В порядке п.2 ч.1 ст.21 Налогового кодекса РФ просим дать письменные разъяснения по вопросу применения законодательства о налогах и сборах.
Собранием учредителей ЗАО в настоящее время рассматривается вопрос о смене акционеров Общества. Ввиду возможного изменения статуса Общества, которое на сегодняшний день является Малым предприятием в соответствии с ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства" просим дать разъяснения по вопросу применения ст.3 вышеназванного закона:
"... коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней ...".
На практике сложилась ситуация, когда для получения статуса Малого предприятия необходимо предоставить в налоговую инспекцию по месту учета справочную информацию об участниках (акционерах) предприятия. Если таковыми являются юридические лица, то необходимо подтвердить их статус малого предприятия (Справки из ГНИ).
ЗАО для подтверждения статуса Малого предприятия необходимо предоставить справку из ГНИ о том, что Общество 2 (см. схему) является Малым предприятием, а Общество 2 обретет статус Малого предприятия после представления документа о том, что ЗАО является Малым предприятием. Данную ситуацию следует рассматривать с позиции того, что численность работников общества соответствует параметрам, указанным в законе.
90%
уставного капитала
/---------------\ /----------------\
| |-------------| |
| ЗАО | | Общество 2 |
| |-------------| |
\---------------/ \----------------/
80%
уставного капитала
Просим Вас, учитывая п.7 ст.3 Налогового кодекса: ": Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) :", разъяснить норму ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства" применительно к данной ситуации и решить вопрос:
Будет ли ЗАО иметь статус малого предприятия с точки зрения ст.4 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства"?
1. Статьей 3 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" установлены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Если предприятие отвечает требованиям этой статьи, то оно является субъектом малого предпринимательства. Соответствие критериям устанавливается налоговыми органами на основании учредительных документов предприятий.
При условии, что Общество N 2 и ЗАО являются субъектами малого предпринимательства в соответствии с требованиями ст.3 вышеуказанного Закона, то в случае приобретения Обществом N 2 80% уставного капитала в ЗАО, ЗАО будет сохранять статус субъекта малого предпринимательства, так как приобретателем и владельцем 80% в его уставном капитале будет являться малое предприятие.
На основании изложенного ЗАО будет являться субъектом малого предпринимательства в соответствии с федеральным законодательством.
Следует, однако, учитывать, что в соответствии со статьей 2 Закона г. Москвы от 28.06.95 N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве" к субъектам малого предпринимательства Москвы относятся юридические лица, осуществляющие коммерческую деятельность в соответствии с перечисленными в данной статье требованиями, в частности, данные юридические лица не должны относиться к категории дочерних или зависимых хозяйственных обществ.
Таким образом, Общество N 2, являясь в настоящее время дочерним обществом ЗАО в соответствии со статьей 105 ГК Российской Федерации, не может рассматриваться в качестве субъекта малого предпринимательства Москвы и, следовательно, не будет подлежать регистрации в Реестре субъектов малого предпринимательства Москвы.
В случае смены акционеров, при которой обществу N 2 будет принадлежать 80% уставного капитала ЗАО, дочерним обществом станет ЗАО и, следовательно, последнее перестанет являться субъектом малого предпринимательства Москвы.
Следует учитывать, что пунктом 2.2 статьи 2 Закона г. Москвы от 28.06.95 N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве" определено, что невключение субъекта малого предпринимательства в Реестр субъектов малого предпринимательства не может служить основанием для непредставления ему налоговых льгот и преимуществ на условиях, предусмотренных федеральным законодательными и нормативными актами. Таким образом, отсутствие свидетельства о внесении в Реестр субъекта малого предпринимательства Москвы не может служить основанием отказа в представлении налоговых льгот, предусмотренных, в частности, Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
2. Для получения свидетельства о внесении в Реестр субъектов малого предпринимательства субъекты малого предпринимательства Москвы должны представить в Департамент поддержки и развития малого предпринимательства (Держателю Реестра) комплект документов и реквизитов в соответствии с пунктом 4.2 положения о Реестре субъектов малого предпринимательства Москвы, утвержденного распоряжением Мэра от 07.05.97 N 367-РМ. В указанный комплект входят:
- заявление о внесении в Реестр, подписанное руководителем юридического лица;
- копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (нотариально заверенная или с предъявлением подлинника);
- копии учредительных документов, изменений и дополнений к ним, определенных соответствующим законодательством, утвержденных учредителем (учредителями) и зарегистрированных в установленном порядке;
- отчет о финансовых результатах и их использовании за последний отчетный период (форма 2 по ОКУД с отметкой налогового органа) или формы, предусмотренные упрощенной системой налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, содержащие информацию о валовой выручке (совокупном доходе) от реализации продукции (услуг, работ);
- справка, подписанная руководителем и главным бухгалтером, с указанием среднесписочной численности работников, включая работающих по совместительству, а также лиц, не состоящих в штате субъекта малого предпринимательства (выполняющих работы по договору подряда и другим договорам гражданско-правового характера), за последний отчетный период с приложением подтверждающих указанную информацию и действующих на момент подачи заявления форм статистической и налоговой отчетности;
- копия платежного поручения, подтверждающего оплату стоимости свидетельства о внесении в Реестр.
Представление отдельной справки налогового органа, свидетельствующей о том, что предприятие является малым, не предусмотрено.
А.А. Глинкин,
Заместитель руководителя Управления,
государственный советник налоговой службы III ранга
29 февраля 2000 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1
mnk01@sq97.ru