в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" (далее - Федеральный закон N 113-ФЗ) и без применения индивидуального коэффициента пенсионера (ст.16 Закона о государственных пенсиях).

Если гражданин имеет право на оба порядка исчисления пенсии (а такая ситуация возможна только у неработающих пенсионеров, поскольку работающим пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) не выплачиваются), то он вправе выбрать любой из них. Естественно, следует выбирать вариант, по которому размер пенсии больше.

Рассмотрим особенности исчисления пенсии по каждому варианту.

1. В соответствии со ст.16 Закона о государственных пенсиях пенсия устанавливается в размере 55% заработка и сверх того 1% заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии.

Размер пенсии, исчисленной в указанном порядке, не может превышать 75 % заработка.

Таким образом, размер пенсии по старости зависит от величины среднемесячного заработка, а также от продолжительности трудового стажа.

При назначении пенсии на общих основаниях, как уже отмечалось, требуется общий трудовой стаж 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Следовательно, при стаже такой продолжительности размер пенсии составит 55% заработка, а при стаже, например, 35 лет у мужчин - на 10% больше (65% заработка).

При этом следует иметь в виду, что для определения процента заработка, из которого исчисляется пенсия, при подсчете трудового стажа в расчет принимаются только полные годы (двенадцать календарных месяцев). Неполный год при увеличение пенсии не учитывается.

Например, заявитель обратился за назначением пенсии по старости. Его общий трудовой стаж составляет 30 лет 11 месяцев 25 дней. Размер пенсии в данном случае составит 60% заработка (55% + 5% за пять лет дополнительного общего трудового стажа; 11 месяцев 25 дней при подсчете пенсии не учитываются).

Закон о государственных пенсиях (ст.102) предусматривает два варианта определения периодов исчисления среднемесячного заработка для назначения пенсии: за последние 24 месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией или за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией. Право выбора конкретного варианта исчисления заработка предоставлено обратившемуся за пенсией.

В тех случаях, когда отсутствуют сведения о заработке за часть периода, предусмотренного ст.102 Закона о государственных пенсиях (например, вместо заработка за 24 месяца работы представляется заработок за 22 месяца, а за 2 месяца сведения о заработке отсутствуют), и они не могут быть предоставлены в силу ряда объективных причин, по желанию пенсионера исчисление пенсии может быть произведено из заработка за имеющиеся месяцы путем его деления на 24 (на 60).

Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, по желанию обратившегося за пенсией могут быть исключены неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с первого числа месяца и месяцы (в том числе неполные) отпуска, предоставляемого в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, а также время работы, в течение которого гражданин являлся инвалидом или получал возмещение ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, осуществлял уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения. При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним (ст.102).

Указанная статья содержит исчерпывающий перечень случаев, при наличии которых соответствующие периоды могут исключаться из подсчета среднемесячного заработка и заменяться другими. В связи с этим не могут заменяться другими месяцами месяцы, в которых, например, был отпуск без сохранения заработной платы.

Согласно ст.76 КЗоТ РСФСР, отпуска без сохранения заработной платы предоставляются только по просьбе работников по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам. Вынужденные отпуска без сохранения заработной платы по инициативе администрации организации законодательством не предусмотрены. В случае если работники не по своей вине не могут выполнять свои обязанности, предусмотренные заключенными с ними трудовыми договорами (контрактами), работодатель обязан в соответствии со ст.94 КЗоТ РСФСР оплатить время простоя в размере не ниже 2/3 тарифной ставки (оклада). Если в такой оплате администрацией организации работнику отказано, то он вправе обжаловать действия работодателя (администрации) в установленном порядке, вплоть до обращения в суд.

Среднемесячный заработок за периоды, указанные в ст.102, подсчитывается путем деления общей суммы заработка (с применением соответствующих корректирующих коэффициентов, о которых речь пойдет ниже) за 24 месяца работы (службы) или 60 месяцев работы (службы) соответственно на 24 и 60.

Необходимо знать, что при исчислении пенсии в соответствии со ст.16 Закона о государственных пенсиях в расчет принимается не фактический заработок, который получал гражданин, а так называемый осовремененный заработок, исчисленный с применением всех полагающихся по законодательству повышающих коэффициентов и индексов. В настоящее время при исчислении (корректировке) заработка применяются следующие повышающие коэффициенты (индексы) в зависимости от периодов начисления заработной платы:

к заработку, полученному в 1971 г. и ранее, применяется коэффициент 3124,95;

 в 1972 г. - 3041,24;      в 1973 г. - 2957,54;      в 1974 г. - 2873,84;
 в 1975 г. - 2790,13;      в 1976 г. - 2706,43;      в 1977 г. - 2622,72;
 в 1978 г. - 2539,02;      в 1979 г. - 2455,32;      в 1980 г. - 2371,61;
 в 1981 г. - 2287,91;      в 1982 г. - 2204,21;      в 1983 г. - 2120,50;
 в 1984 г. - 2036,80;      в 1985 г. - 1953,09;      в 1986 г. - 1869,39;
 в 1987 г. - 1785,69;      в 1988 г. - 1701,98;      в 1989 г. - 1618,28;
 в 1990 г. - 1534,57;      в 1991 г. - 1199,76;      в 1992 г. - 111,605;
 в 1993 г.:   январь - 62,0029,    февраль-апрель - 32,6331,   май-июль -
 17,1753,  август-декабрь - 9,54185;  в 1994 г.: январь-апрель - 9,54185,
 май-июль - 7,33989, август-октябрь - 4,86085,  ноябрь-декабрь - 4,05071;
 в 1995 г.: январь-апрель - 4,05071,  май - 3,18954, июнь-июль - 2,65795,
 август-октябрь - 2,5318,     ноябрь-декабрь - 2,20120;        в 1996 г.:
 январь-апрель - 2,20120,       май-декабрь - 2,00109;         в 1997 г.:
 январь-сентябрь - 2,00109,  октябрь-ноябрь - 1,81917, декабрь - 1,65379;
 в 1998 г. - 1,65379; в 1999 г.:  январь-апрель - 1,65379,  май-октябрь -
 1,4766,   ноябрь-декабрь - 1,284;    в 2000 г.: январь - 1,284, февраль-
 апрель - 1,07, май-октябрь - фактический заработок.

При корректировке заработка следует учитывать, что среднемесячный заработок за периоды до 1 января 1998 г. с учетом деноминации рубля делится на 1000. В тех случаях, когда при определении среднемесячного заработка учитываются периоды как до, так и после 1 января 1998 г., прежде чем общую сумму заработка делить на число месяцев (на 24 или на 60), сумму заработка за месяцы до указанной даты следует разделить на 1000 и затем сложить с суммой заработка за месяцы после 1 января 1998 г.

Институт (механизм) корректировки старых заработков был введен в пенсионное законодательство Законом РФ от 3 апреля 1992 г. "О досрочном введении в действие Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

Этот механизм состоит в увеличении фактического заработка, принимаемого для исчисления пенсии, с помощью определенного коэффициента. Эти коэффициенты были конкретно указаны в упомянутом Законе и вначале применялись в зависимости от года назначения или перерасчета пенсий, а затем (применяются и ныне) - в зависимости от года начисления (получения) сумм заработка.

Впоследствии механизм корректировки старых заработков совершенствовался, и в настоящее время действуют одновременно два порядка увеличения фактического заработка, из которого исчисляется пенсия, - с помощью увеличения заработка на соответствующий коэффициент по указанному Закону и с помощью увеличения заработка на соответствующие индексы (на индекс роста минимальной пенсии; при этом до 1 февраля 1998 г. минимальная пенсия увеличивалась в связи с ростом цен и стоимости жизни, а после указанной даты - в связи с ростом заработной платы в стране).

За период после введения в действие механизма "осовременивания" заработка принято значительное количество законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, вводивших соответствующие индексы для исчисления заработка. Приведенные выше цифры корректировки заработка за соответствующий год и месяц его получения рассчитаны с учетом всех полагающихся коэффициентов и индексов, которые применяются сегодня.

Таким образом, зная продолжительность своего трудового стажа и размер среднемесячного заработка, человек может рассчитать себе пенсию.

2. Исчисление пенсии с применением ИКП.

Для того чтобы рассчитать пенсию с применением ИКП, для начала необходимо рассчитать его величину.

В соответствии с законодательством ИКП определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.

Таким образом, чтобы рассчитать величину ИКП, необходимо произвести три действия.

Первое действие - определить размер пенсии в процентах, полагающийся в зависимости от продолжительности трудового стажа.

При наличии у мужчины 25 лет, а у женщины 20 лет общего трудового стажа размер пенсии в процентах составит 55 %.

При стаже большей продолжительности размер пенсии в процентах увеличивается за каждый полный год такого стажа (сверх 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно) на 1%, но не более чем на 20%.

Следовательно, размер пенсии в процентах может варьироваться в диапазоне от 55 до 75%. То есть размер пенсии в процентах определяется по тем же правилам, что и при исчислении пенсии по ст.16 Закона о государственных пенсиях.

Второе действие - определить отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране.

По желанию обратившегося за пенсией среднемесячный заработок пенсионера определяется за 24 последних месяца работы перед обращением за пенсией либо за 60 месяцев его работы подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией. Таким образом и в данном вопросе нет различий по сравнению с определением пенсии по статье 16 Закона о государственных пенсиях.

Среднемесячная заработная плата в стране за период до 1 февраля 1998 г. определяется по официальным данным Госкомстата России, а после указанной даты - утверждается Правительством РФ по представлению Госкомстата России.

Отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране устанавливается путем деления среднемесячного заработка пенсионера за соответствующий период на среднемесячную заработную плату в стране за тот же период.

То есть:

сначала определяется общая сумма заработка пенсионера за 24 или 60 месяцев и делится соответственно на 24 или 60 (первый результат);

затем определяется общая сумма месячных данных о среднемесячной заработной плате в стране за те же самые 24 или 60 месяцев и также делится на 24 или 60 (второй результат);

потом первый результат делится на второй.

Полученный после этого деления итог округляется до трех знаков после запятой (по практике органов, осуществляющих пенсионное обеспечение).

В соответствии со ст.1 Федерального закона N 113-ФЗ отношение указанных среднемесячных заработков, независимо от того, какое оно фактически получилось, учитывается в размере не свыше 1,2. При этом, в соответствии со ст.4 этого Закона, с 1 февраля 1998 г. отношение заработков учитывается в размере не свыше 0,7.

Читатели, наверное, знакомы с так называемым "делом о 0,7", возникшим в связи с исчислением пенсии с ИКП. Вопрос о том, к чему применять величину 0,7 при исчислении пенсии с применением ИКП, указанную в ст.4, - к ИКП или к соотношению заработков, неоднократно рассматривался в средствах массовой информации. Это связано с неудачной формулировкой Закона. В ст.4 записано:

"Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 1998 г."

При этом индивидуальный коэффициент пенсионера, определенный частью четвертой ст.1 настоящего Федерального закона, ограничивающий отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, устанавливается в размере 0,7.

Размер указанного коэффициента на последующий период и сроки его действия устанавливаются федеральным законом, проект которого рассматривается одновременно с проектом федерального закона о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год".

Возникает вопрос: к чему применять ограничение 0,7, указанное в части второй ст.4?

У Минтруда России и Пенсионного фонда России, да и Государственной Думы сразу после принятия Закона, не вызвало никаких сомнений, что 0,7 следует применять к соотношению заработков, в связи с чем максимальный ИКП может составить 52,5% (75% умножить на 0,7).

Как известно, в ст.1 Закона указано, что отношение заработков не может превышать 1,2. Однако вместо 1,2 в связи с нехваткой ресурсов статья 4 Закона временно ограничила это отношение коэффициентом 0,7.

Но многие пенсионеры стали читать Закон так, что 0,7 нужно применять к ИКП. 75% умножить на 1,2 и вместо 90% (0,9) с 1 февраля 1998 г. ИКП составляет 0,7.

Действительно, на первый взгляд в ст.4 речь идет именно об ИКП, с применением которого рассчитывается пенсия, а не о соотношении заработков. Тем более, что в этом случае размер пенсии получается больше.

Не вдаваясь в дискуссии, сообщим только факты.

В связи с нечеткой формулировкой Закона с целью установления единой практики при назначении пенсий Минтруд России издал разъяснение "О применении ограничений, установленных Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", которое было утверждено постановлением Минтруда России от 29 декабря 1999 г. N 54.

В этом документе Минтруд России разъяснял органам, осуществляющим пенсионное обеспечение, что при исчислении пенсии величину 0,7 необходимо применять к соотношению заработков, а не к ИКП.

Данное разъяснение Минтруда России было обжаловано рядом граждан и общественной организацией "Протвинский городской совет ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил" в Верховный Суд Российской Федерации. Верховный Суд в качестве суда первой инстанции на заседании 24 апреля 2000 г. и в качестве суда второй инстанции на заседании Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации 25 мая 2000 г., рассмотрев жалобу, не нашел правовых оснований для признания разъяснения незаконным и не подлежащим применению со дня его принятия как по формальным основаниям, так и по существу.

Таким образом, Верховный Суд РФ подтвердил законность и обоснованность порядка применения ст.4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", в соответствии с которым при исчислении пенсии с ИКП величина 0,7 применяется к отношению среднемесячного заработка пенсионера и среднемесячной заработной платы по стране, а не непосредственно к ИКП, указанному в ст.1 этого Федерального закона.

Кроме того, данную точку зрения поддержал и Президент РФ.

В соответствии с ч. 2 ст.80 Конституции РФ Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Помимо этого, как указал в соответствующих решениях Конституционный Суд РФ (см., например, постановление Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. N 11-П), Президент РФ вправе впредь до вступления в силу соответствующего федерального закона, когда тот или иной вопрос не урегулирован законом, принимать соответствующие указы.

Своим Указом от 15 апреля 2000 г. N 680 "Об отношении среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, применяемом при определении индивидуального коэффициента пенсионера", принятым в целях повышения уровня пенсионного обеспечения граждан РФ, Президент РФ установил, что с 1 мая 2000 г. при исчислении пенсий с применением ИКП отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране не должно превышать 0,8.

Таким образом Президент РФ подтвердил, что в ст.4 Федерального закона N 113-ФЗ величина 0,7 с 1 февраля 1998 г. и, соответственно, 0,8 с 1 мая 2000 г. должна применяться к соотношению заработков.

Указом Президента Российской Федерации от 10 июля 2000 г. N 1272 "Об отношении среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, применяемом при определении индивидуального коэффициента пенсионера" с 1 августа 2000 г. предельное отношение заработков, применяемое при исчислении пенсий с ИКП, повышено до 0,95.

С 1 мая 2000 г. по 31 июля 2000 г. отношение заработков, применяемое при исчислении ИКП, ограничивается величиной 0,8, а с 1 августа 2000 г. по 31 октября 2000 г. - 0,95.

Третье действие - определить ИКП.

Для того чтобы подсчитать ИКП, необходимо умножить размер пенсии в процентах, полагающийся в зависимости от продолжительности трудового стажа (см. первое действие), на соотношение заработков (второе действие).

Таким образом, величина ИКП определяется в процентах. Его максимальный размер с 1 февраля 1998 г. по 30 апреля 2000 г. равнялся 52,5% (75% умножить на 0,7), с 1 мая 2000 г. по 31 июля 2000 г. - 60% (75% умножить на 0,8), с 1 августа 2000 г. по 31 октября 2000 г. -71,25% (75% умножить на 0,95).

Размер пенсии в рублях устанавливается исходя из среднемесячной заработной платы в стране за предшествующий квартал по индивидуальному коэффициенту пенсионера. То есть, от соответствующей заработной платы находится соответствующий процент.

Квартал, за который подсчитывается среднемесячная заработная плата, определяется в зависимости от даты назначения или перерасчета пенсии по нижеприведенной схеме.

Например, при назначении пенсии в июле 2000 г. для определения ее размера применяется среднемесячная заработная плата в стране за период с 1 января по 31 марта 2000 г. В данном случае размер пенсии в рублях с ИКП 60% составит 754 руб. 20 коп. (60% от 1257 руб.).


 Период, в течение которого назначается или пересчитывается пенсия,
 Период, за который определяется среднемесячная заработная плата в стране
 с 1 мая по 31 июля, I квартал с 1 января по 31 марта,
 с 1 августа по 31 октября, II квартал с 1 апреля по 30 июня,
 с 1 ноября по 31 января, III квартал с 1 июля по 30 сентября,
 с 1 февраля по 30 апреля, IV квартал предшествующего года с 1 октября по
 31 декабря

Размер среднемесячной заработной платы в стране в соответствии с законодательством за указанные периоды ежеквартально (не позднее 15 января, 15 апреля, 15 июля и 15 октября) утверждается Правительством РФ по представлению Госкомстата России.

Расчет среднемесячной заработной платы в стране осуществляется Госкомстатом России на основании Порядка расчета среднемесячной заработной платы в стране за квартал для исчисления и увеличения государственных пенсий в связи с ростом заработной платы в стране в соответствии с Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", утвержденного постановлением Минтруда России от 4 апреля 2000 г. N 27.

До принятия указанного документа применялась Временная методика расчета среднемесячной заработной платы в стране за квартал для исчисления и увеличения государственных пенсий в связи с ростом заработной платы в стране путем применения индивидуального коэффициента пенсионера в соответствии с Федеральным законом N 113-ФЗ, которая была утверждена Минтрудом России и Госкомстатом России 25 декабря 1997 г.

В основу подсчета среднемесячной заработной платы в стране, предусмотренного названным Порядком и Временной методикой, заложен метод, в соответствии с которым средняя зарплата рассчитывается на основе данных о фактически поступивших страховых пенсионных взносов в Пенсионный фонд РФ. Таким образом, в расчет принимается не начисленная зарплата, а полученная, с которой были произведены удержания в Пенсионный фонд.

Данный метод подсчета средней зарплаты в стране изучался Верховным Судом РФ 12 февраля 1998 г. при рассмотрении дела о признании недействительным постановления Правительства РФ от 30 декабря 1997 г. N 1660 "Об утверждении среднемесячной заработной платы в стране за IV квартал 1997 г. для исчисления и увеличения государственных пенсий с 1 февраля 1998 г." и был признан не противоречащим законодательству.

В настоящее время (начиная с 1 мая 2000 г. по 31 октября 2000 г.) применяется средняя заработная плата в стране в размере 1257 руб. в месяц (см. постановления Правительства РФ от 15 апреля 2000 г. N 338 и от 14 июля 2000 г. N 517).


Особенности исчисления трудового стажа при расчете
пенсии с ИКП и без ИКП


При выборе порядка, в соответствии с которым человек предполагает рассчитать себе пенсию (с ИКП или без ИКП), следует иметь в виду, что при определении индивидуального коэффициента пенсионера учитываются не все периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые включаются в трудовой стаж при исчислении пенсии по ст.16 Закона о государственных пенсиях. То есть при прочих равных условиях продолжительность трудового стажа при подсчете пенсии с ИКП, как правило, бывает меньше, чем при подсчете по ст.16 Закона.

Так, при определении ИКП в стаж включаются только периоды работы, военной и приравненной к ней службы, предусмотренные ст.89, 90 и п."ж" ст.92 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также периоды, включаемые в трудовой стаж на основании п."а" и "е" ст.92 этого Закона.

Таким образом, в стаж при исчислении пенсии с ИКП не включаются периоды: учебы; ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, нуждающимся в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения; ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до 3 лет и 70 дней до его рождения; ухода родителей и иных законных представителей за ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними детьми; проживания жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства; проживания за границей жен (мужей) работников советских и международных организаций; проживание в г. Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.); нахождения в фашистских концлагерях в период Великой Отечественной войны; пребывания граждан, проживавших в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны, в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территории государств, находившихся в состоянии войны с СССР.

Кроме того, все периоды трудовой и другой деятельности, которые включаются в стаж, учитываются календарно (т.е. без применения льготного исчисления, предусмотренного ст.94 Закона о государственных пенсиях), в том числе календарно учитывается работа в районах Крайнего Севера (а не 1 месяц работы за 1,5 месяца стажа), работа в годы Великой Отечественной войны и т.п.

При исчислении же пенсии в соответствии со ст.16 Закона о государственных пенсиях в трудовой стаж засчитываются все виды трудовой и иной общественно полезной деятельности, предусмотренной пенсионным законодательством. При этом применяются все льготы по исчислению стажа: время работы на Крайнем Севере засчитывается в стаж в полуторном размере (месяц работы за полтора месяца стажа), время работы в годы Великой Отечественной войны - в двойном размере, а время службы в воинских частях, входящих в состав действующей армии, - в тройном размере, время работы в лепрозориях и противочумных учреждениях - в двойном размере, время военной службы по призыву - в двойном размере и т.д.


Минимальные и максимальные размеры пенсий


После исчисления пенсии из заработка как с применением ИКП, так и без ИКП осуществляется проверка, достигла ли пенсия минимального размера. В соответствии с Законом о государственных пенсиях (ст.17) минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда. Ранее размер минимальной пенсии устанавливался соответствующими федеральными законами. Он периодически индексировался в связи с ростом цен и стоимости жизни.

С 1 февраля 1998 г. минимальный размер пенсии по старости, и соответственно, минимальные размеры других видов пенсий повышаются в сроки, предусмотренные п."в" ст.7 Закона о государственных пенсиях (с 1 февраля, с 1 мая, с 1 августа, с 1 ноября), путем индексации в соответствии с ростом среднемесячной заработной платы в стране по итогам квартала. Размер среднемесячной заработной платы для исчисления и увеличения государственных пенсий (в том числе для индексации минимальных пенсий) за соответствующий квартал, как уже отмечалось выше, утверждается Правительством РФ по представлению Госкомстата России. Поэтому с 1 февраля 1998 г. законы об установлении (или индексации) минимального размера пенсии не принимаются. Минимальный размер пенсии индексируется автоматически на индекс роста среднемесячной заработной платы в стране.

Так, с 1 ноября 1999 г. по 31 января 2000 г. минимальный размер пенсии по старости составлял 108 руб. 43 коп., с 1 февраля по 30 апреля 2000 г. - 130 руб. 12 коп., с 1 мая 2000 г. по настоящее время - 139 руб. 23 коп.

Следует иметь в виду, что минимальный размер пенсии является гарантированной государством величиной, меньше которой пенсия назначена быть не может. Однако данная гарантия распространяется только на те случаи, когда у заявителя имеется в наличии трудовой стаж продолжительностью не менее требуемого для назначения полной пенсии. То есть при назначении пенсии на общих основаниях трудовой стаж у мужчин должен быть не менее 25 лет, у женщин - 20 лет. В тех же случаях, когда продолжительность трудового стажа меньше требуемого для назначения полной пенсии, размер пенсии (а в данном случае она будет называться "пенсией при неполном стаже") может быть меньше минимального размера. Однако во всех случаях размер пенсии не может быть меньше социальной пенсии (2/3 минимального размера пенсии по старости).

Величина минимального размера пенсии дифференцируется в зависимости от продолжительности общего трудового стажа.

За каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого минимальная пенсия увеличивается на 1%, но не заработка, как это предусмотрено в Законе при расчете пенсии (ст.16), а минимального размера пенсии. При этом сумма такого увеличения ограничивается 20% минимальной пенсии.

Таким образом, минимальный размер пенсии в зависимости от продолжительности стажа может варьироваться в интервале, например, при минимальной пенсии 108 руб. 43 коп. в месяц (размер минимальной пенсии с 01.11.1999 до 01.02.2000 г.) с 108 руб. 43 коп. до 130 руб. 12 коп.


Пример

10 декабря 1999 г. за назначением пенсии по старости при общем трудовом стаже 38 лет обратился гражданин N. Его средний заработок для назначения пенсии равен 154 руб. Его пенсия составит: 63% (55% + 8% за дополнительный общий стаж свыше 25 лет) от 154 руб., т.е. 97 руб. 02 коп.

На 1 декабря 1999 г. минимальная пенсия равнялась 108 руб. 43 коп. в месяц.

При общем трудовом стаже 38 лет минимальная пенсия по старости гр. N должна составлять 117 руб. 10 коп. (108 руб. 43 коп. при стаже 25 лет + 8 руб. 67 коп. за 8 лет дополнительного общего стажа) Следовательно, гражданину N полагается пенсия в размере 117 руб. 10 коп. (без учета компенсации, устанавливаемой в соответствии с указами Президента РФ в связи с ростом цен).

Как уже отмечалось, минимальная пенсия - гарантия для получателей пенсий независимо от того, в каком порядке она исчислена - с применением ИКП или без. Однако на практике оказывается невыгодно исчислять пенсию с ИКП, если она устанавливается в минимальном размере или в размере, немного превышающем минимальный. Это связано с тем, что к пенсиям, исчисленным без применения ИКП, начисляются компенсационные выплаты, установленные указами Президента РФ. К пенсиям, исчисленным без применения ИКП, компенсационные выплаты не начисляются. А размер этих компенсационных выплат, устанавливаемых к минимальным пенсиям, в настоящее время более чем в 2,5 раза превышают размер минимальной пенсии. (О компенсационных выплатах более подробно см. ниже.)

Пенсия по старости, исчисленная без применения ИКП, не может превышать максимального размера, который при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии.

Данный размер пенсии, как и минимальный размер пенсии, повышается на 1% за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20%.

Следует иметь в виду, что определение максимального размера пенсии производится по совокупности двух норм, содержащихся в ст.16 и 18 Закона о государственных пенсиях.

Как указано выше, в соответствии со ст.16 Закона о государственных пенсиях размер пенсии не может превышать 75% заработка. Таким образом, при подсчете пенсии сравниваются две величины - 75% заработка и максимальный размер пенсии, определяемой по правилам ст.18 Закона, в том числе увеличенной на соответствующий процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии. К выплате полагается меньшая сумма.

Размер пенсии при неполном общем трудовом стаже работы, исчисленный из заработка, во всех случаях не может достигать максимального размера независимо от величины заработка заявителя.

Размер пенсии в данном случае исчисляется по правилам, изложенным в части второй ст.19 Закона о государственных пенсиях: сначала определяется размер максимальной пенсии (три минимума); эта максимальная пенсия делится на число месяцев требуемого стажа (240 месяцев для женщин, 300 - для мужчин); полученная сумма умножается на число месяцев фактически имеющегося стажа.

Пенсия с учетом надбавок и повышений может превышать максимальный размер. Пенсии, исчисленные с применением ИКП, нормативно установленного максимального размера не имеют. Но фактически они ограничиваются соответствующей предельной суммой, исходя из предельно возможной величины ИКП и среднемесячного заработка, применяемых в определенном периоде. Так, с 1 августа 2000 г. по 31 октября 2000 г. предельная величина ИКП - 71,25% (75% 0,95). Среднемесячная заработная плата в стране для исчисления и увеличения государственных пенсий в этом периоде, согласно постановлению Правительства РФ от 14 июля 2000 г. N 517, - 1257 руб. Следовательно, предельный размер пенсии с ИКП составляет 895 руб. 61 коп. (71,25% от 1257 руб.).

Сверх этой суммы, так же как и к пенсиям без ИКП, могут начисляться надбавки и повышения.


Повышение пенсии на районный коэффициент


В соответствии со ст.112 Закона о государственных пенсиях минимальные и максимальные размеры пенсий определяются для граждан, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, с применением соответствующего районного коэффициента. При этом, если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Поскольку пенсии с применением ИКП не ограничиваются максимальным размером, они не подлежат увеличению на районный коэффициент, и правило увеличения максимальных пенсий на этот коэффициент распространяется только на пенсии, исчисленные по нормам ст.16 Закона о государственных пенсиях.

Не подлежат повышению на районный коэффициент и пенсии, исчисленные в "средних" размерах, т.е. выше минимальных и ниже максимальных.


Надбавки и повышения к пенсии


К пенсии по старости устанавливаются следующие надбавки (ст.21 Закона о государственных пенсиях):

1. На уход за пенсионером, если он является инвалидом I группы, или нуждается в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) по заключению лечебного учреждения, или достиг возраста 80 лет.

Размер надбавки на уход за пенсионером, если он является инвалидом I группы или достиг возраста 80 лет, равен размеру минимальной пенсии по старости. При этом этот размер не повышается за дополнительный трудовой стаж, даже если он есть у пенсионера. То есть, например, с 1 мая по 31 октября 2000 г. надбавка на уход данной категории пенсионеров составит 139 руб. 23 коп.

Размер надбавки на уход за пенсионером, если он не достиг возраста 80 лет и нуждается в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) по заключению лечебного учреждения, равен 2/3 минимальной пенсии по старости.

2. На нетрудоспособных иждивенцев, если они сами не получают какой-либо пенсии. Указанная надбавка выплачивается неработающим пенсионерам. Размер надбавки на каждого нетрудоспособного иждивенца-пенсионера равен 2/3 минимальной пенсии по старости, а на нетрудоспособного иждивенца - инвалида III группы - 1/2 минимальной пенсии по старости. Круг нетрудоспособных иждивенцев, на которых полагается начисление надбавки, определяется в соответствии со ст.50-53 Закона о государственных пенсиях.

К ним относятся дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет; при этом братья, сестры и внуки - при условии, если они не имеют трудоспособных родителей; отец, мать, супруг (жена, муж) - если они достигли 60 или 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами и т.д.

Если нетрудоспособный иждивенец относится одновременно к нескольким категориям, например 55-летняя жена пенсионера, имеющая инвалидность III группы, то на него устанавливается надбавка в большем размере.

В том случае, если нетрудоспособный иждивенец сам получает какую-либо пенсию, надбавка за него не может быть назначена.

3. Участникам Великой Отечественной войны (подпункты "а"-"ж" подпункта 1 п.1 ст.2 Федерального закона "О ветеранах"), не получающим одновременно с пенсией по старости пенсию по инвалидности.

Надбавка участникам Великой Отечественной войны устанавливается в следующих размерах:

а) достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I и II групп - двух минимальных пенсий по старости;

б) остальным участникам Великой Отечественной войны - одной минимальной пенсии по старости.

Пенсионер имеет право получать все виды надбавок одновременно.

К пенсии по старости устанавливаются повышения, предусмотренные ст.110 Закона о государственных пенсиях.

В соответствии с указанной статьей пенсии повышаются:

а) Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда и гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней, - на 50%, но не менее чем на 100% минимального размера пенсии по старости. При этом гражданам, неоднократно удостоенным звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или Героя Социалистического труда, пенсия повышается в указанном порядке соответственно каждому полученному званию;

б) чемпионам Олимпийских игр - на 50%, но не менее чем на 100% минимального размера пенсии по старости;

в) гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней или орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней, - на 15%;

г) участникам Великой Отечественной войны (подпункты "а"-"ж" подпункта 1 п.1 ст.2 Федерального закона "О ветеранах") - на 100% минимального размера пенсии по старости;

д) гражданам - бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, - на 100% минимального размера пенсии по старости;

е) гражданам, не менее шести месяцев находившимся на военной службе в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. (за исключением граждан, указанных в подпункте "г"), - на 50% минимального размера пенсии по старости;

ж) гражданам (кроме указанных в подпункте "е"), проработавшим не менее шести месяцев в годы Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.), исключая время работы в районах, временно оккупированных неприятелем, или награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, - на 50% минимального размера пенсии по старости;

з) гражданам, награжденным медалью "За оборону Ленинграда" или знаком "Жителю блокадного Ленинграда" (за исключением граждан, указанных в подпунктах "е", "ж"), - на 100% минимального размера пенсии по старости;

и) гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным, - на 50% минимального размера пенсии по старости;

к) инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями, получающим пенсию по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца, - на 100% минимального размера пенсии по старости.

Таким образом, при расчете пенсии сначала исчисляется пенсия из заработка, доводится до минимального размера или ограничивается максимальным размером, а затем к ней начисляются соответствующие надбавки и повышения.

Если при исчислении пенсии ее размер не достиг минимального размера, все полагающиеся по законодательству надбавки и повышения к пенсии начисляются к этому минимальному размеру, а не к тому, который получился при подсчете из соответствующего стажа и заработка.


Пример

За назначением пенсии по старости на общих основаниях в ноябре 1999 г. обратилась женщина, у которой на иждивении находится сын в возрасте 16 лет. Общий трудовой стаж заявительницы равен 35 годам, среднемесячный заработок - 150 руб. Минимальный размер пенсии по старости в июле 1999 г. составлял 94 руб. 29 коп.

Рассчитаем пенсию: 70% (55% + 15% за дополнительные 15 лет общего стажа) от заработка 150 руб. составляет 105 руб. Минимальная пенсия данной женщины равна 108 руб. 43 коп. (94 руб. 29 коп. + 14 руб. 14 коп., т.е., 15% от 94 руб. 29 коп.). К этим 108 руб. 43 коп., а не к 105 руб. должна быть начислена надбавка на нетрудоспособного иждивенца. Общий размер пенсии (без учета компенсационных выплат) составит 171 руб. 29 коп. (108 руб. 43 коп. + 62 руб. 86 коп. - размер надбавки на нетрудоспособного иждивенца составляет 2/3 минимальной пенсии по старости).

Следует иметь в виду, что сначала к пенсии начисляются соответствующие повышения, предусмотренные ст.110, а затем надбавки.


Установление компенсационных выплат


К пенсии, исчисленной без применения ИКП, начисляется компенсационная выплата, размер которой дифференцируется в зависимости от размера пенсии.

Компенсационные выплаты вводятся указами Президента РФ.

С 1 мая 2000 г. компенсационные выплаты устанавливаются в соответствии с Указом Президента от 15 апреля 2000 г. N 681. Лицам, получающим пенсию в сумме, не превышающей 139 руб. 23 коп. в месяц, включая надбавки и повышения, полагается компенсационная выплата в размере 300 руб. в месяц.

Лицам, получающим пенсию в сумме свыше 139 руб. 23 коп. в месяц, но не более 339 руб. 23 коп., включая надбавки и повышения, полагается компенсационная выплата в размере, составляющем разницу между 439 руб. 23 коп. и суммой получаемой ими пенсии.

Лицам, получающим пенсию в сумме, превышающей 339 руб. 23 коп. в месяц, включая надбавки и повышения, полагается компенсационная выплата в размере 100 руб. в месяц.

Таким образом, максимальная пенсионная выплата (для пенсий по старости на общих основаниях, рассчитанных без применения ИКП и без различных надбавок и повышений) с 1 мая 2000 г. по настоящее время составляет 601 руб. 23 коп.: 417 руб. 69 коп. (три минимальных размера пенсии - 139 руб. 23 коп.) + 83 руб. 54 коп. (20% от 417 руб. 69 коп. за 20 лет стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии) = 501 руб. 23 коп. + 100 руб. (компенсационная выплата по Указу Президента РФ).

Предельный размер пенсии (без надбавок и повышений) с применением ИКП с 1 мая по 31 июля 2000 г. составлял 754 руб. 20 коп. (60% - предельный размер ИКП - от 1257 руб.), а с 1 августа по 31 октября 2000 г. - 895 руб. 61 коп. (71,25% от 1257 руб.).

Таким образом, пенсии, исчисленные с применением ИКП, если у пенсионера большой заработок и длительный стаж, как правило, оказываются выше пенсий, исчисленных без применения ИКП.


А.С. Назаров




Исчисление пенсии по старости на общих основаниях


Автор


А.С. Назаров


"Гражданин и право", 2000, N 5


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение