Закон РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в пп."б" п.1 ст.6 установил возможность уменьшения налогооблагаемой прибыли на суммы затрат предприятий на содержание учреждений здравоохранения, в том числе затрат на эти цели при долевом участии предприятий в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти (указанная норма продублирована в п.4.1.2 Инструкции Госналогслужбы РФ от 10.08.95 N 37). Направленное в целях разъяснения письмо Госналогинспекции по г. Москве от 15.12.94 N 11-13/16155 уточнило, что "указанная льгота уменьшает налогооблагаемую прибыль для исчисления налога как в республиканский, так и в городской бюджет при условии, что она не должна уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льготы, более чем на 50 процентов".
Кроме того, в соответствии с Законом г. Москвы от 18.06.97 N 19 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" (п.6 ст.2) предусмотрено освобождение от налогообложения прибыли, направленной предприятиями (в пределах 1 процента облагаемой налогом прибыли) учреждениям здравоохранения.
В связи с изложенными правовыми нормами, возникает ряд вопросов, имеющих главенствующее значение для предприятий, готовых участвовать в оплате затрат госпиталя.
Во-первых, могут ли предприятия использовать льготу по пп."б" п.1 ст.6 Закона РФ от 27.12.91 в случае долевого участия этих предприятий в расходах по содержанию федерального учреждения здравоохранения (в том числе Центрального военного госпиталя ФСБ РФ)? В отношении затрат при долевом участии не имеется разъяснений о том, на чьем балансе должно находиться учреждение здравоохранения: (а) на балансе одного из участвующих в содержании предприятий, (б) в определенной части на балансе всех предприятий, принимающих долевое участие в содержании, (в) не обязано быть на балансе какого-либо предприятия, а может быть государственным (федеральным или республиканским) или муниципальным учреждением.
Во-вторых, в каком соотношении осуществленные предприятиями затраты должны уменьшать налогооблагаемую прибыль для исчисления налога в федеральный бюджет и в бюджет субъектов РФ: (а) уменьшается только сумма налога, зачисляемого в федеральный бюджет, (б) уменьшается только сумма налога, зачисляемого в бюджет субъекта, или (в) уменьшаются обе суммы пропорционально установленным федеральной ставке и ставке субъекта федерации (в связи с этим, насколько справедливо и правомерно вышеуказанное толкование Госналогинспекции по г. Москве в письме от 15.12.94 N 11-13/16155, в соответствии с которым уменьшается налогооблагаемая прибыль как в республиканский, так и в городской бюджет)?
В-третьих, каков предельный размер возможных отчислений предприятий на содержание учреждения здравоохранения при долевом участии? Указанный в Законе РФ от 27.12.91 критерий - нормы, установленные местными органами государственной власти - определяет необходимый размер расходов учреждения здравоохранения. Имеется ли дополнительное ограничение, устанавливающее максимальный размер отчисления в виде определенной доли налогооблагаемой прибыли предприятия (в связи с этим, насколько справедливо и правомерно вышеуказанное толкование Госналогинспекции по г. Москве в письме от 15.12.94 N 11-13/16155, в соответствии с которым не должно быть уменьшения фактической суммы налога более чем на 50 процентов)?
Последний вопрос: может ли предприятие, осуществляющее на основе долевого участия отчисления на содержание учреждения здравоохранения и использующее в связи с этим льготу по пп."б" п.1 ст.6 Закона РФ от 27.12.91 г., одновременно использовать льготу по п.6 ст.2 Закона г. Москвы от 18.06.97 N 19?
В соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 с изменениями и дополнениями "О налоге на прибыль предприятий и организаций" п.1 п.п."б" ст.6 установлено, что при исчислении налога на прибыль в целом, в том числе в части зачисляемой в федеральный и городской бюджет, облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий. Затраты предприятий при долевом участии принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами власти, на территории которых находятся указанные объекты и учреждения.
Финансирование указанных объектов в порядке долевого участия может осуществляться как при условии наличия у предприятий права общей (совместной, долевой) собственности на объект, так и при наличии договора о совместном использовании сторонами жилищного фонда или объектов социально-культурной сферы.
Кроме того, организация-инвестор должна заключать договор о долевом участии в финансировании с балансодержателем объекта и перечислять средства на его счет.
При этом такой договор должен определять долю расходов, финансируемую каждой из сторон.
В письме Госкомстата России, Минфина России и Государственной налоговой службы от 23.12.92 NN 17-1-17/179, 04-02-04, Вг-6-01/458 "О порядке предоставления льгот по налогу на прибыль" дан перечень объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе предприятий, фактические затраты на содержание которых исключаются из облагаемой налогом прибыли.
В соответствии с письмом Госналогслужбы России от 09.07.96 N 02-2-12 при отнесении конкретных объектов к одной из перечисленных выше категорий объектов социальной инфраструктуры в целях применения льготы по налогу на прибыль следует руководствоваться Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства (ОКОНХ)".
В городе Москве распоряжением мэра от 22.08.97 N 654-РМ утверждены годовые нормативы затрат предприятий и организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности по содержанию находящихся на их балансе объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий, принимаемые при определении прибыли, подлежащей исключению из налогообложения, согласно приложению к данному распоряжению (Приложение к распоряжению мэра г. Москвы "Годовые нормативы затрат на содержание объектов социально-культурной сферы в размерах, кратных минимальному уровню оплаты труда, установленному Законодательством Российской Федерации).
Затраты на содержание указанных объектов должны быть произведены за счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия.
Кроме того, для целей исчисления данной льготы по налогу на прибыль, при долевом финансировании объектов социально-культурной сферы и жилищного фонда, затраты на их содержание принимаются в пределах норм, пропорционально доле расходов, финансируемой каждой из сторон.
Для целей применения данной льготы к затратам и расходам предприятий по содержанию названных объектов относятся затраты и расходы по их текущему содержанию аналогичные поименованным в Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552.
На основании вышеизложенного, безвозмездное перечисление денежных и иных средств одним юридическим лицом другому юридическому лицу в качестве финансовой помощи является одной из форм его добровольного участия (спонсорские взносы, благотворительные пожертвования и т.п.) в деятельности этой организации и не может рассматриваться в качестве расходов на содержание объектов социально-культурной сферы, и, следовательно, предприятия и организации, перечисляющие средства Центральному военному госпиталю Федеральной службы безопасности Российской Федерации, не могут получить льготу в виде освобождения от уплаты налога в части затрат, направляемых на содержание данного учреждения.
Кроме того, предприятия и организации, пользующиеся льготами по налогу на прибыль в соответствии с вышеуказанным Законом, имеют право воспользоваться льготой в виде освобождения от уплаты налога в части, зачисляемой в бюджет Москвы, в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона г. Москвы от 18.06.97 N 19 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" после использования аналогичной льготы, установленных Законом Российской Федерации.
На основании пункта 6 статьи 2 Закона г. Москвы освобождается от налогообложения прибыль, направленная предприятиями, организациями и учреждениями, но не более 1 процента облагаемой налогом прибыли, предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения.
Необходимо учитывать, что право на налоговые льготы, установленные данным Законом, возникает в том отчетном периоде (месяце, квартале), в котором произведены фактические затраты (получена льготируемая прибыль), под прибылью, в пределах 1 процента которой может быть засчитан взнос как налоговая льгота, понимается показатель, рассчитанный по стр.6 Расчета налога от фактической прибыли согласно приложению N 8 к инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37.
А.А. Глинкин,
Заместитель руководителя Управления,
государственный советник налоговой службы III ранга
11 февраля 2000 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1
mnk01@sq97.ru