Пенсионные льготы для работающих на Севере (Е.Г. Азарова, "Гражданин и право", N 5, 6, ноябрь, декабрь 2000 г.)

Пенсионные льготы для работающих на Севере


Пенсионное обеспечение северян осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон 1990 г.) и Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон 1993 г.). 4 августа 1994 г. Минюст РФ зарегистрировал совместное Указание Миннаца, Пенсионного фонда и Минсоцзащиты РФ о применении Закона 1993 г. при назначении и перерасчете пенсий (далее - Указание)(См.: Бюллютень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1994. N 11.).

Названные законы предусматривают для северян ряд пенсионных льгот.

Особенности их пенсионного обеспечения состоят:

в снижении пенсионного возраста за длительную работу на Севере. Это согласуется с данными о том, что продолжительность жизни северян на 5-6 лет меньше, чем в среднем по России;

в льготном порядке исчисления общего трудового стажа, что согласуется с отрицательным воздействием на организм работника неблагоприятных природно-климатических условий;

в начислении районного коэффициента к минимальным, максимальным и социальным пенсиям, а также к компенсационным выплатам. Это согласуется с высокой стоимостью жизни в северных районах. Что касается лиц, выехавших за пределы Севера, начисление к их пенсиям районных коэффициентов позволяет учесть при пенсионном обеспечении различия в северных и обычных заработках.


1. Перечень северных территорий


Относится ли работа в соответствующем населенном пункте к дающей право на северные льготы, зависит от того, включены ли те или иные административные районы (местности) в специальный официальный перечень.

Согласно Закону 1990 г. (ч.5 ст.14), перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утверждается Правительством. Совет Министров РСФСР постановлением от 22 июня 1991 г. N 347 установил, что при назначении пенсий по Закону 1990 г. следует руководствоваться Перечнем, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1967 г. N 1029 (в редакции постановления Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. N 12 - см. СП СССР. 1983. N 5. Ст.21), с последующими изменениями и дополнениями.

После принятия Закона 1990 г. Перечень 1967-1983 гг. неоднократно дополнялся указами Президента РФ (от 24 января 1992 г. N 46, от 25 марта 1992 г. N 295, от 16 сентября 1992 г. N 1085, от 20 декабря 1993 г. N 2226, от 22 марта 1994 г. N 577), постановлениями Правительства РФ (от 11 августа 1992 г. N 574; от 11 октября 1992 г. N 776), распоряжением Правительства РФ (от 12 июля 1993 г. N 1245-р) (См.: Защита прав северян. М., 1998. Ч. 1. С. 21-24; Пенсия. 1998. N 6. С. 37-38.).

Согласно ст.2 Закона 1993 г., Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей должен был утверждаться не Правительством, а Верховным Советом РФ по представлению Правительства и по согласованию с республиками в составе РФ, краями, областями, автономной областью и автономными округами. Поскольку такой нормативный акт в бытность Верховного Совета принят не был, в правоприменительной практике руководствуются Перечнем, о котором говорилось выше.

Необходимо отметить, что в Федеральном законе от 19 июня 1996 г. "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" (См.: СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3030.) отсутствует деление территорий на районы Крайнего Севера и на местности, к ним приравненные. В то же время в нем сказано, что гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим на Севере, должны устанавливаться дифференцированно, с учетом его районирования по дискомфортности условий жизнедеятельности населения. Названным Законом предусмотрена необходимость принятия специального федерального закона о районировании Севера Российской Федерации, который находится в стадии разработки. При этом территории, относящиеся в настоящее время к районам Крайнего Севера и местностям, к ним приравненным, признаются разработчиками проектов районами с дискомфортными условиями проживания. Гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленные законодательством Российской Федерации, должны предоставляться впредь до принятия Федерального закона, определяющего гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим в районах с дискомфортными условиями проживания (см. ст.13 Закона от 19 июня 1996 г.).

Действующим ныне Перечнем районами Крайнего Севера признаны все острова Северного Ледовитого океана и его морей, а также острова Берингова и Охотского морей, полностью Республика Саха (Якутия), Мурманская, Магаданская и Камчатская области, некоторые территории в составе Архангельской, Иркутской, Сахалинской, Тюменской областей, Красноярского и Хабаровского краев и республик Коми, Карелии и Тывы.

К местностям, которые приравнены к районам Крайнего Севера, отнесены определенные районы, города или автономные округа как перечисленных выше республик Коми, Карелии, Тывы, краев и областей, так и некоторых других, а именно: Бурятии, Горного Алтая, Коми-Пермяцкого автономного округа, Амурской, Томской и Читинской областей, а также Приморского края.

При отнесении территорий, где протекала работа, к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям для целей пенсионного обеспечения в соответствии с законами 1990 и 1993 гг. руководствуются Перечнем, действующим на день обращения за пенсией, а не на даты работы (см. п.1 Указания). Так, например, город Костомукша был отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, только с 1 января 1992 г. Однако при обращении за пенсией либо ее перерасчетом после указанной даты периоды работы в данном городе засчитываются в северный стаж и в том случае, если они имели место до 1 января 1992 г.

При внесении в Перечень изменений и дополнений ранее назначенные пенсии пересматриваются не в автоматическом режиме, а по мере обращения граждан в органы социальной защиты населения - с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором пенсионер обратился за повышением пенсии со всеми необходимыми документами (см. п.1 Указания).


2. Право на пенсию по старости


У лиц, длительно работавших в северных районах, право на пенсию по старости возникает в более раннем возрасте, чем у работавших на территориях с обычными природно-климатическими условиями. Пенсия устанавливается по достижении 55 лет мужчинам и по достижении 50 лет женщинам, если те и другие проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, к таким районам приравненных, и имеют при этом общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (см. ч.1 ст.14 Закона 1990 г., ч.1 ст.25 Закона 1993 г.). Следовательно, применительно к праву на северную пенсию законодатель различает календарные периоды работы, именуемые специальным (северным) стажем, и общий трудовой стаж. Последний может включать и работу, в частности, в северных районах, исчисленную в льготном порядке.

Продолжительность требуемого специального стажа зависит от суровости природно-климатических условий (более тяжелыми являются районы Крайнего Севера, чем местности, к ним приравненные). Поэтому установлены правила суммирования периодов работы в разных северных районах и местностях.

Пенсия в таких случаях устанавливается за 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера (далее - РКС). При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (далее - МКС), считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера (см. ч.2 ст.14 Закона 1990 г., ч.3 ст.25 Закона 1993 г.).

Закон 1993 г. (ч.2 ст.25) устанавливает меньший специальный стаж для женщин с двумя и более детьми, но не меняет требований к пенсионному возрасту и общему трудовому стажу. Пенсия им может быть назначена за 12 календарных лет работы в РКС или за 17 календарных лет работы в МКС.

Периоды работы женщин с детьми в разных северных районах и местностях суммируются по названным выше правилам. Законодатель не устанавливает возраста детей, которого они должны достичь ко времени обращения матери за пенсией. Не имеет значения и продолжительность их воспитания матерью.

Как предусмотрено Указанием (п.2), во внимание принимаются и умершие дети. В правоприменительной практике наряду с родными учитываются также и усыновленные дети (независимо от того, значится ли усыновительница матерью, но при условии, если усыновление установлено в предусмотренном законом порядке). Дети мужа от прежнего брака (пасынок, падчерица) во внимание не принимаются, если они не были усыновлены мачехой ко времени обращения за пенсией. Не учитываются также приемные дети и дети, находящиеся под опекой (на попечении).

Закон (ч.3 ст.14 Закона 1990 г., ч.4 ст.25 Закона 1993 г.) предусматривает возможность назначения пенсии и при меньшем северном стаже, чем указано выше. Однако он должен составлять в календарном исчислении не менее 7 лет 6 месяцев в РКС либо не менее 10 лет в МКС.

Такой же минимальный период работы необходим и для женщин с двумя и более детьми. При работе в разных местностях ее периоды суммируются по изложенным выше правилам. Пенсионный возраст при неполном северном стаже дифференцируется в зависимости от продолжительности северной работы. За каждый полный календарный год работы в районах Крайнего Севера общеустановленный пенсионный возраст (60 лет для мужчин и 55 для женщин) уменьшается на 4 месяца.


Пример.

Гражданка Захарова, имеющая 20-летний общий трудовой стаж, проработала в районах Крайнего Севера 10 лет и в приравненных к ним местностях - 2 года, засчитываемые за 1 год и 6 месяцев работы в районах Крайнего Севера. Таким образом, ее специальный стаж составляет 11 лет 6 месяцев вместо требуемых 15 лет. Для определения возраста, по достижении которого Захарова приобретет право на пенсию по старости, из общего пенсионного возраста для женщин - 55 лет - вычитается по 4 месяца за каждый полный год северного стажа, т.е. 44 месяца, или 3 года 8 месяцев (4 мес. x 11 = 44 мес.). Северная пенсия в данном случае может быть назначена по достижении возраста 51 год 4 месяца (55 лет - 3 г. 8 мес.).

Ниже приводится таблица возраста мужчин и женщин, по достижении которого им может быть назначена пенсия при неполном северном стаже. Обратим внимание на то, что при этом необходимо иметь полный общий трудовой стаж (25 лет для мужчин, 20 лет для женщин, в том числе с двумя и более детьми).

При определении права на северную пенсию учитывается также работа с особыми условиями труда, дающая основание для назначения пенсии в соответствии со ст.12 Закона 1990 г. Это правило означает, что наравне с периодами работы на Севере в составе северного стажа учитываются и календарные периоды работы в обычных местностях, но с особыми условиями труда, также дающими право на пенсию при пониженном возрасте. При этом периоды работы с особыми условиями труда суммируются как с работой в районах Крайнего Севера, так и с работой в приравненных к ним местностях без какого-либо пересчета.


Пример.

Обращающийся за пенсией работал в районах Крайнего Севера 5 лет, в местностях, к ним приравненных, - 5 лет, "на материке" выполнял работы с особыми условиями труда 7 лет. Его северный специальный стаж составляет 15 лет 9 мес. (5 лет + 3 г. 9 мес. (9 мес. x 5) + 7 лет).

Работа с особыми условиями труда в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при суммировании с работой в районах Крайнего Севера учитывается в календарном порядке, а не в пропорции 1 год за 9 месяцев.

Закон не устанавливает какого-либо предела для учета в северном стаже времени работы с особыми условиями труда. Следовательно, назначение северной пенсии возможно и в случае, когда продолжительность северной работы данного лица значительно меньше периода его работы с особыми условиями труда.

Как засчитываются в северный стаж периоды военной службы? Если служба проходила в обычных климатических условиях, она во внимание не принимается. Что касается военной службы в северных районах, то оснований для исключения ее из северных периодов работы не имеется. Это подтверждается формулой ч.2 ст.88 Закона 1990 г., где сказано, что пенсия по старости в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается с учетом специального трудового стажа, т.е. суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы). Под понятие службы подпадает военная служба и другая, приравненная к ней служба, включаемая в общий трудовой стаж по правилам ст.90 Закона 1990 г. Речь идет о службе в составе: Вооруженных Сил России и иных воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации; Объединенных Вооруженных Сил СНГ; Вооруженных Сил бывшего СССР. Сюда же относится служба в органах внутренних дел, внешней разведки и контрразведки России, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых Законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда они именовались по-другому).

В соответствии со ст.26 Закона 1993 г. право на пенсию на льготных основаниях имеют оленеводы, рыбаки, охотники-промысловики, проживающие постоянно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:

мужчины - по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 25 лет и женщины - по достижении 45 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет. Работа в качестве оленевода, рыбака и охотника-промысловика применительно к праву на пенсию является равноценной. Пенсия может быть назначена, если специальный трудовой стаж данного лица состоял из работы и оленеводом, и рыбаком, и охотником-промысловиком. В данном случае право на пенсию зависит не только от местности, где проходила трудовая деятельность, но и от характера работы. Названным категориям работников пенсия устанавливается при пониженном пенсионном возрасте по сравнению с северянами, занятыми на обычных работах. Однако для них установлено особое условие - факт постоянного проживания в северных районах.

Очевидно, что этот факт должен иметь место как в период соответствующей работы, так и в моменты приобретения права на пенсию и обращения за ней.

Продолжительность требуемого стажа для названных выше работников не дифференцируется в зависимости от статуса северной территории, где протекала работа. Она одинакова для работавших и в районах Крайнего Севера, и в приравненных к ним местностях. В то же время для женщин требуемый стаж на 5 лет меньше, чем для мужчин.

При назначении пенсии специальный стаж подсчитывается с учетом правил ст.28 Закона 1993 г., согласно которым периоды работы в северных районах и местностях, в частности при назначении пенсии на льготных основаниях, засчитываются в трудовой стаж в полуторном размере. Следовательно, для назначения пенсии достаточно проработать оленеводом, рыбаком и (или) охотником-промысловиком на Севере мужчинам не менее 16 лет 8 мес., женщинам - не менее 13 лет 4 мес. в календарном исчислении.

Для данной категории северных работников применяется общее правило ч.1 ст.29 Закона 1993 г. о том, что к специальному трудовому стажу приравнивается работа, дающая право на пенсию в связи с особыми условиями труда. Причем если она протекала в северных районах, то засчитывается в специальный стаж оленеводов, рыбаков и охотников-промысловиков в полуторном размере. Работа же с обычными условиями труда во внимание не принимается независимо от местности, где она осуществлялась. При отсутствии у данной категории работников специального трудового стажа требуемой продолжительности им пенсия с учетом северных льгот может быть установлена, если они проработали в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев. При этом применяется изложенный выше порядок определения пенсионного возраста в зависимости от продолжительности неполного северного стажа.

Согласно Закону 1993 г. (ч.2 ст.29), лицам, которые имеют одновременно право на две пенсии - как работавшие и на Севере и с особыми условиями труда, назначается одна пенсия - за работу с особыми условиями труда, но при двойном снижении пенсионного возраста. Если они проработали не менее 15 календарных лет в РКС или не менее 20 - в МКС, право на пенсию возникает не по достижении возраста, установленного ст.12 Закона 1990 г., а на 5 лет раньше. При этом не требуется, чтобы специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию, был выработан на Севере. Обратим внимание на то, что для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда требуется специальный трудовой стаж определенной продолжительности, а не период работы в календарном исчислении. В рассматриваемом варианте работа с особыми условиями труда, протекавшая в северных районах, включается в этот стаж в льготном порядке, т.е. в полуторном размере, однако снижение пенсионного возраста на 5 лет возможно лишь при условии, что работа (любая) в северных районах выполнялась в течение указанного календарного срока (15-20 лет).

Нередко возникает вопрос о возможности двойного снижения пенсионного возраста гражданам, работавшим в северных районах и имеющим право на льготное пенсионное обеспечение не в связи с особыми условиями труда, а по критериям, предусмотренным ст.11 Закона 1990 г. Данной нормой установлены льготные основания для пенсионного обеспечения по старости для многодетных матерей, матерей детей-инвалидов, для инвалидов вследствие военной травмы, инвалидов I группы по зрению, лилипутов и диспропорциональных карликов. Однако для этих категорий граждан подобная льгота не предусмотрена. Им пенсия может быть назначена (по их выбору) либо по правилам, установленным названной правовой нормой, по достижении предусмотренного ею пенсионного возраста, либо как северянам по правилам, рассмотренным выше.

Для северян предусмотрены льготы также при назначении социальной пенсии.

Она устанавливается гражданам из числа малочисленных народов Севера в более низком пенсионном возрасте - 55-летнем для мужчин и 50-летнем для женщин - на уровне минимальной трудовой пенсии по старости (ст.27 Закона 1993 г.). Социальная пенсия назначается представителям малочисленных северных народов, поименованных в п.4 Указания, проживающим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях. Необходимо учитывать также Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255.


3. Северный трудовой стаж


Работа на Севере имеет значение не только при установлении северной пенсии по старости. Она учитывается по специальным правилам при определении права также и на иные пенсии. Общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, перечисленной в разделе VI Закона 1990 г. В соответствии с нормами этого Закона исчисляется общий трудовой стаж при пенсионном обеспечении и по Закону 1993 г.

До февраля 1998 г. общий трудовой стаж подсчитывался по единым правилам независимо от того, учитывался ли он при определении права на пенсию или при исчислении ее размера. В настоящее время размер пенсии, в том числе и северянам, может подсчитываться в соответствии с Законом от 21 июля 1997 г. "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", согласно которому индивидуальный коэффициент пенсионера определяется с учетом лишь части общего трудового стажа, к тому же исчисляемого в одинарном размере.

Однако при определении права на пенсию этот стаж учитывается полностью с применением всех норм Закона 1990 г. Применяется, в частности, и статья 94 этого Закона о льготном исчислении некоторых периодов, включаемых в трудовой стаж. Так, например, в двойном размере засчитывается в общий трудовой стаж период работы в лепрозорных и противочумных учреждениях и военная служба по призыву. Работа (служба, включая и военную службу по контракту) в районах Крайнего Севера засчитывается в общий трудовой стаж в полуторном размере. В таком же льготном порядке учитываются и периоды работы (службы) в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Льготный порядок исчисления северного стажа применяется, как это предусмотрено ст.94 Закона 1990 г., когда определяется продолжительность общего трудового стажа, от которой зависит право как на обычную пенсию по старости (назначаемую в соответствии со ст.10 этого Закона), так и на пенсию по старости на льготных основаниях (ст.11 Закона 1990 г.) и на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда (ст.12 того же Закона). Аналогично исчисляется общий трудовой стаж при определении права на пенсию по инвалидности вследствие общего заболевания (ч.2 ст.29 Закона 1990 г.) и на пенсию по случаю потери кормильца вследствие общего заболевания (ч.2 ст.60 того же закона). Хотя в ст.94 Закона 1990 г. не упоминается его ст.14, устанавливающая право северян на пенсию по старости с учетом продолжительности их общего трудового стажа, в правоприменительной практике в данном случае эта продолжительность определялась со времени вступления в действие этого закона с учетом северной льготы.

Более емкая формула содержится в ст.28 Закона 1993 г., согласно которой при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).

Эта правовая норма применяется с учетом п.3 Указания. Им предусмотрено, что в льготном порядке определяется общий трудовой стаж, требуемый не только названными выше статьями Закона 1990 г., включая и ст.14, но также и ст.15 этого Закона. Данная норма устанавливает право на пенсию по старости при неполном общем трудовом стаже, если он составляет не менее 5 лет. Соответственно лицам, работавшим только на Севере, пенсия по старости при неполном трудовом стаже может быть назначена, если такая работа продолжалась не менее 3 лет 4 мес. (3 года 4 мес. = 40 мес.; 40 мес. 1,5 = 60 мес. = 5 лет).

В полуторном размере северные периоды включаются в общий трудовой стаж, требуемый для назначения пенсии в связи с работой на Севере женщинам с двумя и более детьми (ст.25 Закона 1993 г.), а также для назначения пенсии участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в соответствии со ст.30 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (см. п.3 Указания).

В льготном (полуторном) размере в общий трудовой стаж засчитываются не любые периоды, учитываемые в составе этого стажа, а только периоды работы (службы). Понятие работы применительно к пенсионному обеспечению содержится в ст.89 Закона 1990 г. Это любая работа в качестве рабочего или служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве (см. ч.1 ст.89).

Работой признается и творческая деятельность членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов и др., а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов (см. ч.2 ст.89).

Понятие военной и другой приравненной к ней службы содержится в ст.90 Закона 1990 г., о чем говорилось выше.

Иные, кроме названных выше, периоды, включаемые в общий трудовой стаж, работой (службой) не именуются и потому могут быть учтены лишь в одинарном размере, даже если они имели место в северных районах. К таким периодам относится подготовка к профессиональной деятельности, т.е. обучение в учреждениях профессионального образования, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре (см. ст.91 Закона 1990 г.). Это и периоды, перечисленные в ст.92 названного закона: временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы; инвалидность I и II групп вследствие увечья, связанного с производством или вследствие профессионального заболевания; уход за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом; уход неработающей матери за ребенком в возрасте до 3 лет; проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и др. (см. п."а"-"ж" названной статьи Закона).

В частности, не могут быть отнесены к работе и включены в трудовой стаж в полуторном размере периоды выплаты северянам пособия по безработице и переезда по направлению службы занятости в другую местность, названные п."ж" ст.92 Закона 1990 г. Участие безработных в оплачиваемых общественных работах, предусмотренное этим же пунктом ст.92, является не чем иным, как работой по трудовому договору, и должно включаться в трудовой стаж с применением северных льгот.

Льготный порядок исчисления общего трудового стажа применяется независимо от того, когда имела место северная работа (служба) - непосредственно перед обращением за пенсией или ранее, а также от того, была ли она непрерывной или перемежалась с работой в районах с обычными природно-климатическими условиями. Не имеют значения также основания прекращения трудовой деятельности на Севере: в частности, не влияет на подсчет северного стажа факт увольнения с предыдущей северной работы за виновные действия.

Cеверные периоды работы (службы) учитываются в полуторном размере независимо от их общей календарной продолжительности. Год северной работы считается за полтора года, месяц - за полтора месяца и т.д. Законом не предусмотрена возможность суммирования льгот по исчислению общего трудового стажа. Поэтому если один и тот же период может быть учтен в более или в менее льготном порядке, выбирается наиболее выгодный вариант.

Так, если, например, военная служба по призыву имела место в районах Крайнего Севера, она засчитывается в общий трудовой стаж так же, как и военная служба по призыву "на материке", т.е. в двойном размере. Правила включения периодов работы на Севере в общий трудовой стаж неоднократно менялись. В практике пенсионного обеспечения, как отмечалось, применяются те нормы законодательства, которые действуют ко дню обращения граждан за назначением или перерасчетом пенсии (см. п.1 Указания). При этом не имеет значения, существовали ли северные льготы в период работы (службы) в данной местности.


Пример

Гражданка Чистова 14 лет (с 1973 по 1987 г.) работала на территории Надымского района Архангельской области. Этот район был приравнен к районам Крайнего Севера в 1993 г. При назначении пенсии в 1999 г. ее работа была признана не имеющей северные льготы, поскольку ко времени обращения за ней Надымский район был включен в Перечень. При исчислении общего стажа в полуторном размере (14 лет 1,5) он составил более 20 лет. 14 лет работы в МКС при их переводе в РКС (по 9 мес. за 1 год) составили 10 лет 6 мес. Такой календарный период работы дает право на пенсию в возрасте 51 год 8 мес. (см. таблицу в журнале N 5). Специальным трудовым стажем именуется суммарная продолжительность не любой, а определенной трудовой деятельности (службы). Специальным признается как стаж работы с особыми условиями труда, так и стаж работы в особых климатических условиях - северных районах и приравненных к ним местностях (см. ст.88 Закона 1990 г.).

Относится ли работа в данном населенном пункте к специальному трудовому стажу, определяется в соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, о котором сказано выше.

О том, как исчисляется специальный стаж для назначения северной пенсии, подробно говорилось выше. В данном случае учитывается календарная (одинарная) продолжительность работы на Севере с соответствующим уменьшением этой продолжительности при работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Согласно ст.94 Закона 1990 г., льготное исчисление периодов работы на Севере (в полуторном размере) применяется при подсчете работы с особыми условиями труда, дающей право на пенсионное обеспечение по старости в соответствии со ст.12 Закона 1990 г. Так, например, мужчинам пенсия по старости по Списку N 1 (п."а" ст.12 Закона 1990 г.) назначается, если они трудились на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее 10 лет и имеют общий стаж не менее 20 лет.

Если вся эта работа проходила в северных районах, требуемая ее продолжительность сокращается в 1,5 раза. Это означает, что 20-летнему общему стажу соответствует 13 лет 4 мес. северной работы (13 лет 4 мес. 1,5 = 20), а 10-летнему специальному - 6 лет 8 мес. (6 лет 8 мес. 1,5 = 10). Аналогичное правило применяется при определении права на пенсию по старости, установленного всеми пунктами ст.12 Закона 1990 г.

Названным Законом предусмотрена возможность назначения пенсии по старости по спискам N 1 и 2 до достижения общеустановленного пенсионного возраста и тем лицам, которые имеют хотя бы половину требуемого специального стажа (см. п."а" и "б" ст.12 Закона 1990 г.). При подсчете требуемой продолжительности специального трудового стажа в этих случаях также применяется северная льгота. Так, в приведенном выше случае пенсия по Списку N 1 может быть назначена лицу, проработавшему на соответствующих работах в северных районах не менее 3 лет 4 мес.

Согласно Закону 1990 г., с учетом специального трудового стажа назначается пенсия не только по старости, но и за выслугу лет. Однако законами 1990 и 1993 гг. не предусмотрена возможность исчисления выслуги лет, имевшей место на Севере, в льготном порядке.


4. Размеры пенсий


Пенсия исчисляется из среднемесячного заработка и зависит от его величины. Закон 1993 г. гарантирует работникам организаций, расположенных в северных районах, выплату районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате (см. ст.7).

Как предусмотрено ч.2 ст.10 Закона 1993 г., для всех производственных и непроизводственных отраслей данного района должен устанавливаться единый районный коэффициент. Однако это требование законодателя пока не реализовано. До настоящего времени применяются ранее установленные коэффициенты, которые в непроизводственной сфере, как правило, ниже, чем в производственной.

Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 1991 г. N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации предоставлено право по согласованию с соответствующими выборными профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров, но только за счет средств организаций либо бюджетов республик в составе РФ, автономных округов, местных бюджетов.

Северный районный коэффициент и северная процентная надбавка - неотъемлемые составные части оплаты труда. На эти выплаты начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд. Соответственно, они в полном объеме учитываются в составе заработка, из которого исчисляются все виды государственных пенсий, установленных как Законом 1990 г., так и Законом 1993 г. При этом во внимание принимаются районные коэффициенты, установленные не только в централизованном порядке, но и на уровне субъекта РФ или отдельной организации. Эти выплаты учитываются в составе заработной платы для исчисления пенсий независимо от того, назначаются они на Севере либо за его пределами. Если в течение периода, за который берется заработная плата при исчислении пенсии, районный коэффициент изменялся, учитывается тот, который был фактически начислен и выплачен.

О том, что районный коэффициент учитывается во всех случаях исчисления средней заработной платы, прямо записано в ч.4 ст.10 Закона 1993 г. Это требование относится и к заработку, из которого исчисляется пенсия. Но, как известно, высокая зарплата не гарантирует большой пенсии, поскольку законодатель устанавливает жесткие ограничители либо в виде максимального ее размера, либо в виде предела учитываемого заработка. В результате у высокооплачиваемых работников значительная часть дохода на размере пенсии не отражается. Частично интересы северян соблюдаются путем введения для них повышенных размеров минимальных и максимальных пенсий. Специальная норма Закона 1990 г. (ст.112) содержит правила повышения общих минимальных и максимальных размеров трудовых пенсий и социальных пенсий гражданам, проживающим там, где к заработной плате установлены районные коэффициенты (далее - РК). Минимальные размеры трудовых и социальных пенсий определяются для таких граждан с применением соответствующего РК на весь период их проживания в указанных районах (см. ч.1 ст.112). При этом не имеет значения, работали ли они до назначения пенсии на Севере и получали ли заработную плату с таким коэффициентом. В тех случаях, когда в данном районе установлено несколько коэффициентов, применяется тот, который действует в соответствии с федеральным законодательством для работников непроизводственных отраслей.

Правило о повышении минимума пенсий на РК относится ко всем проживающим на Севере пенсионерам, независимо от вида получаемой ими трудовой пенсии, будь то пенсия по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца или за выслугу лет. Оно распространяется и на пенсии, назначаемые в соответствии с Законом 1990 г. инвалидам вследствие военной травмы, а также семьям военнослужащих. Как отмечалось, на РК повышаются и максимальные размеры трудовых пенсий северян - в таком же порядке, как минимальные (см. ч.2 ст.112 Закона 1990 г.). В частности, при наличии разных районных коэффициентов для производственных и непроизводственных отраслей применяется тот, который установлен для работников непроизводственной сферы.

До 1 апреля 1998 г. в отношении максимального размера пенсии действовало ограничение. При его определении применялся РК, не превышавший 1,5. Иначе говоря, северный максимум мог быть выше обычного не более чем на 50%.

Распространялось это правило как на проживающих на Севере, так и на выехавших за его пределы. С указанной даты статья 112 действует в редакции Федерального закона от 28 марта 1998 г., которым для граждан, проживающих на Севере, это ограничение снято. Им северный максимум определяется с применением фактического коэффициента, установленного для работников непроизводственной сферы в данной районе, в том числе и превышающего 1,5. Для покинувших северные регионы сохранен прежний порядок (об этом см. ниже).

Увеличению пенсий на РК посвящена также статья 30 Закона 1993 г. Она гласит, что для граждан, проживающих в районах, где установлен районный коэффициент к заработной плате, размеры трудовых и социальных пенсий определяются с применением соответствующего районного коэффициента.

При назначении, перерасчете и выплате северянам государственных пенсий, как отмечалось, органы социальной защиты населения руководствуются Указанием Минсоцзащиты РФ, Пенсионного фонда РФ и Миннаца РФ от 4 августа 1994 г. о применении Закона 1993 г.

В п.8 этого нормативного акта было сказано, что до утверждения в установленном порядке районных коэффициентов, единых для всех производственных и непроизводственных отраслей, органам социальной защиты населения в районах, где действует несколько коэффициентов, следует применять тот, который установлен для производственных отраслей, а при нескольких таких коэффициентах - наивысший из них. Далее в тексте Указания было прямо предусмотрено, что ч.1 и 2 ст.112 Закона 1990 г. должны применяться с учетом приведенного выше разъяснения. Таким образом, Указание, фактически, заменило правило ст.112 о применении непроизводственного РК на прямо противоположное. Тем самым была нарушена субординация нормативных правовых актов. Формально Указание касалось применения ст.30 Закона 1993 г. Однако последняя сформулирована слишком неконкретно и не отвечает на вопрос, какой из нескольких районных коэффициентов должен учитываться. Поскольку пункт 8 Указания расширительно толковал ст.30 Закона 1993 г. и противоречил ст.112 Закона 1990 г., оснований для его применения не было. Постановлением Минтруда РФ от 1 июня 1999 г. N 11, зарегистрированным в Минюсте РФ 25 июня 1999 г., пункт 8 Указания 1994 г. официально признан утратившим силу. В Разъяснении, утвержденном названным постановлением, сказано, что при установлении пенсии в соответствии со ст.112 Закона 1990 г. и ст.30, 31 Закона 1993 г. применяется единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате, утверждаемый централизованно для данного района. Однако до утверждения единого коэффициента применяются те РК, которые установлены Правительством РФ либо были ранее утверждены Правительством СССР и которые продолжают действовать в настоящее время. При этом, если установлены разные коэффициенты, применяется тот, который действует в данном районе для работников непроизводственных отраслей. Таким образом, в рассматриваемом Разъяснении воспроизведено правило ч.1 ст.112 Закона 1990 г.

Статья 112 не содержит ссылок на нормы Закона, касающиеся минимальных и максимальных размеров обычных пенсий, и в то же время не вводит каких-либо ограничений при их повышении нa районный коэффициент. Поэтому полагающийся северянам минимум или максимум определяется для каждого индивидуально, с учетом продолжительности трудового стажа, как и для всех граждан, а затем повышается на районный коэффициент. Например, общеустановленный минимум или максимум пенсии по старости сначала повышается на 1% за каждый год общего трудового стажа сверх требуемого (в пределах до 20%) в порядке, установленном ст.17 и 18 Закона 1990 г., а потом увеличивается на РК в соответствии со ст.112.

Максимум пенсии по старости, назначаемой в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах, т.е. по Списку N 1, определяется по правилам ст.18 того же закона на уровне 3,5 размера обычного минимума, затем повышается на 1% за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения полной пенсии по Списку N 1, а потом увеличивается на районный коэффициент.

Если речь идет о пенсии при неполном трудовом стаже, вначале определяется размер полной минимальной либо максимальной пенсии с начислением РК, а затем исчисляется размер пенсии, полагающийся данному лицу, пропорционально имеющемуся у него трудовому стажу.

Когда гражданин имеет право получать две пенсии одновременно, обе они определяются с применением изложенных выше правил, с начислением в соответствующих случаях районного коэффициента.

Полагающиеся пенсионерам надбавки установлены законодателем в определенной пропорции к размеру социальной пенсии либо к минимальной трудовой пенсии по старости (см. ст.21, 38, 70, 86 Закона 1990 г.). Поскольку для северян размеры социальных и минимальных трудовых пенсий исчисляются с применением районных коэффициентов, логично было бы считать, что они должны служить базой и для определения полагающихся им надбавок.

Однако буквальное прочтение соответствующих норм пенсионного закона не дает оснований для однозначности такого вывода. Статья 112 Закона 1990 г. о размерах надбавок умалчивает. Нормы этого закона, специально посвященные надбавкам, устанавливая их размеры, отсылают лишь к ст.17 (ч.1), предусматривающей минимум обычной трудовой пенсии, и к ст.114, предусматривающей размеры обычных социальных пенсий. Правоприменительная практика при определении размера надбавок исходит из логики ст.112.

Учитывая, что уход за пенсионером и содержание нетрудоспособных иждивенцев в период проживания на Севере требуют повышенных расходов, соответствующие надбавки к пенсиям северян исчисляются в установленной Законом пропорции из минимальной либо социальной пенсии, повышенной на районный коэффициент (см. п.11 Указания). Так же определяется размер компенсационной выплаты, устанавливаемой в соответствии с указами Президента РФ.

Иначе сложилась правоприменительная практика при повышении пенсий по правилам ст.110 Закона 1990 г. - лицам, удостоенным званий Героев Советского Союза, Российской Федерации либо Социалистического Труда, некоторым иным награжденным, участникам Великой Отечественной войны, необоснованно репрессированным, другим категориям граждан, предусмотренным названной правовой нормой. В данном случае строго придерживаются буквы закона, учитывая, что повышение носит характер поощрения за определенные заслуги либо признания лишений, т.е. напрямую не связано с удовлетворением потребностей пенсионера и (или) членов его семьи.

Пенсионное законодательство предусматривает возможность установления пенсии с районным коэффициентом и при выезде за пределы северных территорий. Поскольку, как отмечалось, РК начисляется к минимальным и максимальным размерам трудовых пенсий, речь идет о сохранении именно этих размеров при выезде на "материк".

Согласно ч.3 ст.112 Закона 1990 г., гражданам, которым в районах Крайнего Севера и в местностях, к ним приравненных, назначена пенсия по старости в связи с работой в таких районах и местностях (т.е. по правилам ст.14 названного закона), при выезде за пределы этих территорий на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, определенный при ее установлении с применением соответствующего РК. При этом предельный размер РК, с учетом которого определяется максимальный размер пенсии, составляет 1,5. К минимальным пенсиям РК начисляется без ограничения его каким-либо пределом.

До 1 апреля 1998 г., как уже говорилось, названное ограничение распространялось и на пенсии, выплачиваемые в северных районах. Однако в связи с изменениями, внесенными в 1998 г. в ст.112 Закона 1990 г., в настоящее время оно касается только лиц, выехавших на "материк". Значит, если в северном районе максимальная пенсия назначена с РК, превышающим 1,5, то при перемене места жительства он уменьшается до указанного значения, т.е. пенсия пересчитывается.

Сохранение размеров назначенных пенсий при выезде из северных районов предусмотрено и Законом 1993 г. Согласно ч.1 ст.31 этого закона, лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в приравненных к ним местностях - не менее 20, пенсия назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от места проживания и времени обращения за пенсией.

Часть 2 ст.31 Закона 1993 г. сокращает требуемую продолжительность работы на севере для лиц, имеющих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, назначаемую в соответствии с п."а" и "б" ст.12 Закона 1990 г., т.е. выполнявших работы, предусмотренные списками N 1 и 2.

2. Чтобы пенсия была назначена и выплачена с учетом РК независимо от места проживания, мужчинам достаточно проработать в районах Крайнего Севера на указанных работах 6 лет 8 мес. (Список N 1) или 8 лет 4 мес. (Список N 2). Для женщин эти периоды равны соответственно 5 годам и 6 годам 8 мес. Если вся работа по Списку N 1 или 2 либо часть такой работы протекала не в районах Крайнего Севера, а в местностях, к ним приравненных, то при подсчете ее продолжительности каждый календарный год труда в этих местностях учитывается как 9 мес. работы в районах Крайнего Севера (п.9 Указания 1994 г.).

Таким образом, Закон 1993 г. установил более высокие гарантии для лиц, длительно работавших на Севере, по сравнению с нормой ч.3 ст.112 Закона 1990 г. Во-первых, не имеет значения, где была назначена пенсия - на Севере или за его пределами. Во-вторых, право на льготу не связывается лишь с пенсией по старости, назначаемой в соответствии со ст.14 Закона 1990 г. Изложенные правила Закона 1993 г. учитываются при назначении и выплате северянам минимальных и максимальных пенсий по старости, независимо от оснований, по которым таковые назначаются, - обычных (ст.10 Закона 1990 г.), льготных (ст.11 того же закона), за работу с особыми условиями труда (ст.12) или за работу на Севере (ст.14 того же закона и ст.25, 26 Закона 1993 г.). Это могут быть также пенсии по старости, назначаемые в соответствии со ст.30 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Применяются названные правила и к пенсиям за выслугу лет, назначаемым по Закону 1990 г., и к пенсиям по инвалидности (п.9 Указания). Однако непременное условие применения этих правил, подчеркнем еще раз, -- наличие длительного периода работы на Севере названной выше продолжительности.

Указанием не предусмотрена возможность повышения на РК пенсии по случаю потери кормильца при проживании на "материке", даже если кормилец имел длительный северный стаж. Правоприменительные органы при этом исходят из буквального текста ст.31 Закона 1993 г., где речь идет о сохранении пенсии с РК лицам, длительно работавшим на Севере, и не упоминаются семьи таких лиц.

При подсчете продолжительности северной работы в целях применения рассматриваемых правил учитывается, причем в календарном исчислении, только работа (служба) в соответствующих районах, местностях. Время работы с особыми условиями труда вне северных районов во внимание не принимается (п.9 Указания 1994 г.).

Таким образом, нормы двух законов - 1990 и 1993 гг., - посвященные одному и тому же вопросу, содержат разные правила, касающиеся граждан, получающих северную пенсию, назначенную в соответствии со ст.14 Закона 1990 г. В связи с этим представляется, что если такая пенсия назначается при наличии полного специального стажа - 15-20-летнего периода работы на Севере, то могут быть применены более льготные нормы Закона 1993 г., т.е. пенсия с РК может назначаться северянам и за пределами северных территорий. Если же пенсия по старости, установленная для работников Севера, назначается при неполном северном стаже (с учетом правил п.3 и 4 ст.14 Закона 1990 г.), к ней применяется норма ч.3 ст.112 этого Закона, т.е. за пределами Севера выплата минимальной и максимальной пенсий может производиться с повышением на РК лишь в случае их назначения на Севере.

Указанием 1994 г. предусмотрены различные варианты применения рассматриваемых выше правил. Так, если минимальная или максимальная пенсия была назначена на Севере с начислением определенного РК, она должна выплачиваться с его учетом (при наличии изложенных выше условий и ограничений) и за пределами северных районов. Этот же РК сохраняется и при всех последующих перерасчетах пенсии независимо от оснований, по которым они производятся. При переезде из одного северного района в другой, с более высоким РК, пенсия, соответственно, повышается (п.10 Указания).

Когда пенсии за пределами северных территорий назначаются лицам, длительно работавшим на Севере и отвечающим условиям ст.31 Закона 1993 г., минимальные и максимальные размеры этих пенсий определяются с учетом того РК, который фактически начислялся к их заработной плате, и при условии, что пенсия исчисляется из северного заработка, выплаченного с РК. Допускается также вариант применения РК и при исчислении пенсии из суммарного заработка, полученного как на Севере, так и за его пределами (п.12 Указания).

Если заработок, из которого исчисляется пенсия, включает периоды, на протяжении которых РК различался, берется РК, установленный к последнему учитываемому заработку (см. там же). При изменении в централизованном порядке размеров районных коэффициентов пенсии, выплачиваемые за пределами Севера, не пересматриваются (п.14 Указания).

При выезде на постоянное место жительства за пределы Севера районный коэффициент устанавливается лишь к основному размеру пенсии. Надбавки на уход и на нетрудоспособных иждивенцев, а также компенсационная выплата выплачиваются без применения этого коэффициента (п.10 Указания).

Сейчас, как известно, можно исчислять пенсии неработающим гражданам (по их желанию) с использованием индивидуального коэффициента пенсионера (см. ст.7 Закона 1990 г. в редакции Федерального закона от 21 июля 1997 г. "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий"). В этих случаях пенсия формально максимумом не ограничивается. Однако действуют иные ее ограничители. В частности, устанавливается потолок учитываемого заработка (единый по всей Федерации без поправки на региональный уровень средней заработной платы). Исключается льготный порядок исчисления общего трудового стажа северян и т.п. Поэтому на Севере новые правила исчисления пенсий применяются нечасто. Следует попутно отметить, что пенсии, исчисленные с применением индивидуального коэффициента, на районный коэффициент не повышаются, поскольку это ст.7 Закона 1990 г. не предусмотрено.


Е.Г. Азарова,

заслуженный юрист Российской Федерации



Пенсионные льготы для работающих на Севере


Автор


Е.Г. Азарова - заслуженный юрист Российской Федерации


"Гражданин и право", 2000, N 5


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.