Вопрос: ТОО выполняет монтаж систем автоматического водяного пожаротушения, противопожарного водопровода и вентиляции с установкой клапанов дымоудаления и огнезадерживающих клапанов на строящихся и реконструируемых объектах. Наша организация имеет строительную лицензию на проведение соответствующих работ и не имеет лицензии Государственной противопожарной службы МВД России. Просим Вас разъяснить порядок применения льгот, предусмотренных ст.5 п.1 пп."ю" Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", касающихся пожарно-технической продукции ("Московский налоговый курьер", N 5, май 2000 г.)

ТОО выполняет монтаж систем автоматического водяного пожаротушения, противопожарного водопровода и вентиляции с установкой клапанов дымоудаления и огнезадерживающих клапанов на строящихся и реконструируемых объектах. Наша организация имеет строительную лицензию на проведение соответствующих работ и не имеет лицензии Государственной противопожарной службы МВД России, поскольку в соответствии с Правилами лицензирования строительной деятельности в г. Москве, утвержденными распоряжением Премьера Правительства Москвы от 31 декабря 1997 г. N 1467-РП, устройство систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации (п.6.23.1), прокладка внутренних сетей водоснабжения (п.6.23.5), устройство систем автоматического пожаротушения, охранной и пожарной сигнализации на строящихся и реконструируемых объектах (п.6.23.11) отнесены к строительной деятельности, а в п.6 Перечня видов деятельности (работ, услуг) на проведение которых выдается лицензия государственной противопожарной службой МВД России (утвержден постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 августа 1993 г. N 849) указано: "Монтаж, наладка, ремонт и техническое обслуживание оборудования и систем противопожарной защиты (за исключением отнесенных к строительной деятельности)". Так как мы считаем, что выполняемые нами работы являются видами строительной деятельности и не относятся к пожарно-технической продукции, мы никогда не пользовались льготами, предусмотренными ст.5 п.1 пп."ю" Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость". С этим не согласны наши заказчики, которые считают, что указанные выше виды работ относятся, согласно Приложению к приказу МВД РФ от 18 июня 1996 г. N 33 "Об утверждении Перечня пожарно-технической продукции", к пожарно-технической продукции и на них распространяются льготы, предусмотренные ст.5 п.1 пп."ю" Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость". При расчетах за выполненные работы они снимают НДС как с самих выполненных работ, так и с материалов (трубы, задвижки, клапаны, вентиля, трубные обвязки, узлы управления, воздуховоды, решетки, вентиляторы, шумоглушители и т.п.), которые были приобретены с НДС. Как следствие, стоимость материалов оказывается искусственно заниженной, и наша организация несет существенные убытки.

Просим Вас разъяснить порядок применения льгот, предусмотренных ст.5 п.1 пп."ю" Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" в подобной ситуации и дать оценку действиям наших заказчиков.

ГАРАНТ:

См. также письмо Управления МНС по г.Москве от 14 января 2000 г. N 02-11/1280


В соответствии с подпунктом "ы" пункта 12 Инструкции Росналогслужбы "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" от 11 октября 1995 г. N 39 от налога на добавленную стоимость освобождается пожарно-техническая продукция; работы и услуги в области пожарной безопасности, выполняемые на договорной основе; материалы и комплектующие изделия, используемые для производства пожарно-технической продукции, а также для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности.

Что касается льготирования работ по монтажу систем автоматического водяного пожаротушения, противопожарного водопровода и вентиляции с установкой клапанов дымоудаления и огнезадерживающих клапанов на строящихся и реконструируемых объектах, а также материалов, используемых при производстве названных видов работ (трубы, задвижки, клапаны, вентиля, трубные обвязки, узлы управления, воздуховоды, решетки, вентиляторы, шумоглушители и т.п.), то здесь следует отметить следующее.

Согласно Федеральному закону "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ к работам и услугам в области пожарной безопасности относятся:

охрана от пожаров предприятий и населенных пунктов на договорной основе;

производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно-технической продукции;

выполнение проектных, изыскательских работ;

проведение научно-технического консультирования и экспертизы;

испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность;

обучение населения мерам пожарной безопасности;

осуществление противопожарной пропаганды, издание специальной литературы и рекламной продукции;

огнезащитные и трубо-печные работы;

монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты;

ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств;

строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружений, помещений пожарной охраны;

другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, перечень которых устанавливается федеральными и территориальными органами управления Государственной противопожарной службы.

Настоящим Федеральным законом устанавливается лицензионный (разрешительный) порядок осуществления деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности. Перечень видов деятельности (работ, услуг), на проведение которых выдается лицензия Государственной противопожарной службой МВД России приведен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 23.08.93 N 849 "Вопросы обеспечения пожарной безопасности в РФ и организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ". Данный перечень включает следующие виды работ (услуг):

1. Разработка мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, научно-техническое консультирование по вопросам пожарной безопасности.

2. Проведение экспертизы организационных и технических решений по обеспечению пожарной безопасности.

3. Организация и деятельность пожарной охраны (пожарно-спасательных подразделений) населенных пунктов, министерств, ведомств, а также предприятий (объединений), учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм.

4. Проведение ведомственного контроля за обеспечением пожарной безопасности.

5. Производство, проведение испытаний, поставка пожарной техники и огнетушащих средств.

6. Монтаж, наладка, ремонт и техническое обслуживание оборудования и систем противопожарной защиты (за исключением отнесенных к строительной деятельности).

7. Проведение испытаний веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на соответствие требованиям пожарной безопасности.

8. Обучение мерам пожарной безопасности.

Следовательно, вышеназванным постановлением строительно-монтажные работы не отнесены к работам, на которые должна выдаваться специальная лицензия органов противопожарной службы. Однако данные работы относятся в области пожарной безопасности и соответственно подлежат освобождению от налога на добавленную стоимость, как и материалы и комплектующие изделия, используемые для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности.

В то же время следует отметить, что плательщикам налога на добавленную стоимость является организации, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг). Соответственно льготы по уплате данного налога применяются непосредственно к производителям (поставщикам) товаров (работ, услуг), а не к покупателям.

Согласно вышеуказанной Инструкции "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" организации, предприятия и учреждения, производящие и реализующие товары (работы, услуги), указанные в подпунктах "ф", "х" и "ы" пункта 12 инструкции имеют право не применять предоставленную льготу.

На основании изложенного, в случае, если организация-поставщик имеет право на вышеуказанную льготу, выбор применять или не применять данную льготу остается за ним. Отказ заказчика от уплаты налога на добавленную стоимость является безосновательным.


А.А. Глинкин,

Заместитель руководителя Управления,

государственный советник налоговой службы III ранга


14 января 2000 г.

Газета "Московский налоговый курьер"


Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"

Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати


Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1

mnk01@sq97.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.