Вопрос: Является ли арендная плата за объекты нежилого фонда, находящиеся в кондоминиуме, внереализационным доходом или ее необходимо учитывать на целевых источниках поступления средств; следует ли вести отдельный учет поступающих платежей арендной платы? ("Московский налоговый курьер", N 4, апрель, 2000 г.)

Вопрос: Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией и создано по управлению и содержанию кондоминиума. Никакой предпринимательской деятельности не ведет.

Департамент государственного и муниципального имущества г.Москвы передал в управление товариществу объекты нежилого фонда, находящиеся в кондоминиуме, которые ТСЖ начинает сдавать в аренду. 50% арендной платы Арендаторы перечисляют на счет Департамента, а 50% - на счет ТСЖ для покрытия расходов по управлению, обслуживанию и ремонту общего имущества в кондоминиуме, т.к. никаких дотаций из бюджета на содержание объектов жилого и нежилого фонда ТСЖ не получает.

Исходя из вышеизложенного просим разъяснить следующее:

1. Является ли арендная плата внереализационным доходом или ее необходимо учитывать на целевых источниках поступления средств;

2. Следует ли вести отдельный учет поступающих платежей арендной платы и исходя из этого предоставлять расчеты по налогу на добавленную стоимость непосредственно по расчетам с Арендаторами или в целом по всей деятельности ТСЖ.

ГАРАНТ:

См. также Письмо Управления МНС по г. Москве от 28 февраля 2000 г. N 03-12/7891


Ответ: Законом города Москвы от 16 апреля 1997 года N 8-28 "О правах товарищества собственников жилья по управлению и использованию объектов нежилого фонда в кондоминиуме" установлены права ТСЖ по управлению и использованию объектов нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы и входящих в состав кондоминиума, управляемого товариществом, определены порядок и условия реализации этих прав.

Согласно указанному Закону города Москвы объекты нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, могут быть переданы в управление товариществам собственников жилья путем заключения соответствующего договора между ТСЖ и органом или организацией, которой законодательными и нормативными актами Российской Федерации переданы права по осуществлению правомочий собственника городского имущества. При этом передача объектов нежилого фонда в управление не влечет перехода права собственности на них товариществу.

Указанный договор на управление объектами нежилого фонда, находящегося в государственной собственности Москвы, относится к категории договоров на доверительное управление имуществом, к которым применяются правила, установленные главой 53 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Бухгалтерский учет операций, связанных с осуществлением доверительного управления, ведется в соответствии с Указаниями по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 декабря 1998 г. N 68н.

Товарищество собственников жилья наделяется функциями доверительного управляющего в соответствии с договорами на управление объектами нежилого фонда, заключенными с органом, наделенным правами собственника имущества - Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы.

Бухгалтерский учет имущества, полученного в доверительное управление, должен вестись доверительным управляющим на отдельном (обособленном) балансе в общеустановленном порядке.

Размер и форма вознаграждения управляющего за осуществление операций по доверительному управлению предусматриваются условиями договора.

Расходы управляющего по доверительному управлению имуществом учитываются при налогообложении прибыли в соответствии с требованиями Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года N 552, с учетом изменений и дополнений.

Причитающиеся управляющему (или полученные им) суммы по доверительному управлению (вознаграждение и возмещение расходов) учитываются у него как оплата услуг по доверительному управлению. Вознаграждение, полученное доверительным управляющим, включается в состав внереализационных доходов и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

Объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость согласно Закону Российской Федерации от 06.12.91 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг. В связи с этим обороты по реализации услуг по доверительному управлению имуществом подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

По вопросу порядка исчисления налога на добавленную стоимость, подлежащего внесению в бюджет арендодателем с суммы полученной арендной платы, сообщаем следующее.

Зачет (возмещение из бюджета) налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов (по расходам, включенным в арендную плату и связанным с содержанием помещений, сданных в аренду: оплата тепла, электроэнергии, водоснабжения и т.п.), осуществляется в порядке, предусмотренном п. 19 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений).

Данный налоговый режим распространяется и на получаемую арендную плату, учитываемую у арендодателя в составе внереализационных расходов.

В тех случаях, когда арендодатели отдельно от арендной платы получают денежные средства от арендаторов в виде компенсации стоимости коммунальных платежей, в части потребляемой арендаторами, то данные денежные средства подлежат включению в облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот на балансе арендодателя.

При этом суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные арендодателями этого недвижимого имущества поставщикам коммунальных услуг, в том числе и в части потребляемой арендаторами, подлежат зачету (возмещению из бюджета) у арендодателя после оплаты этих услуг поставщикам и их фактического оказания.


Заместитель руководителя Управления

государственный советник

налоговой службы III ранга

А.А. Глинкин


28 февраля 2000 г.

Газета "Московский налоговый курьер"


Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"

Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати


Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1

mnk01@sq97.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение