Вопрос: Образовательная организация поступление денежных средств от родителей за обучение отражает на счете 96. Является ли в этом случае учреждение плательщиком налогов? (ответ ДНП Минфина РФ)


Отвечая на вопрос "Может ли образовательная организация поступление денежных средств от родителей за обучение отражать на счете 96 "Целевые поступления и финансирование", журнал N 9, 2000 г. "Консультант бухгалтера" (с.108) дает однозначный ответ: Да, ссылаясь на ответ Управления налогообложения прибыли (дохода) юридических лиц ГНС РФ от 11 августа 1997 г. N 10-140.

На вопрос "Является ли в этом случае учреждение плательщиком налога на пользователей автодорог и жилфонда", также дан четкий ответ: Нет, т.к. нет объекта налогообложения.

Однако инспекция по налогам и сборам по г.Воркуте считает, что у нее нет достаточных оснований не взимать с учреждения указанные налоги. В г.Воркуте наша школа - единственное негосударственное образовательное учреждение. Прошу дать школе официальный ответ как руководство к действию для защиты ее законных прав.

ГАРАНТ:

См. также письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 1 ноября 2000 г. N 04-02-05/4


Департамент налоговой политики в связи с Вашим письмом сообщает следующее.

Негосударственное образовательное учреждение "Линдгрен - школа" в соответствии с Федеральным законом от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" является некоммерческой организацией.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с полученной от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами. Такие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

В составе доходов и расходов таких организаций не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание указанных организаций, поступившие от других предприятий и граждан, членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады участников этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств. Ведение учета доходов и расходов указанных средств, а также сумм доходов и расходов от предпринимательской деятельности производится раздельно.

Таким образом, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций не облагаются налогом на прибыль.

К расходам, связанным с осуществлением основной уставной деятельности (расходам, связанным с содержанием организаций), относятся расходы по оплате труда административно-управленческого персонала, расходы по содержанию зданий, автомобилей, услуг телефонной связи и другие расходы, связанные с осуществлением основной уставной деятельности организации. Указанные расходы в полном объеме покрываются за счет целевых средств.

Из письма следует, что средства, поступающие от родителей, направляются на обеспечение и развитие учебно-воспитательного процесса. Таким образом, данные средства не являются целевыми средствами и их следует рассматривать как доходы, полученные от оказания платных услуг.

В соответствии с пунктом 3 статьи 40 Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федеральных законов от 13.01.96 N 12-ФЗ, от 16.11.97 N 144-ФЗ) образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю. Однако следует учитывать, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.10.91 N 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" (с последующими изменениями и дополнениями) не допускается внесение изменений в налоговую систему и предоставление налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством.

Согласно пункта 1 статьи 56 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, которые предусмотрены законодательством о налогах и сборах. Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 21 части первой Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, пункт 3 статьи 40 Закона Российской Федерации "Об образовании", предусматривающий, что образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части их уставной непредпринимательской деятельности освобождаются от уплаты всех видов налогов, включая плату за землю, не может являться нормой прямого действия.

Некоммерческие организации, оказывающие платные услуги по обучению по основным образовательным программам и по дополнительным образовательным программам и отражающие в бухгалтерском учете фактически поступившие суммы оплаты по кредиту счета 96 "Целевые финансирование и поступления" в корреспонденции со счетами учета денежных средств, должны признавать доходы и расходы от этой деятельности и выявлять финансовый результат. Признанные в бухгалтерском учете доходы и расходы подлежат отражению в Отчете о прибылях и убытках (форма N 2) как доходы от обычных видов деятельности.

Прибыль, полученная образовательным учреждением от оказания платных образовательных услуг, подлежит обложению налогом на прибыль в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций". При этом, подпунктом "г" пункта 1 статьи 6 указанного Закона предусмотрена специальная льгота для образовательных учреждений, позволяющая направлять прибыль непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в данном образовательном учреждении.

Законом Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) установлено, что налог на пользователей автомобильных дорог уплачивается от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

При этом для образовательных учреждений льгот по уплате налога на пользователей автомобильных дорог вышеназванным Законом не установлено.

В аналогичном порядке данный вопрос рассматривается при исчислении налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.


Заместитель руководителя
Департамента

А.И.Косолапов




Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.