Является ли передача канцелярских товаров по договору купли-продажи российской организацией иностранной организации, являющейся исполнителем работ в рамках выполнения Программы сокращения объемов низкорадиоактивных отходов, объектом налога на добавленную стоимость? ("Московский налоговый курьер", N 4, апрель, 2000 г.)

Вопрос: Нашей организацией ООО были поставлены товары и выставлены счета компании с учетом НДС, но компания сообщила, что она осуществляет работу по выполнению Программы сокращения объемов низкорадиоактивных отходов, и предоставила соответствующий сертификат, из которого следует, что средства для этой программы выделены Правительством США для оказания содействия Российской Федерации.

Ссылаясь на Закон РФ "О безвозмездной помощи (содействии) РФ и внесении изменений..." N 95 ФЗ от 4 мая 1999 года в Законы РФ внесены изменения, из которых следует, что товары, приобретенные на территории РФ для осуществления безвозмездной помощи (содействия), не облагаются НДС и выручка от реализации этих товаров не облагается налогом на пользователей автодорог.

В соответствии с письмом компании нами были выставлены счета без НДС, которые оплачены из Великобритании на наш валютный счет, товары переданы в Московское представительство компании для осуществления работ по выполнению Программы.

Просим сообщить правомерность выставления счетов для этой компании без учета НДС и соответственно невключения выручки по этим счетам в оборот по налогу на пользователей автодорог и содержание жилфонда.

ГАРАНТ:

См. также Письмо Управления МНС по г. Москве от 2 февраля 2000 г. N 02-11/1795


Ответ: В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" объектами налогообложения являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг.

В соответствии со статьей 38 Налогового кодекса Российской Федерации товаром признается любое имущество (виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации), реализуемое либо предназначенное для реализации. Канцелярские товары представляют собой определенную разновидность вещей, как объектов гражданских прав. Таким образом, реализация канцелярских товаров на территории Российской Федерации, в том числе и нерезиденту, влечет возникновение обязанности у российской организации по уплате налога на добавленную стоимость.

Налогоплательщик может освобождаться от исполнения обязанности по уплате налога, если использует льготу, предусмотренную статьей 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость".

В частности, российская организация, как следует из запроса, в расчетных документах не указала отдельной строкой сумму налога на добавленную стоимость. В подтверждение правомерности данных действий налогоплательщик (российская организация) ссылается на то, что им использовалась льгота, предусмотренная подпунктом "я4" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".

В соответствии с данным подпунктом от налога на добавленную стоимость освобождаются товары (за исключением подакцизных) (работы, услуги), приобретенные (выполненные, оказанные) на территории Российской Федерации для осуществления безвозмездной помощи (содействия).

Операции, связанные с передачей товаров на территории Российской Федерации для осуществления безвозмездной помощи, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 95-ФЗ (далее - Закон) освобождаются от налога на добавленную стоимость с 12 мая 1999 года (со дня официального опубликования Закона).

Причем под безвозмездной помощью в соответствии с данным Законом понимаются - товары, предоставляемые, в частности, юридическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе иностранными государствами, федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, на которые имеются удостоверения (документы), подтверждающие принадлежность указанных средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию).

Данная налоговая льгота для всех участников реализации программ оказания безвозмездной помощи (содействия), предоставляется только при наличии удостоверения.

Таким образом, совершенные сделки купли-продажи канцелярских товаров, не могут включаться в состав необлагаемых налогом операций, так как они носят возмездный характер, передающей стороной является российская организация и на данные товары не имеется удостоверения.

Статьей 7 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

В соответствии с Соглашением на предоставление отсрочки по уплате налогов, в связи с реализацией программ помощи, оказываемой Российской Федерации на безвозмездной основе Правительством Соединенных Штатов Америки на период, оговоренный в письме Госналогслужбы России от 19 мая 1997 года N ВЕ-6-06/378 (то есть до принятия Федерального закона от 04.05.99 N 95-ФЗ), предоставляется отсрочка по уплате налога на добавленную стоимость в части невключения в облагаемый оборот денежных сумм, а также стоимости товаров, материалов, другого имущества и услуг, получаемых в рамках помощи, при условии предоставления предприятиями и организациями, получающими указанные средства, в налоговый орган сертификата по форме приложения N 2 к указанному Соглашению.

Предоставленный иностранной организацией сертификат подтверждает право российской организации использовать льготу по налогу на добавленную стоимость. Но в соответствии с самим Соглашением, а также с учетом положений письма Госналогслужбы России от 19.05.97 N ВЕ-6-06/378 данный порядок заявления и использования льготы не применяется с 4 мая 1999 года, то есть со дня принятия Государственной Думой Федерального Собрания указанного Закона.

Из расчетных документов, представленных российской организацией, следует, что передача и оплата канцелярских товаров осуществлялись после 4 мая 1999 года (с 24.05.99 по 03.08.99). Таким образом, обороты совершались по истечении срока, в течение которого применялся порядок заявления и использования льготы, предусмотренной международным договором.

На основании вышеизложенного Управление МНС России по г.Москве считает, что передача канцелярских товаров по договору купли-продажи российской организацией иностранной организации, являющейся исполнителем работ в рамках выполнения Программы сокращения объемов низкорадиоактивных отходов, является объектом налога на добавленную стоимость. Реализация таких товаров должна осуществляться по ценам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость.


Заместитель руководителя Управления

государственный советник

налоговой службы III ранга

А.А. Глинкин


2 февраля 2000 г.

Газета "Московский налоговый курьер"


Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"

Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати


Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1

mnk01@sq97.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.