Организационно-правовые вопросы внешней трудовой миграции (Т.Е.Челнокова, "Гражданин и право", N 5, ноябрь 2000 г.)

Организационно-правовые вопросы внешней трудовой миграции


Для российских граждан в последнее время стала весьма актуальной проблема выезда на работу за рубеж по индивидуальному трудовому контракту.

Международная миграция населения и, в частности, все более растущее применение труда с иностранным участием в нашей стране, а также труд россиян за рубежом являются важнейшей проблемой для всей российской экономики.

Эти вопросы для нашей страны новые, законодательство по внешней трудовой миграции России появилось в начале 90-х годов. Такие понятия, как международный труд, экспорт и импорт рабочей силы, внешняя трудовая миграция, гости-рабочие, работники-фронтальеры, регулярно пересекающие туда и обратно границу государства, где они работают, также появились недавно.

Несмотря на важность вопросов, в юридической и экономической литературе они слабо освещены (на наш взгляд, следует отметить лишь работу И. Я. Киселева "Международный труд" и ряд журнальных статей).

Внешняя миграция влияет на численность населения страны, увеличивая или уменьшая его на величину миграционного сальдо. Последнее представляет собой разницу между количеством людей, переселившихся за пределы данной страны (эмигранты), и количеством людей, переселившихся в данную страну из-за его пределов (иммигранты).

Миграция - перемещение по различным причинам людей через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства. Миграция может различаться по причинам (добровольная или вынужденная) и типу (внешняя или внутренняя).

Внешняя трудовая миграция граждан России - добровольное перемещение на законном основании людей, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, за границу, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов Российской Федерации, на ее территорию с целью осуществления ими оплачиваемой трудовой деятельности.

Организационно-правовые вопросы внешней трудовой миграции актуальны, значимы и сложны, так как регулируются многими институтами права. Здесь и российское законодательство о разрешении миграции населения, и международное законодательство о трудящихся-мигрантах, и законодательство стран приема мигрантов. Непосредственно к этой теме примыкает налоговое законодательство (соглашения об избежании двойного налогообложения), а также вопросы регулирования труда в странах приема трудящихся-мигрантов.

Нужно отметить, что внешняя трудовая миграция имеет свои положительные и отрицательные моменты. С одной стороны, хорошо, что произошло открытие нашей страны, ее экономики окружающему миру и постепенное вхождение России в мировое пространство. С другой стороны, идет "утечка умов" и вывоз капитала из России. Проблема внешней трудовой миграции является неоднозначной, но на вопрос, заинтересована ли Россия в международной миграции рабочей силы, можно ответить словами признанного тезиса: развитие экономики - это всегда движение рабочей силы через границы.

Мировой миграционный процесс по своему содержанию и массовости существенно отличается от аналогичных процессов первой половины XX столетия. Главные его особенности следующие.

Миграция охватила все континенты, весь мир и обрела поистине глобальный характер. На начало последнего десятилетия ХХ в. в мире уже насчитывалось более 45 млн трудящихся-мигрантов (См.: Мигас В., Нечай А. Закономерности современной международной миграции и особенности ее регулирования // Международное право и международные отношения. 1999. N 1.). Небывалая масштабность мировой миграции трудовых ресурсов представляет собой важнейшую особенность современности.

Если в 50-70-х годах миграция шла в основном из развивающихся стран в индустриально развитые, то с 80-х годов наблюдается и встречный миграционный процесс: перемещение иностранной рабочей силы из более развитых в менее развитые страны.

Доминирующим мотивом трудовой миграции остается экономический.

Миграции трудовых ресурсов способствуют и современные технологии производства, основанные на принципах международного разделения труда.

Это связано прежде всего с деятельностью транснациональных компаний, организующих производство в системе мирового хозяйства.

На современном этапе развития значительно увеличилась нелегальная миграция рабочей силы, которая стала мировой проблемой. В начале 90-х годов в Европе находилось примерно 2 млн нелегалов, в США - 6 млн, а по некоторым источникам - 13 млн (в основном мексиканцы, работающие в сельскохозяйственном секторе). В Японии таковых менее 300 тыс., в Малайзии - около 500 тыс., в России - от 500 тыс. до 1 млн.

Особенностью мирового миграционного процесса являются качественные изменения, обусловленные НТР, суть которых состоит в значительном увеличении среди мигрирующих доли квалифицированных специалистов. Сегодня этому процессу присущи некоторые новые черты (См. там же.).

Во-первых. На смену "утечке мозгов" пришла их циркуляция: произошла диверсификация направлений миграции. США продолжают оставаться общепризнанным центром притяжения для профессионалов. Но одновременно представители профессиональной элиты из промышленно развитых стран, как уже отмечалось, едут на временную работу в развивающиеся страны.

Во-вторых. Принципиально новым явлением стало движение профессионалов не только "к капиталу", но и "одновременно с капиталом или вслед за ним".

Прежде всего это связано с деятельностью ТНК и большими возможностями карьерного продвижения для профессионалов.

В-третьих. Современному уровню миграции профессионалов присущ принципиально иной организационный уровень, выразившийся в возникновении своеобразной международной корпорации "охотников за головами".

В-четвертых. Имеет место интеграция системы высшего образования. Она предполагает продолжение обучения студентов из многих стран мира, например, в США или Японии (для китайских студентов). Безусловна результативность подобного способа подготовки специалистов для посылающих стран. Однако многие из них не возвращаются на родину.

Следует также отметить, что страны, имевшие в прошлом статус метрополии, ориентируются на импорт рабочей силы из своих бывших колоний и зависимых стран.

Если в страны традиционной миграции (США, Канада, Австралия, ЮАР) в XIX в. и первой половине ХХ в. выезжали исключительно европейцы, то в 80-90-х годах они составляли незначительную часть мигрантов. В иммиграционных потоках в эти страны преобладают выходцы из Азии, Латинской Америки, Африки и Карибского бассейна.

Одной из характерных особенностей современного этапа международной миграции рабочей силы стало все более активное вмешательство государства в этот процесс. Оно регулирует сделки на мировом рынке рабочей силы, дает разрешение на въезд и следит за сроками выезда мигрантов, занимается вербовкой и созданием благоприятных условий для найма иностранных рабочих.

Правовые основы внешней трудовой миграции российских граждан Специфическая разновидность выезда российских граждан на работу за пределы Российской Федерации - это заключение трудового договора с зарубежным работодателем (нанимателем). Речь в данном случае идет о внешней трудовой миграции из России или об экспорте российской рабочей силы. Вопросы внешней трудовой миграции российских граждан регулируются российским законодательством, международными правилами, закрепленными в конвенциях о правах трудящихся-мигрантов, принятых ООН и МОТ, а также законодательством стран, принимающих мигрантов.

Впервые внешняя трудовая миграция была признана Законом РСФСР "О занятости населения" от 19 апреля 1991 г. В новой редакции Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" в ст.10 также подчеркивается, что граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации.

Граждане РФ, выезжающие на работу за границу по трудовому договору, заключенному с зарубежными нанимателями, выходят из-под сферы действия российского трудового законодательства. Факт наличия российского гражданства в данном случае не имеет значения. На них распространяется трудовое законодательство страны приема, а также международные правила трудовой миграции, если, разумеется, государство признает эти правила (См.: Киселев И.Я. Международный труд. М.: Юрист, 1997.).

Факт выхода работников-мигрантов из сферы действия своего законодательства не означает, что государство происхождения полностью снимает с себя ответственность за судьбу своих граждан, работающих за рубежом.

В ст.61 Конституции РФ имеется положение о том, что Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Федеральный закон от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изменениями от 24 июня 1999 г.) также устанавливает, что граждане РФ, пребывающие за ее пределами, находятся под защитой и покровительством Российской Федерации (ст. 4).

Оказывать такую защиту обязаны дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

Консул обязан принимать меры к тому, чтобы граждане пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им как законом государства пребывания, так и международными договорами, участниками которых является наша страна и государство пребывания. Если будет установлено нарушение прав граждан РФ, то консул обязан принять меры к их восстановлению. Это предусмотрено Положением о Консульском учреждении Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г. N 1330 (См.: Собрание законодательства РФ. 1998. N 45. Ст. 5509.).

В Положении о Посольстве Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г. N 1497, к основным задачам и функциям Посольства РФ отнесена защита в государстве пребывания прав и интересов граждан России с учетом законодательства государства пребывания (ст. 6) (См.: Собрание законодательства РФ. 1996. N 45. Ст. 5090.).

В настоящее время огромное значение приобретает разработка и осуществление государственной миграционной политики России, регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав граждан России на осуществление профессиональной деятельности за границей, разработка системы социальной защиты россиян в период их работы за рубежом и по возвращении в Россию.

В целях эффективности защиты россиян за рубежом приняты: Указ Президента РФ от 9 августа 1994 г. N 1668 "О Федеральной миграционной программе" (См.: Собрание законодательства РФ. 1994. N 18. Ст. 2065; 1996. N 25. Ст. 3002.), Программа мер по поддержке соотечественников за рубежом, утвержденная постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 590, а также Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (См.: Собрание законодательства РФ. 1999. N 22. Ст. 2670.).

Основными направлениями миграционной политики России являются:

совершенствование законодательства РФ в области миграции, определяющего основные взаимные права и обязанности мигранта и государства. Действующая в России законодательная база не дает в полной мере правового обеспечения регулирования миграционных процессов, защиты прав мигрантов;

защита прав мигрантов в соответствии с действующим законодательством и нормами международного права. Эффективную защиту прав и законных интересов граждан, проживающих за рубежом, предполагается осуществлять в рамках соответствующих программ при участии диаспор, этнически связанных с Россией;

совершенствование системы иммиграционного контроля;

регулирование миграционных потоков. Предполагается разрабатывать и вводить в действие механизмы дифференцированного экономического стимулирования расселения вынужденных мигрантов;

прием, временное размещение беженцев и вынужденных переселенцев, организация расселения, оказание помощи, содействие вынужденным переселенцам в обустройстве на новом постоянном месте жительства;

прогнозирование миграционных процессов и формирование миграционной политики с учетом изменения политической и экономической ситуации и реализации национальной политики;

разработка региональных и межрегиональных программ и организация их выполнения. Необходимость единого подхода к реализации миграционной политики, включая учет демографической ситуации и состояния рынка труда регионов;

распределение средств, выделяемых на решение проблем миграции, и контроль за их исполнением;

взаимодействие с международными, зарубежными и российскими организациями в целях оказания практической помощи и привлечения финансовых средств для решения миграционных проблем. Кроме прямой финансовой поддержки мигрантов, помощь международных и зарубежных организаций может быть направлена на повышение профессионального уровня работников системы управления миграционными процессами.

В 1993 г. была образована Федеральная миграционная служба России (ФМС), осуществляющая государственную политику в области миграции населения. В соответствии с Положением о Федеральной миграционной службе России, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 1 марта 1993 г. N 173 (с изменениями от 6 ноября 1998 г.), на нее возложены координирующие функции по управлению миграцией в стране.

ФМС разрабатывает программы по вопросам трудовой миграции и трудоустройства российских граждан за границей и защищает их права, осуществляет контроль за соблюдением условий трудовых контрактов граждан, участвует в разработке и обеспечении межправительственных соглашений о международной трудовой миграции. Такие соглашения имеются со странами как дальнего, так и ближнего зарубежья.

Как российский гражданин может поехать на работу за рубеж по индивидуальному трудовому контракту?

Во-первых, по межправительственным и межведомственным соглашениям осуществляется набор на работу, обучение и стажировка. Этот набор осуществляется бесплатно, через ФМС. Следует отметить, что в каждом соглашении установлены определенные требования к соискателю временной работы. Это профессиональная подготовка, требования к возрасту, здоровью, удостоверенному справкой медучреждения, знание языка страны приема и т.д.

Во-вторых, существуют негосударственные организации, осуществляющие посредническую деятельность в области внешней трудовой миграции. Они могут осуществлять деятельность, связанную с зарубежной миграцией, только по разрешению (лицензии) ФМС и ее территориальных органов (См. постановление Правительства РФ от 11 апреля 2000 г. N 326 "О лицензировании отдельных видов деятельности // СЗ. РФ. 2000. N 16. Ст. 1716.). Порядок лицензирования определен в Положении о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей, утвержденном постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. N 1095.

Российские мигранты, трудоустраивающиеся с помощью отечественной посреднической фирмы, должны оформить свои отношения с фирмой, заключив с ней договор. В таком договоре должны быть отражены основные аспекты будущего трудового правоотношения, обязательства, которые фирма-посредник берет на себя в отношении трудоустройства клиента.

Если фирма-посредник нарушает договор, то клиент может обращаться в суд и требовать возмещения причиненного ущерба (например, возврата внесенных средств), а также компенсации морального вреда.

Ниже приводится образец такого договора.


                              Наименование фирмы ________________________
                              Место заключения договора _________________
                                                 "__ "__________  200_ г.

                                Договор

     Фирма ____________ в лице директора___________________,  действующая
на основании Устава, именуемая в дальнейшем "Агентство", с одной стороны,
и_________,  именуемый  в  дальнейшем  "Заказчик",  с   другой   стороны,
заключили настоящий Договор о нижеследующем:

                      1. Предмет и условия договора

     Заказчик поручает, а Агентство осуществляет:
     1.1. Поиск рабочих мест за рубежом  в  соответствии  с  требованиями
Заказчика:
Страна занятости ________________________________________________________
Профессия _______________________________________________________________
Размер заработной платы _________________________________________________
Срок трудового контракта ________________________________________________
Количество рабочих дней в неделю ________________________________________
Количество рабочих часов в неделю _______________________________________
Возможность сверхурочной работы _________________________________________
За чей счет происходит оплата проезда до страны занятости и обратно _____
_________________________________________________________________________
Медицинское и социальное страхование ____________________________________
     1.2.  Проведение  всех  необходимых   операций   и   переговоров   с
представителями работодателя.
     1.3. Получение именного трудового вызова  (подписание  контракта)  в
случае наличия положительного результата.

      2. Перечень услуг, оказываемых агентством, и порядок их оплаты

     Агентство оказывает Заказчику следующие виды услуг в соответствии  с
указанными расценками:
     2.1. Оформление загранпаспорта ____________ (руб.) и т.д.

                        3. Срок действия договора

     3.1. Настоящий договор вступает в действие с момента его  подписания
и действует в течение ___________________________________________________
     3.2. Досрочное расторжение Заказчиком настоящего договора  в  случае
невыполнения  Агентством  п.1.1  и  1.2  настоящего  договора,  а   также
невыполнение  обязательств,  указанных  в  п.2,  предусматривают  возврат
денежных средств, внесенных Заказчиком в качестве оплаты.
     Досрочное расторжение Агентством настоящего договора возможно в  том
случае, если  Заказчик  отказался  от  предложенной  вакансии,  полностью
соответствующей его требованиям, указанным в п.1.1 настоящего договора.
     В этом случае возврат уплаченных Заказчиком денежных средств  не  не
предусматривается.

                            4. Особые условия

     4.1. Стороны не несут ответственность за возникновение форс-мажорных
обстоятельств.
     Внесение   дополнений    и    изменений    оформляется    совместным
протоколом-соглашением.
     Настоящий  договор  составлен  в  двух  экземплярах,  один   -   для
Агентства, другой - для Заказчика.
     Экземпляр Заказчика подлежит возвращению  по  исполнению  Агентством
своих обязательств либо по окончании срока действия контракта.

                5. Юридические адреса и реквизиты сторон:

Агентство:__________________________ Заказчик:___________________________
Адрес:______________________________ Паспорт, серия, кем выдан:__________
Расчетный счет:_____________________ Адрес, телефон:_____________________
Подпись ответственного лица:________ Подпись:____________________________

В-третьих, российский гражданин-мигрант может заключать индивидуальный трудовой договор непосредственно с работодателем, без посредников.

Проработка такого контракта имеет важное значение. В нем должны быть полно разработаны условия труда, должностная функция работника, права и обязанности сторон. В контракте следует указать порядок рассмотрения споров и предусмотреть решение различных коллизий в трудовых правоотношениях. Контракт, который заключается непосредственно с иностранным работодателем, должен учитывать рекомендации, содержащиеся в конвенциях МОТ по защите трудящихся-мигрантов, а также требования национального законодательства и международных договоров. Поэтому российскому трудящемуся-мигранту следует обратиться к юристу, владеющему вопросами миграции, знающему трудовое и налоговое законодательство страны, куда направляется трудящийся-мигрант.

В странах, где установлена система типового договора (контракта) индивидуальные трудовые договоры основываются на типовом договоре, разработанном сторонами для основных отраслей экономической деятельности.

Индивидуальный трудовой контракт должен содержать общие условия найма и труда, а также необходимые сведения:

имя и фамилия трудящегося;

характер работы и место его исполнения;

профессиональная категория, в которую он зачисляется;

размер оплаты за работу в нормальные, сверхурочные и ночные часы, в праздничные дни, а также средство выплаты заработной платы;

любые премии, надбавки, пособия;

условия, при которых предприниматель может быть уполномочен производить удержания из вознаграждения заинтересованного лица, и размер этих удержаний;

условия питания в тех случаях, когда пища отпускается предпринимателем;

срок действия договора, а также условия его возобновления и расторжения;

условия, на которых разрешается въезд на территории эмиграции и пребывание на ней;

в случае временной миграции - порядок покрытия расходов по возвращении на родину или на территории эмиграции, в зависимости от случая;

основания, разрешающие досрочное расторжение договора;

порядок покрытия путевых расходов мигранта и членов его семьи.

Индивидуальный трудовой контракт должен быть переведен на понятный мигранту язык. Один экземпляр контракта вручается мигранту до его выезда с территории эмиграции.

Ниже приводится текст типового контракта.


Текст типового контракта для работающих в Европе
(одобрен Советом Европы)


     Настоящий контракт заключен между:

1. Реквизиты предпринимателя


     Адрес ______________________________________________________________
     Адрес места работы трудящегося-мигранта ____________________________
_________________________________________________________________________

2. Реквизиты работника


Имя, фамилия ____________________________________________________________
Пол __________ Дата и место рождения ____________________________________
Семейное положение ______________________________________________________
Национальность __________________________________________________________
Место жительства в стране происхождения _________________________________
_________________________________________________________________________
Место найма (вербовки) работника ________________________________________
Другие сведения о работнике, необходимые для оформления _________________
_________________________________________________________________________

3. Вступление в силу и срок действия контракта


Данный контракт действителен в течение неопределенного срока (либо указать период).

Контракт вступает в силу (указать, когда работник приступает к своим обязанностям) и его действие истекает (число, месяц, год).


4. Описание работы и функций


Предприниматель нанимает работника в качестве (указать профессию) для выполнения работы (перечень предполагаемых работ).


5. Оплата труда


Труд работника оплачивается в равной мере с работниками-гражданами (указать страну въезда), имеющими аналогичную квалификацию и профессию на данном предприятии (наименование предприятия).


     А. а) оплата труда начисляется из расчета:
           в час;
           в неделю;
           в месяц (в каждом случае указать сумму);
     б) оплата производится:
           еженедельно;
           ежемесячно;
           раз в две недели (или указать другие сроки, если таковые
           согласованы сторонами);

в) оплата сверхурочной работы, включая работу в дни общественных праздников, воскресные дни или дни отдыха, производется по ставкам, определенным трудовым законодательством принимающей стороны или коллективным договором, действующим на предприятии (фирме).

Б. Работники имеют право на следующие премии и дополнительные пособия (льготы).

В. Из заработной платы работника производятся следующие обязательные удержания: налоги (приблизительная сумма, удерживаемая в месяц).


6. Жилье и питание


Работник самостоятельно обеспечивает себя жильем и питанием.

Предприниматель обеспечивает работника:

- питанием (указать, сколько раз в день);

- приемлемым помещением для жилья, при этом работник выплачивает: в день (неделю, месяц, квартал) за жилье (расходы за потребление электричества, отопление, воду, пользование телефоном и т.д. (указать сумму);

помимо заработной платы предприниматель предоставляет работнику в своем домашнем хозяйстве жилье и питание; другие варианты.


7. Продолжительность работы и режим рабочего времени


Нормальная продолжительность работы составляет (указать) часов в день и (указать) часов в неделю, с (указать) днем (днями) отдыха в неделю.

Работник в случае необходимости может трудиться сверхурочно в пределах и на условиях, установленных законодательством принимающей стороны либо действующим на предприятии (фирме) коллективным договором.


8. Оплачиваемый отпуск


В соответствии с трудовым законодательством принимающей стороны и (или) в соответствии с другими соглашениями (при наличии указать), работник имеет право на:

(указать) дней ежегодного оплачиваемого отпуска;

(указать) дней оплачиваемых общественных праздников.


9. Социальное обеспечение


В отношении социального обеспечения и пособий на членов семьи, находящихся у работника, распространяется схема социального обеспечения, предусмотренная законодательством принимающей стороны и (или) международными соглашениями (указать какими), двусторонними соглашениями (указать какими) и (или) действующим на предприятии (фирме) коллективным договором.

Предприниматель и работник принимают на себя все обязательства в соответствии с законодательством принимающей страны.


10. Расходы по проезду


а) Расходы по проезду работника от места жительства в стране постоянного проживания до места работы в соответствии с настоящим контрактом в принимающей стране:

- не возлагаются на работника (проезд организует предприниматель совместно с уполномоченной посреднической фирмой);

- компенсируются работнику предпринимателем в течение одного месяца с момента приезда к месту работы.

б) Расходы работника на обратную дорогу после завершения работы в страну постоянного проживания:

- возлагаются на самого работника;

- если контракт прерывается до окончания оговоренного в нем срока по инициативе предпринимателя, то последний оплачивает работнику дорогу домой.


11. Общие положения


В отношении условий труда и вознаграждения, соответствующих законодательству или договорам, включая положения по безопасности труда и охране здоровья, работник имеет право на равное обращение, аналогичные льготы и защиту, что и другие работники, являющиеся гражданами принимающей стороны той же категории, на том же предприятии. Если для работников фирмы установлена специальная система заработной платы, она должна распространяться и на иностранных работников по настоящему контракту.

Предприниматель обеспечивает нормальную, регулярную и непрерывную работу для нанимаемого на условиях, установленных для других работников-граждан принимающей страны и конкретизированных в настоящем контракте.

Работник несет те же обязательства, что и работники, занятые на аналогичной работе в данной фирме, но являющиеся гражданами принимающей страны.

Настоящий контракт не может быть расторгнут в одностороннем порядке до истечения согласованного срока, за исключением случаев и в соответствии с процедурой, предусмотренных законодательством принимающей стороны о досрочном прекращении контрактов с учетом положений, касающихся государственной безопасности или политики.

В случае если трудовые отношения между предпринимателем и работником продолжаются после истечения согласованного периода, подразумевается, что контракт действителен в течение неопределенного срока, если конкретный срок продления не был в нем указан. В случае продления контракта применяются действующие положения о прекращении контрактов.

Любые споры между предпринимателем и работником о выполнении условий контракта регулируются согласно законодательству принимающей стороны и (или) международными соглашениями и конвенциями, применяемыми к этим спорам, и с индивидуальными либо коллективными процедурами по заслушиванию жалоб и урегулированию конфликтов.

Оригинал настоящего контракта хранится у работника.


     Место ________________________    Дата _____________________________

     Подпись работника _________________________
     Подпись предпринимателя
     или его представителя _____________________

Текст данного трудового контракта может оказать помощь работникам-мигрантам в разработке и заключении индивидуальных трудовых контрактов.


Т.Е.Челнокова,

профессор Московского института международного бизнеса,

кандидат юридических наук




Организационно-правовые вопросы внешней трудовой миграции


Автор


Т.Е.Челнокова - профессор Московского института международного бизнеса, кандидат юридических наук


"Гражданин и право", 2000, N 5


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.